Статья:

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ МАСТЕРОВ «МИРА ИСКУССТВА» В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА В НОВЕЙШЕМ ВРЕМЕНИ

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Попов А.В. ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ МАСТЕРОВ «МИРА ИСКУССТВА» В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА В НОВЕЙШЕМ ВРЕМЕНИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ МАСТЕРОВ «МИРА ИСКУССТВА» В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА В НОВЕЙШЕМ ВРЕМЕНИ

Попов Алексей Валентинович
канд. искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов (АИС), РФ, г. Москва

 

FEATURES OF THE MODERNIZATION OF THE ARTISTIC TRADITION OF THE MASTERS OF THE "WORLD OF ART" IN THE GENRE OF STILL LIFE IN MODERN TIMES

 

Alexey Popov

Candidate of Science, аrt Critics and Art Historians Association(AIS), Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель статьи – дать оценку результатам творческих поисков талантливого современного художника А.В. Хвастуновой и охарактеризовать степень новизны созданных натюрмортов в контексте истории отечественного искусства. При изучении художественного материала был использован метод формально–стилевого анализа. Научная новизна исследования заключается в определении особенностей использования художественных традиций начала XX века в искусстве Новейшего времени.

Abstract. The purpose of the article is to evaluate the results of the creative searches of the talented contemporary artist A.V. Khvastunova and to characterize the degree of novelty of the created still lifes in the context of the history of Russian art. When studying the artistic material, the method of formal and stylistic analysis was used. The scientific novelty of the study is to determine the features of the use of artistic traditions of the early XX century in the art of Modern times.

 

Ключевые слова: модерн; «Мир искусства»; художник Алла Хвастунова; современная графика.

Keywords: Art Nouveau; "World of Art"; artist Alla Khvastunova; modern graphics.

 

Первый взгляд на натюрморты А.В. Хвастуновой показывает, что движение к совершенству художественного произведения наш современник начал с эстетизации, проявляющейся в придании изображаемому красивой внешней формы, характерной для творчества мастеров «Мира искусства» (1898–1927), – всем листам в большей или меньшей степени присущи формально–стилевые черты стиля модерн, которые на практике реализуются в следующем: в повышенной выразительности и эстетической самостоятельности красочного пятна и линии, в переходе к условному цвету,  который «вырвался из плена пленэризма», в уплощении пространства и превращении плоскости холста в некую декоративную плоскость, в замене «скульптурного» объема плоским «живописным» пятном, в переходе от композиции объемов к цветной композиции, в орнаментальности [2, с. 193]. Однако просматривается существенное отличие листов современного художника как от работ мирискусников, так и адептов стиля модерн в Новейшем времени.

Действительно, сравнение таких натюрмортов, основанных на стилистике модерна, как «Натюрморт с ветками» (2010), «Бокалы, окно», «Окна» (оба 2011), «Ночь в городе», «Ночь, город» (оба 2012) А.В. Хвастуновой с одной стороны и известных произведений Н.Н. Сапунова «Голубые гортензии» (1907), А.Я. Головина «Цветы и фарфор» (1915), И.Э. Грабаря «Груши на синей скатерти» (1915), а так же акварелей А.В. Фонвизина «Годеции», «Красные гвоздики», «Цветы на окне» (все 1960-е годы) и картин А.А. Мыльникова «Натюрморт с лимоном» (1971), «Цветы в кувшине» (1972), «Натюрморт» (1973), «Букет» (1976) с другой стороны, подтверждает сказанное. Источником рождения эстетического чувства в произведениях мирискусников и их формальных последователей является непосредственная красота художественной формы, а в натюрмортах А.В. Хвастуновой зритель прежде всего воспринимает привнесенные автором чувства и переживания, деятельное эстетическое чувство от которых испытывает в первую очередь – обязательно присутствующая созерцательная красота художественной формы отступает на второй план.

 

 

Рисунок 1. А.В. Хвастунова.  Бокалы, окно. 2011. Б., гуашь, 61х43

 

Действительно, давая характеристику такими произведениями Н.Н. Сапунова (1880–1912), представителя объединения «Мир искусства», как «Голубые гортензии» (1907), «Вазы, цветы и фрукты» (1910), «Цветы и фарфор» (1912), М.В. Алпатов писал следующее: «Здесь следует сказать несколько слов и о натюрмортах Сапунова, о его гортензиях, рододендронах и бумажных цветах в роскошных ампирных вазах. Это мастерски выполненные картины больше всего известны, а между тем в них художник в известной степени следовал вкусам заказчиков. Эти огромные холсты были предназначены для гостиных в стиле модерн. Иногда в них художник ограничивался отчетом о том, что находилось перед глазами, иногда на них падает отблеск от его театральных феерий. Но в большинстве случаев на них лежит отпечаток парадности и холодности» [1, с. 11, 12].

С другой стороны, в обсуждаемых работах наш современник воплотил иной принцип создания натюрмортов – листы, созданные А.В. Хвастуновой, наполнены живым чувством, которое вызывает у зрителя эстетическое чувство в первую очередь – жизнь предметов и пространства, так же как и эстетизированная красота запечатленного отступают на второй план (рис. 1.2).

 

Рисунок 2. А.В. Хвастунова. Окна. 2011. Б., гуашь, пастель. 43х61

 

Представляет несомненный научный интерес понимание того, в какой степени творчество А.В. Хвастуновой в жанре натюрморта является вторичным по отношению к достижениям отечественным художников в Новейшем времени. Для понимания того нового, что в XXI веке привнесла А.В. Хвастунова в жанр натюрморта, было проведено сравнение листов «Натюрморт с ветками», «Бокалы, окно», «Окна», «Забытый бокал. Ария "Царицы ночи", Моцарт» (2013) с такими натюрмортами известных отечественных живописцев как «Цикламены» (1946), «Цикламены на ночном окне» (1947), принадлежащими кисти В.М. Конашевича, а также с «Букетом купавок на окне» (1938) и двумя натюрмортами с одинаковым названием «Колокольчики» (1940, 1945), созданными С.В. Герасимовым.

В каждой из перечисленных работ В.М. Конашевича, С.В. Герасимова и А.В. Хвастуновой присутствует явно выраженный образ-чувство – все натюрморты передают вложенные в них переживания и взволнованность авторов. В каких–то работах чувственность проявляется чуть в большей степени, в других в несколько ослабленном виде – ожидать полной подобности не приходится в связи с тем, что изображаемая реальность всегда неоднородна. По этой причине искать и пытаться обосновывать различие в содержательной составляющей между обсуждаемыми произведениями не имеет смысла – оно не существенно, в вот стилевые различия между исследуемыми натюрмортами видны не вооруженным взглядом – сравнительный анализ показывает, что листам А.В. Хвастуновой стилистика модерна присуща в значительно большей степени, чем картинам В.М. Конашевича и С.В. Герасимова.

Действительно, можно с уверенностью утверждать, что уплощение пространства и превращение плоскости холста в некую декоративную плоскость, замена «скульптурного» объема плоским «живописным» пятном, переход от композиции объемов к цветной композиции в натюрмортах А.В. Хвастуновой проявляются на порядок сильнее, чем в произведениях признанных авторитетов отечественного изобразительного искусства.

В натюрмортах А.В. Хвастуновой развернутое в глубину пространство или практически полностью отсутствует – «Натюрморт с ветками», «Окна», «Забытый бокал. Ария "Царицы ночи", Моцарт», или ощущается в минимальной степени – «Бокалы, окно» и это способствует восприятию изображенного как композиции из плоских цветных пятен гармонично расположенных на картинной плоскости, что усиливает формальную красоту произведений изобразительного искусства, созданных современным художником, по сравнению с натуралистичными натюрмортами В.М. Конашевича и С.В. Герасимова, обладающими пространственной глубиной.

Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что сравнительный анализ натюрмортов А.В. Хвастуновой с произведениями отечественных художников в аналогичном жанре показал, что присутствием живой взволнованности, иногда окрашенной в напряженно–трагические оттенки, а также первичным источником рождения эстетического чувства у зрителя, натюрморты художника принципиально отличаются как от работ мастеров «Мира искусства» начала XX столетия, так и адептов стиля модерн в Новейшем времени.

Таким образом, творчество А.В. Хвастуновой в жанре натюрморта может иметь самостоятельное значение и представлять интерес для истории отечественного изобразительного искусства с точки зрения объединения художественной традиции выдающихся мастеров круга «Мира искусства», основанной на формальной красоте художественной формы, обусловленной стилистикой модерна, с глубокой образностью, опирающейся на чувственное восприятие окружающего мира.

 

Список литературы:
1. Алпатов М.В., Гунст Е.А. Николай Николаевич Сапунов. М.: Искусство, 1965. 48 с.
2. Сарабьянов Д. В. Русский вариант стиля модерн в живописи конца XIX – начала XX века // Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980. 261 с. С. 182–221.