Статья:

НОВЫЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОВРАХ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Гаджиева М.А. НОВЫЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОВРАХ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(79). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОВЫЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОВРАХ

Гаджиева Минаввар Азизали
доц., Азербайджанская Государственная Академия Художеств, Азербайджан, г. Баку

 

NEW ORNAMENTAL SOLUTIONS ON MODERN AZERBAIJANI CAPETS

 

Munavvar Hajiyeva

Assistant professor, Azerbaijan State Academy of Fine Art, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Цель исследования – выявить новое направление в орнаментальной композиции ковров. Выбраны три вида народных музыкальных инструментов, доступные для стилизации и размещения их на различных полосах ковра. Музыкальные инструменты состоят как из струнных музыкальных инструментов, так духовых и ударных. На первом этапе каждый выбранный музыкальный инструмент разрабатывался отдельно как геометрическая фигура, а затем полученная форма стилизовалась под орнаментальную конфигурацию. Были разработаны три авторских ковра, в которых все избранные музыкальные инструменты нашли свое отражение в орнаментальных формах. Тем самым автор статьи смог продемонстрировать актуальное видение нового направления в орнаментальной композиции ковров.

Abstract. The purpose of this research is to identify a new direction in the ornamental composition of carpets. There have been selected three types of folk music instruments, are available for stylized and arrangement on the various strips of carpet. The musical instruments consist of both string music instruments and wind and percussive instruments. In the first phase, every selected musical instrument has been separately developed like a geometric figure and then the received form has been stylized in the ornamental form. The three-author carpets were developed where all selected musical instruments were reflected in ornamental forms. By this, the author could demonstrate the actual vision new direction in the ornamental composition of carpets.

 

Ключевые слова: Азербайджанский ковры, музыкальные инструменты, стилизация, срединное поле, орнаментальные формы, элементы, композиция.

Keywords: Azerbaijani carpets, musical instruments, stylization, middle field, border strip, ornamental forms, elements, composition.

 

Основу Азербайджанских ковровых орнаментальных композиций составляли и, по сей день, составляют различные по своей структуре и отличные по своим формам орнаменты. Эти композиции состоят из целого ряда простых и сложных элементов различных размеров, которые могут быть как основными, так и вспомогательными, заполняющими и связующими. Каждый орнаментальный элемент при этом имеет уникальную структурную схему, присущую и свойственную только для него.

Следует отметить, что элементы ковровых украшений обновляются с течением времени и создаются новые композиционные решения. На всех этапах развития коврового искусства эта традиция сохраняется по настоящее время, причем, как со стороны народных умельцев (любителей), так и со стороны профессиональных художников. При этом, азербайджанские ковроткачи создают произвольные узоры для художественного оформления ковров, по своему вкусу, предпочитая свои собственные фантазии. В результате мы являемся свидетелями новейших ковровых композиционных решений самого разного качества, созданных специалистами-художниками. Также перед нами во всей красе предстают ковры, сотканные на основе орнаментов, отличающихся от прежних своими композиционными особенностями, схемами построения и формами.

Среди таких новых решений в области ковровых композиций являются различные формы орнаментальных украшений, созданные на основе азербайджанских народных музыкальных инструментов, полученные в результате глубоких исследовательских работ и изучения народного музыкального наследия. Одним из первых ковров, с новым орнаментальным решением, является ковер под названием «Асирлерден гялен сяслер», что в переводе означает звуки, приходящие из далеких времен.

 

Рисунок 1. Ворсовый ковер. Орнаментальная композиция из элементов музыкальных инструментов. «Асирлерден гялен сяслер». 73х90см

 

Прежде всего, был произведен анализ по совместимости и соответствию приобретению формы геометрической фигуры различных видов народных музыкальных инструментов. В результате исследовательской работы и отбора, из трех видов музыкальных инструментов 19 было стилизовано и применено в композиционном решении данного ковра. Одиннадцать из музыкальных инструментов составляют струнные инструменты, пять видов из отобранных инструментов – ударные инструменты, три вида духовые. После соответствующего анализа, три из отбранных струнных инструмента, тамбур, саз и каманча отобразились после стилизации, найдя свое отражение на бордюрной полосе ковра. Из ударных инструментов на бордюрной полосе после стилизации нашли свое место гавал и гоша нагара, а из духовых – зурна. На серединной кайме, окружающей общее поле ковра, после стилизации нашли свое размещение следующие струнные инструменты: саз, каманча, каман, тар, чогур, чягане, уд и канон, из ударных инструментов – зянг, дяф, дюмбяк, из духовых инструментов – зурна, тютяк, тулум. Следует отметить, что все вышеуказанные музыкальные инструменты нашли свое место при их распределении, в зависимости от тематики ковров, согласно общему композиционному решению на трех разработанных авторских коврах.

Художественный анализ. Известно, что одной из основ композиции срединного поля азербайджанских ковров различных школ составляют главным образом гёли, последовательно расположенные на центральной вертикальной оси. Разработанный ковёр относится в композиционном плане к классу “текгёль”.

Вдоль центральной оси в виде геометрических форм размещены три гёля. Центральная гёль, образованная вследствие стилизации инструмента, канон, и после объединения четырех канонов приняла общую форму прямоугольника. Если внимательно взглянуть на элемент канон, который является создателем центрального гёля, мы видим результат его стилизации, вследствие четкой детализации инструмента. По размерам своим приняв трапециведную форму, инструмент четко спроектирован с изысканными линиями, найдя свое естественное описание.

Элемент «бута», размещенный над  инструментом и разные геометрические элементы, использованные как узоры, а также струны инструмента, которые показаны в виде прямых линий, и украшение их  элементов охватом бордюрной полосой меандр или полосой «су» сыграли главную роль в формировании геля. Квадратные гели, расположенные на нижней и верхней частях центрального геля, окружены стилизованными формами других музыкальных инструментов. Декоративный вид инструмента гавал изображен в центре квадрата. Стилизованная внутренняя часть элемента гавал включает стилизованные декоративные формы струнных инструментов – чогур и каманча. Данный элемент разделил гель на две поверхности. В результате вокруг геля возникает узкая полоса, причем эта полоса была разработана по принципу раппорт с орнаментальной формой инструмента зянг. По краям, в создавшихся пустатах, даются стилизованные изображения духового инструмента тулум. Области, возникшие между центральной гелем и другими гелями разработаны орнаментальными формами инструментов – чянгя и уд.  

Нижние части ковра украшены своеобразными элементами. В первую очередь обратим внимание на горизонтальные полосы в нижней и верхних частях ковра, вдоль которых разработана орнаментальная форма стилизованного инструмента «джура саз». Они последовательно соединяясь образуют раппорт. По мере передвижения к центру ковра мы встречаем описание профиля  инструмента каман. Вспомогательные кпаевые полосы ковра, ввиду симметричности, удалось полностью поместить стилизованную форму каманчи, включающая корпус, гриф и головку. В тоже время, параллельно удалось разместить три вида духовых инструментов – «зурна», «тютяк» и «гара зурна». Другим интересным решением является описание корпуса тара. Стилизованный элемент данного инструмента близок к его реальному виду. Но здесь мы наблюдаем еще два элемента, помимо музыкальных инструментов. Это изображения групповых танцев, заданных в виде симметрично расположенных прямоугольников. В их размещении отображается особая последовательность. То есть, если смотреть снизу-вверх, мы наблюдаем традиционные формы танца человека с «наскальных рисунков» в первых прямоугольниках, а в последующих прямоугольниках мы наблюдаем образ человеческих фигур, исполняющих «танец яллы» нашей современной эпохи. Изображение этих элементов своего рода подтверждение тому, что композиция будет завершена с точки зрения содержания и создаст интерес и основу для дальнейшего его рассмотрения.

Ковер имеет очень интересную бордюрную полосу и состоит из серединной полосы, бордюрной полосы и двух полос медахили (внутренние каймы). Соответственно, здесь были использованы все три разновидности инструментов. На серединной кайме из струнных инструментов нашли свое отражение орнаментальные формы танбура, каманчы, саза, в угловых частях были показаны стилизованная форма гавал, на внутренней кайме стилизованная форма духового инструмента зурна, на дополнительной внутренней кайме стилизованная форма ударного инструмента гоша нагара. Как основной элемент, здесь были описаны, размещенные на серединной кайме стволовая и соединенная друг с другом головная части танбура. Однако, несмотря на то, что изображена только стволовая часть танбура, этот инструмент подтвердил свое неповторимое своеобразие и красивый внешний вид, сыграв важную роль в формировании его как орнамента. Следует отметить, еще одно интересное композиционное решение, отраженное на бордюрной полосе ковра, заключающееся в том, что между двумя соединенными между собой танбурами, и представленными как единый элемент, размещена орнаментальная форма струнного инструмента «саз».  Далее, в угловых частях каймы нашел свое отражение ударный инструмент «гавал». Из-за своей формы круга данный инструмент после стилизации приобрел вид многоугольника.

Как было отмечено выше, еще одним элементом главной полосы является стилизованная форма инструмента «каманча». В отличие от танбура, каманча стилизована в полноразмерной форме.

Относящиеся к бордюрной полосе, внутренние каймы разработаны в свойственной им самим манере. Стилизованные формы инструментов зурна и гоша нагара, на внутренней кайме по обе стороны центрального поля, полностью завершают общую композицию бордюрной полосы. Как и в реальности, простая конструктивная форма духового инструмента зурна, после стилизации, находит свое отражение на ковре, в свойственной себе простой форме. Стилизованные формы ударного инструмента гоша нагара, расположены на внутренней кайме близко к серединному полю. Состоящие из двух кубов и размещенные на узкой полосе элементы гоша нагара и его ударные палочки, создают своеобразный звуковой колорит ковра. Таким образом, изображенные на бордюрных полосах своеобразные орнаментальные узоры создали красивую композицию. Этим завершается композиционный состав серединного поля. В итоге, новые орнаменты, изображенные как в серединной, так и в бордюрной полосе ковра, создали основу для формирования изысканной композиции ковра.

 

Список литературы:
1. Керимов Л. Азербайджанский ковер. Каталог документов с 1831 по настоящее время. – Т.1.; Т. 2. – Баку: Изд-во «Гянджлик», 1983. – 304 с.
2. Гаджиева М. Новые элементы и мотивы, созданные народными мастерами на ворсовых коврах Азербайджана // Inter disciplinary scientific journal Paradigmata poznani. – № 4. – 2018. – Prague. – С. 94–101.
3. Абдуллаева С. Народный музыкальный инструментарий Азербайджана. –Баку: «ЭЛМ», 2000. – 486 c.
4. Hajiyeva Munavvar. The use of ornamental elements in the creative work of Azerbaijani carpet painters at the early XX century // Problems of Arts and Culture. International Scientific Journal. – № 4 (70). – Baku, 2019. Pp. 56–65.