Статья:

Преемственные научные связи как источник музыковедческой мысли в изучении фортепианного искусства Республики Молдова

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Варданян А.А. Преемственные научные связи как источник музыковедческой мысли в изучении фортепианного искусства Республики Молдова // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 41-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Преемственные научные связи как источник музыковедческой мысли в изучении фортепианного искусства Республики Молдова

Варданян Алена Альфредовна
доктор (кандидат) искусствоведения и культурологии, и.о. профессора, Академия музыки, театра и изобразительных искусств, Республика Молдова, г. Кишинев

 

CONTINUITY OF SCIENTIFIC RELATIONS AS A SOURCE OF MUSICOLOGICAL THOUGHT IN THE STUDY ABOUT PIANO ART OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

 

Aliona Vardanean

Doctor of Fine Arts and Cultural Studies, Assistant Professor, Academy of Music, Theatre and Fine Arts, Republic of Moldova, Chisinau

 

Аннотация. В статье анализируются научные связи между зарубежным и молдавским искусствоведением, которые являются источником для формирования оригинальных музыковедческих концепций о фортепианном искусстве Республике Молдова. Представляется панорама диссертационных исследований, монографий и статей, образующих базу данных о современном состоянии национального композиторского творчества для фортепиано. Делается вывод о плодотворности взаимообогащающего сотрудничества музыковедов разных стран и о перспективности совместных научных разработок.

Abstract. The article analyzes the scientific relations between foreign and Moldovan art criticism, which are the source for the formation of original musicological concepts about piano art in the Republic of Moldova. A panorama of dissertational studies, monographs and articles that form a database on the current state of the national composer creativity for piano is presented. The conclusion is drawn about the fruitfulness of the mutually enriching cooperation of musicologists from different countries and about the prospects of joint scientific developments.

 

Ключевые слова: диссертация; композиторское творчество; молдавское музыковедение; научные связи; фортепианное искусство.

Keywords: dissertation; composer creativity; Moldavian musicology; scientific connections; piano art.

 

Трудно переоценить роль международных научных связей в развитии музыковедения Республики Молдова, поскольку большинство важнейших исследований в области истории и теории музыки здесь было выполнено либо выпускниками ведущих музыкальных вузов других стран, либо их учениками. В этой связи назовем имя выпускника консерватории бельгийского города Льеж, доктора хабилитата, профессора Бориса Яковлевича Котлярова, внесшего большой вклад в изучение музыкальной культуры Бессарабии и ставшего одним из первых исследователей творчества классика румынской музыки Дж. Энеску. Нельзя не упомянуть воспитанницу Ясской академии музыки и драматического искусства им. Дж. Энеску Лидию Александровну Аксёнову, первую женщину, ставшую кандидатом искусствоведения в Молдове, автора диссертации о молдавской музыкальном фольклоре и основательницу изучения молдавской музыки в Академии музыки, театра и изобразительных искусств (АМТИИ). Немалые заслуги в развитии исторического музыкознания в Республике Молдова принадлежат выпускнику Одесского музыкально-театрального института им. Бетховена Александру Владимировичу Абрамовичу.

Но, пожалуй, наибольшее число молдавских музыковедов, занимающихся изучением проблем национальной музыки, являются выпускниками российских консерваторий. Достаточно сослаться на имена музыковедов Владимира Вячеславовича Аксёнова, Елены Сергеевны Мироненко, Элеоноры Амбарцумовны Абрамовой, Галины Вартановны Кочаровой, Леонида Александровича Райляну, Ирины Евгеньевны Чобану-Сухомлин, Светланы Викторовны Циркуновой, Виктории Борисовны Мельник и других ученых, чтобы убедиться в справедливости сказанного.

Естественно, что методологические принципы зарубежного, в первую очередь – русского, музыкознания ощущаются в работах, исследующих разные области музыкальной действительности Республики Молдова — композиторского творчества, исполнительской практики, педагогики. Отразились они и в изучении молдавской школы пианизма.

Цель настоящей статьи заключается в раскрытии традиций зарубежного музыкознания, претворенных отечественными музыковедами при анализе фортепианного искусства Республики Молдова.

Его истоки находятся в музыкальной действительности Бессарабии XIX века, а расцвет приходится на вторую половину ХХ столетия. На протяжении этого периода интенсивно развивалось концертное исполнительство, совершенствовалось педагогическое мастерство местных преподавателей-пианистов, композиторами было создано большое число фортепианных произведений: миниатюр, крупных одночастных композиций, сюит и сонат. Фортепиано включалось в инструментальные ансамблевые опусы. Использовался рояль и как аккомпанирующий инструмент в вокальных и хоровых произведениях.

Научное осмысление фортепианной ветви молдавской культуры началось во второй половине ХХ века и проходило по трем направлениям: анализ композиторских сочинений для фортепиано, изучение вопросов истории национального исполнительства, обобщение опыта молдавской фортепианной педагогики. При этом зачастую эти подходы сочетались в рамках одного исследования.

Авторами работ в данной сфере искусствознания являются музыковеды, композиторы, концертирующие инструменталисты. Особое место среди них принадлежит трудам пианистов, которые, будучи всесторонне оснащенными теоретически и практически, способны отразить специфические проблемы фортепианного исполнительства в полной мере. Как уже было сказано, их научные разработки прочно опираются на методологические принципы российского музыковедения и относятся к разным жанрам исследовательской деятельности: это диссертации, монографии, статьи, рефераты.

К настоящему времени существует несколько диссертационных исследований, в которых фортепианная музыка молдавских композиторов, фортепианное исполнительское искусство и педагогика анализируются с разных позиций. Это работы А. Мирошникова, И. Милютиной, Е. Кишки, Л. Рябошапки, Р. Роман, Е. Гупаловой, И. Хатиповой, Ю. Троян, Т. Мельник, автора этих строк.

Пионером в данной области стал пианист Алексей Мирошников, исследовательский труд которого возник под началом Александра Александровича Николаева, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории им. П. Чайковского, известного своими трудами в области истории и теории исполнительства. Главным достижением А. Мирошникова стало введение в научный обиход созданных в первой половине ХХ века фортепианных миниатюр Шт. и Г. Няги, С. Лобеля, С. Лунгула, В. Загорского, крупных циклических опусов С. Шапиро, А. Стырчи, Г. Няги и В. Сырохватова, а также концертов В. Полякова и Д. Федова. Автор выявил индивидуальную неповторимость названных произведений, а также определил черты национального стиля анализируемой музыки, связанные с опорой на «широкий круг приемов, призванных воссоздать интонационно-мелодическую, ладотональную, гармоническую и ритмическую специфику молдавской национальной музыки» [6, c. 65].

После защиты диссертации А. Мирошников опубликовал монографию «Фортепианные произведения молдавских композиторов», где писал, что молдавских авторов «привлекали разнообразные образы и жанры от зарисовки бытовой народной сцены, программной миниатюры типа прелюдии и концертного этюда до произведений крупной формы, включая сонату и концерт с оркестром» [6, c. 64].

Следующим шагом в процессе осмысления фортепианной действительности Республики Молдова стали исследования Изольды Милютиной, известной не только как музыковед, но и как пианистка, получившая образование в Кишиневской государственной консерватории в классе профессора Александра Львовича Соковнина, воспитанника знаменитого русского педагога Леонида Владимировича Николаева. Она включила фортепианные произведения молдавских композиторов в более широкий контекст развития камерно-инструментальной музыки республики, рассмотрев их как пример национального музыкального стиля. И. Милютина заострила проблему национального своеобразия молдавской фортепианной музыки, усматривая ее в различных формах претворения фольклорного начала: «от обработки народных мелодий до включения их в целостную концепцию произведения, от использования цитаты до опосредованного воплощения предпосылок фольклорной основы» [5, c. 193–194]. Важной формой проявления национального своеобразия музыки молдавских композиторов И. Милютина назвала вводнотоновость, которая, по ее мнению, выражается по-разному: «в мелодическом облике тем, в их гармоническом строении, в насыщении музыкальной ткани малосекундовыми мелодическими связями, в общей атмосфере тритоновости» [5, c. 196]. В качестве показательных фортепианных сочинений отечественных авторов она привела пьесы, Сюиту и сонату Афоризмы С. Лобеля, Сюиту Г. Няги, Багатели П. Ривилиса, произведения В. Загорского, А. Стырчи, С. Лунгула, В. Ротару.

В 1990-е гг. были написаны и защищены несколько диссертаций, в которых молдавское фортепианное искусство рассматривалось в диахроническом ракурсе. Так, исследование Екатерины Кишки обращено к области фортепианного исполнительства и педагогики Бессарабии периода XIX – первой половины ХХ веков [3]. Прочность исторического аспекта данной работы обусловлена его глубинной генетической связью с трудами выдающегося российского музыковеда Михаила Семеновича Друскина, воспитавшего Елену Зинькевич, научного руководителя Е. Кишки. Автор диссертации убедительно доказала, что в анализируемый период времени в Кишиневе работали талантливые пианисты и композиторы, которые внесли весомый вклад в развитие фортепианного искусства края. Исследователь называет в этой связи И. Базилевского, К. Романова, В. Онофрея, В. Сероцинского, Ю. Гуза, К. Файнштейн, З. Болдырь, других музыкантов.

Научным руководителем следующей защищенной диссертации («Зарождение и основные этапы развития молдавской фортепианной музыки XIX века») был профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Мстислав Анатольевич Смирнов. Его воспитанница Людмила Рябошапка проанализировала процесс зарождения и развития молдавской фортепианной музыки XIX века. Исторические предпосылки национального фортепианного искусства она усмотрела в лэутарских исполнительских традициях, в деятельности Д. Кантемира, Ф. Ружицкого, других местных деятелей культуры, а также в прогрессивных влияниях иностранных музыкантов-гастролеров. В развитии фортепианной музыки XIX века на территории Бессарабии Л. Рябошапка выделяет два этапа. Начальный, охватывающий период с конца XVIII в. до 40-х гг. XIX в., отмечен появлением первых сборников обработок фольклорных мелодий. Второй ограничен 1850–1890 гг. и охарактеризован композиторским творчеством К. Микули, Ч. Порумбеску и Г. Музическу. В итоге Л. Рябошапка резюмирует, что в развитии молдавской музыкальной культуры XIX в. «…существовало 4 главных направления: 1) молдавское народное музыкальное творчество; 2) лэутарское инструментальное и вокальное исполнительство; 3) профессиональная композиторская школа; 4) фортепианное исполнительство, при слиянии которых сформировалась молдавская фортепианная музыка, заложившая основу дальнейшего развития фортепианного творчества в Молдавии» [7, c. 25]. После защиты диссертации исследователь опубликовала ряд статей о проблемах исполнительства в Молдове советского и постсоветского периодов.

Дальнейшие научные труды, анализирующие фортепианную музыку Республики Молдова, связаны с творчеством современных композиторов. Один из них – «Отечественный пианистический репертуар в Республике Молдова» — принадлежит перу пианистки Елены Гупаловой [2]. Основательность этой диссертации в значительной мере обусловлена высоким уровнем профессионализма научного руководителя — выпускницы Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Чобану-Сухомлин, исследовательская деятельность которой продолжает традиции Юлии Константиновны Евдокимовой, непререкаемого авторитета в области полифонии и контрапункта.

В диссертации Е. Гупаловой основное внимание привлекается к проблемам формирования отечественного фортепианного педагогического репертуара, перечисляются важнейшие сборники фортепианной музыки для детей, возникшие после 1950-го года, говорится об их использовании на начальном и среднем этапах музыкального образования. Отдельно анализируются фортепианно-педагогические принципы известной пианистки Л. Ваверко, на конкретных примерах раскрывается связь между формированием композиторского замысла некоторых отечественных фортепианных опусов, его реализацией в творческом процессе музыканта-исполнителя и корректировкой текста фортепианных произведений в ходе сотрудничества автора-композитора и пианиста-исполнителя.

Огромное воздействие на молдавскую историческую науку оказала Надежда Сергеевна Николаева, светило российской и мировой музыковедческой мысли, одна из значительнейших фигур Московской консерватории, профессор кафедры истории зарубежной музыки, признанный лидер в исследовании проблем симфонизма. В числе ее многочисленных воспитанников видим личность крупного молдавского ученого с международной известностью Владимира Аксенова, повлиявшего на формирование целой плеяды местных музыкантов. Под его руководством возникло исследование пианистки Русланы Роман «Фортепианная миниатюра в творчестве композиторов Республики Молдова (послевоенный период)», в котором рассматривается эволюция молдавской фортепианной миниатюры, анализируется проявление национального стиля, использование новейших техник композиции [10].

Воздействие российских музыковедческих традиций ощутимо также в диссертациях И. Хатиповой и Ю. Троян, поскольку они были созданы под руководством Светланы Циркуновой, получившей образование в Московской консерватории под руководством одного из ведущих профессоров кафедры теории музыки Евгения Владимировича Назайкинского. С позиции пианиста-педагога и концертного исполнителя Инна Хатипова разбирает фортепианные произведения кантиленного и виртуозного планов, созданные композиторами Республики Молдова и используемые в учебном процессе. Она, в частности, пишет: «К настоящему времени отечественный концертно-педагогический пианистический репертуар представляет собой широкий спектр композиционно-драматургических концепций, жанрово-стилевых решений и открывает большие возможности для подбора в рамках учебного процесса сочинений, соответствующих творческой индивидуальности студента, а также для решения необходимых музыкально-технических педагогических задач» [9, c. 157]. Особенностью диссертации Юлии Троян является рассмотрение фортепианных, камерно-инструментальных и камерно-вокальных опусов известного молдавского композитора В. Ротару с позиции трактовки в них рояля [8].

Две последние из защищенных в Республике Молдова диссертаций на соискание степени доктора (кандидата) искусствоведения в области фортепианного искусства тоже были написаны под руководством музыковедов московской школы. Пишущая эти строки, автор исследования «Фортепианный концерт в творчестве композиторов Республики Молдова второй половины XX – начала XXI веков», создала свой труд в сотрудничестве с Галиной Кочаровой, выпускницей Российской академии музыки им. Гнесиных по классу прославленного музыковеда-теоретика Алексея Алексеевича Степанова, автора многочисленных работ по истории музыкально-теоретической педагогики. На базе диссертации Алёна Варданян опубликовала монографию, в которой говорится: «Изучение фортепианных концертов отечественных авторов не только выявило особенности исторического развития жанра, специфику индивидуальных воплощений творческих идей в области синтеза оркестрового и фортепианного мышления, но и определило возможные направления дальнейших исследований» [1, c. 246].

Тамара Мельник защитила диссертацию «Вклад преподавателей кафедры общего фортепиано Академии музыки, театра и изобразительных искусств в развитие музыкальной культуры Республики Молдова», в которой охарактеризовала исполнительскую, научно-методическую и творческую деятельность педагогов названной кафедры и доказала, что без плодотворного труда педагогов-пианистов невозможно представить современное состояние фортепианного искусства республики [4]. Руководителем указанного исследования являлась Виктория Ткаченко, закончившая курс аспирантуры в Московской Государственной консерватории под началом выдающегося ученого Михаила Евгеньевича Тараканова, крупного исследователя русской и зарубежной музыки ХХ века.

Таким образом, прочная методологическая база диссертаций молдавских пианистов, обеспеченная научным руководством со стороны крупных ученых, представителей российского искусствоведения, гарантировала музыкознанию Республики Молдова накопление достаточно богатого и разнообразного материала. Существенную его часть составляют работы, посвященные отдельным сочинениям молдавских композиторов для фортепиано. Не менее значительными являются и труды о тенденциях развития различных жанров фортепианной музыки, о деятельности известных пианистов Республики Молдова. Все названные публикации являются важной составной частью общего национального музыковедческого фонда, посвященного вопросам отечественной музыкальной культуры, они образуют прочную базу для дальнейших углубленных разработок в данной области научного знания.

 

Список литературы: 
1. Варданян, А. Фортепианный концерт в творчестве композиторов Республики Молдова: вторая половина ХХ – начало ХХI вв. – Berlin: Lambert Academic Publishing, 2017. 368 c.
2. Гупалова, Е. Отечественный пианистический репертуар в Республике Молдова. Автореф. дис…др. (канд.) иск. – Кишинев, 2008. 31 с.
3. Кишка, Е. Развитие фортепианного исполнительства и педагогики в Молдавии (XIX – 40-е гг. ХХ века). Автореф. дис…канд. иск. – Киев, 1990. 18 с.
4. Мельник, Т. Вклад преподавателей кафедры общего фортепиано Академии музыки, театра и изобразительных искусств в развитие музыкальной культуры Республики Молдова. Автореф. дис…канд. иск. – Кишинев, 2013. 29 с.
5. Милютина, И. Камерно-инструментальное творчество: к вопросу о национальном стиле. // Музыкальная культура Молдавской ССР. – Москва: Музыка, 1978, с.190–212.
6. Мирошников, А. Фортепианные произведения молдавских композиторов. – Кишинев: Штиинца, 1973. 66 с.
7. Рябошапка, Л. Зарождение и основные этапы развития молдавской фортепианной музыки XIX века. Автореферат дис. канд. иск. – Москва, 1991. 26 с.
8. Троян, Ю. Трактовка фортепиано в композиторском творчестве Владимира Ротару. Автореф. дис… канд. иск. – Кишинев, 2011. 27 с.
9. Хатипова, И. Фортепианные произведения композиторов Республики Молдова в учебном процессе музыкальных вузов. – Кишинев: Grafema Libris, 2011. 196 с.
10. Roman, R. Miniatura pentru pian în creaţia compozitorilor din Republica Moldova. Autoref. tezei dr. în st. artelor. – Chişinău, 2008. 21 p.