Статья:

Старик в красном Иеронима Босха (к вопросу интерпретации картины "Поклонение волхвов")

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Битварди Д.И. Старик в красном Иеронима Босха (к вопросу интерпретации картины "Поклонение волхвов") // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Старик в красном Иеронима Босха (к вопросу интерпретации картины "Поклонение волхвов")

Битварди Диана Иосифовна
д-р филол. наук, профессор, Кавказский университет, Республика Грузия, г. Тбилиси

 

Diana Bitvardi

Doctor of Philology, Professor, Caucasus University, Georgia, Tbilisi

 

Аннотация. Идентификация одного из наиболее спорных персонажей Иеронима Босха – старика в красном – на картине «Поклонение волхвов» позволяет определить характер мировоззрения художника, его приверженность законам христианской иконографии. Неоднозначность понимания некоторых персонажей Босха, утрата знаний символики приводят к искажению понимания личности того или иного персонажа. Одной из целей статьи является «возвращение» в пространство христианской символики ряда изображений, ошибочная трактовка которых не позволяет полноценно интерпретировать художника. Анализ композиции, персонажей картины, главных и второстепенных деталей позволяет сделать вывод об отсутствии у художника скрытых еретических или алхимических образов. В статье исследуются атрибуты и символика, позволяющие утверждать, что в персонаже в дверях угадывается св. Антоний. Сопоставление и сравнительный анализ изображений святых у Босха направлены на выявление характерных, а в некоторых случаях уникальных для св. Антония символов.

Abstract. The identification of one of the most controversial characters of Hieronymus Bosch – the old man in red – in the painting "Adoration of the Magi" allows us to determine the nature of the artist's worldview, his adherence to the code of Christian iconography. The ambiguity of understanding of some of Bosch's characters, the loss of knowledge of symbolism leads to a distortion of understanding of the personality of a particular character. One of the goals of the article is to "return" to the space of Christian symbolism a number of images, the erroneous interpretation of which does not allow to fully interpreting the artist. An analysis of the composition, the characters of the painting, the main and secondary details, allows us to conclude that the artist has no hidden heretical or alchemical images. The article examines the attributes and symbolism that make it possible to assert that in the character at the door is St. Anthony. Comparison and comparative analysis of Bosch's images of saints aimed to identifying symbols that are characteristic and, in some cases, unique for St. Anthony.

 

Ключевые слова: Босх; Поклонение волхвов; атрибутика св. Антония; интерпретация символов; католическая иконография; иероглиф христианского сюжета.

Keywords: Bosch; Adoration of Magi; attributes of St. Anthony; interpretation of symbols; catholic iconography; hieroglyph of Christian plot.

 

Одним из вопросов, вызывающих сомнения в процессе интерпретации картины Иеронима Босха «Поклонение волхвов», становится фигура старика в проеме двери. При всех взаимоисключающих версиях его идентификации – Ирод, Антихрист, Сатурн, Алхимик и т.д. – исследователи неизменно сходятся во мнении относительно противостояния персонажа христианскому миру и его враждебности младенцу Иисусу.

Для определения правильного вектора исследования прежде всего следует оценить общий характер изображаемого на картине, ее общую тональность, понять, остается Босх в пределах христианского понимания веры или уходит в скрытую ересь. Для этого следует попытаться вернуть в пространство христианской иконографии символику тех изображений, которые формируют атрибутику фигуры в дверях и, соответственно, определяют содержание изображаемого.

Ключом к пониманию смысловой наполненности персонажей Босха может стать сравнительный анализ схожих персонажей и деталей в разных картинах художника и в картинах других живописцев Нидерландов. Сопоставление персонажа с минимальным количеством опознавательных признаков с персонажем, у которого сопровождающие атрибуты более ярко выражены, в ряде случаев дает понимание того, какую идею вкладывает художник в свое творение. Кроме этого, сопоставление с принципами католической иконографии позволяет судить об ареале пребывания персонажей Босха – в пределах они католического понимания веры или за его границами.

Каноническое изображение св. Петра с ключами, св. Агнессы с длинными волосами и агнцем на заднем плане позволяет предположить, что и персонаж в дверях должен вписываться в этот принцип изображения. Определить, кто изображен на картине, можно по признакам, которыми художник наделяет своего персонажа. Прежде всего следует выявить, является четвертый акцентированный персонаж уникальным явлением, которое появляется только у Босха, или он встречается у кого-нибудь еще.

Сравнение картины Босха с картиной Дирка Баутса «Поклонение волхвов» обнаруживает, что старик Босха зеркально копирует персонажа, стоящего у деревянного столба. Изображенный у Баутса Ирод, идентифицировать которого можно путем сравнения с персонажем его же картины «Иудейская пасха», становится иллюстрацией текста Евангелия. Он стоит за колонной и демонстрирует именно ту тревогу и озабоченность, о которых говорится у Матфея.

 

                                               

Рисунок 1. Персонаж Босха                     Рисунок 2. Персонаж Баутса

 

Однако персонаж Босха лишь композиционно повторяет персонаж Баутса. В отличие от него старик Босха эмоционально не связан с фигурой Иисуса. Фигура в проеме двери не выражает ни озабоченности, ни враждебности. Взгляд этого персонажа устремлен на Богородицу.

Общая идея картины Босха определяется привязанностью главных и второстепенных персонажей к смыслообразующему центру. В случае, если бы им был младенец Иисус, интересующий нас акцентированный персонаж, действительно, выглядел бы странно и не вписывался бы в общий характер изображения остальных персонажей. Следуя тексту Матфея, кроме трех волхвов, интерес к младенцу должен испытывать Ирод, который и может вносить элемент тревожности в общее настроение картины. Однако некоторые детали, акцентированные Босхом, уводят зрителя от восприятия этого персонажа как Ирода.

Если допустить, что на картине изображен Антихрист, то возникает вопрос: какова его роль в общем замысле художника, как донаторы (ревностные католики) могли примириться с присутствием этого персонажа на картине рядом со св. Петром и св. Агнессой, не говоря уже о Богородице и Иисусе? Кроме этого, по существу, если признать в персонаже Антихриста, в этом случае следует пересмотреть смысл практически всего, что нарисовал Босх. Волхвы, Богородица, донаторы и их святые покровители – все это теряет свое привычное понимание и приобретает скрытое еретическое наполнение.

Вычленение фигуры старика из христианского мира, как правило, опирается на раскрытие символики некоторых деталей картины (сова, чернокожий волхв, жабы). Однако изучение символики одного из достаточно часто встречающихся изображений совы – акцентированного персонажа картин Босха – не вызывает сомнений в его органичном существовании в пределах европейской христианской иконографии. В западной христианской культуре сова имеет конкретную смысловую нагрузку. В католическом и протестантском мире изобразительные и скульптурные изображения совы встречаются на гербах герцогов, на капителях колонн соборов, на витражных окнах, на резьбе купелей, на крыше собора Св. Иоанна в Хертогенбосе. Сова, символизируя мудрость и смирение, пророчество и предвидение, не вступает в противоречие с другими изображениями. Следует отметить, что символическое наполнение этого образа не меняется на протяжении веков, напротив, обогащается и становится атрибутом всего, что связано с интеллектом и образованием.

Правильное осмысление символики еще одного образа на картине Босха – лягушки – освобождает персонаж в дверях хижины от надуманного содержания. Лягушка (у Босха именно лягушка, а не жаба), принявшая в северной христианской иконографии на себя символику черепахи, отождествляется с идеей опоры земли и достаточно часто встречается на резьбе подножий купелей.

Таким же образом и чернокожий волхв вписывается в каноны католической иконографии, не вызывая никаких сомнений у художников Нидерландов до Босха и после него (мастер гвоздики из Франкфурта, мастер св. Ильдефонса, Брейгель, Гертген Тот Сит- Янс).

Хотелось бы отметить, что общему замыслу и центральным фигурам подчинены персонажи и детали заднего плана, дополняющие литургическое содержание сцены: фигура с жезлом, символизирующим направление пути для волхвов; шпиль, увенчанный месяцем с обращенными вверх рожками – символом Марии, три свиты магов, крестьяне, лазутчики, выглядывающие из-за укрытия и бессильные что-либо изменить, – все эти детали становятся частью модели, которую Босх представляет как иероглиф истории о поклонении волхвов.

Таким образом, в картине отсутствуют элементы, способные внести в характеристику того или иного персонажа «нехристианские» мотивы.

Анализ эмоциональной связанности персонажей друг с другом, в частности расположение персонажей и их «композиционный» диалог между собой, также обнаруживает подчинение общему замыслу – поклонению Богородице. Диагональные линии проходят через фигуры коленопреклоненного волхва, Иисуса, агнца и фигуры у костра. Взгляды донаторов соединяются друг с другом через фигуру младенца, св. Петр обращен к св. Агнессе, чернокожий волхв смотрит в сторону Марии и Агнессы. Персонаж в проеме двери и его спутник также смотрят не на Иисуса, а на Марию и св. Агнессу.

Итак, центральной фигурой картины становится не младенец, а Мария – излюбленный мотив в католической живописи. В картине нет указания на враждебность, воинственность, религиозное противостояние. Чувства и переживания на картине связаны с Марией. В этой сцене святые, окружающие Богородицу, одеты в праздничные красные одежды. Восторженные и сдержанно-почтительные взгляды собравшихся устремлены на нее. Что касается интересующего нас персонажа, он также не выпадает из общего смыслового и композиционного единства, и, соответственно, должен быть определен в пределах христианского горнего мира.

Совокупность элементов картины – общее настроение, иероглиф евангельского сюжета, каноническое изображение основных персонажей и деталей – позволяет утверждать, что фигура в дверях – это сопричастный действию христианский святой, изображение которого было настолько четким, что не нуждалось в пояснениях.

Одним из первых шагов в идентификации интересующего нас персонажа с определенно характерным «эскизом» лица может стать поиск его «двойника» в других произведениях Босха. При этом несомненное портретное сходство обнаруживают только два его персонажа – это Иоанн Креститель и св. Антоний.

Рисунок 3. «Поклонение волхвов»

Рисунок 4. «Искушение святого Антония»

Рисунок 5. «Иоанн Креститель в пустыне»

 

В этом случае Босх прибегает к стилю Sacra conversazione (Святого собеседования), при котором допустимо присутствие в сцене поклонения волхвов и Иоанна Крестителя, и св. Антония. Святые избирались художником в зависимости от выбора донаторов, покровителями которых они считались, от духовного переживания самим художником деяний святого (в этой связи уместно будет напомнить о св. Антонии как о покровителе семьи Босхов).

Изучение целого ряда вопросов может объяснить причины появления святого на картине Босха, в частности, каким образом судьба донаторов, их болезнь или смерть могла повлиять на содержание внешних и внутренних створок, кто стоит за стариком у костра – Иосиф или другой персонаж.

Отдать предпочтение одному из святых можно лишь путем сопоставления атрибутов святого у Босха с канонами изображения святых в католической живописи.

Перед зрителем предстает полуобнаженная фигура старика, нарочито выставляющего ногу, отмеченную язвенным кружком (в этом смысле интересно сравнение с изображением и скульптурами св. Роха – избавителя от чумы). Детали облика старика акцентированы Босхом, следовательно, предназначены для «диалога» со зрителем – современником Босха, без труда вступающим в это «общение» с художником.

На голове святого восточный головной убор, украшенный орнаментом, пораженная кровоточащей язвой нога; окрашенная в кровавый цвет голова представляется как аллегория обезглавливания. Все эти признаки лишь относительно можно привязать к Иоанну Крестителю, поскольку на картине отсутствуют основные канонические символы, которыми Босх наделяет Иоанна Крестителя в другой своей картине «Иоанн Креститель в пустыне», – агнец и указующий перст. В целом следует отметить, что в «Поклонении волхвов» атрибутика святого гораздо сложнее и богаче, чем если бы она сопровождала Иоанна Крестителя.

Совокупность признаков позволяет считать, что на картине «Поклонение волхвов» Босх изобразил св. Антония. Св. Антоний в католическом искусстве, особенно в связи с последующей госпитальной деятельностью братства Св. Антония, сопровождается атрибутами – символами, связанными с именем Антония как избавителя от так называемого «антонова огня» – эрготизма, эпидемии, распространенной в европейских странах вплоть до XVIII века, – посохом в форме тау-креста, свиньей и цветком черноголовки (Prunella vulgaris).

В «Искушении св. Антония» атрибуты святого очевидны и не вызывают никаких сомнений. Персонажи с проявлениями «антонова огня» встречаются на картине в самых разных вариациях – как персонажи реальности, как фантасмагорические обитатели мира зла или мира идей. Один из фрагментов картины наиболее примечателен в связи с «Поклонением волхвов». Извивающиеся фигуры людей с пораженными гангреной конечностями поддерживают стол, на котором разложены символы лечения эрготизма – белый хлеб и цветок черноголовки, – деталь, получающая свое повторение на головном уборе святого в «Поклонении волхвов». Из двух цветков, связанных с христианством, водосбора и черноголовки черноголовка подходит как идентичное изображение реальному цветку и совпадающая с изображением на картине «Искушение св. Антония».

 

Рисунок 6. «Искушение св. Антония»

фрагмент

Рисунок 7. «Искушение св. Антония»

деталь

Рисунок 8. «Поклонение

волхвов»

 

Напоминанием об «антоновом огне» становится вся совокупность атрибутов фигуры в «Поклонении волхвов»: нога с язвенной и кровоточащей раной в реликварии, лицо воспалено-красного цвета – символ болезни и имени святого-избавителя. Ленту, на которой изображены антропоморфные фигуры с облатками в руках, венчает колокольчик как символ изгнания бесов. Колокольчик встречается только в связи со св. Антонием. Если вычленить косяк двери с изображением святого, то мы обнаружим, что он образует форму также уникального для Антония тау-креста, который святой на картине обнимает в христианском жесте. На покрывале за головным убором просматриваются интересные изображения, которые могут лишь подтвердить, что на картине изображен св. Антоний: на зеленом фоне изображен человек с черным пятном на груди, лицо с черным пятном вместо глаза. Кроме этого, головной убор святого, из которого и произрастает цветок, помещенный в реликварий, украшен растительным орнаментом, на котором четко вырисовывается иллюминированная буква А (Anthony, Ave?).

 

  

Рисунок 9. «Поклонение волхвов». Деталь

 

Таким образом, изучение совокупности атрибутов персонажа в дверях хижины дает возможность признать в нем св. Антония. При этом содержание картины «Поклонение волхвов» остается в пределах законов католической иконографии. Метод изучения «двойников» на картинах Босха приводит к пересмотру личности ряда персонажей картины, в том числе старика, сидящего у костра и принимаемого за Иосифа, группы лиц в хижине, персонажа на внешних створках, указывающего на страдания Христа.

 

Список литературы:
1. Бергман М. Иероним Босх и алхимия / пер. – Стокгольм, 1979.
2. Косякова В. Код Средневековья. – М., 2020.
3. Майзульс М. Между Христом и Антихристом. – 2021.
4. Daniel Keeran. Ancient and Medieval Baptismal Fonts. – Library Of Congress, 2009.
5. Foscati A. Saint Anthony's Fire from Antiquity to the Eighteenth Century. – Amsterdam University Press, 2019.
6. Ghislain J.-C. A Twelfth-Century Baptismal Font from Wellen // Metropolitan Museum Journal. – N.Y., 2009. – 44.