Статья:

КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА Ю.В. СЕМЕНЯКО

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Чжу Г. КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА Ю.В. СЕМЕНЯКО // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА Ю.В. СЕМЕНЯКО

Чжу Гэлимэн
канд. искусствоведения, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республики Беларусь, г. Минск

 

CHAMBER VOCAL LYRICS BY YU.V. SEMENYAKO

 

Zhu Gelimeng

PhD in Art History Belarusian State Pedagogical University Named After Maxim Tank, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. Статья посвящена камерной вокальной лирике белорусского композитора Ю. Семеняко. Творчество композитора рассматривается как знаковое явление белорусской камерно-вокальной музыки. Выделяются ведущие образные сферы камерного вокального творчества Ю. Семеняко (лирико-патриотическая, любовная и пейзажная лирика), обозначается жанровая специфика его сочинений (песня, тяготеющая к вокальной миниатюре), отмечаются стилевые особенности письма композитора (классико-романтический стиль с народнопесенной интонационной основой).

Abstract. The article is devoted to the chamber vocal lyrics of the Belarusian composer Yu. Semenyako. The composer's work is considered as a landmark phenomenon of Belarusian chamber and vocal music. The leading figurative spheres of Yu. Semenyako's chamber vocal creativity are highlighted (lyrical-patriotic, love and landscape lyrics), the genre specificity of his compositions is indicated (songs tending towards vocal miniatures), the stylistic features of the composer's writing are noted (classical-romantic style with a folk song intonation basis).

 

Ключевые слова: камерное вокальное творчество; лирика; песня; белорусский композитор; Ю. Семеняко.

Keywords: chamber vocal creativity; lyrics; song; Belarusian composer; Yu. Semenyako.

 

Камерное вокальное творчество Ю. Семеняко – яркая страница белорусской музыкальной культуры ХХ века. Песни и романсы композитора являются интонационным эталоном белорусской вокальной лирики. Богатейшее наследие Ю. Семеняко в области вокальной музыки как воплощение ключевых черт белорусской музыкальной культуры является актуальной задачей искусствознания и заслуживает специального изучения. Данная статья посвящена рассмотрению камерно-вокальной лирики Ю.Семеняко, ее образного, стилевого и жанрового своеобразия.

Музыка для голоса принадлежит к числу древнейших видов музыкального искусства. Отличительной чертой вокальной музыки является ее тесная связь со словом, речью, интонацией. Камерная вокальная музыка может включать в себя различные жанры, наиболее распространенными из которых являются песня и романс. Как правило, песня имеет куплетную форму, мелодию обобщенного характера, достаточно простой аккомпанемент. В романсе, по определению В. Васиной-Гроссман, «мелодия более детализировано, чем в песне, связана со стихом», более гибко следует за изменениями образов и текста [1, с. 694]. Также для романса характерно более развитое инструментальное сопровождение. Образное содержание романсов, как правило, связано с любовной или пейзажной лирикой, в то время как содержательный диапазон песен гораздо более широк. В камерном вокальном искусстве существует множество жанровых разновидностей, таких как драматическая или сатирическая сценка,  зарисовка (А. Даргомыжский, М. Мусоргский), фантазия (М. Глинка), стихотворение с музыкой (А. Рубинштейн, Ц. Кюи, С. Танеев). Подобные произведения могут быть объединены понятием «художественная песня», предложенным в начале ХХ века Н. Финдейзеном [2].

Становление жанров камерно-вокальной лирики, активно осуществлявшееся в ХIХ веке в процессе становления национальных композиторских школ, берет свое начало в творчестве венских классиков. По мнению С. Тарасова, «архетипическое ядро, определившее пути развития вокальной лирики ХIХ века, сложилось на прочной австро-немецкой основе»  [3, с. 88]. Выдающиеся достижения в области камерно-вокального искусства эпохи Романтизма связаны с именами Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. Значительный вклад в развитие камерной вокальной музыки внесли русские композиторы ХIХ века – М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, П. Чайковский. В советском камерно-вокальном искусстве два основных направления – усиление песенного начала и движение в сторону большей характеристичности – было представлено в творчестве Г. Свиридова и Д. Шостаковича.

Камерная вокальная музыка занимает значимое место в творчестве белорусских композиторов ХХ века. Важным фактором формирования профессиональной композиторской школы в Беларуси стало богатое песенное фольклорное наследие, обусловившее тяготение многих композиторов к национальной стилистике и ее воплощение в вокальных жанрах. Как омечает Л.Голикова, в белорусском композиторском творчестве «наиболее заметным и художественно-качественным среди жанров вокальной музыки оказался сольный романс» [4, с. 482]. Начиная с 1920-ых годов ХХ века, вместе с формированием национальной композиторской школы, в этом жанре формировались черты современной музыкально-языковой стилистики, «начал складываться «интонационный фонд» белорусской профессиональной музыки». Камерно-вокальная музыка Н. Аладова, Н. Чуркина, П. Богатырева, Г. Пукста, Е. Тикотского была связана с освоением круга образов белорусской поэзии, представленного в стихах М. Богдановича, Я. Купалы, З. Бядули. В белорусской камерно-вокальной лирике, тяготеющей по образности и средствам выразительности к стилистике Романтизма, преобладает тенденция к воплощению реалий современности. В годы Великой Отечественной войны в камерно-вокальное творчество проникают образы героики, сурового драматизма, ораторские интонации. В дальнейшем в творчестве В. Оловникова, И. Кузнецова, И. Любана, Ю.Семеняко, И. Лученка, Д. Смольского расширяется образное содержание, круг авторов текстов (П. Панченко, К. Крапива, П. Глебка, А. Острейко и другие), происходят поиски новых средств выразительности.

Большой вклад в историю белорусского камерного вокального искусства внес Юрий Владимирович Семеняко. Ведущая тема творчества – родная Беларусь и люди, живущие в ней. Ю. Семеняко – композитор выдающегося мелодического дарования. Его произведения характеризует задушевность,  чувства, нежность и лиризм. Эти качества неразрывно связаны с фольклорными истоками творчества композитора, связью с народной песенностью.

Ю. Семеняко родился в 1925 году в Минске, где прошла большая часть его жизни. Окончив музыкальную школу в Крыму и училище в Белостоке, с началом Великой Отечественной войны он ушел на фронт. В послевоенное время Ю. Семеняко работал концертмейстером в  Белорусском ансамбле песни и танца в Гродно, который в 1952 году стал Государственной академической хоровой капеллой Беларуси в Минске. Работу в коллективе будущий композитор совмещал с обучением в Белорусской государственной консерватории в классе профессора А. Богатырева.

Приоритет в творчестве Ю. Семеняко принадлежит вокальным жанрам. Композитор является автором ряда популярных произведений в жанре оперы («Калючая ружа», «Зорка Венера», «Новая зямля»)  и оперетты («Рябиновое ожерелье», «Паўлінка», «Жаворонок»). Также Ю. Семеняко работал в вокально-инструментальных и оркестровых жанрах, писал музыку для кино, радио, телевидения, драматических постановок. При этом наиболее популярной сферой его творчества на протяжении всей жизни оставался песенный жанр. Как отмечает Т. Мдивани, «имя Юрия Семеняко приобрело широкую известность благодаря песне, которая, по признанию самого композитора,  стала главным его призванием» [5, c. 167]. Композитор создал более 300 песен, которые звучали как в классическом, так и эстрадном исполнении, широко транслировались на белорусском радио и телевидении, исполнялись самодеятельными и детскими коллективами. Многие вокальные композиции Ю. Семеняко стали визитной карточкой белорусских эстрадных ансамблей, таких как «Песняры», «Верасы», «Сябры». Благодаря широкой популярности своих песен композитор был неоднократно отмечен различными наградами 1955 году получил орден «Знак Почета» (1955), орденом Ленина (1971), орденом Дружбы народов (1985), званием народного артиста Беларуси (1974).

Камерное вокальное творчество Ю. Семеняко отличает нежность, лиризм, яркость образов. Лирико-патриотическая тема является для композитора одной из ведущих. Песни про родной край принесли ему наибольшую известность. Ю. Семеняко одним из первых белорусских композиторов стал работать в жанре лирического гимна. Обращаясь к теме Родины, композитор раскрывает ее в лирическом аспекте, сквозь призму чувств своих современников. Среди наиболее известных лирических гимнов автора – «Люблю цябе, Белая Русь», «Якая ты цудоўная, Радзіма» на слова В.Коризны, «Беларусь мая песня» на стихи М. Брауна в переводе А. Белевча, «Расцвітай, Беларусь», «Краю родны», «Я сэрцам з табой» на стихи А. Бачило.

В лирическом гимне «Люблю цябе, Белая Русь» любовь к природе и людям родного края, выраженная в поэтическом тексте В. Коризны, передана в возвышенном, торжественном звучании. Волнообразная мелодия широкого диапазона объединяет речевую выразительность, лирическую напевность и восходящие ходы гимнического характера. Произведение написано в куплетной форме с чертами простой двухчастной. В третьем куплете, повествующем о событиях Великой Отечественной войны, характер музыки меняется засчет ритмической трансформации, приобретая суровый маршевый характер.

Лирико-патриотическая направленность камерно-вокального творчества Ю. Семеняко неразрывно связана с поэтическим содержанием его сочинений, значительная часть которых написана на стихи белорусских поэтов – Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, П. Бровки, Г. Буравкина, В. Коризны и других. «Свое вдохновение и особые формы лирического высказывания композитор черпал в национальной поэзии», – пишет Т. Мдивани [5, c. 169]. В произведениях композитора, которые написаны на стихи белорусских авторов, ярко представлена любовная и пейзажная лирика («Явар і каліна», «Бярозка», «Прылятайце, ластаўкі», «Не за вочы чорныя», «Ты мне вясною прыснилася» «Незнаёмка»).

Яркий образец пейзажной лирики Ю. Семеняко – дуэт «Явар і каліна» на слова Я. Купалы для двух голосов и фортепиано. Текст Я. Купалы тонко описывает красоту лирических чувств через метафору деревьев, характерную для белорусского народного творчества. Для воплощения образов влюбленных деревьев композитор обращается к жанру дуэта. Сочетание партий голосов, где движение параллельными терциями чередуется с разделением на самостоятельные линии, фактурно близко традициям белорусских лирических песен. Чередование ниспадающего и восходящего движения в мелодии создает характер воодушевленного поветсоввания. Простота ладогармонического склада (основные функции минорной тональности f-moll с элементами ладовой переменности в параллельный As-dur) оттеняет мелодию, близкую народно-песенным образцам. Партия аккомпанемента интонационно прорастает из мелодии, соединяя гомофонно-гармонический склад с подголосочным. Все средства выразительности, таким образом, подсвечивают особености нежно-лирического стихотворения Я. Купалы, пропитанного народными интонациями.

К сфере любовной лирики композитора принадлежит сочинение «Ты мне вясною прыснілася» на слова М. Шушкевича. Трехдольный метр, спокойный темп («павольна»), прозрачный арпеджированный аккомпанемент задают мечтательный тон звучания. Плавный разлив мелодии на словах «летняя ночка купальная…» сменяется короткими, ритмически сбивчатыми фразами в характере взволнованной речи в следующем разделе «Ой, ты, дзяўчы… начка мілая», отмеченном также аккордовым уплотнением фактуры в голосах (подключение трехголосья) и сопровождении. Фраза «Ластаўка ты легкакрылая» является интонационно суммирующей и объединяет основную мелодию с вокализирующим подголоском. Произведение состоит из трех варьированных куплетов с элементами сквозного интонационного развития и, при сохранении ярко выраженного песенного начала, в жанровом плане может быть определено скорей как вокально-инструментальная миниатюра.

Также представлены в песенном творчестве Ю. Семеняко философские и драматические темы («Травы детства»), образы Великой отечественной войны, шуточные и игровые настроения детских песен («Мы – першакласнікі», «Школьная падарожная», «Вясновае здарэнне», «Дзе ты, добры Дзед-Мароз», «Верабейка», «Козачка-свавольніца»). При этом лирико-патриотическая тема остается для композитора излюбленной и наиболее ярко воплощенной посредством выразительных мелодий с ярко выраженной народно-песенной стилевой основой. В своей музыке Ю. Семеняко «создал интонационный облик современной белорусской песни, получивший развитие в вокальном творчестве Л. Захлевного, И. Лученка, В. Иванова и других белорусских композиторов.

Таким образом, творчество Юрия Владимировича Семеняко занимает значимое место в истории белорусской камерной вокальной лирики. Композитор является одним из создателей интонационного стиля камерно-вокальной музыки Беларуси. Ведущей образной сферой творчества Ю. Семеняко, воплощенной в его вокальных произведениях, стала тема Родины, раскрытая через призму чувств его современников, «лирическая форма выражения патриотических чувств» [5, с. 170]. В жанровом плане в камерной вокальной лирике композитора преобладают песни. Вместе с тем, черты детализации, усложнения формы, отражения в музыке нюансов поэтического текста позволяют отнести многие из них к категории художественной песни или камерно-вокальной миниатюры. Музыкальный язык Ю. Семеняко в основном находится в рамках классико-романтического стиля, при этом его отличительной чертой является яркость и пластичность мелодий, проникнутых народно-песенными интонациями.

 

Список литературы:
1. Васина-Гроссман, В.А. Романс // Музыкальная энциклопедия / гл.ред. Ю.В. Келдыш. – Т. 4. – М.: Сов. Энциклопедия, 1978. – С.694-697.
2. Финдейзен, Н.А. Русская художественная песня (романс) / Н.А. Финдейзен. – М.; Лейпциг: Издание П. Юргенсона, 1905. – 268 с.
3. Тарасов, С.В. Камерно-вокальная музыка венских классиков: к проблеме генезиса и эволюции жанра / С.В. Тарасов // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 10. – С. 88-90; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13137 (дата обращения: 10.11.2023).
4. Голікава, Л. Развіццё музычнага мастацтва Беларусі ў першай палове ХХ ст. / Л. Голікава // Беларусы. Т.11. Музыка / Т.Б.Варфаламеева [і інш]. Рэдкал.: М.Ф. Піліпенка [і інш]; навук. Рэд. А.І Лакотка; Нац. Акад. навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы. – Мінск, Бел. Навука, 2008. – С.448-511.
5. Мдивани, Т. Г. Композиторы Беларуси / Т. Г. Мдивани, В. Г. Гудей-Каштальян; предисл. Т. Г. Мдивани. – Минск : Беларусь, 2014. – 479 с. : ил.