Статья:

Психологические проблемы сотворчества педагога и ученика в обучении игре на фортепиано

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Казакбаева М.С. Психологические проблемы сотворчества педагога и ученика в обучении игре на фортепиано // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 41-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические проблемы сотворчества педагога и ученика в обучении игре на фортепиано

Казакбаева Махфуза Султановна
доцент Государственной консерватории Узбекистана, Узбекистан, г. Ташкент

 

THE PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF CO-CREATION OF A TEACHER AND A STUDENT IN THE PIANO LEARNING PROCESS

 

Makhfuza Kazakbaeva

Assistant professor State Conservatory of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Статья посвящена одной из важнейших составляющих музыкальной педагогики, проблеме сотворчества как психологии сложного процесса взаимодействия педагога и обучающегося. Автор статьи, опираясь на опыт крупнейших фортепианных педагогов и психологов и личную многолетнюю педагогическую и исполнительскую практику, делится своими соображениями относительно решения данной проблемы на современном этапе развития музыкальной педагогики.

Abstract. The article is devoted to one of the most important parts of music pedagogy – the problem of co-creation as a psychology of the  complex process of interaction between a teacher and a student. The author of the article, drawing on the experience of the well-known piano teachers and psychologists and her many years of personal pedagogical and performing practice, shares her thoughts on how to solve this problem at the present stage of development of music pedagogy.

 

Ключевые слова: педагог; ученик; обучение; сотворчество; проблемы; психология; фортепиано; методы; приёмы.

Keywords: teacher; student; training; co-creation; problems; psychology; piano; methods; techniques.

 

Обучение игре на фортепиано, как впрочем и на каком-либо другом музыкальном инструменте – это всегда сотворчество, в установлении которого важнейшую роль играет психологическая совместимость педагога и ученика. «Серьёзна проблема психологической совместимости (сочетание разных типов способностей) ученика и учителя”, − отмечал замечательный педагог-пианист Борис Землянский [1,с.18]. Серьёзность и сложность этой проблемы не утрачивает актуальности и в наше время. Характеризующееся множеством тончайших психологических нюансов человеческой личности. Сочетание различных типов способностей ученика и учителя гениально показал на практике великий венский классик, учитель Моцарта и Бетховена, Йозеф Гайдн в своей сонате “Учитель и ученик” для фортепиано в четыре руки. Метод показа педагога как следует играть на инструменте органично сочетается здесь с восприятием ученика, повторяющего показ педагога. С присущей Гайдну добродушным юмором в данной сонате раскрывается сложная проблема сотворчества. “Установление сотрудничества между педагогом и учеником – подчёркивал Борис Землянский − трудный и длительный  прорцесс” [1, с. 18]. Начальную фазу этого процесса должна составлять не столько технологическая, сколько психологическая сторона обучения, где звукотворчество создаётся как бы играючи, без умственного напряжения и дидактического фактора. Для этого целесообразно предложить обучающимся  самостоятельно  разбирать нетрудные пьесы, соответствующих уровню их подготовки и интеллекта. Заинтересовав ученика, педагог вовлекает его в перспективу освоения репертуара по степени трудности. Ошибкой многих молодых педагогов является стремление к завышенной сложенности программы учеников, что приводит подчас к психологической депрессии, когда обучающийся не может справиться с трудностями преимущественно технологического порядка, приводящими к зажатию рук и игрового аппарата.

Молодые педагоги, в первую очередь, стремяться показать себя, свои собственные педагогические силы и возможности и ученик является для них материалом к достижению своих собственных интересов, в частности, определённых карьерных целей. Обращаясь к молодым коллегам, крупнейший педагог-методист и психолог Лев Баренбойм рассуждал : “Истинным педагогом может стать лишь тот, кто думает не только о себе, кто способен понять другого и волноваться его волнениями и заботами, кто рекомендацию на работу воспринимает как высокое доверие, а не как кару, выпавшую на долю неудачника” [ 2, с. 283].

Понимание мира ученика – прямой путь к сотворчеству, основа которого заключается в диалоге с обучаемым. Оно начинается с психологической диагностики, беседы на различные темы, в процессе которых педагог выявляет круг интересов и увлечений ученика и в соответствии с этим выбирает для него репертуар. В отличие от общей педагогики, музыкальная педагогика представляет весьма сложную дифференцированую специфическую область творческой деятельности. “Формирование музыкальной педагогики как науки имеет спецефический характер – подчёркивает учёный педагог и психолог Рауф Кадыров. Связано это с особенностями музыкального искусства, его звуковой, музыкальной выразительностью, творческой и индивидуальной способностью каждого слушателя по – своему воспринимающего музыку” [6, с. 25].

В связи с этим, на первый план в процессе обучения игре на фортепиано выдвигается личностно-ориентированный фактор, что требует от педагога творческого характера, отношения и способностей к педагогической деятельности. «Только тот, кто обладает творческой жилкой в жизни – подчёркивал Лев Выготский, − может претендовать на творчество в педагогике» [4, c. 393].

В музыкальной педагогике творческое начало всегда находится на первом плане, обусловленное постепенным поиском новых звуковых возможностей инструмента и технологий игры, раскрытием различных аспектов художественного содержания музыки, «Творческая работа требует мужества и бесстрашия, а ведь истинно педагогический путь − творчество» [2, с. 265]. В словах Л. Баренбойма заключается глубокий смысл, сущность которого в творческой природе музыкального восприятия, умения и мастерства педагога, способного найти ключ к духовному миру учения, найти психологические нити, соединяющие разные типы личностей педагога и обучающегося.

В обучении игре на фортепиано очень важно учитывать особенности характера и темперамента ученика. «Знание психологических особенностей темпераментов, учащихся даёт возможность педагогу правильно строить учебный процесс, верно подбирать необходимый музыкальный учебный материал» [7, с. 45]. Это методическое положение особенно важно в образовании ансамбля учеников, в котором успех и плодотворность сотворчества обеспечивается правильным выбором партнёров на основе их психологической совместимости. В обучении игре на фортепиано роль ансамблевой игры очень велика. Ансамблевое музицирование развивает слух пианиста, позволяющее по-своему постепенно приучиться слушать не только свою игру. Но и игру партнёра. Тем самым у ансамблистов формируются навыки сотворчества. Стремление совместного достижения поставленной цели и решения задач делает ансамблистов соучастниками творческого процесса создания исполнительской интерпретации изучаемой музыки. Одновременно с этим воспитывается и культура общения с коллегами, формируется интеллект.

Воспитывая ансамблевую культуру учеников, педагог совершенствует своё мастерство, неустанно ищет оптимальные формы обучения, среди которых сотворчеству принадлежит ведущая роль, поскольку оно активизирует музыковое мышление обучающихся, вовлекаемых учителем в коллективный процесс творческой деятельности.

Метод сотворчества успешно способствует развитию когнитивно-творческого мышления обучающихся в процессе совместного ансамблевого музицирования педагога и ученика. Если при образований ансамблей, где участником является обучающийся, педагог обязательно должен учитывать факторы их психологической совместимости, то в ансамбле «учитель-ученик» педагог взаимодействует с разными типами психологической структуры обучающихся. Поэтому знание музыкального и общей психологии современному педагогу необходимо, что требует системного изучения научной литературы не только в области музыкальной психологии, но также и детской психологии, общей и экспериментальной психологии.

Работая с учеником над освоением музыкальных произведений, педагог делится с ним своими идеями, мыслями, связанными с воплощением художественных образов в музыкальном исполнительстве, предлагает создание им упражнения для развития техники игры. «Без сознательного и целенаправленного развития техники − отмечает Г. Цыпин, − невозможно достигнуть каких-либо простейших результатов в искусстве игры на фортепиано, как и в любом другом искусстве» [8, с. 114]. Решая проблему  технического развития ученика, педагог разрабатывает ряд специальных игровых приёмов, продумывает систему последовательного усложнения упражнений, что также является сотворческим процессом.

В установлении сотворчества педагога и ученика важным психологическим фактором является культура речи педагога. «Язык наш − богатство, требующее самого бережного отношения к себе» [3, с. 163]. В общении с учеником недопустимо расшатывание его норм, небрежности к нему в моменты, когда обучающийся не может понять требование педагога и в результате этого педагог не может скрыть раздражительность, позволяет себе резкие слова, унижающие достоинства ученика. Это может оказать негативное воздействие на установление сотворческого процесса, взаимно обоюдного стремления справиться с трудностями в освоении сложного учебного материала. В этом плане педагог должен работать над собой, сдерживать и контролировать свои эмоции в различных, подчас непредвиденных обстоятельствах и ситуациях. «Педагогике нужно учиться так же, как любой другой специальности» [6, с. 3].

Воспитывая будущих специалистов в области музыкального искусства, пианистов и педагогов, важно в рамках педагогического сотворчества ориентировать их на профессиональную сферу деятельности, готовить к выступлениям на концертной сцене. «Взаимодействие учителя и учеников рассматривается сегодня не только в системе учитель-ученик, но и имеет выход в реальную жизнь – отмечала педагог – психолог Валентина Адриянова, − на использование психологических и творческих резервов личности при решении учебно-воспитательных проблем и выбора жизненных позиций, обучающегося»[1, с. 116]. Тем самым открываются новые ресурсы и возможности педагогического сотворчества как перспективные тенденции современной музыкальной педагогики. Наряду с этим в процессе сотворчества складываются и определяются фортепианные педагогические школы на основе преемственности и передаче традиций и опыта молодому поколению.

 

Список литературы:
1. Андриянова В. Учитель и ученик: современная стратегия сотрудничества// Проблема развития когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях – Ташкент, 2012. − С.115-116.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Ленинград, 1969. − 285 с.
3. Виноградов К. О специфике творческих возможностей пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность.− Выпуск 1. − Москва, 1988. – С.157-178.
4. Выготский Л. Педагогическая психология. – Москва, 2008. – 671с.
5. Землянский Б. О музыкальной педагогике. – Москва, 1987. – 144 с.
6. Кадыров Р. Музыкальная педагогика . – Ташкент, 2009. – 504 с.
7. Кадыров Р. Музыкальная педагогика. – Ташкент, 2013. – 87 с.
8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – Москва, 1984. – 176 с.