Статья:

Композиционно-колористические особенности космического пейзажа в живописи А.Леонова и А.Соколова

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Композиционно-колористические особенности космического пейзажа в живописи А.Леонова и А.Соколова // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 31-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Композиционно-колористические особенности космического пейзажа в живописи А.Леонова и А.Соколова

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

COMPOSITION-COLORISTIC FEATURES OF THE SPACE LANDSCAPE IN THE PAINTINGS OF A. LEONOV AND A. SOKOLOV

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье приведен материал, посвященный творческому союзу художника А.Соколова и космонавта А.Леонова, где демонстрируются не только летопись покорения космоса, но и отличные фантастические картины. Их особенность − научный, основательный подход, проработка деталей и светлый оптимизм. Футуристические работы авторов пронизаны духом победы человеческого разума над стихией и верой в безграничные возможности человеческого сознания. Композиционно-колористические приемы, применяемые в их творчестве, нашли свое отражение во многих художественных, технических воплощениях отечественных и зарубежных художников-постановщиков ряда известных фильмов.

Abstract. This article contains material dedicated to the creative Union of artist A. Sokolov and cosmonaut A. Leonov, which demonstrates not only the chronicle of the conquest of space, but also excellent fantastic paintings. Their peculiarity is a scientific, thorough approach, elaboration of details and bright optimism. The authors' futuristic works are imbued with the spirit of the victory of the human mind over the elements and the belief in the boundless possibilities of human consciousness. Compositional and coloristic techniques used in their work are reflected in many artistic and technical embodiments of domestic and foreign artists-Directors of a number of famous films.

      

Ключевые слова: космическая живопись; Вселенная; галактика; космический автопортрет.

Keywords: space painting; universe; galaxy; space self-portrait.

 

 «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом

 и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а потом завоюет все околосолнечное пространство».

К.Э. Циолковский

 

Долог и труден путь человеческого познания. Из года в год, из века в век собирались драгоценные открытия. Сменялись эпохи, общественные системы, менялись мировоззрения. Человек искал, обобщал, ошибался и вновь отправлялся на поиски. Спираль познания с каждым витком раскручивается все стремительнее. Еще несколько столетий назад необходимо было не менее ряда десятилетий, чтобы сумма человеческих сведений о мире удвоилась. В ХХ веке это происходило за 10-15 лет, сейчас же, вероятно, года за 3. Во время развития компьютерных технологий данный срок продолжает сокращаться, а возможности познания действительности − расширяться. В книге "Черты будущего" известный английский ученый, писатель-фантаст Артур Кларк (1917-2008) приводит таблицу наиболее значительных открытий за последние 150 лет и делает попытку предсказать будущее человечества, в первую очередь, грядущие достижения науки до 2100 года [1, c. 84-85].

Конечно, многие предположения Кларка кажутся чересчур смелыми, тем не менее не лишне вспомнить одну общую закономерность предсказаний подобного рода. Она состоит в том, что жизнь всегда была стремительней всех самых смелых прогнозов, опережая их на годы, иногда на десятилетия. Кстати, одним из ближайших прогнозов А. Кларка было предположение о времени первого полета человека в космос. В 1947 году он считал, что такой полет может состояться не ранее 1970 года. Сегодня мы знаем дату его "погрешности".

Наука проникает  сегодня буквально во все сферы нашей жизни, так или иначе касается каждого человека, чем бы он не занимался. Наука, дизайн, архитектура перестали быть делом отдельных ученых и проектировщиков. В науке и в сфере, непосредственно ее обслуживающей, занято огромное количество людей. Их число будет расти непрерывно по мере того, как компьютеризация и автоматизация будут высвобождать новых работников умственного труда. Сейчас существуют огромные НИИ, целые города науки, подобные Новосибирскому Академгородку или Объединенному Институту ядерных исследований в Дубне.

Научные проблемы все сильнее занимают современного человека. Наиболее наглядный пример тому − интерес к исследованиям космического пространства. Много ли людей на земле, которые остаются равнодушными к сообщениям о новых успехах в области космонавтики? Непрерывно растущий интерес к науке, ее проблемам и перспективам, не могли не найти своего отражения в особом жанре искусства − жанре научной фантастики, родившемся еще в ХХ веке, значительными представителями которого были Жюль Верн, Р. Брэдбери, А. Беляев. Научная фантастика стала стремительно развиваться, завоевывая все новую аудиторию. Основная часть произведений научной фантастики устремлена в будущее, в мир завтрашнего дня и смелых новаторских открытий, реализация которых, в первую очередь, связана с прогрессом науки.

Среди многочисленных проблем настоящего и будущего наиболее популярной является проблема изучения и освоения космоса. Это закономерно, ибо космос представляет собой перекресток всех земных наук; именно здесь перед человечеством открывается грандиозное поле деятельности − Вселенная.

В изобразительном искусстве эта тема нашла свое выражение в произведениях двух авторов, работавших в творческом содружестве: летчика-космонавта Алексея Леонова (1934−2019) и художника-фантаста Андрея Соколова (1931−2007). Этот творческий союз вполне обоснован: А. Леонов, шагнувший за борт космического корабля, первым в истории увидел нашу планету, космическое пространство, не ограниченное иллюминатором. А.Соколов − художник, чье творчество сложилось под влиянием рассказов его отца, работавшего главным инженером на Байконуре, соответственно, лично знавшим великого С. П. Королева [3, c. 46]. Художник работал, консультируясь с учеными, изучал научные гипотезы. В своих работах А. Леонов и А. Соколов стремились возможно полнее охватить комплекс проблем, стоящих перед человеком на его пути во Вселенную, начиная с сегодняшних, уже во многом решенных задач и заканчивая задачами очень далекого будущего.

В таком диапазоне степень научной обоснованности их отдельных работ, естественно, различна. Если картины Леонова, созданные под впечатлением его полета и выхода в открытый космос, практически документальны, а работы обоих авторов (как совместные, так и самостоятельные), рассказывающие о недалеком будущем − освоении околоземного пространства и Луны, − в значительной степени обоснованы всей суммой научных знаний человечества, то в случае более далекой перспективы основанием для картины служат проблематичные, часто "безумные" гипотезы астрофизики и космонавтики. Впрочем, подобное сегодняшнее "безумство" через сто, триста лет, вполне возможно, будет обычной явью. Кто верил пророчествам Кларка или Брэдбери на момент выхода их книг?

Следует сказать о том, что характерно для российской "космической" фантастики вообще и для творчества обоих авторов в частности. Отправным  положением является убежденность, что космос будет мирным, не военизированным. Советский, ныне − российский человек шел во Вселенную как исследователь, строитель, но не как завоеватель. В отличие от многих зарубежных фантастов А. Леонов и А. Соколов в своих работах показывают встречи с инопланетными обитателями не как драматический конфликт, несущий гибель цивилизации. Человек никогда не использует свое могущество для создания космических катастроф: в космосе он ищет встречи с братьями по разуму, возможно, не похожими на нас, возможно далеко не во всем понятными. Космическая живопись специфична. Время действия, как правило, − будущее, место действия, − мир, в большинстве случаев труднодоступный, непривычный, предельно чуждый, неприглядный нам. Человек в этом мире не виден: он укрыт оболочкой скафандра, спрятан в кабине космического корабля. А подчас присутствие человека здесь вообще невозможно. Тогда на помощь приходят автоматизированные системы, робототехника, радиоволны, лазерные лучи − словом, весь арсенал разнообразной и могущественной техники, сегодняшней и будущей.

Основное орудие познания − человеческая мысль. Реальность мечты о далеких мирах основывается прежде всего на твердой уверенности в безграничном могуществе разума. Ведь именно с мысли начинается все, что мы создаем, чего достигаем. Главным героем полотен художников остается человек и овеществленная им человеческая мысль. Одна из задач "футуристического реализма" Леонова и Соколова − подробно рассказать об обстановке, месте действия, сообщить зрителю максимум информации о космосе. Ведь пока очень немногие смогли взглянуть на нашу Землю со стороны, своими глазами увидеть необъятные голубые просторы нашей планеты, яркие радужные ореолы вечерних и утренних "зорь". В интернете, по телевидению можно увидеть красивые кадры со спутников в цифровом виде, но только лишь пока именно так. Поэтому космический пейзаж ценен в первую очередь своей достоверностью, объективностью, подробностью. А в тех случаях, когда речь идет о мирах, которые человеческий глаз еще не видел, представление о которых построено на основе научных данных, часто не прямых, а косвенных, на основе гипотез, − вот здесь особенно важна сила художественного воображения. Именно поэтому авторы, уделяя большое внимание общей композиции и цветовому решению своих работ, бережно относятся к деталям.

Если в привычном, "земном" пейзаже художник может в ряде случаев ограничиться намеком, условностью, может что-то недоговорить, поскольку зрителю доскажет его опыт, память, то для "космического" пейзажа опыт и память бессильны.

Сюжеты своих работ художники выбирают таким образом, что возникает последовательный рассказ об освоении космоса, начинающийся с дней активного исследования космоса в 1960-е годы, дней нынешних и постепенно уходящих в далекое будущее. По сюжетам все картины можно условно разделить на три части: вчера, сегодня и завтра космической эры.

Раздел, посвященный дням начала освоения околоземного пространства, открывается изображением старта легендарного "Востока". Авторы подробно, по этапам, показывают, как происходил старт, полет, посадка космического корабля. Особый интерес в этом разделе вызывают натурные рисунки А.Леонова, сделанные им во время и после полета на корабле "Восход-2". Этот факт, кстати, нашел свое отражение в фильме "Время первых"(2017), в котором образ А. Леонова воплотил Е. Миронов. За краем шлюза корабля внизу видна наша планета ("Земля голубая"). Сквозь дымку атмосферы смутно угадываются очертания материка, реки, горы, белые хлопья облаков с четкими тенями от них. Вдали, на горизонте − редкое, недавно, в 2010-е годы, нашедшее научное объяснение явление, которое впервые наблюдал ученый-космонавт К.Феоктистов, − голубой ореол земной атмосферы, разделившийся на 3 четко разграниченных слоя яркости [2, c. 38].

Не менее интересен пейзаж "Космическая заря". Завершается ночь, скоро рассвет. И вот в глубокой черноте Вселенной засверкала ослепительная радуга − засветилась потухающими кострами ночных городов Земли ее атмосфера.

Другая работа Леонова показывает довольно интересное явление: над радужным ореолом возникла широкая бледно-голубая полоса. Звезды, ослепительно белые на черном бархате космического неба, сквозь эту полосу кажутся кроваво-красными. Эскиз к картине "Восход солнца в космосе" был сделан во время полета на страницах бортжурнала, за что, конечно, автор получил "нагоняй" от С. П. Королева, ведь это техническая документация [3, c. 72]. На документе же − изображение солнца, естественно, не такое, каким мы привыкли его видеть: необычно четкими, контрастными стали цветовые переходы радужного ореола. Ночная сторона Земли на этой картине не черная: освещенная Луной, она слабо светится серебристым цветом. А над солнцем возник своеобразный "кокошник" из солнечных лучей.

Картина "Над Черным морем" (Рис. 1) А. Леонова является, по существу, "космическим автопортретом", поскольку автор ее первым в истории человечества вышел из корабля "Восток-2" в космос именно над Черным морем [3, с. 74]. Таким оно и осталось в памяти художника-космонавта − огромным и в то же время доступным для обзора от края и до края. Четко видны берега. Крымский полуостров, горные цепи Кавказа, дымка облаков, тени от них. Цвет воды, гор, зелени − тот же, что и на Земле, но он смягчен голубовато-белесой дымкой атмосферы. На картине, по словам Леонова, он смягчен даже немного больше, чем в натуре. Благодаря этому фигура одетого в ослепительно белый скафандр космонавта четко отделяется от огромной глубины фона, отчетливо вышла на передний план.

 

Рисунок 1. "Над Черным морем"; авт. А. Леонов

 

Одному из достижений науки 1970-х гг. посвящена совместная работа Леонова и Соколова "Цветок Луны". Действительно, чудесным жемчужным цветком кажется автоматическая станция "Луна-9", лежащая на бурой, изрытой поверхности, теплый тон которой подчеркнут холодным голубым рефлексом от света нашей Земли на теневой стороне автоматической станции.

В 1970-м завершился многомесячный полет автоматического комплекса "Венера-4" [5, с. 104]. Полученные данные позволили художникам создать убедительные картины этой экспедиции. На фоне оранжевого неба Венеры − раскрытый купол парашюта, под ним − темный обгорелый шар. Ураганные ветры вытянули в полосы темные облака на небе. А внизу, уже близко − мрачные, черно-фиолетовые скалы.

Весь "Лунный цикл" (Рис. 2) − это, по существу, изображение от начала до конца проблем полета человека на Луну. Закончены первые исследования нашего основного спутника и специальный разведывательный корабль с космонавтами стартует с его поверхности. Внизу − скалы-стены гигантского лунного цирка − кратера Коперника. Капсула выйдет на орбиту, сблизится с ожидающим ее кораблем. Внизу − знакомый по фотографиям, лунным картам участок поверхности спутника Земли. А над ним космонавты переходят из капсулы в корабль, который доставит их на Землю. Фон картины умышленно лишен характерных для Луны контрастов света и тени. Благодаря этому удался эффект глубины, стыкующиеся корабли вышли на передний план. Сегодня космос, увиденный человеком, расширился еще больше. На поверхность Луны, которую впервые "рассмотрела" советская автоматическая станция "Луна-9", ступили американские космонавты. Человеческое познание обогатилось новыми бесценными фактами. Художники получили новый, интересный своей достоверностью материал для будущих произведений.

 

Рисунок 2. "Ракета на Луне"; авт. А. Леонов

 

Не менее убедительна, чем "Лунная" другая серия рисунков − "Строители" (Рис. 3). Место действия − околоземное пространство, то самое, в котором побывал А. Леонов. В космосе строят крупный обитаемый спутник-лабораторию люди земных профессий − электросварщики, монтажники. Осуществление автоматической стыковки искусственных спутников "Космос-186" и "Космос-188" дало художникам новую тему − сборку крупной орбитальной станции, производимую автоматически, сборку, за которой "космический монтажник-оператор" только наблюдает. Важнейшим шагом на пути во Вселенную была стыковка, осуществленная кораблями "Союз-4" и "Союз-5" [5, с. 143]. В этом эксперименте намечен один из наиболее вероятных путей полета к дальним планетам − создание на околоземной орбите больших обитаемых станций, на которых межпланетные лайнеры смогут пополнять запасы топлива, проводить необходимый ремонт, а возможно, эти станции могли явиться своеобразной верфью для создания новых кораблей и ракетоносителей на орбите. Эта идея возникла в середине 1970-х гг. [5, с. 155]. Но в наши дни, ввиду наметившейся милитаризации околоземного пространства, данные проекты остались на стадии разработки и к 2020-му. Тогда же, на "Союзе-6", была впервые в мире осуществлена сварка металлов в условиях невесомости [5, с. 156]. Этот факт, иные новые достижения науки и техники нашли свое отражение в рассматриваемом цикле работ Леонова. Он полагал, что после разведчиков на Луну, вероятно, придут строители, и первыми из них − геодезисты [3, с. 116]. Такими он изобразил их − на скале, над простором равнины − двое. Яркий красный фонарь, видимый при отсутствии атмосферы на десятки километров, заменяет им традиционную рейку земных геодезистов. Падающий сзади, прямо от зрителя, солнечный свет обесцветил бурую поверхность лунных скал и равнин: сейчас они кажутся серебристо-серыми. На горизонте − Земля в виде гигантского голубого купола. Видимая с этой точки Луны поверхность нашей планеты − полусфера, Земля будет казаться такой всегда, как неизменная деталь пейзажа. Возможно, в будущем, на Луне поселятся люди, будут возводиться города.

 

Рисунок 3. "Космические шоферы"; авт. А. Леонов

 

На поверхности Луны человека, даже защищенного специальными сооружениями, подстерегает много опасностей: метеоритные дожди, солнечная радиация, огромные перепады температур. А на глубине лишь в несколько метров все эти катаклизмы человеку не страшны. Строительство лунного города будет по сути дела рытьем огромной шахты. На рисунке мощные отвалы извлеченных пород переливаются красно-фиолетовым цветом. Они как бы подчеркивают ослепительное серебристое сияние освещенной солнцем поверхности. Широкая панорама строительной площадки: вагонетки подвесной дороги, пульты управления, фермы грузовых ракет, − и над всем этим черное лунное небо, усеянное звездами. Во всем пейзаже, что-то далекое, чужое, непостижимое пока земному зрителю. И все-таки чувства отчужденности, оторванности от Земли не возникает. Ведь это стройка, подобная домашнему, земному созиданию. Художники находят выход в комбинации различных видов освещения: это или прямой солнечный свет, или голубой свет Земли, или комбинация различных видов освещения − бело-голубое пламя стартующих с Луны ракет расчерчивает поверхность планеты черно-фиолетовыми тенями.

И в картине строительства электростанции желто-белый свет многочисленных прожекторов хорошо сочетается с теплыми фиолетовыми тонами лунной поверхности и сине-сиреневыми бликами от света Земли. Скалы выглядят в свете извергающейся лавы то огненно-красными, оранжевыми, то темно-вишневыми с черными провалами теней. Яркими, сверкающими елочными игрушками кажутся в темном хаосе разведочный вездеход и выгруженная им автостанция. На Луне нет атмосферы, поэтому главным видом транспорта для быстрого сообщения между отдельными лунными центрами-городами, вероятно, будет ракета. Непривычны ее очертания для земного глаза: нагромождения конструкций, необтекаемая форма. Максимум полезного груза, минимум веса сооружения. Назначение подобных кораблей − не только полеты в околоземном и окололунном пространстве, но и полеты к другим планетам. Грозно и величественно на картине выглядит старт. Раскаленные реактивные струи двигателей испарят часть вещества лунной поверхности, взметнут клубы газов высоко над стартовой площадкой. Сила и мощь − это, пожалуй, главная мысль, выраженная в работе А. Соколова "Старт с Луны". Рисунок почти монохромный, общий тон его целиком подчинен цвету голубого пламени двигателя стартующей ракеты.

Невероятно тяжелые и в то же время почти ни на что не опирающиеся скалы лунных гор и пещер в картине А. Соколова "Здравствуй, Земля!" кажутся легкими и создают реальное ощущение малой силы тяжести, почти невесомости.

Лирична картина А. Соколова "Им светит Земля" (Рис. 4). Человек всегда остается человеком, со всем сложным комплексом чувств, и кто знает, может быть на Луне влюбленные также будут совершать ночные прогулки при свете нашей Земли.

 

Рисунок 4. "Им светит Земля"; авт. А. Соколов

 

Все глубже во Вселенную будет проникать Марс − планета загадочных каналов, песчаных просторов, ледяных шапок полюсов. Картины авторов "Утро Марса" и "Полдень Марса" демонстрируют темно-фиолетовое небо, оранжевые пески пустынь, холодное, далекое солнце над горизонтом − типичные пейзажи планеты, которые в наши дни мы можем изучать по фотоснимкам со спутников.

Среди планет солнечной системы близкие по размерам и силе тяжести характеристики имеет Венера. Всегда предполагалось, что на этой планете жарко, угадывалась активная вулканическая деятельность [2, с. 39]. Такой представлял ее себе А. Соколов в картине "Венера раскаленная" (Рис. 5).

 

Рисунок 5. "Венера раскаленная"; авт. А.Соколов

 

Огненное небо в полосах стремительно несущихся туч. Растрескавшаяся корка сожженной поверхности планеты. Причудливые, оплывшие от жара груды пород. Грозный, неведомый мир. И в нем − вездеход, бесстрашно пробирающийся среди раскаленных глыб. Информация о Венере, полученная в ходе экспедиции автоматической станции, значительно расширила человеческие знания об этой загадочной планете [5, с. 181]. На основе новых научных данных выполнена картина А. Соколова "Венера. Посадка грузовой ракеты". На Венере луч света значительно искривляется. Поэтому наблюдатель, находящийся на поверхности планеты, не увидит линии горизонта, его взору представится огромная чаша, на дне которой он находится. Верхние края чаши как бы растворяются в плотной атмосфере. Для доставки грузов на планету, вероятно, будет использоваться парашют в сочетании с тормозными стабилизирующими реактивными двигателями. Может быть, в подобных ракетах-контейнерах космонавтам будет доставляться все необходимое для жизни и работы на поверхности планеты.

Плутон − самая дальняя окраина нашей Солнечной системы. О нем известно немногое, он слишком далек от Земли и от Солнца. С уверенностью можно сказать одно: там царит вечный холод и мрак. Многие газы сжижены, а вода превратилась в твердые, как сталь иглы-скалы. Но авторы "побывали" на Плутоне. С берега залива в глубь океана, состоящего из слабо светящегося сжиженного газа, отправляется в путь специальный "шагающий" вездеход. Над ним в темном небе возник мираж − зеркальное, слегка сплющенное отражение поверхности планеты. Таков сюжет работы А. Соколова "Вездеход отправляется в путь". Особенно интересна структура композиции картины. Очертания залива кажутся крыльями гигантской желто-оранжевой бабочки, раскинутыми на сине-фиолетовом фоне берега и неба. Чтобы достигнуть даже ближайших звезд, человеку предстоит создать гигантские фотонные корабли, использующие огромные мощности. Построить такой космический корабль на Земле или на другой крупной планете вряд ли возможно. Может быть, строительной площадкой станет одна из малых планет-астероидов? Но такая планета-завод будет существовать лишь до старта фотонного гиганта. Струя света − энергии невероятной концентрации − превратит скалистый островок астероида в маленькую, недолговечную звезду, в клубок раскаленных, ярко светящихся газов, в облако плазмы, что демонстрируется в работе А. Соколова "Старт с астероида фотонного звездолета".

Путь к звездам сложен и полон опасностей. Об этом повествует картина Соколова "Через 100 лет..." (Рис. 6).

 

Рисунок 6. "Через 100 лет..."; авт. А. Соколов

 

На далекой и безжизненной планете, подобной нашей Луне, космическую экспедицию настигло излучение большой мощности. Гибель всего живого неминуема. Но последний из оставшихся в живых космонавт верил, что человек придет сюда опять. И он шел, потом полз навстречу смертельной опасности, чтобы отметить предупреждающим сигналом о радиации людей, которые вернуться сюда, быть может, через столетия. Сочетание оранжевых и фиолетовых цветов картины, напряженная композиция подчеркивают драматизм встречи через столетие, встречи астронавтов далекого будущего с их предком-героем.

Удивительны миры неведомых планет. Странные, непохожие на наше солнца светят им. Иногда бывает одновременно несколько солнц. Тогда белковая жизнь почти невозможна − слишком значительными будут колебания температур, скачки солнечной радиации. Но природа изобретательна. Может быть, она создала где-то жизнь на кремниевой основе, жизнь в виде различных форм кристаллов. Медленно уходит за горизонт гигантское солнце, огненно-красное в золотистых прожилках. Навстречу ему поднимается целый лес кристаллических "деревьев" с четкими сверкающими "листьями"-гранями. Таков сюжет работы А. Соколова "На планете двойной звезды. Красный вечер". Затем автор пишет продолжение этого сюжета − "Изумрудное утро". Взошло второе, бело-голубое солнце. В его лучах засверкали, зазеленели грани кристаллической "травы". Для разведывательной автоматической станции времена суток, сочетания солнц будут непрерывно меняться самым причудливым образом.

Из этого же цикла − "Посадка на планету голубого солнца". Огромное голубое солнце, во много раз больше, горячее нашего. Порожденные его могучим излучением, на планетах этой системы бушуют электромагнитные бури, бродят по океанам светящиеся в перенасыщенной электричеством атмосфере смерчи. Автоматическая станция, заброшенная в этот мир с межпланетного корабля, окружена защитным полем. Само по себе поле невидимо, но под ударами молний оно обрисовывается, высвечивается, становится реальным. Нет сомнения, что в единоборстве с грозными силами природы победит человек.

Футуристический экскурс продолжают схожие по композиционно-сюжетному замыслу работы А. Соколова "Жизнь далекой планеты" и "Жизнь внеземная" (Рис. 7). В первой рассматриваются ботанико-биологические особенности неведомого мира (растения и организмы − захватчики пищи), во второй их физическая деятельность − с наступлением сумерек (оранжевый колорит) пузырьки легкого газа поднимают высоко в воздух паутину из крепких подвижных нитей-щупалец. Если к этой био-конструкции приближается какое-либо органическое существо, то оно становится добычей этой субстанции [4, с. 14].

 

Рисунок 7. "Жизнь внеземная"; авт. А.Соколов

 

Вселенная бесконечно протяженна не только в пространстве, но и во времени. Сейчас можно предполагать, что рождение Вселенной, первый взрыв, продолжающийся и сейчас, произошел 10-15 миллиардов лет назад [2, с. 25]. Фиолетовая вспышка ядерного взрыва изображена на картине Соколова "Рождение Вселенной". Разлетается, расплескивается во все стороны материя "ядерной капли". Струи излучения гигантской мощности пересекают пространство во всех направлениях.

Продвижению человечества в космос природа как бы поставила предел − скорость света. Ни один космический корабль, какой бы мощностью ни обладали его двигатели, эту скорость преодолеть не может. А космические расстояния огромны: от ближайшей звезды свет к нам идет более 4 тысяч лет. Но может быть, прямая линия, соединяющая две точки пространства, линия светового луча, не есть кратчайшее расстояние? Ведь в системе пространство-время по крайней мере 4 измерения. И быть может, можно найти более короткие пути к звездам? [5, с. 207]. Об этом звучит философская мысль, воплощенная в картине Соколова "Вне времени". На работе гигантская спираль галактики осталась позади. Она непривычного красного цвета − ведь мы удаляемся от нее с огромной скоростью, сказывается эффект Допплера. В нижней части картина пересечена наклонной полосой своеобразного "тоннеля" кратчайшего расстояния, найденного человеком в пространстве. И в этом тоннеле движется со сверхсветовой скоростью, практически вне нашего времени и пространства, собственно, даже не космический корабль, а сгусток частиц. Человек как бы зондирует далекие миры.

Пожалуй, самой увлекательной задачей, стоящей перед исследующим космос человечеством, является поиск чужой, внеземной цивилизации. Сейчас невозможно даже приблизительно предсказать − кто они, как произойдет наша встреча с ними или как мы вступим в радио-телеконтакт. Об облике носителей внеземного разума много спорят − одни считают, что они схожи с нами, землянами, другие не согласны с этим. Вряд ли сегодня возможно изобразить разумные существа иных миров. Поэтому зрительно наш первый контакт представляется как встреча людей с сооружениями − инженерно-строительной структурой внеземной цивилизации, творениями "ума и рук" разумных существ. Таков замысел работы Соколова "На пороге" (Рис. 8). Совершила посадку разведочная ракета, застыв на телескопических опорах. Огни ее прожекторов залили теплым светом ближайшие скалы. А впереди, в глубине картины, слабо светится голубоватый, призрачный город, странный, как бы текущий по скалам, город чужой цивилизации.

 

Рисунок 8. "На пороге"; авт. А. Соколов

 

Бесспорно, авторы показывали свое творческое, эмоциональное видение неведомых миров, основываясь не только на своих впечатлениях, но и научных данных, которые были опубликованы в период их плодотворной работы в период 1960-х − 1980 -х гг. Многое с тех пор изменилось в мире техники и инженерных разработок, были сделаны новые научные открытия, расширились возможности телевидения и трансляции спутников и планет с космических аппаратов. Вполне очевидным является тот факт, что многие работы Соколова и Леонова стали как бы отправными эскизами ко многим фантастическим фильмам, поскольку общая интерпретация пейзажных образов вполне определенна. А их профессиональное "видение" будущего, подобно прогнозам А.Кларка и Р.Брэдбери, будет проверено временем и, возможно, наши потомки, глядя на художественные образы авторов работ, назовут их "Нострадамусами ХХ века".

 

Список литературы:
1. Кларк А. Черты будущего. − М.: Изд-во "Мир", 1966. −  253 с.
2. Леонов А., Лебедев В. Восприятие пространства и времени в космосе. − М.: Наука, 1968. − 116 с.
3. Леонов А. / сост. О. Леонова. Время первых: Судьба моя − я сам…. − М.: АСТ, 2017. − 320 с.
4. Тищенко Г. Космическая живопись. Рассказ о том, как космонавт А. Леонов и художник А. Соколов рисуют марки // Филателия СССР. − 1972. − № 9.
5. Черток Б. Е. Ракеты и люди. − М: «Машиностроение», 1999. − 416 с.