Статья:

Истоки science‑art. Синтез дискурсивного и интуитивного мышления в контексте истории

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Шульгина Я.А. Истоки science‑art. Синтез дискурсивного и интуитивного мышления в контексте истории // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 53-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Истоки science‑art. Синтез дискурсивного и интуитивного мышления в контексте истории

Шульгина Яна Алексеевна
студент, Российский Государственный Университет им. А.Н. Косыгина, РФ, г. Москва

 

Science‑art или научное искусство зачастую рассматривают как относительно недавно образовавшееся течение contemporary art, однако историкам культуры и искусствоведам хорошо известно, что наука и искусство объединены друг с другом. И для современных исследований science‑art остается актуальной проблематика его истоков и предпосылок.

Разделение искусства и науки во многом искусственно. На факт существования богатой предыстории симбиоза дискурсивного и интуитивного мышления указывают многие исследователи. «В.С. Ежов указывает, что зачатки научного мышления сформировались в рамках первобытной культуры в условиях господства интуитивно-эмоциональ­ного переживания над рациональным осмыслением через эстетическую рефлексию» [6, с. 12]. «Я.Д. Пруденко отмечает, что «история сосущест­вования науки, техники и искусства…известна человечеству издавна и рассматривает «научное искусство» как возвращение к свойственному античности, синкретизму. М.Ю. Сирина — что в древнейшие времена наука и искусство не разделялись, а развивались в сотворчестве» [6, с. 12].

Несмотря на историческую изменчивость между наукой и искусством всегда оставалась «трагическая напряженность» [4, с. 64]. Кажется, что наука и искусство стоят друг от друга на почтительном удалении, при этом имея общую цель — познание действительности, выбирая различающиеся между собой способы и пути. Вплоть до недав­него времени, находясь под влиянием «обаяния позитивизма» [4, с. 64], следование идеалам науки во многих случаях исключало следование идеалам искусства, опирающегося на символы и многозначные образы. Спорны были и обратные влияния науки на искусство в силу специ­фичности, строгости и сложности языка науки для непосвященных. Поэтому полнота той или иной научной теории, художественной концепции, произведения искусства, могла быть признана в рамках присущих им целей и смыслов, но в более широком контексте каждый из этих феноменов незакончен, что приводит к относительному сужению области познания, к которой стремятся ученыe и художники.

Однако, невзирая на разность подходов к познанию бытийной действительности наукой и искусством, они имеют и множество точек пересечения. В качестве подтверждения обратимся к историческим корням выше обозначенного направления, чтобы показать стабильность интереса к объединению научных практик и практик искусства, и что лежит в основе продукта их синтеза.

В истории европейской культуры один из первых примеров целостности искусства и науки показывает Античность. И не только потому, что наука, искусство и ремесло были неразличимы и обозна­чались одним термином τέχνη, т. е. изначальное единство. Скульптура и архитектура Древней Греции сделали значительный прыжок в собственном формировании вследствие рационализации искусства, создании канона на основе арифметических и геометрических кон­цепций, учений о пропорции и симметрии и, безусловно, познаний в анатомии.

После античности бурное развитие материальной и духовной культуры вновь привело к союзу искусства и науки как на мировоз­зренческом, так и на технологическом уровнях. Первоначальный синкрезис науки и искусства, в значительной мере, сохранился в эпоху Средневековья (например, риторика и алхимия) и эпоху Ренессанса, где архитекторы, скульпторы, живописцы в лице Брунеллески, Микеланджело и особенно Леонардо да Винчи использовали математику, геометрию и занимались изобретениями новых технологий творчества в изобразительных искусствах. И в разряд наук была выведена живопись.

Впоследствии, «научное» и «художественное» начали отдаляться друг от друга. Эта тенденция нарастала в период классицизма и Просве­щения, реализма и позитивизма. К дифференциации науки и искусства подходили с позицией рационального и чувственного, абстрактного и конкретного и т. п. «К началу XIX века синкретическое восприятие науки и искусства сменилось дивергентным. Особенно показательны в этом отношении взгляды Дж. Вико и И. Канта, «подготовившие» идеи Г.В.Ф. Гегеля и В.Г. Белинского, проводивших довольно жесткую демаркационную линию между наукой и искусством и оказавших значительное влияние на несколько поколений исследователей — эстетиков, культурологов и искусствоведов» [5, с. 6]. Но утилитарная идеология XIX века продержалась недолго. Плодотворный на открытия XIX век внедрил блистательные технические средства, которые вдох­новляли и привлекались для создания художественных произведений. Например, когда импрессионисты рассчитывали принцип смешения и восприятия цветов, они, разумеется, обращались к научному знанию, к оптике[1], которые заставляют по-новому взглянуть на сам процесс зрительного восприятия. Открытие интерференции и частотного спектра света побуждают художников иначе класть мазок, усложнять цветовую палитру, отказаться от монохромной проработки тени. В наиболее ради­кальной форме это выражено на полотнах пуантилистов[2]. Зачастую именно импрессионисты провозглашаются «первой ласточкой» от искусства, вступившей на путь активного обращения к научному знанию. «На рубеже XIX и XX веков происходит настоящий прорыв в науке, опрокинувший многие парадигмы классической физики. Открыты рентгеновское излучение, электрон, радиоактивность, психоанализ, теория условных рефлексов, теория относительности. Происходит ломка всех прежних представлений о незыблемой картине мира, и это с неиз­бежностью отражается в литературе и искусстве» [7, с. 82].

ХХ столетие стало эпохой, для которой было характерно взаимо­действие между различными науками и видами искусства, благодаря чему разнообразные направления в живописи возникают с необычайной быстротой. Стремление создать новую реальность стало стимулом для появления нового течения — абстракционизма. Его основатель Василий Кандинский во многом опирался на теософию Р. Штайнера, мистика XX века. Михаил Ларионов, исходя из теории отражения света, выразил свои представления о бесконечности форм в «лучизме». Ташизм, кубизм, геометрический супрематизм вскоре перекочевали на американскую почву, где появилось искусство оп‑арта, что основан на оптических иллюзиях и использует особенности зрительного восприятия (Виктор Вазарели).

Искусство этого времени — история новаций, тех отклонений от main stream направлений в искусстве, где художники, так или иначе, задействовали неожиданные ходы. Для многих радикально настроенных художников изобразительность в искусстве исчерпала себя. Куда важнее становится воплотить некую идею через инсталляции, перформансы и прочие арт‑действия и арт‑объекты, используя при этом новые технологические возможности.

В течении века объединение искусства и науки характеризовалось непрерывностью и необратимостью. Это отразилось на стилевой и жанровой структуре современного искусства, где технологическая база почти целиком определяет эстетику. Данный тезис — один из основных векторов развития культуры XX века, начало которого было положено фотографией и кинематографом в конце XIX века. Исследуя эту интеграцию важно затронуть вопрос о взаимоотношении искусства и технологий. «Так как еще М. Хайдеггер в своих исследованиях подчеркивал, что техника опирается на науку, а наука, в свою очередь, подчинена технике» [6, с. 15].

Одни из первых, кто приняли «технологии как искусство», стали российские конструктивисты, в частности, значительную роль сыграло творчество Владимира Татлина. Один из виднейших представителей немецкой школы Баухауз — Ласло Мухой‑Надь и его свето‑ пространственные модуляторы, француз Луи Кассель с экспериментами со светом, цветом и пространством и многие другие. Это доказывает, что заинтересованность к идеям и формам из области точных и естественных наук был свойственен для эстетики ХХ века, в частности для творчества представителей кибернетического искусств.

Технологическое искусство было под большим воздействием эстетики европейского художественного авангарда. «Модернизм во всей полноте проявил себя в экспериментах технологического искусства. Его парадоксальная смесь рационального и иррационального позволяла художникам чутко реагировать на технологические инновации. Кроме того, именно в модернизме сформировалось эстетическое представление о машине как абстракции технологии. Динамика реального времени, вовлечение зрителя в динамические отношения с произведением, завершенность которого проявляется только в его изменчивости — таким образом время проникает в произведение через технологию. Пространство также превращается в искусственную динамическую систему, которая может звучать, преобразовываться и искажаться с помощью свето-проекционных манипуляций, вступать в игру со временем и самим собой» [6, с. 16]. Архив авангарда обладает на сегодня колоссальным теоретическим и художественным потенциалом.

«Эти радикальные преобразования изобразительного искусства западные теоретики объясняли как новый закономерный этап его раз­вития. А поскольку новоевропейские наука и техника неразрывно связаны между собой, активное привлечение методов и инструментария науки к процессу создания художественных произведений существенно ускорило процесс техно‑художественной гибридизации, начало которому было положено еще в XV веке» [1, с. 145].

Стоит отметить, что компьютерные и цифровые технологии в середине XX века поспособствовали формированию мира искусства. Процесс перехода художников в программистов, а программистов в художников, характерный для раннего компьютерного искусства — стал началом глубокой интеграции между двумя сферами культуры. Вероятно, благодаря цифровым и компьютерным технологиям удалось предупредить раскол «двух культур»[3], опасность чего вызвало громкие обсуждения этого вопроса во второй половине ХХ века. По словам Е.Л. Фейнберга «…компьютерные технологии подчеркивают нерастор­жимость науки и искусства в рамках единой культуры человечества, но в гносеологическом и психологическом планах ведут к сближению их представителей» [8, с. 262].

«На рубеже тысячелетий произошла настоящая «интеллектуальная революция», открывшая простор для внелогического, интуитивного синтетического суждения в науке. Выявляя объективные причины этой революции, Е.Л. Фейнберг пришел к парадоксальному выводу о том, что основной из них является компьютеризация, принявшая на себя большую часть поддающейся формализации интеллектуальной работы и освободившая, таким образом, человека для выработки интуитивных суждений» [3, с. 120]. Начинается новый этап использования науки для художественных экспериментов, сменивший механическую основу на электронную.

Новое искусство на основе использования компьютерных систем возникает на пересечении художественного, творческого процесса и технологий, что служат мостом между наукой и искусством. При этом новые технологии — это не просто средство и инструмент для создания произведения искусства. Они выполняют смыслопораждающую роль, даже когда порой сам художник не задумывается над ролью этих технологий. Здесь наследуются основные идеи М. Маклюена[4] о том, что «the medium is the mаssage» (средство есть сообщение) — тезис, впоследствии ставший афоризмом. Он также определял искусство как систему раннего обнаружения того, что нас ждет в ближайшем будущем.

К научно-технологическому искусству зачастую причисляют проекты, использующие инновационные достижения науки и техники. Техническая сторона является значительной составляющей. Но и немаловажно единение дискурсивного, логического мышления и интуи­тивного суждения в рамках подобного искусства. Другой значительный элемент — усилия, с помощью которых приспособляют методы естест­венных и точных наук с целью формирования научно-обоснованного искусства, а методы искусства — для развития новых научных кон­цепций. «Как указывал в этой связи Б.В. Раушенбах, логический подход предоставляет художникам не меньше новых возможностей, чем внело­гический — логикам» [3, с. 10]. В доказательство данного тезиса стоит указать слова художника Дмитрия Каварги о том, что совместная работа с учеными и использование в инсталляциях научно-технологических средств, дает возможность «…провалиться в непроясненность действия, когда привычная непрерывность художественного процесса как бы обры­вается, и появляется возможность взглянуть на все совершенно по-новому» [2].

Так, английский ученый Дж. Бентхолл утверждает, что в совре­менном мире искусстве «наблюдается все повышающаяся тенденция рассматривать произведение искусства как открытую систему, цель которой — не создание законченных объектов, но фиксация определен­ных положений системы... производстве истин» [9]. В этом суждении состоит суть симбиоза искусства и науки при преобразовании совре­менной культуры.

Роль научно-технологического искусства может стать определяю­щей. Формируя способности к «интуитивному целостному суждению» и усиливая доверие как к «методу познания истины», оно способно заметить многочисленные проблемы современности в новом и абсолютно неожиданном ракурсе, осуществить невыполнимые прежде открытия в разных областях знания [8, с. 262].

Этот краткий экскурс как в далекую, так и близкую историю искусства был необходим, чтобы подойти к главному — понять, что вся эта нарастающая лавина конструктивно‑созидательной деятельности наглядное свидетельство того, что искусство давно уже преодолело свои традиционные рамки производства и функционирования — и вышло на простор тотального преобразования окружающей среды во все более расширяющихся масштабах во времени и пространстве. Понять, каким образом проверенный веками инструментарий классического и раннемодернистского искусства перестают быть актуальными, раство­ряются, уступая место единому апроприативному (т. е. без правил) science‑art или научному искусству.

 

Список литературы: 
1. Афасижев М.Н., Афасижев Т.М. Этапы взаимодействия науки и искусства в европейской культуре // Научное искусство: Материалы I международной научно–практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова 
(04–05 марта 2012 г.). – М.: МИЭЭ, 2012. – С. 144–146.
2. Богданов В. Интервью с художником Дмитрием Каваргой [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL : http:// artinvestment.ru/news/artnews/20101112_kawarga.html (дата обращения: 15.03.2020).
3. Ерохин С.В. Теория и практика научного искусства. — М.: МИЭЭ, 2012. – 182 с.
4. Кудряшова Т.Б. Об онтологических основаниях научного искусства // Научное искусство: Материалы I международной научно‑практической конференции. МГУ имени М.В.Ломоносова (04¬¬–05 марта 2012 г.). – М.: МИЭЭ, 2012. – С.60–64.
5. Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс‑арта: «естественное» и «технологическое»: Афтореф.дис. …канд. культурологии. – Москва, 2016. – 399 с.
6. Научное искусство: Материалы I международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012. – 288 с.
7. Собко В.Г. Картина мира и ее отражение в искусстве в свете научных открытий // Научное искусство: Материалы I международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова (04–05 марта 2012 г.). – М.: МИЭЭ, 2012. – С. 78–80.
8. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004. – 288 с.
9. Benthall J. Scienes and Technology Today in Art. L., 1972.

[1] Физические представления о волновой природе света, сформулированные в первой половине XIX века Юнгом и Френелем

[2] Теория цвета Мишеля‑Эжена Шевреля предполагала использование контрастов по трём принципам: использование одновременного контраста, последователь­ного контраста, смешанного контраста.

[3] Так Ч.П.Сноу описал сложившуюся в западноевропейском обществе середины XX в. атмосферу непонимания между представителями науки и искусства. Он констатировал, что наука и искусство стали очень далеки друг от друга, что их взаимное влияние стало незначительным.

[4]Маршалл Маклюэн (1911―1980), канадский профессор, первоначально специализировавшийся в области английской литературы, а с 50‑х годов по­святивший себя философии социальной коммуникации. Автор книги «The Medium is the Mаssage» (1967)