Статья:

Вибрато на саксофоне: выразительное значение и методы освоения

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Артемьев И.Л., Бородин А.Н. Вибрато на саксофоне: выразительное значение и методы освоения // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вибрато на саксофоне: выразительное значение и методы освоения

Артемьев Игорь Львович
профессор, заслуженный работник культуры РСФСР, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Сергея Васильевича Рахманинова – ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, РФ, г. Тамбов
Бородин Александр Николаевич
старший преподаватель, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Сергея Васильевича Рахманинова – ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, РФ, г. Тамбов

 

Vibrato saxophone: expressive importance and methods of development

 

Igor Artemyev

Professor, Honored Worker of Culture of the RSFSR, Tambov State Music and Pedagogical Institute named after Sergei Vasilyevich Rakhmaninov - TGMPI them. S.V. Rakhmaninov, Russia, Tambov

Alexander Borodin

Senior Lecturer, Tambov State Music and Pedagogical Institute named after Sergei Vasilyevich Rakhmaninov - TGMPI them. S.V. Rakhmaninov, Russia, Tambov

 

Аннотация. Статья посвящена художественно-выразительному средству музыканта-духовика – вибрато. Она ставит своей целью охарактеризовать выразительные возможности вибрато, определить спектр его применения в музыкальных произведениях, обобщить и конкретизировать существующие методы его освоения, опираясь на опыт теоретиков и практиков в сфере исполнительства на духовых, дать практические рекомендации по освоению приёма.

Abstract. The article is devoted to the artistic-expressive means musikatha-an air gun – vibrato. It aims to characterize the expressive possibilities of vibrato, to determine the range of its application in musical works, to generalize and specify the existing methods of its development, based on the experience of theorists and practitioners in the field of performance on the wind, to give practical recommendations for the development of reception.

 

Ключевые слова: саксофон; вибрато; виды вибрато; методика освоения вибрато; упражнения.

Keywords: saxophone; vibrato; types of vibrato; methods of mastering vibrato; exercises.

 

Вибрато, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, пришло в духовое исполнительство достаточно поздно. Первоначально этот приём возник в творчестве итальянских вокалистов, затем был воспринят исполнителями на струнных инструментах. Что касается давности использования вибрато в арсенале выразительных средств духовиков, то оно долгое время не признавалось повсеместно: негативное отношение к нему наблюдалось ещё в 20е-30е годы XX века. Однако, в настоящее время вибрато занимает важнейшее место в ряду художественно-выразительных средств исполнителей, как на духовых инструментах вообще, так и на саксофоне в частности.

Данная статья ставит своей целью охарактеризовать выразительные возможности вибрато, определить спектр его применения в музы­кальных произведениях, обобщить и конкретизировать существующие методы его освоения. Вибрато, представляющее собой незначительное изменение высоты, громкости и окраски (тембра) звука, придаёт последнему большую эмоциональную выразительность, гибкость, насыщенность. Размах громкостного вибрато составляет 3-8 дБ, высотного – 20-50 центов, частота колебаний «нормального» вибрато равняется 6-7 колебаний в секунду. Увеличение частоты колебаний воспринимается как тремолирование, дрожание звука, то есть, с пози­ции художественной выразительности, даёт, скорее, отрицательный результат. В духовом исполнительстве, в зависимости от способа обра­зования, выделяют несколько видов вибрато. В.А. Леонов [2, с. 312] говорит о трёх: губном, дыхательном и смешанном. В.Н. Апатский [1, с. 242] выделяет ещё большее количество видов вибрато. Помимо диафрагмального и ротового, он описывает ротоглоточное, гортанное, грудное, губное, ручное и головное вибрато. Некоторые из перечис­ленных видов используются только на одном-двух инструментах (ручное вибрато), другие можно отнести к разряду редко используемых и «непопулярных», дающих «сомнительный» художественный результат (губное, гортанное, головное), третьи являются производными от ротового и диафрагмального (грудное, ротоглоточное). За исклю­чением головного и ручного вибрато, все остальные виды образуются за счёт колебаний всего или части воздушного столба в дыхательных путях музыканта.

Исполнители на саксофоне используют преимущественно ротовое вибрато, в образовании которого задействованы нижняя челюсть и язык. Источник колебаний в данном случае – периодические толчки дыхания, рождающиеся в полости рта. Методисты не рекомендуют использовать вибрато на начальной стадии обучения [3, c. 47; 1, 247-248], так как оно требует определённой степени сформирован­ности исполни­тельского аппарата и музыкального мышления. Начинать заниматься вибрато на саксофоне следует в тот момент, когда амбушюр и дыхание работают стабильно, звук становится качественным, ровным, интона­ционно устойчивым, плавным в легато, разнообразным в динами­ческом отношении. Зачастую, к постижению сущности вибрато учащийся при­ходит интуитивно. В то же время существуют положения, которые могут помочь в формировании вибрато. В.Н. Апатский приводит следующие: «1 – чёткое формирование в сознании учащегося пра­вильной слуховой цели; 2 – всемерное развитие внутренней слуховой потребности в вибрато; 3 – всемерное развитие неустанного слухового само­контроля» [1, с. 248].

Многие исполнители и педагоги разрабатывают свою методику постановки вибрато. Так, профессор Московской консерватории Р.П. Терёхин предложил систему упражнений, основанных на периодических толчках выдоха. Он рекомендовал начинать с толчков четвертными длительностями, по мере освоения постепенно переходить к восьмым, а затем – к шестнадцатым в различных ритмических вариантах (триоли, квартоли). В ходе работы над этими упражнениями необходимо следить за сохранением периодичности толчков, особенно в быстром движении.

Методику постановки диафрагмального вибрато разработал профессор РАМ им. Гнесиных В.Л. Кудря. Он с успехом применяет её, к в процессе работы с учащимися своего класса, так и на открытых мастер-классах. В. Л. Кудря предлагает отрабатывать толчки дыхания, сначала на более крупных длительностях, постепенно переходя к триолям, считая, что вибрато лучше воспринимается в триольном оформлении, нежели в квартольном. Одно из предлагаемых профес­сором упражнений заключается в постепенном ускорении триолей и обратном замедлении.

Методики Р.П. Терёхина и В.Л. Кудри предназначены для овладения навыками диафрагмального вибрато, однако исполнители-саксофонисты, использующие ротовое вибрато, могут взять «на вооружение» основной принцип этих упражнений.

Начиная работу над ротовым вибрато, саксофонист должен извлечь звук в среднем регистре и, посредством колебаний нижней челюсти, попытаться создавать толчки дыхания в полости рта, как бы произнося поочерёдно звуки «О» и «У». После того как принцип колебаний будет усвоен, можно использовать для занятий упражнения, сходные с описан­ными ниже. Джазовый саксофонист, практикующий педагог, автор ряда учебных пособий для саксофона А. В. Борков рекомендует упражняться в искусстве вибрато следующим образом:

Упражнение № 1

Упражнение № 1 следует выполнять с применением метронома, настроенного на 80 ударов в минуту. Оно состоит из двух фаз:

  • на первую четверть саксофонист открывает челюсть в положение, соответствующее произношению буквы «О»;
  • на вторую четверть саксофонист приводит челюсти в положение, соответствующее произношению буквы «У».

Музыкант должен следить за тем, чтобы движения челюстей были безупречно плавными и ритмичными. Их амплитуда ради закрепления рефлексов может быть на начальном этапе освоения экзерциса максимальной. Внимание ученика к интонации центрального тона может быть отодвинуто во времени. Юному музыканту целесо­образно придерживаться следующей структуры выполнения упражнения: ноты а1, с3 и е1 играются ежедневно по одной минуте в течение недели.

Упражнение №2

Упражнение на освоение вибрато №2 исполняется без помощи метронома в прежнем темпе (80 ударов в минуту). Некоторые педагоги-практики советуют выполнять этот экзерцис с закрытыми глазами, мысленно рисовать синусоиду и следовать за ней звуком:

 

Рекомендации относительно смены фаз движений челюстей к прежнему упражнению сохраняются в полном объёме и здесь. Амплитуду вибрато целесообразно сузить до четверти тона от исходного звука в каждую из сторон. За центральным тоном следует закрепить имманентную ему звуковысотность и придерживаться её в занятиях. Ежедневная продолжительность работы над упражнением № 2 в течение недели, так же как и в № 1, составляет одну минуту для каждой ноты (а1, с3 и е1). Процесс освоения экзерциса предполагает постепенное увеличение количества времени для игры каждого звука.

Упражнение №3

Упражнение на освоение вибрато №3 исполняется с метрономом в темпе 80 ударов в минуту. Оно направлено на развитие гибкости и скорости амбушюра. Как и первые два, упражнение № 3 состоит из двух фаз, но протекают они в два раза быстрее:

  • на первую восьмую саксофонист открывает челюсть в поло­жение, соответствующее произношению буквы «О»;
  • на вторую восьмую саксофонист приводит челюсти в положение, соответствующее произношению буквы «У».

Движения челюсти должны быть точными и чётко совпадать с ударами метронома. Амплитуда движений, как и в первом упражнении, может быть крупной. Структура домашних занятий, включая времен­ные регламенты, полностью сохраняется как и в первых двух экзерцисах.

Упражнение №4

Упражнение № 4 следует выполнять с применением метронома, настроенного на 80 ударов в минуту. Как и предыдущие, оно состоит из двух фаз:

  • на первую восьмую саксофонист открывает челюсть в поло­жение, соответствующее произношению буквы «О»;
  • на вторую – саксофонист приводит челюсти в положение, соответствующее произношению буквы «У».

За центральным тоном следует закрепить имманентную ему звуковысотность и придерживаться её в занятиях. Ежедневная продол­жительность работы над упражнением № 4 в течение четырёх дней составит одну минуту для каждой ноты (а1, с3 и е1).

В период освоения приёма вибрато не следует применять его при исполнении гамм, этюдов и пьес. Необходимо внимательно слушать различную музыку, анализировать частоту и амплитуду вибрато в соотношении с темпом и ритмом музыки. Все упражнения должны быть направлены на то, чтобы научиться «предслышать» как должна звучать та или иная нота или музыкальная фраза, а амбушюр – автоматически выполнять движения для достижения необходимого результата. Применение вибрато при исполнении музыкантом-профес­сионалом музыкальных произведений не может быть случайным, непроизвольным. Его использование должно быть оправдано какой-либо целью, направлено на достижение определённого художественного результата. Вибрато по-разному используется в музыке различных стилей. Так, нужно учитывать, что в музыке барокко исполнение с вибрато в подавляющем большинстве случаев не допускается. В музыке эпохи классицизма этот приём используется преимущественно на звуках продолжительной длительности, для придания им большей эмоциональной окрашенности, теплоты. В музыке романтизма спектр применения вибрато более широк. Особенно оправданным будет наличие вибрато в эпизодах взволнованного характера, для передачи эспрессивных, страстных образов. Композиторы XX – XXI вв. нередко точно отмечают в нотах места, где необходим приём вибрато. Вибрато может не только разнообразно окрашивать различные звуки и фразы, но и служит «средством развития, активно содействующим рельефному выявлению “единой линии сквозного действия”, содействующим дости­жению художественной целостности и убедительности исполнения» [1, с. 255]. Подразумевается, что характер и интенсивность вибрато меняется в зависимости от раздела формы.

Приём, влияющий на все уровни формы музыкального произве­дения и воплощение стиля сочинения, является важнейшим ресурсом в арсенале художественно-выразительных средств музыканта-духовика. Роль вибрато в развитии исполнительства на духовых инструментах в России и его потенциал при передаче замысла от композитора к слушателю в массовой педагогической практике ещё предстоит оценить.

 

Список литературы:
1. Апатский В.Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства: учебное пособие. – К.: НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006. – 432 с.
2. Леонов В. А. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. – 345 с. 
3. Федотов А. А. Методика обучения игре на духовых инструментах: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Музыка», 1975. – 160 с.
4. Хаймович А. (Борков А. В.) Саксофон. Джаз, блюз, поп, рок: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://antoshahaimovich.com/saxophonejazzbluespoprock100020.htm?fbclid=IwAR3NoloMnsVUqnxt6y1262jqFAe72KSCmcPgPh5a2buldnHB4j_mM1w34yQ (Дата обращения: 13.12.2018).