Статья:

РОДИОН МАКАРЕНКО: ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Мальцева Е.С. РОДИОН МАКАРЕНКО: ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОДИОН МАКАРЕНКО: ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР

Мальцева Елена Сергеевна
преподаватель, МАУ ДО ДХШ "Хоровая капелла мальчиков", РФ, г. Пермь

 

Аннотация. Освоение нового композиторского и исполнительского искусства в сочинениях для аккордеона региональных композиторов является актуальным: аналитическая интерпретация позволяет исполнителю совершенно иначе взглянуть на прочтение произведения. В работе рассмотрены: творческая биография композитора Р. Макаренко, проблема соотношения новых композиторских, исполнительских, инструментальных техник, на примере цикла «Готическая триада». Показаны особенности трактовки, музыкального мышления Родиона Макаренко.

 

Ключевые слова: триада, творческая биография, композиторские, исполнительские, инструментальные техники, система оппозиций.

 

Поиск индивидуализации, оригинального звучания в ХХ веке привлек внимание композиторов к не академическим инструментам. Один из инструментов, обративший внимание композиторов, стал аккордеон, Этот инструмент, по мнению исследователя  Н. Кравцова, представляет собой систему не имеющих аналогов в истории инструментария. В ней соединяются возможности играть бас и неизменные (готовые) аккорды, а при необходимости перейти на свободное голосоведение в партии левой руки [1, с. 96].

Среди пьес, написанных специально для аккордеона, много произведений крупной формы: сонаты, сюиты, концерты, фантазии и подобные им.  Известно, что роль переложения классических произведений состоит в обогащении и дополнении репертуара аккордеониста [2, с. 23]. Сравнительная молодость инструмента может рассматриваться как преимущество, обнаруживающее большой потенциал для создания оригинальных сочинений. Расширение стилистической направленности, выражается в современных композиторских техниках: сонорика (кластеры, глиссандо, шумовые эффекты и другие), алеаторика, двенадцатитоновость [3, c. 270].

Новый пласт оригинальной музыки для аккордеона представлен творчеством композитора Родиона Макаренко  (1931–2012). Его сложно назвать региональным композитором. Он родился 27 апреля 1931 году в Петропавловской области, и в 1970 году с отличием окончил Ташкентскую консерваторию (класс баяна В.М. Климова, класс композиции А.А. Берлина). В 1971–1975 годы исполнял обязанности доцента Кемеровского института культуры, в 1979–1983 годах – доцент, заведующий кафедрой народных инструментов Николаевского культпросвет факультета Киевского института культуры. С 1992 года – профессор кафедры Пермского института искусства и культуры. Его сочинения охватывают широкий круг жанров и форм оркестровой, а также инструментальной музыки. Родион Иванович – композитор-профессионал, который работает в направлении оркестровой музыки, в том числе и для народных инструментов. Среди сочинений, относящихся к данному жанру: Камерная симфония для струнного состава симфонического оркестра, Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов, Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов.

Много произведений написано композитором для аккордеона в силу того, что он сам был исполнителем-баянистом. С 1964 года Р. Макаренко гастролировал как солист и аккомпаниатор в Венгрии, Польше, Монголии, ГДР. Он стал дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 2000); дипломантом открытого Международного конкурса солистов и ансамблей исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» (Москва, 2002). Интересным представляется обращение Родиона Макаренко к крупным циклическим жанрам, где предполагается всестороннее выявление выразительных возможностей инструмента и способностей исполнителя. Перечислим некоторые из них: «Концерт-тарантелла» для баяна и фортепиано, «Концертштюк» для баяна с эстрадно-симфоническим оркестром, «Полифоническая сюита» для готово-выборного баяна, «Детская сюита» для взрослых, «Готическая триада» для аккордеона, «Русская рапсодия» для двух аккордеонов. Весьма примечательны, с точки зрения автора данной статьи, следующие произведения: «Четыре этюдных версии» в транскрипции, «Фронтовая тетрадь», «Волжская плясовая» для двух баянов, «Сибирская вечеринка» для двух баянов, «Уральские барабушки» (частушки) для двух баянов, «Сибирская кадриль» для квартета баянов, а также для инструментального квартета (кларнет, баян, гитара, контрабас), «Детская тетрадь» на калмыцкие темы для готово-выборного баяна, «Четыре канонических имитации» для оркестра баянов, калмыцкий танец «Шалун-би», «Музыкальный момент» для аккордеона с эстрадно-симфоническим оркестром.

Кроме оригинальных произведений много часто исполняемых транскрипций для аккордеона, в частности: румынский танец «Жаворонок», «Элегия и российское скерцо» А. Муравлева, украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», «Венгерский танец» В. Монти.

Произведения композитора, к сожалению, недостаточно апробированы в России, его творчество ранее не являлось предметом исследования. Между тем, знание Р. Макаренко основ исполнительского искусства, владение композиторской техникой составляет интересный материал для формирования образного мышления и развития техники исполнителя.

Для рассмотрения цикла «Готическая триада» (1990–2005) для многотембрового готово-выборного аккордеона, написанного в виртуозно-экспрессивном стиле с применением различных композиторских, инструментальных и исполнительских техник, используется музыкально-аналитические методы исследования.

Название произведения «Готическая», по утверждению автора, имеет связь с германскими племенами – готами. Так в III–V в.в. именовали европейские племена «варваров» покоривших Римскую империю. В качестве характеристики искусства начал применяться мыслителями эпохи Возрождения к средневековому искусству. Отсюда происходит термин «готика», хотя соответствующие явления к готам прямого отношения не имеют. Характерными чертами готического стиля на художественном уровне является утверждающее преобладание вертикали над горизонталью, динамики над статикой, экспрессии над покоем.

Термин «триада» (встречается в философии Платона, Прокла, И. Фихте и Ф. Шеллинга) передает структурное триединство или динамическую трёхфазность какого-либо процесса или явления; у Г. Гегеля он становится основным диалектическим принципом развития, способом построения философской системы, где всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез, в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности предыдущих ступеней развития. Именно ссылаясь на философию триединства, Макаренко создал трехчастное произведение, где первая часть – тезис, вторая – антитезис, третья – синтез. Символическое толкование триединства в произведении ведет к множеству интерпретаций, к пониманию.

Спектр сонорных эффектов в «Триаде» связан с разными исполнительскими техниками, что отражает виртуозно-колористические возможности инструмента. Так, в первой части цикла аккордовая последовательность, повторяющаяся рефреном три раза, завершается кластером glissando сверху вниз в левой и правой клавиатуре. В произведении встречаются различные шумовые эффекты: удар по боринам меха правой рукой; постукивание сжатой в кулак рукой по левой крышке корпуса; дробь пальцами левой руки, вибрато правой рукой по седьмой – восьмой боринам меха, рикошет.

В отношении исполнительской техники «Готической триады» заметим, что композитор отражает самые яркие технические возможности инструмента: виртуозные пассажи, аккордовые последовательности в широком диапазоне, изменение тембров (с помощью тембральных регистров). Очевидна виртуозность произведения, поскольку композитор хорошо знает аккордеон. Здесь проявляется талант Р. Макаренко как педагога-методиста, хорошо знакомого с работами ведущих пианистов, Е. Либермана, Г. Нейгауза, Г. Цыпина и других.

В целом, цикл «Готическая триада» Родиона Макаренко существенно обновляет концертный репертуар современного аккордеониста. Композиторское творчество Родиона Ивановича Макаренко получило широкое признание во многих странах СНГ, в частности, в ведущих музыкальных академиях – Алтайской, Красноярской, Литовской, Нижегородской, Тольяттинской, Уфимской и многих других.

 

Список литературы:
1. Кравцов Н. А. Аккордеон XXI века. – СПб.: Изд-во «МСТ», 2004. – 124 с. 
2. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции. – М.: Курган: Изд-во «Мир Нот», 1999. –95 с.
3. Петрусёва Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. – М., Изд-во «Реал», 2002. – 352 с.