Статья:

Художественные традиции испанской керамической плитки. Эволюция и современность

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Художественные традиции испанской керамической плитки. Эволюция и современность // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(44). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественные традиции испанской керамической плитки. Эволюция и современность

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г Строганова, РФ, г. Москва

 

THE ARTISTIC TRADITIONS OF SPANISH CERAMIC TILES. EVOLUTION AND MODERNITY

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History,  Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow
 

Аннотация. В приведенной статье прослеживается историческая преемственная связь в области технологического производства испанской керамической художественной плитки для экстерьерной и интерьерной среды. Отмечаются характерные черты орнамента, сложившиеся в эпоху средневековья и их эволюция вплоть до настоящего времени. В материале подчеркивается факт дифференцированного использования керамических изделий в зданиях культового назначения (аристократическая школа изготовления) и общественного (ремесленная школа изготовления). Даются характеристики различных керамических мануфактур, сложившихся в Испании к концу ХV века и их преемников, современных испанских брендов, снискавших себе мировую славу на рынке массовой продукции.

Abstract. This article traces the historical continuity in the field of technological production of Spanish ceramic art tiles for exterior and interior environments. The characteristic features of the ornament that developed in the middle ages and their evolution up to the present time are noted. The article highlights the fact of differentiated use of ceramic products in buildings of religious significance (aristocratic school of manufacture) and public (craft school of manufacture). They are given the characteristics of various ceramic manufactories that developed in Spain by the end of the XV century and their successors, modern Spanish brands that have gained worldwide fame in the mass production market.

  

Ключевые слова: производство керамической плитки; мануфактура; глазурь, эмаль; облицовочные работы.

Keywords: production of ceramic tiles; manufactory; glaze; enamel; facing work.

 

Применение керамической плитки для отделки и декора насчитывает многие века. Ещё в древней Месопотамии для облицовки дворцов и храмов использовалась напоминающая мозаику плитка, особую прочность которой придавала нанесённая сверху глазурь. Особых успехов в технологии керамической плитки достигла мавританская Испания в период Х-ХV веков: во многом опередившая своё время, она научилась применять плитку в таких масштабах, которые были неведомы ранее. Неслучайно именно испанская керамическая плитка остаётся эталоном качества и сегодня. Но главным фактором, обусловившим появление и широкое распространение этой технологии был человеческий труд и стремление к совершенству многих поколений мастеров, изобретателей, художников.

Испанская керамика вдохновляет художников на создание новых образцов керамического искусства. В этом плане испанская керамическая плитка выступает в качестве живительного источника, из которого черпают свои силы производители керамики. Даже известные маэстро керамической плитки − Гауди и Эшер − стали мастерами только после долгого и упорного изучения особенностей производства и нанесения рисунка испанской керамической плитки. Сегодня лучшие коллекции испанской керамической плитки − обязательный материал в отделке престижных гостиниц, зданий для представителей органов высшей государственной власти, а также жилых домов и квартир, владельцы которых знают толк в искусстве.

Оглядываясь назад в историю керамики, можно увидеть колоссальное влияние Испании в рождении и эволюции керамической плитки, адаптировавшей и трансформировавшей вклад арабской культуры, начиная с XI века. В средние века Пиренейский полуостров стал местом синтеза различных факторов, таких как богатые романские и вестготовские керамические традиции, технологическое оснащение и декоративные навыки египетско-месопотамской культуры, а эстетика Северной Европы и Средиземноморья внесла новые ценности христианского мира [3, c. 44]. Результат оказался непревзойденным, панорамно-художественным, что, несмотря на несоответствие элементов происхождения, достиг удивительной степени эстетической гармонии, подобной других областей культуры, общества или экономики Испании.

Испанцам пришлась по душе керамическая плитка, они использовали этот материал для отделки своих домов, украшения фасадов и внутреннего убранства. Именно благодаря столь сильной любви к отделочному материалу в стране отмечено было активное развитие производства керамики. Но не только фактор любви и повсеместного использования плитки способствовал развитию данной отрасли. Еще одна причина активного распространения керамического производства – добыча красной и белой глины в стране. Испанцы имели под рукой основной материал для изготовления качественной керамики, что заметно снижало себестоимость продукции. Ведь испанские фабрики очень редко использовали сырье иностранного производства [2, c. 20].

Первыми производителями керамической плитки были строители, возводившие дворцы в древней Персии. Конечно, изобретение древнеиранских мастеров не обладало нынешними характеристиками, однако основы технологии производства были заложены именно тогда. Испанские мастера эпохи средневековья усовершенствовали секреты изготовления этой продукции, придав ей прочность и надёжность. Многие интерьеры, отделанные плиткой в средневековой Испании, пережили столетия и сейчас выглядят также ярко и свежо, как и после завершения облицовки. Упомянутое свойство − прочность − являлось главным качеством, к которому стремились мастера того времени.

Среди технологических новинок, которые появились в связи с вторжением в Испанию арабов в VIII веке, стали различные керамические процессы, которые служили для получения продукта со стекловидным слоем, что делало его непроницаемым и, более того, составляло основание и покрытие его хроматизма или украшения. Эти процессы включают прозрачное или светло-зеленое свинцовое глазурование - украшение на белом ангобе и под прозрачной глазурью, которые изначально делали в XI веке в Месопотамии, Персии и Египте. Эта техника вскоре достигла Пиренейского полуострова и первая производственная мануфактура была основана в Малаге. Архитектурное применение золотых деталей в качестве облицовочного материала во время исламской эры было известно, как фундаментальный полусферический сегмент, который украшал башню главной мечети Севильи (XII век) и другие здания в городе.

Первые образцы глазурованной керамики, использовавшиеся в архитектуре восходят к рубежу X-ХI века. Эксперты связывают использованную технику и её широкое применение с персидской архитектурой, полагая, что семьи мигрировавших арабских гончаров в Аль-Андалус (Андалусия), возможно, повлияли на развитие испанской плитки в XIV и XV веках [2, c. 35]. Например, мозаичные узоры вокруг входа в мечеть Абд-ар-Рахмана, созданные в X веке архитектором Аль-Хакимом, демонстрируют все три типа отделки, допустимых в исламских святых местах: стилизованные надписи на классическом арабском языке, геометрические узоры и стилизованные растительные и цветочные узоры. На этом раннем этапе испанско-исламского искусства растительное и цветочное декорирование по-прежнему носило относительно натуралистический характер: позднее оно становится более стилизованным, более геометричным и более повторяющимся, принимая форму математически продуманных узоров, известных, как арабески. К тому времени, когда в XIV веке был построен замок Альгамбры в Гранаде, растительные и геометрические декоративные формы стали почти неразличимыми. В это же время, в архитектурной сфере, на юге страны, в Гранаде были достигнуты необычные уровни изысканности при использовании керамической плитки. Она являлась показателем стандарта придворного образа жизни, аристократичности, образованного общества с прекрасным чувством комфорта [3, c. 51].

Во время арабской эпохи (VIII-XV века), области, окружающие Валенсию, были важным регионом по производству керамики, и разумная бизнес-политика была лучшей поддержкой для сети распространения керамической продукции в различных христианских и мусульманских средиземноморских странах через порт Валенсии, который был самым значимым средиземноморским портом того времени. Общеизвестно, что из Республики Венеция были получены одобрительные отзывы о продукции из Манисеса − главного керамического центра страны. Испанская плитка из Манисеса и Патерны были использованы в строительстве в Лигурии (Северная Италия), кроме того, плитки отправлялись в Египет, Сирию и даже Турцию. [5, c. 12]. (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Мост Св. Луизы в Генуе (Лигурия). 1470-е гг.

 

Однако Италия была, пожалуй, самым важным клиентом. В 1445-57 гг. Альфонсо Великодушный приказал, чтобы пол в его дворце, Кастель Нуово в Неаполе, был уложен плиткой из Манисеса, украшенный его гербом. Манисес также стал центральным поставщиком облицовочного материала для самого Папы, чьи комнаты были украшены в XV веке [5, c. 17].

Важно заметить, что секреты изготовления этого декоративного материала свято охранялись церковью, священнослужителями и стали достоянием массового производителя лишь в XIX веке. Данное обстоятельство обусловило редкость и невероятную ценность применяемого материала, а также исключительную тщательность работ средневековых гончаров и облицовщиков. В этой связи лицезреть испанскую плитку можно было исключительно на стенах католических храмов [5, c. 19].

Всё же, описанная ситуация не мешала процессу постепенного совершенствования технологий. По экономическим и идеологическим причинам отрасль производства данного облицовочного материала была разделена на две категории: "ремесленная школа" и "аристократическая школа". Так называемое "ремесленное" направление родилось в период Реконкисты − изгнания христианами мавров из Испании к 1450 году [3, c. 70]. Основателями данной школы стали гончары, оптимизировавшие процесс производства керамической плитки путем многочисленных экспериментов. Качество получаемых при этом вариаций чаще всего было невысоким. "Ремесленная" керамическая плитка не считалась декоративным отделочным материалом − ее чаще всего использовали в отделке сельских церквей, различных городских зданий, колоколен и фонтанов. Ремесленники делились секретами производства со своими учениками, а наиболее успешные из последних создавали первые мануфактуры. Позже эти предприятия разрастались в крупные фабрики, многие из которых активно развиваются и по сей день [4, c. 37]. С течением времени технологии производства становились более совершенными и качество продукции постепенно улучшалось. Именно в цехах ремесленников накапливался опыт, благодаря которому сегодняшняя плитка стала столь массовым, надёжным и функциональным отделочным материалом. Используя именно подобную плитку для массового производства использовал в своих бессмертных творениях великий архитектор Антонио Гауди. (Рис. 2). [1, c. 32].

 

Рисунок 2. Дом Каса-Батальо. Барселона. 1904 г.

 

Относительно "аристократической школы", то здесь изготавливалась отделочная керамика в строгом соответствии с древними правилами, доступными ограниченному кругу мастеров, тесно связанных с католической церковью. Под "аристократической" испанской плиткой понимается арабская керамика, секреты производства которой были записаны в начале VIII-IX веков католическими монахами. Запретной для передачи была информация о технике нанесения рисунка, составе каолиновых глин, используемых в производстве, и даже температуре обжига. Сегодня церковь уже не имеет той власти, что раньше, однако и сейчас существуют компании, хранящие старинные секреты производства плитки в строжайшей тайне.

К 1500 году, с падением производства в Манисесе и Гранаде, другие города переняли традиции производства керамической плитки, особенно Севилья и Толедо. В этих городах были основные производственные центры новой художественной техники: украшение кружевным узором на губчатой поверхности, что в значительной степени способствовало укладке, а также повлияло на появление первых массовых производственных процессов. Успех этой техники был колоссальным, и в течение нескольких лет он захватил испанские, европейские и американские рынки. Позднее особенно необходимой стала более дешевая продукция, которая позволяла бы экспортировать ее, а также облегчала бы процесс укладки. Плитка из Севильи также достигла Великобритании, украсила ватиканские комнаты Папы Леона X (1513-1521) (Рис. 3) и замок Сан-Анджело в Риме, помимо украшения дворцов в Неаполе и Генуе, сохранившихся до наших дней [6, с. 62].

 

Рисунок 3. Покои Папы Леона Х. Пол - севильская плитка. Роспись на стенах - Рафаэль Санти

 

Испанская школа керамической плитки чрезвычайно инновационна в области технологии. В ХХI веке наряду с традиционными орнаментами, придающими неповторимость облику городов, дизайнеры стремятся совершенствовать свое производство в области экологии. Испанская керамика практична, эффектна и оригинальна в дизайне, а также экологична, поскольку на 100 % является натуральным материалом. Ежегодно компании инвестируют в новые технологии, которые предназначены для сохранения окружающей природной среды, ее очистки. Используя диоксид титана в системе H&CTILES, компания Grespania научилась создавать керамику с поверхностью, неуязвимой к загрязнению. Что такое H&CTILES? Это использование технологии Hydrotect в области производства керамической плитки. Ее идея содержится в применении специального средства с диоксидом титана, которое соединяется непосредственно с керамическим материалом и становится его неотъемлемой частью. УФ-лучи, попадая на поверхность такой плитки, вызывают фотокаталитическую реакцию. В результате молекулы любых загрязнений разлагаются на более мелкие частицы, теряя адгезию (сцепление) с поверхностью. После этого, вода не стекает струйками по такой плитке, а распределяется равномерно, смывая всю грязь. Таким образом, система H&CTILES придает плитке важные свойства: бактерицидность, удаление посторонних запахов, самовосстанавливающий эффект на все время эксплуатации. Все это происходит без нарушения эстетики и собственных технических свойств [7, с. 93].

Для мест с повышенной влажностью компания Keraben предлагает плитку, стойкую к любым внешним воздействиям — это экологичный керамогранит Lifeker, способный к самоочищению. На его поверхности происходят химические реакции, провоцирующие распад жиров и разрушение оболочек бактерий, клещей, грибков. Поэтому, Lifeker — незаменимое покрытие для отделки поверхностей в больницах, школах, детских садах и помещений с влажным микроклиматом: бассейнов, террас, оранжерей [7, с. 96].

Современная испанская продукция отличается многообразием дизайнерских решений. Но можно выделить общие характеристики, в которых и проявляется весь ее колорит. Она представлена броскими и яркими оттенками. По этой причине, и плитка выделяется жизнерадостным исполнением. Зачастую можно встретить зеленоватые, синеватые, коричневатые, бежевые и розовые тона. Для испанской керамики характерно использование растительных орнаментов, вензелей, розетт и всевозможных виньеток. Зачастую коллекции дополняются панно и бордюрами, а также другими декоративными вставками. Для части коллекций характерно использование стеклянных и металлических элементов. Сегодня все чаще используется плитка с фотопечатью [8].

Большинство современных известных испанских брендов отличаются особой спецификой, выпуская не только необычные коллекции, но и нестандартные разновидности плитки. Так, бренд Absolut Keramika Cobsa продает керамику в стиле кантри и Викторианской эпохи, а также в типичном европейском стиле. Коллекции компании представлены образцами небольшого размера. Бренд Aparici продает более 2000 образов, которые отличаются по дизайнерскому и стилевому исполнению. Интересно, что в процессе производства используются только природные составляющие. Компания APE Ceramica выпускает исключительно элитные образцы, которые составляют десятки стильных коллекций. Их общими достоинствами является особое благородство и традиционный аристократизм. Бренд Aranda известен как в Европе, так и в большинстве стран мира. Компания выпускает обширные коллекции, главным достоинством которых является использование передовых технологий. Бренд Azahar постоянное внедряет инновационные технологии, хотя на рынке керамической плитки известен совсем недавно. Его особенностью являются идеально ровные края, что дает возможность получить ровную поверхность без заполнения промежутков между отдельными элементами. Это существенно облегчает установку с сохранением высокого качества готового покрытия. Бренд Grespania удостоился звания настоящего законодателя мода. Он выделяется оригинальностью и нестандартностью дизайнерского исполнения. А компания Venis специализируется на производстве коллекций, отдельные элементы которых отличаются нестандартными параметрами. Огромное внимание уделяется стилевому решению. Конечно, это не все испанские марки. Не менее популярны изделия Keraben, La Planeta, Venus Ceramical и некоторых других производителей [7, с.127].

 

Рисунок 4. Керамическая стенка, разделяющая некоторые кварталы в Барселоне

 

Керамическая плитка в Испании прошла долгий процесс эволюции. Если в начале своего пути она служила предметом роскоши для облицовки культовых зданий и интерьеров, то со временем её функция расширилась − она стала повсеместно использоваться в экстерьерной среде − в качестве настенных керамических панно, табличек с названиями улиц, кафе, ресторанов, гостиниц. Также плиткой облицовывались мосты и уличные скамьи, предопределяя сказочность и рукотворную теплоту облика испанских городских кварталов. (Рис. 4, 5). Но было бы неправильным считать, что керамическая плитка призвана только сохранять облик прошедших эпох.

 

Рисунок 5. Керамическое панно из плитки в интерьере кафе в Севилье

 

Новые технологии позволили древнему материалу по-новому зазвучать в облике современных городов и интерьеров.

Керамические покрытия − настоящая находка для архитекторов и дизайнеров при создании минималистичных пространств, ставших в 2010-е годы очень распространёнными в европейском дизайне интерьеров. По сравнению с натуральными природными материалами они обладают рядом неоспоримых преимуществ. Применение в процессе производства инновационных технологий позволяет добиться максимальной прочности и при необходимости менять характеристики готового изделия в зависимости от задач. Сегодня, помимо привычных облегченных вариантов для декоративной отделки, можно встретить покрытия, предназначенные для внешних облицовочных работ, отделки пешеходных зон и тротуаров, открытых террас и бассейнов, общественных зон с высокой проходимостью и т. д.

Испанские производители керамических покрытий демонстрируют своё видение стилистики минимализма, предлагая широкий ассортимент коллекций, выполненных в этом ключе. Первое, на что стоит обратить внимание − это плитка, имитирующая бетон и цемент, которая сегодня на пике моды и часто играет сольную партию в отделке пола и стен. Такие коллекции есть в линейке практически всех крупных испанских фабрик. Несмотря на кажущуюся однотипность, плитка под бетон очень разнообразна. Цветовая палитра включает в себя широкую гамму оттенков, от серебристых, серых и серо-голубых до слегка бежевых с песочным отливом. Кому-то такое пространство покажется скучным, но испанские компании нашли способ избежать излишней аскетичности и стерильности, предлагая рельефную плитку под бетон, искусственно состаренные интерпретации, неброский сдержанный декор и легкие орнаменты. Строгий "бетон", по их мнению, интересно смотрится в сочетании с графическими орнаментами, уютным узором "пэчворк", имитациями граффити, акварельных рисунков или дерева [7, с. 158-159]. Это своеобразный "холст", который обладает огромным творческим потенциалом и станет превосходным фоном для акцентирующих внимание деталей. (Рис. 6, 7).

 

Рисунок 6. Интерьер в стиле минимализм. 2010 -е гг.

 

Рисунок 7. Интерьер в стиле минимализм. 2010 -е гг.

 

Изысканная простота, столь характерная для минимализма, выходит на первый план, но совсем отказываться от декора, по мнению испанских дизайнеров, всё же не стоит, тем более что декоративные элементы претерпели изменения и выглядят более чем сдержанно. В приоритете неброские нежные орнаменты без явных контрастов, растительные и цветочные мотивы, абстракции и размытие акварельные вставки, часто повторяющие цветовую гамму базового покрытия и усиливающие общий эффект монохромности. Одно из актуальных направлений, которое постепенно получает развитие и завоевывает популярность, − использование в качестве декоративных вставок мозаики и мелкоформатной плитки с эффектом 3D.

Принято считать, что минимализм в интерьере предполагает использование нейтральной цветовой гаммы: в качестве базовых цветов чаще всего выступают белый, бежевый и серый, а также актуальные пастельные оттенки. Стараясь уйти от стереотипов, в последнее десятилетие испанские производители вполне допускают отступления от жестких колористических ограничений и предлагают сыграть на контрасте, выбрав черно-белые сочетания или используя яркие цветовые акценты, ведь минимализм − это стиль с непредсказуемым характером, который может излучать покой и умиротворение или, наоборот, быть строгим и жестким [8].

В эпоху научно-технического прогресса человек стремится окружить себя естественной природной красотой, создавая материалы, имитирующие кожу, дерево, металл, натуральные ткани или природный камень. Испанские производители и в этой сфере достигли потрясающих успехов. Современные керамические покрытия расстилаются на полу персидскими коврами или уютно располагаются деревянными панелями на стенах; при этом они не просто создают иллюзию деревянного покрытия, но и сохраняют его тепло. (Рис. 8).

 

Рисунок 8. Часть интерьера кухни с отделкой рукава керамической плиткой

 

В руках испанских мастеров обычная глина может превратиться в кожу высококачественной выделки, которая поможет создать атмосферу роскоши и богатства. Еще одно современное направление − широкоформатные и ректифицированные керамические покрытия. Ректифицированный керамогранит, благодаря тонкой, деликатной обрезке краев, позволяет создать единую, монолитную структуру поверхности, а крупные форматы выгодно подчеркивают благородный шик минималистического интерьера. Этот вид керамических покрытий позволяет воссоздать все великолепие натуральных текстур и по достоинству оценить их тонкую, природную красоту.

Именно в преемственности, в уважении к историческому прошлому древних гончаров-керамистов, в переосмыслении методов проектирования и применении новых технологий изготовления плитки, расширением её функциональности в повседневной общественной практике прослеживается основная черта современных дизайнеров, работающих в этой исторически богатой области художественного производства. Таким образом, традиции, методы и технологии изготовления испанской плитки, передаваясь из поколения к поколению, совершенствуясь и развиваясь, позволили керамической плитке на сегодняшний день, несмотря на ее значительный возраст, оставаться одним из самых востребованных и популярных декоративных материалов. Что же касается "испанской плитки", то это название стало именем нарицательным, и подразумевает под собой продукцию высочайшего качества, оригинального дизайна и уникальных технических характеристик.

 

Список литературы:
1. Бассегода Нонель X. Антонио Гауди, перевод с исп. М. Гарсиа Ордоньес / Под ред.: В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1986.
2. Джованна Буббико, Хуан Крус . Керамика. Техники, материалы, изделия., — М.: Ниола-Пресс, 2006.
3. Каптиков А., Богданова Д. Мавританская архитектура Испании. Мусульманские памятники. Мудехар. — М.: TATLIN, 2019.
4. Крапивин В., Акунова Л. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. — М., Высшая школа, 1984.
5. Кубе А. Н. Испано-мавританская керамика. — М., Издательство Академии наук СССР, 1940.
6. Сим Н. Архитектура Южной Испании эпохи барокко. Формирование национального стиля. — М.: Прогресс-Традиция, 2018.
7. Chueca Goitia, Fernando: Historia de la arquitectura española, dos volúmenes. Diputación de Ávila, 2001.
8. Гении современной архитектуры // Журнал «Региональная экономика: теория и практика». − Москва. − № 10. − 2017.