Статья:

Эстетика объектов старины в цикле краеведческих телепередач телеканала Первый Областной (Орёл)

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Новоженина А.С. Эстетика объектов старины в цикле краеведческих телепередач телеканала Первый Областной (Орёл) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 45-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эстетика объектов старины в цикле краеведческих телепередач телеканала Первый Областной (Орёл)

Новоженина Алла Сергеевна
канд. искусствоведения, доц., Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

AESTHETICS OF ANTIQUITY OBJECTS IN THE CYCLE OF LOCAL HISTORY TELEVISION PROGRAMS OF THE «PERVYU OBLASTNOY» (ORЕL) TV CHANNEL

 

Alla Novozhenina

Ph.D. in History of Arts, associate Professor, Orel state University, Russia, Orel

 

Аннотация. В статье определяются художественно-выразительные средства, создающие на региональном телеэкране эстетику «объектов старины». Автор анализирует феномен популярности краеведческой программы, созданной в 2014 году и существующей в эфире телеканала «Первый Областной» сегодня. Использован метод наблюдения, анализа, системного подхода к выбору средств художественной выразительности. Автор дает определение понятию «объекты старины» и прослеживает его эволюцию от социальных сетей до телевизионного эфира. Таким образом, под «объектами старины» можно понимать и памятные места, достопримечательности, и людей, которые неразрывно связаны с историей Орловщины, т.е элементы и факты материального и нематериального историко-культурного наследия Орловского края.

Abstract. The article defines the artistic and expressive means that create the aesthetics of «ancient objects» on the regional TV screen. The author analyzes
the phenomenon of popularity of the local history program created in 2014 and existing on the First Regional TV channel today. The method of observation, analysis, and a systematic approach to the choice of means of artistic expression is used. The author deduces the concept of «objects of antiquity» and shows its evolution, from social networks to television broadcast. Thus, «objects of antiquity» can be understood as memorable places , sights, and people who are inextricably linked with the history of the Oryol region, i.e. elements and facts of the material and intangible historical and cultural heritage of the Oryol region.

 

Ключевые слова: объекты старины; эстетика; прогулки с краеведами.

Keywords: objects of antiquity; aesthetics; walks with local historians.

 

С 2010 года среди российских пользователей сети «Интернет» возникает повышенный спрос на визуальное исследование «объектов старины». В случае с группами, появившимися в социальных сетях, можно сказать, что под этим термином большая часть организаторов этих проектов имеет в виду архитектурные объекты прошлого, объекты культурного наследия, охраняемые государством, а также сохранившиеся на протяжении веков и вызывающие интерес как у ученых, так и простых обывателей разломы земной коры, уникальные природные ландшафтные особенности той или иной местности. Более подробно изучает этот феномен исследователь В.П. Чумакова [2]. Любители и профессионалы фотографии устраивали экспедиционные туры к обломкам эпох в надежде получить интересные уникальные снимки. Наравне с фотографиями в Рунете стали появляться и видезарисовки объектов старины. Соцсети запестрили всевозможными группами и сообществами, наперебой рассказывающими истории знаковых мест. В Орле только в одной сети «ВКонтакте» таких групп несколько: «Улочки орловские», «Бомбоубежища города Орла», «Загадочные и таинственные места Орловской области», «Заброшенные объекты города Орла», «Прогулки по Орлу». У создателей этих групп в социальных сетях получилось привлечь внимание жителей региона к демонстрируемым объектам, в связи с чем появился спрос на справочную информацию историческо-краеведческого толка. Так появился телевизионный проект, который объединил интерес к объектам старины и предоставил профессиональную сопровождающую информацию по каждому из них. Проект вышел на телеканале «Первый Областной» в 2014 году под названием «Исторический квартал». Программа на сегодняшний день является одной из долгожителей в эфире. За годы она несколько раз меняла название: «Прогулки с краеведом» в 2016 году и «Прогулки с краеведами» в 2019-м.

В каждой программе цикла съемочная группа вместе с экспертом-историком отправляется к определенному объекту, имеющему определенную ценность с краеведческой, исторической или культурной точки зрения. На территории Орловщины таких объектов много. Есть объекты, охраняемые государственными институтами, есть и такие, интерес к которым остался лишь на бумаге. Это либо ветхие дореволюционные постройки, восстановление которых требует помощи заинтересованных лиц, либо почти утраченные, застрявшие на стыке времен руины, отданные на уничтожение ветру, воде и времени. За шесть лет журналистами и краеведами было обследовано свыше 150 объектов на территории Орловской области. Начиная от дворянских усадеб и мемориальных квартир писателей, помещичьх домов, в которых сегодня продолжают жить в надежде на переселение люди, разрушенных в революционную эпоху храмов до пещер и катакомб, мест захоронений и т.д. В связи с чем само понятие «объект старины» получило более широкую трактовку.

Объектами старины в рамках телевизионной программы «Прогулки с краеведами» являются памятные места и события, истории, достопримечательности и люди, которые неразрывно связаны с историей Орловского края. Авторы программы помогают с разных сторон рассмотреть влияние этих вещей и событий на развитие региона и через конкретные объекты объемно представить картину исторического прошлого, показать героические и судьбоносные явления, сыгравшие важную роль в формировании как современной жизни, так и общественного пространства Орловской области.

Тема «эстетики руин» привлекает исследователей всего мира. Майлз Орвелл пишет, что руины – это «осколки», которые заставляют переосмыслить будущее страны» [3]. Демонстрация заброшенных индустриальных объектов советской эпохи помогает зрителю оценить современное урбанизированное пространство. Показ же архитектурных ансамблей дворянских усадеб царской России создает множество аллюзий и отсылок к культурному наследию страны в целом.

Перед зрителем предстают кадры, на которых современные постройки контрастируют с ветхими, разрушенными или с теми, которые, несмотря на свою старину, все еще не вышли из использования. Такие объекты наделены определенным шармом, несут определенную эстетику прошлого.

Рассказ эксперта-краеведа записывается на месте съемки. Он состоит из архивных сведений, воспоминаний относящихся к объекту людей, упоминаний в литературе, справок, полученных из всевозможных инстанций, содержащих объект на балансе. Таким образом, каждая программа дает исчерпывающие сведения о каждом месте съемки.

Интерес к съемкам архитектурных объектов никогда не угасал у творческих работников телекомпаний. Панорамные съемки урбанистических объектов зачастую встречаются даже в новостных программах. Однако, чтобы передать эстетику старины на телеэкране, необходимо использовать определенный арсенал художественно-выразительных средств. Сегодня благодаря научно-техническому прогрессу в оснащении телестудий имеются квадрокоптеры, движущиеся камеры, позволяющие представить архитектурный объект на телеэкране масштабно и максимально разнообразно, с разных ракурсов. Программы краеведческой направленности имеют свой темпоритм и свои средства художественной выразительности, отличные к примеру, от тех, что используются в производстве новостной или развлекательной программы. На первый план здесь выступают сами «объекты старины», а не события сегодняшнего дня, с ними связанные. Рассказ о них будет увлекательным, если творческая группа, работающая над созданием программы, предоставит зрителю возможность увидеть, словно своими глазами, то, что видели они на месте съемки. Необходимо рассказать историю «картинками» так, чтобы они, сменяя друг друга, создавали определенную атмосферу, передавали настроение эпохи или людей, некогда имеющих к ним отношение.

Летающая камера в процессе съемок способна максимально приблизиться к объекту и максимально воспарить над ним, показывая весь архитектурный ансамбль, а также облететь его. Это очень важно при съемке статичного объекта. Необходимо сделать так, что изображение не было передано статичной фотографией, застывшим слайдом. Как писала Н.Л. Горюнова: «Статика, заложенная в природе самого снимаемого объекта, восполняется динамикой камеры и не вступает таким образом в противоречие с экранной образностью» [1]. Дабы избежать конфликта статики сооружений с динамичной природой экранного искусства, съемки содержательной части телепрограммы, в которой перед нами предстает рассказчик, стали вестись с использованием двух камер. Это дает возможность во время монтажной сборки программы ставить кадры разной крупности и избежать показа только «говорящей головы». Необычный ракурс, фокусировка на деталях, съемки с квадрокоптера, панорама и проезд – те средства выразительности, которые способны помочь в художественном решении каждой программы цикла.

Для удобства фиксации определенной арт-детали при монтаже программы «Прогулки с краеведами» стали использовать графические вставки. Сама деталь при этом выделяется, становится выпуклой, к примеру, «филенки» или «пилястры» на фасаде здания. Таким образом, созерцая наглядно предмет или деталь, относящуюся к целому объекту, зритель учится понимать и различать архитектурные стили. Если же объект съемки разрушен сильно, то с помощью компьютерной графики можно восстановить его и продемонстрировать зрителю первозданный вид. В таком случае монтажное решение обогатит содержание программы. Памятные даты, связанные с демонстириуемым в программе архитектурным объектом, выводятся на экран с помощью графически оформленных текстов-титров. Так в программе 18.11.2020 года, повествующей об открытии в Орловской губернии земской управы в 1901 году, на экран выводились даты, связанные с историей здания, которое занимало это управление. За век с небольшим там успели разместиться и баклаборатория, обком ВКП (б) и облисполком, орловский штаб партизанского движения, филиал Всесоюзного заочного машиностроительного института, затем филиал заочного института советской торговли и Орловский государственный университет экономики и торговли.

Повествование в такой программе тоже идет в своей манере. Перед нами увлекательный рассказчик, а не человек, отвечающий на задаваемые вопросы. В основном это историк, краевед, исследователь. Человек, находящийся в «материале» и для которого нет белых пятен в рассказываемой истории. Задача программы – донести правдивую информацию об объекте старины.

В то же время в любой программе из цикла «Прогулки с краеведами» каждый зритель найдет свои образы, знаки и символы. Те инструменты восприятия, которыми каждый из нас апеллирует, объясняя себе реальность. В показанных в программе объектах старины кто-то найдет знаки из прошлого, относящие его к детским или юношеским воспоминаниям, кто-то увидит, что все новое вырастает из старого, кто-то вновь переживет в своих чувствах встречу с предками.

«Рассматривая знаки, через которые взаимодействуют авторы и зрители, мы приходим к выводу, что через индексальность старого в изображениях проходит экзистенциальное переживание колебания между старым и новым, жизнью и смертью, субъективное, индивидуальное» [2]. Ведь, слушая рассказчика, повествующего о прошлом, мы не примыкаем к одному историческому нарративу памяти, а создаем свой, состоящий из множества мозаичных сюжетов, воображаемый фильм. Таким образом, происходит тот же магический процесс, что в театре. Все смотрят одну и ту же пьесу, но каждый видит и чувствует свое.

Как эстетические объекты, объекты старины несут целый ряд экзистенциальных переживаний, прежде всего о жизни и смерти, соединении несоединимого, разрыве цепи времен. Таким образом, зритель благодаря демонстрации на экране объектов старины имеет возможность прикоснуться к элементам и фактам материального и нематериального историко-культурного наследия Орловского края.

 

Список литературы:
1. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. I. – М., 2000. – С. 20–21.
2. Чумакова В.П. Эстетика руин в венакулярной фотографии русскоязычных социальных медиа: постановка проблемы исследования. – М. : Высшая школа экономики; Наука ТВ, 2018. – № 14.3.
3. Orwell M. America in Ruins: Photography as Cultural Narrative // American Art. – 2015. – Vol. 29 (1). – P. 9–14.