Статья:

Проектный потенциал наброска

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Проектный потенциал наброска // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектный потенциал наброска

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент МГХПА им. С.Г.Строганова, РФ, г. Москва

 

DESIGN POTENTIAL DISORDER

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, of the Stroganov Academy (MGHPA), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье набросок, как неотъемлемая часть учебного рисунка рассматривается с позиций своей проектности. Даются виды и методика выполнения наброска, определяется его роль в контексте проектной культуры. Рассматриваются некоторые примеры влияния наброска на профессиональную деятельность дизайнера.

Abstract. In this article, the sketch as an integral part of the educational drawing is considered from the standpoint of its design. They are determined the types and methods of implementation of the outline, its role in the context of project culture is determined. They are considered some examples of sketch influence on the design professional activity.

 

Ключевые слова: набросок; проектная культура; художественное проектирование; визуальное мышление.

Keywords: sketch; project culture; art design; visual thinking.

"Рисунок - не форма, но способ видения ее".

Эдгар Дега, французский живописец

"Везде, всегда и всюду заменяй слово графикой".

Яков Чернихов, советский архитектор

 

К началу 2010-х гг.. педагогам высшей художественно-промышленной школы, после многочисленных дискуссий, конференций по проблемам рисунка, стало очевидным, что рисунок в деле подготовки дизайнера, архитектора и художников прикладных искусств различных специализаций является неотъемлемой составляющей проектной культуры с точки зрения формирования основ композиционного мышления и авторского графического стиля. Кроме этого, рисунок определяется как коммуникативный графический язык в различных профессиональных сферах дизайнерской и художественно-прикладной деятельности. Рисунок является генератором профессиональной культуры дизайнера и архитектора, а процесс рисования – путем раскрытия и реализации замысла.

На протяжении всей истории рисунка художники делали быстрые зарисовки, стремясь, с одной стороны, запечатлеть увиденное. С другой - подобные зарисовки помогали им развить определенные графические навыки. Рисунки акварелью, пером, тушью, карандашом, углем, сепией являлись богатейшей базой для создания картин, которые вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

До XVI века существовало непреложное правило делать эскиз для фрески или росписи в храмах и частных домах высшей знати. Мастера эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Вероккио) всегда делали большое количество набросков, прежде чем приступить к основной работе. В музеях и на выставках, посвященных рисунку, наброски экспонируются как самостоятельные произведения. Это относится к таким мастерам, как А. Дюрер, И. Репин, В. Васнецов, В. Серов, В. Суриков и др. Такие великие мастера-педагоги русской рисовальной школы, как П. Чистяков, Д. Кардовский в своих мастерских постоянно проводили тренинги по наброскам [1, c. 45-46]. В художественных и художественно-промышленных учебных заведениях нашей страны этой теме также уделяется постоянное внимание.

Цель наброска – быстрое и лаконичное воспроизведение на листе отдельных качеств, свойств, состояний модели и т. п. в зависимости от поставленных задач. В наброске передача сложной формы предмета решается передачей основных выразительных признаков без излишней детализации с выделением главного. Роль наброска в обучении будущего художника велика. Работа над наброском развивает руку и глаз художника («постановка руки и глаза»), приучает быстро реагировать на увиденное и различать главное и второстепенное [6, c. 37].

Как показывает практика, есть две основные причины, по которым художник делает наброски.

1. Развитие навыков. Для любого художника очень важна наблюдательность, тренировка глазомера и зрительной памяти. Именно для развития наблюдательности педагоги советуют студентам делать наброски. Они могут их делать как в интерьерах, так и в экстерьерной среде, в транспорте и т.д. В данных ситуациях, при выполнении быстрых несложных рисунков, развиваются не только технические навыки владения разными графическими материалами, здесь формируется способность схватывать суть образа, выявлять главное и второстепенное. Тем самым, обучающийся старается познать: каким образом пятно, линия или штрих формируют композицию изображения на основе селективного восприятия увиденной информации. Студент учится выбирать, расставлять акценты, нивелировать не значимое, то есть то, что не выражает графической или психологической значимости образа, движения формы.

2. Основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски являются золотым запасом, интеллектуальным багажом автора для его последующей работы. Это очень важная причина для профессионала, поскольку, рассматривая серию зарисовок, автор может увидеть положительные и отрицательные стороны своего будущего произведения. Можно доработать набросок, домыслить то, что не удалось сделать в процессе быстрой работы, когда на осмысление сделанного просто нет времени. В самом же начале процесса с помощью наброска можно зафиксировать свое восприятие предмета изображения, свои эмоции от увиденного. В данном случае процесс познания визуальной информации, основанной на непосредственном восприятии объекта рисунка, идет во взаимосвязи с логическим мышлением, основанным прежде всего на профессиональном опыте.

Существуют четыре вида набросков.

1. Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с постоянным наблюдением за человеком, изучением его двигательной динамики, черт характера лица, за предметом интерьера или экстерьера (архитектура, пейзаж и т.п.).

2. Наброски по памяти. Художник увидел интересующую его визуальную тему и быстро зафиксировал это на бумаге. Таким образом он рисовал не с натуры, но то, что он изобразил, имело место быть в действительности.

3. Наброски по воображению. Речь идет о той изобразительной информации, которая родилась и отразилась в сознании автора. И для того, чтобы возникшая идея, образ не были забыты, художник фиксирует их на листе. Здесь активно используется воображение, фантазия автора, его профессиональный опыт. Развиваясь, а затем опираясь на зрительную память, рисование по воображению открывает безграничные возможности конструирования новых зрительных образов, автономных по отношению к натуре. Это даёт возможность на основе многообразия форм окружающего мира сочинять образно-предметные композиции в графике и в избранной специальности [5, c. 16-18].

4. Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых совмещаются несколько видов набросков. Именно в этом процессе дизайнерский рисунок предстает как фактор формообразования на всех его этапах от первоначального замысла до конкретного воплощения.

– автор увидел, а потом добавил еще что-то от себя. Применяется в искусстве книги, иллюстрациях, гравюрах, мультипликации, сценографии.

– автор начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти. Применяется в проектировании различных произведений художественной промышленности (керамика, стекло, изделия из металла), в графическом дизайне.

– автор совместил серию набросков в единой композиции, как, например, в графической программе Adobe Photoshop. Совмещенное изображение может быть скомпоновано из разных по техническому исполнению и масштабу набросков. Активно применяется в графическом и средовом дизайне, архитектуре.

Методика выполнения наброска базируется на общих обязательных принципах процесса выполнения любого изображения – от общего к частному, от больших объемов к второстепенным. Изначально решается компоновка в листе, расположение основных пятновых масс. К примеру, в автодизайне, при рисовании автомобиля следует начать набросок с установления самых общих линий, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем уже перейти к прорисовке деталей. Следовательно, принцип рисования таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями [4, c. 65].

В художественно-промышленном образовании, в отличие от исключительно художественных вузов, профессиональная функция наброска имеет свою специфику. Она основана, прежде всего на понимании того факта, что дизайнер или архитектор создают свое произведение как бы из "ничего", то есть по воображению, опираясь лишь на определенный ряд прототипов. От умения автора нарисовать свою идею будет зависеть и восприятие его проекта. Проектирование в системе профессиональной подготовки дизайнера, художника декоративно-прикладного искусства – ключевая, профилирующая дисциплина. И если мы рассматриваем учебный рисунок в общем контексте проектной культуры, то необходимо сказать, что набросок, являясь составной частью рисунка, тоже необходимо позиционировать как ее часть. По мысли советского и российского философа и культуролога, профессора М. С. Кагана, проектная культура – это "культура мышления, культура чувств, культура общения, и все это сливается в культуре художественного мастерства... То обстоятельство, что во всех слоях культуры художественно-творческая деятельность имеет интегративный, синтетический характер, ставит искусство на особое место в культуре общества" [3, c. 138]. В силу сказанного, дизайнерская деятельность как составная часть единого комплекса проектирования, отвечающая за образ и форму объектов, рассматривается как неотъемлемая часть всех научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, составляющих в целом единую проектную культуру.

Одним из структурных компонентов проектной культуры ее исследователи называют эстетический, определяемый как развитие художественного вкуса, способностей, выступающих регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной графической деятельности, а также развитое пространственное мышление. Формирование проектной культуры, по мнению психологов, зависит от развитости визуального мышления. Результатом процесса визуального восприятия и визуального мышления являются новые образы, визуально воспринимаемые смыслы, реализуемые, в частности, в области дизайна. Образ возникает в сознании проектировщика, а материализуется, графически фиксируется на бумаге. Значение наброска при этом колоссально. Иными словами: если дизайнер умеет эффектно рисовать, значит, он также успешно выразит свою проектную мысль.

Существует немало практических примеров как набросок помогает дизайнеру в его проектной работе. Например, "скетчинг" незаменим в работе архитектора или дизайнера по интерьерам. Понятие "скетчинг" в среде художников означает зарисовку, набросок, созданный за 20-30-40 минут. Под этим термином подразумевают быстрые рисунки пейзажей, домов, людей, костюмов. Интерьерный скетч имеет свои особенности, поэтому требует владения специальными навыками и знаниями. Чтобы нарисовать интерьер, нужно знать законы перспективы, знать, что такое масштаб и пропорции, уметь делать чертежи помещения. Дизайнер должен не просто создать черно-белый рисунок, а передать цветовую гамму и объем, изобразить текстуру материала. Надо уметь при помощи графических средств показать, как будет выглядеть в интерьере мрамор, камень, дерево, стекло и иные отделочные материалы. В настоящий момент уже никого не удивить возможностями компьютерных программ Adobe Photoshop или 3DMAX. Еще в середине 2000-х они производили фурор, но время вносит свои коррективы. Уж слишком много стало одинаковых изображений, стирающих персональную идентичность автора. Вот и проявилось у потенциального заказчика желание увидеть эту авторскую персонализацию в его эскизах. Скетчи сегодня в тренде не только в России, но и за рубежом. Кстати сказать, целая плеяда выпускников кафедры Дизайна средств транспорта МГХПА имени С. Г. Строганова работают ныне по своей прямой специализации на концернах AUDI, RENAULT и Alfa Romeo, создавая эскизы будущих автоконцептов.

Скетчинг – лучший способ сделать осязаемой идею, воплотить воображаемое. Представьте, что Вы общаетесь с заказчиком и желаете рассказать ему о своей концепции, предложить стилистическое решение или вариант перекомпоновки (перепланировки). Если это делать при помощи 3D-визуализации, то это очень материально затратно и долго по времени. Здесь и приходит на помощь умение делать интерьерный скетчинг. На глазах у заказчика дизайнер делает зарисовку, быстрыми линиями, штрихами передавая все то, о чем они только что говорили. Подобный рисунок, который занимает не более часа, позволяет сразу показать свое мастерство, презентовать себя клиенту.

Скетч, конечно же, не может полностью заменить компьютерную 3D-визуализацию. Однако скетчи могут использоваться не только на первом этапе создания дизайн-проекта, но и в последующей работе. Профессионально сделанные скетчи интерьеров (скетч-иллюстрации) – прекрасный способ наполнить свое портфолио впечатляющими работами, которые автор всегда может продемонстрировать заказчику.

Большинство веб-дизайнеров начинали свой творческий профессиональный путь с помощью обычного карандаша и бумаги, многие все еще применяют навыки, полученные во время учебы в вузах, в компьютерной графике – процессе создания онлайн-проектов, которые начинаются с эскизов и набросков от руки. Часто можно наблюдать использование иллюстративного материала и рисунков в дизайне сайтов. Без сомнения, подобные веб-решения – одни из наиболее интересных, поскольку они хорошо передают индивидуальный стиль автора.

Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная “условность” и “лаконичность” изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.

За первоначальной идеей, выраженной в графическом наброске, следует длительный поиск формы будущего изделия. Его основным инструментом является поисковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепроверяет выбор того или иного дизайнерского решения, художественную композицию, функциональную компоновку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей.

В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика – рисунок пером, карандашом, фломастером. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска. Введение в процесс графического поиска изображения человека позволяет антропометрически обосновать проектируемое изделия. Так, например, определяются оптимальные параметры внутренних пространств помещений, кабин транспорта, форм мебели и др.

С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназначен “для служебного пользования”, внутрицехового общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Примеров приводить можно много. Важно понять следующее. Когда художнику надо получить конкретный, зримый ответ на творческий замысел, особое значение приобретают основные признаки наброска: его обобщенность и лаконичность, которые со стороны воспринимаются как незаконченность. Между тем именно эта кажущаяся незаконченность наброска больше всего стимулирует дальнейшую деятельность художественного воображения, ведет автора к большей выразительности. Незавершенность наброска позволяет быстро убедиться в правильности найденного решения, в соответствии с его первоначальным замыслом и без особого труда вносить изменения, направленные в сторону улучшения. При этом намеченные исправления делают на том же наброске, чтобы сравнить прежде сделанное с новым, измененным вариантом. Для обогащения наброска деталями их рисуют с натуры, т.е. выполняют зарисовки, которые помогают изучить светотеневые и фактурные особенности натуры и хорошо тренируют руку и зрительную память. Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнении того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры [8].

Помимо проектности наброска, выражающейся в воспитании визуального мышления, можно утверждать, что набросок является инструментом проектного мышления, частью общей проектной культуры художника-дизайнера. И если в сугубо академических художественных учебных заведениях он определяет преимущественно композиционно-эстетическую функцию, то в художественно-промышленном образовании, набросок, впитав в себя как академические, так и архитектурные, инженерно-конструкторские черты, является примером синтеза прикладных искусств; его предназначение – научить мыслить проектно, образно, что в конечном итоге отвечает принципам дизайн-образования. Это – коммуникативная лексика дизайнера.

 

Список литературы:
1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов / А. О. Барш. – М., Искусство, 1970. — 168 с.
2. Гомзякова Е. Л. Пространство в учебном рисунке // Концепт, 2014. – Спецвыпуск. – №6. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2014/ 14582.htm. (дата обращения : 05.05. 2019)
3. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – М., Искусство, 1972. – 440 с.
4. Кокорина Е. В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций. – Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2011. – 24 с.
5. Кравченко М. И. Значение рисунка в проектной деятельности архитектора // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 16-18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL https://moluch.ru/archive/176/46093/  (дата обращения: 06.05.2019)
6. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2013.
1. 7. Савинов А.М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров  // Концепт, 2014. – Спецвыпуск. – №6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2014/ 14571.htm. (дата обращения 06.05.2019)
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-grafika-kak-faktor-realizatsii-professionalnoy-podgotovki-studentov-hudozhestvennyh-spetsialnostey(дата обращения 04.05.2019)