Статья:

Особенности развития промышленного дизайна Чехии на современном этапе

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В., Столяров О.В. Особенности развития промышленного дизайна Чехии на современном этапе // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(47). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 23-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития промышленного дизайна Чехии на современном этапе

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва
Столяров Олег Викторович
профессор, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF THE CZECH INDUSTRIAL DESIGN DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

Oleg Stolyarov

Professor, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данном материале представлен обзор творческой деятельности основных дизайнеров и брэндов Чехии в контексте развития инновационных технологий в сфере совершенствования проектных решений в области промышленного дизайна, керамики, стекла и мебели. В статье обозначены передовые учебные дизайн-центры, с краткой характеристикой их образовательной деятельности. Отмечается, что успех проектных решений во многом обусловлен синтезом различных сфер промышленных технологий, применяемых в проектировании изделий из стекла, фарфора, мебели, металла и собственно креативном мышлении авторов произведений искусства.

Abstract. This article provides an overview of the creative activities of the main designers and brands of the Czech Republic in the context of the development of innovative technologies in the field of improving design solutions in the field of industrial design, ceramics, glass and furniture. The article identifies advanced educational design centers, with a brief description of their educational activities. It is noted that the success of design solutions is largely due to the synthesis of various areas of industrial technologies used in the design of products made of glass, porcelain, furniture, metal and the actual creative thinking of the authors of works of art.

 

Ключевые слова: промышленный дизайн; проектные бюро; арт-дизайн; универсальное искусство.

Keywords: industrial design; design offices; art design; universal art.

 

Чешский промышленный дизайн и связанные с ним ремесла являются предметом национальной гордости. В истории Чехии есть несколько этапов, когда дизайн, как промышленная отрасль, ценился на международном уровне. В Чехии понятие дизайна впервые вводится в начале ХХ века, когда в Чехию из Англии проникает движение «Arts and Crafts» («Искусство и ремёсла»). Это движение имело схожую природу, как и известное в архитектуре движение Арт Нуво (в Чехии – «secese»), ценящее индивидуальность и художественную ценность традиционных ремесел, и критикующее безликость серийного массового производства.  Так как ручная работа и качественно сработанное ремесло были в цене, то это движение фокусировалось в основном на мебель, декор интерьера и небольшие предметы утвари – все это, из качественных природных материалов и с богатым декором, стало иметь большой спрос среди аристократии и состоятельных слоев населения. Предметы в этом стиле стали популярным предметом подарков или частью приданого. Одновременно с этим процессом некоторая индустриализация касается и исконно декоративных чешских ремесел – производства фарфора, стекла и хрусталя. Эти ремесла и на сегодняшний день не прерывают свои традиции и являются гордостью страны.

Со временем, когда массовое производство стало преобладать в сфере материальной культуры, то многие промышленники, как и художники сами, обратили большее внимание и на эстетические свойства предметов массовой продукции. Так как профессии дизайнера в ее сегодняшнем понимании еще не существовало, то эта работа возлагалась, в зависимости от производителя, или на художника или на инженера-конструктора. В любом случае, с развитием технологии и рынка сбыта, изначально типизированная продукция чешской легкой промышленности стала приобретать отпечаток художественного оформления, и в 1914 году был основан Союз Чешского производства (Svaz českého díla) [1, c. 86]. Целью этого союза был обмен опытом и его последовательное осмысление.

После первой мировой войны экономический рост стран средней Европы и общее изменение социальной среды позволили значительно расширить производство во многих областях легкой промышленности. В Чехию переносится также часть производств из Австрии (как например легендарная мебельная фирма Тонет). Некоторые художественные и архитектурные студии, в особенности в северной Европе, начинают искать новые, более радикальные формы и проекты, совмещающие художественное выражение и идеологическую основу. Именно в это время были основаны два основных дизайн направления этого времени: Баухаус (по одноименной дизайн школе в Германии) и Де Стейл (по одноименному сообществу художников в Голландии). Оба этих течения стали ключевыми направлениями для развития дизайна во всей Европе на длительное время вперед и продолжают вдохновлять и многих современных дизайнеров. Стоит отметить, что в отличие от американских дизайнеров того времени, работа которых была основана вокруг крупных промышленных предприятий, дизайнеры Европы (и Чехии в том числе) были сфокусированы на идеологическую и интеллектуальную составляющую проекта и их влиянии на жизнь общества. Многие чешские дизайнеры того времени были не только профессионально многопрофильными (так как работали с графическим дизайном, фотографией и предметами промышленного производства), но и имели четкую гражданскую позицию и политическую ориентацию [1, c. 133].

В первые годы после второй мировой войны сфера чешского промышленного производства в Европе была под сильным двойным влиянием образа жизни США и дизайн проектирования Советского Союза. Но в отличие от советского дизайна, в чешском преобладали яркие цвета и округлые формы. Частично это являлось влиянием скандинавского дизайна, который активно начинал приобретать популярность, но в большей степени это было связано с общим оптимизмом общественного настроя и сильным поколением новых молодых дизайнеров, которые рассматривали качественный дизайн как неотделимую часть комфортной жизни всего общества, вне зависимости от социального положения. Успех чешских дизайнеров в этом отношении сильнее всего отразился в победе павильона Чехословакии на международной выставке ЭКСПО-1958 в Брюсселе, где презентация этой страны была основана именно на качестве и осмысленности промышленного дизайна во всех его областях[1, c. 179]. Предметы дизайна, представленные в рамках этой презентации, и на сегодняшний день являются иконами чешского дизайна и очень ценятся на рынке дизайна. Многие из производств, предоставивших продукцию, и сегодня занимают важное место в экономике страны.

Также в это время, благодаря большей сложности производственных процессов, начинает происходить разделение дизайна на отдельные специализации. Узкая профильность отдельных сфер дизайна привела к развитию материальной культуры страны и к переосмыслению системы образования в сфере дизайна.

Среди наиболее популярных специальностей, по которым обучают в университетах дизайна Чехии, можно назвать: архитектурный, интерьерный, текстильный, ландшафтный, графический и промышленный дизайн. Перечисленные области дизайна сегодня развиваются в Республике наиболее стремительно, что в свою очередь увеличивает потребность в «стоящих» специалистах. Выбирая для освоения одну из названных выше специальностей, молодые люди получают:

- качественное европейское образование по направлениям подготовки "Дизайн";

- реальный опыт работы во время учебы, т. е. обучение и практика являются составными частями обучения профессии;

- впечатляющее портфолио, составленное за время обучения в университете.

Пражская Высшая школа прикладного искусства – одно из престижных профильных высших учебных заведений страны, которое ежегодно попадает в рейтинги лучших творческих университетов мира. Обучение в Школе проводится по направлениям дизайн интерьера и мебели, промышленный, продуктовый дизайн и носит исключительно прикладной характер: занятия проходят в творческих студиях, где студенты работают над реальными проектами.

Очень популярен у творческой молодежи факультет мультимедийных коммуникаций Университета Томаша Бати в Злине, что объясняется в первую очередь большим выбором предлагаемых творческих специальностей, среди которых дизайн стекла, обуви, одежды, а также продуктовый, digital, индустриальный, пространственный (световой, архитектурный, звуковой, церемоний, интерьеров), графический дизайн. Здесь же можно получить экономическую специальность «Дизайн-менеджмент». Упор в обучении делается на практику – студенты регулярно участвуют в различных тематических мероприятиях: конкурсах, выставках, показах мод.

Факультет дизайна и искусства Западночешского университета в Пльзени – самая молодая арт-студия Республики. Несмотря на это, она довольно востребована как у местной, так и у иностранной творческой молодежи. В университете обучают промышленному, продуктовому дизайну, а также дизайну обуви, одежды, украшений. Университет обладает одной из лучших в Чехии программ обучения графическому дизайну – студенты факультета регулярно занимают призовые места на национальных и международных тематических конкурсах [4].

В настоящее время активно разрабатываются новые и модернизируются уже существующие учебные программы. Как отдельная профессия отделяется теория и история дизайна. Во второй половине ХХ века легкая промышленность страны постепенно смещает фокус с декоративности и элегантности форм на фактурный характер современных материалов и технологий. В основном это касалось, конечно, одежды, обуви и предметов бытовой техники и электроники. Именно поэтому данные сферы легкой промышленности пострадали более остальных. Но уже с первого десятилетия ХХI века чешский дизайн, как достаточно молодое сообщество дизайнеров, начинает осмыслять и успешно представлять на международном рынке новые формы чешского дизайна. Сегодня чешские дизайнеры представлены в самых известных дизайн выставках и галереях мира и представляют Чехию, как страну, с новой, пока менее изученной предметно-эстетической стороны.

В 2002 г., в Праге, в старой исторической части города, был открыт дизайн-магазин Qubus. К созданию магазина и дизайн-студии Qubus привела идея представить общественности лучшие образцы современного дизайна. Под брендом Qubus его создатели Якуб Бердих (Jakub Berdych) и Максим Велчовски (Maxim Velčovský) выпустили целый ряд концептуальных коллекций и продуктов, которые стали известны не только в Чехии, но и за ее пределами. Кроме собственной продукции, студия Qubus представляет зарубежной публике произведения чешских дизайнеров Антонина Томашка (Antonín Tomášek), Милана Пекаржа (Milan Pekař), Ганы Витковой (Hana Vítková), Патрика Илло (Patrik Illo). Дизайн-студия Qubus также разрабатывает и реализует проекты в сфере дизайна интерьеров, архитектуры и графического дизайна. Однако в рамках проекта магазина и студии находится не только реализация собственных продуктов, но и представление всего спектра чешской дизайнерской мысли, а также – основные идеи и направления работы наиболее заметных зарубежных специалистов. Собранный материал выстраивается в обобщённые, концептуальные коллекции, и представляется в магазинах, пропагандирующих дизайн и реализующих дизайнерские продукты, во всех развитых странах мира. Этим и объясняется известность и популярность бренда Qubus за рубежом.

Например, свою работу "The birth and death of beauty" ("Жизнь и смерть красоты") Бердих создавал в трудоемком и рискованном процессе, который легко мог привести к возникновению трещин и разрушению изделия. Многократная обработка эмали требовала обжига стекла более шести раз. В проекте "Свет" используются старые лампы 1970-х годов, которые были немного переделаны. Иллюзия света, трансформирующегося в стекло и стекла, становящегося светом, усиливается, если покрутить лампу (Рис. 1).

Стеклянные миски "ještěd, říp и macocha" ("Вулканическая коллекция") неразрывны со своей деревянной основой. Очень горячее стекло вливается в сухие деревянные формы и трансформируется произвольно. Деревянное основание таким образом становится частью стеклянной миски, принявшей в нем свою окончательную форму [3].

 

Рисунок 1. "Свет". Авт. Jakub Berdych, 2008

 

Известный чешский дизайнер Максим Велчовски − один из главных символов стекольного искусства LASVIT. В 2011 году он возглавил Ателье керамики и фарфора Академии художеств, архитектуры и дизайна в Праге. На основании своих достижений Максим был назван победителем конкурса Interior Design's Best of Year Awards 2020 в категории «Производитель: Креативный директор».

LASVIT – чешский производитель уникальных работ из стекла. Компания известна своим умением объединять традиции и мастерство с современным видением и технологией. LASVIT был основан в 2007 году Леоном Якимичем и всего за несколько лет зарекомендовал себя как авторитет на рынке декоративного освещения и арт-инсталляций из выдувного стекла. Их светодинамические и кинетические скульптуры из стекла, а также архитектурное стекло используют новейшие технологии и являются ярким примером дизайна с технической точностью. Каждая стадия изготовления происходит вручную: от выдувания стеклянных компонентов до полировки или гравировки. Масштабные инсталляции компании можно увидеть в пятизвездочных отелях, общественных зданиях, элитных бутиках, первоклассных ресторанах и частных резиденциях по всему миру. Будучи производителем, главным образом, инсталляций на заказ, в последнее время LASVIT сосредоточились на дизайнерском освещении и столовой посуде для рынка товаров широкого потребления. Многие изделия из каталога «Коллекции LASVIT» находятся на грани того, что физически возможно создать вручную. Результат непревзойденного мастерства стеклодувов компании. Дизайнер, арт-директор компании LASVIT Максим Велчовски, внес свой вклад, создав из художественного стекла концептуальную люстру Memento Mori («Помни о смерти»), которая черпает свое вдохновение в знаменитой церкви на костях Кутна-Гора (Рис. 2). Коллекции LASVIT уже включают в себя успешный проект дизайнера − Frozen, вдохновленный превращением воды в лед. Такое явление в природе очень схоже с процессом, который происходит в стеклодельной мастерской. Велчовски позволяет стеклу течь по металлической форме и «застыть», что подчеркивает его природные свойства [3].

 

Рисунок 2. Люстр "Memento Mori ". Авт. М. Велчовски, 2019

 

Работа с новыми технологиями всегда являлась своеобразным "коньком" для Милана Пекаржа, художника по керамике. Он много лет создавал красивые предметы, работая в юмористическом стиле, создавая фарфоровые светильники в виде кораблей и вазы, похожие на мини-фабрики. В 2012 г. он стал ассистентом мастерской фарфора Пражской академии искусств и дизайна, которую возглавлял чешский дизайнер Максим Велчовски. Но Пекарж также работает над различными личными проектами − всегда экспериментирует и исследует свое ремесло. В 2014 г. публике была представлена новаторская коллекция хрустальных ваз (Рис. 3). Для этого проекта Пекарж решил поэкспериментировать с различными температурами, оксидами и методами нанесения. "После многих месяцев пробного обжига различных видов глазури в ходе проекта я очень заинтересовался хрустальной глазурью. Я потратил много часов на исследования и разработал свои собственные глазури. Потребовалось много и много бедствий, тестирования, ремиксов, экспериментов, чтобы добиться желаемых результатов. Хрустальная глазурь отправляет меня в увлекательное приключение." − резюмировал автор проекта [2]. Чтобы подчеркнуть качества глазури, Пекарж разработал серию простых ваз, чтобы показать эффект наиболее эффектным и ярким образом. В результате получилась коллекция самых разных ваз, каждая из которых полностью уникальна и покрыта глазурью, полученной путем смешивания нескольких ярких оттенков. Коллекция была номинирована на премию Czech Grand Design Award, а одно из произведений было приобретено для постоянной коллекции Музея искусств и ремесел в Дрездене [2].

 

Рисунок 3. Вазы. Авт. Milan Pekař, 2014

 

В смежной сфере промышленного дизайна работает Люси Колдова. Она получила художественное образование в Праге, в Академии художеств, архитектуры и дизайна, затем совершенствовалась во Франции, имеет собственную студию в Париже. Работает, в основном, в качестве мебельного дизайнера, но и разрабатывает собственную концепцию оформления пространства, с интересным использованием стекла и дерева, других материалов в нестандартных сочетаниях. Умело применяет самые современные технологии в своей сфере, не привязываясь к определённой эпохе или временной нише. В 2010 году она была удостоена звания «Открытие года» по версии Czech Grand Design. А два года спустя она выиграла награду «Дизайнер года» от Elle Decoration Award за лучший дизайн освещения (Рис. 4).

 

Рисунок 4. Декоративные светильники. Авт. Lucie Koldová, 2010

 

В настоящее время, Люси является арт-директором BROKIS, сотрудничая с фабрикой с 2010 года. В 2018 г., во Франфурте-на-Майне Чешская марка Brokis под руководством арт-директора и дизайнера Люси Колдовы (Lucie Koldová) презентовала сразу четыре новые серии автора, вдохновленные природными формами. Люси Колдова стала первым чешским дизайнером, приглашенным для создания инсталляции Das Haus на международной выставке "imm cologne". Там она продемонстрировала свои коллекции светильников Puro Sparkle, Ivy, Big One и Jack O’Lantern. Автор в настоящее время использует классическое мастерство с помощью передовых технологий, уделяя основное внимание чистой красоте материалов, таких как дерево и стекло. Ей нравится работать с яркими цветами, необычными пропорциями и контрастами. При этом ее объекты часто преодолевают пределы возможного, что сразу становится очевидным при просмотре ее работ. Объемные стеклянные светильники воплощают харизматический и неповторимый элегантный стиль Люси Колдовой. Благодаря ее работам Brokis зарекомендовал себя как инновационный производитель стеклянных светильников, созданных вручную. Помимо разработки все более новых и захватывающих концепций, Люси Колдова представляет важные технологические и формальные решения, которые позволяют бренду Brokis раздвинуть границы производства стекла [5].

Но на этой же выставке дизайнер также продемонстрировала разработанный ею пример интерьера городской квартиры ХХI века со свойственной ей концепцией (Рис. 5).

 

Рисунок 5. Интерьер городской квартиры. Авт. Lucie Koldová, 2018

 

Организаторы выставки дали возможность выбранному дизайнеру или архитектору «построить» идеальный дом: не просто показать свои работы, но высказаться на тему концепции жилища XXI века. В 2018 году посетители IMM были поражены ярким и эффектным проектом чешского дизайнера. Люси назвала инсталляцию «Light Levels» («Уровни света») и продемонстрировала в пространстве из четырех комнат, сгруппированных вокруг центральной зоны, влияние освещения на облик интерьера. По словам дизайнера, она намеренно не стала делить инсталляцию на функциональные пространства, но наполнила ее эмоциями, за передачу которых отвечает свет [6]. Страсть и вдохновение Люси воплотила в ярко-красном будуаре с минималистскими с лампами виде длинных цилиндров, умиротворение − в спальне и ванной, отделанных деревянными планками и украшенных светильниками, которые напоминают свисающие с потолка цветущие ветви. В гостиной серая и красная мягкая мебель сгруппирована вокруг «очага» − напольного светильника «Fire», спроектированного специально для «Das Haus», а над ними размещена группа броских люстр-звезд из коллекции «Puro Sparkle».

Дизайнер Мартин Жампах в 2006 году закончил факультет мультимедийных коммуникаций Университета Томаса Бата (Злын, Чехия), где получил звание магистра по специальности «промышленный дизайн». В том же году Мартин стал магистром дизайна Академии искусств имени Яна Матейки. Основное направление его профессиональной деятельности лежит в сфере промышленного и мебельного дизайна. При этом Мартин имеет широкий круг творческих интересов и опыт работы в качестве предметного, графического и веб-дизайнера. Кроме того, Мартин Жампах – основатель и редактор известного блога Designeast, который около двух лет освещает развитие различных направлений дизайна Центральной и Восточной Европы [3]. Его работы можно назвать разноплановыми, эмоционально наполненными и показывающими пример того, как промышленному дизайнеру сохранить самобытность в эру глобализации и универсализации жизни и потребления. Ответ прямо перед нами, на стеклянной тарелочке. А вернее, блюдах из толстого стекла, входящих в коллекцию 3×3-3×2-2×2. Ещё одна работа, демонстрирующая преломление давних национальных стеклодельных традиций через призму индивидуального и эмоционального отношения к миру, – блюдо Nipples (Соски), захватывающая своими волнующе-чувственными формами. (Рис. 6-7).

 

Рисунок 6. Блюдо Nipples. Авт. М. Жампах, 2007

 

Рисунок 7. Блюдо Nipples. Авт. М. Жампах, 2007

 

Следующий проект автора − "Диван "Community" – предмет мебели, формирующий значительное по площади пространство живого и непосредственного общения нескольких людей. Части дивана составляются таким образом, что его поверхность образует уютные зоны для общения, отдыха, игр и т. д. Диван обладает возможностями широкого применения как в частных, так и общественных помещениях (барах, ресторанах, клубах и т.д.) (Рис. 8).

 

Рисунок 8. Диван "Community". Авт. М. Жампах, 2018

 

Один из последних его проектов − микроволновая печь (2020 г.). При создании цилиндрической микроволновой печи But-On в центре которой размещается приготовляемая пища, дизайнер руководствовался целью создать отнюдь не напичканный функциями предмет техники, который может отвечать ещё множеству других критериев. Главным в разработке является простота управления, эксплуатации и производства. И более органичный и естественный подход к созданию кухонной техники. Концепт предполагает расположение микроволновки на высоте стандартной рабочей поверхности, по направлению взгляда пользователя, ориентированного сверху вниз.

Мартин ищет нестандартные решения, которые призваны упростить жизнь потребителю, будучи сами по себе очень простыми. Новаторская концепция тостера «На один тост» (Tost|One, 2020 г.) также основана на лёгкости управления. Дизайнер продумал его устройство таким образом, чтобы избежать ручного вынимания горячего хлебца из тостера. Щипцы, по мнению Жампаха, − тоже не выход: необходимо было что-то простое, цельное и принципиально новое. Ответ пришёл в виде устройства, при котором тост, переворачиваясь, выпрыгивает на поставленную сбоку тарелку. Перед этим он оповещает владельца о готовности хлебца звуковым и световым сигналом [3].

Дизайнер Рудольф Бурда из города Млада Болеслав, художник по стеклу и металлу. Студию создал в 90-х годах, свои работы представляет под маркой студии. Занимается арт-дизайном, работает с металлом в сочетании с литым и дутым стеклом, причём старается все процедуры создания и компоновки деталей выполнять вручную. Сам же и создаёт необходимый инструментарий и оборудование. Его работы характеризует геометричность и чистота форм, минимализм и чувство гармонии, явственно присутствует влияние идей кубизма [2]. (Рис. 9).

 

Рисунок 9. Арт-объект дли интерьера дома. Авт. Р. Бурда, 2017

 

В 2004 году дизайнеры Марцела и Эва Мохаловых (Marcel а Eva Mochalovi) создали проектное бюро LLEV. С того времени авторитет фирмы укрепился настолько, что имена их стали известны всем поклонникам чешского дизайна. Сфера их деятельности лежит в пределах промышленного дизайна, а также – графического и интерьерного, и множество заказов, выполненных за это время мастерами дизайна, говорит об их высокой квалификации и высоком уровне исполнения. Многие дизайнерские продукты высокого уровня исполнения были выпущены в свет из ворот студии. Это – ювелирные украшения, изделия из фарфора и стекла, мебель и многое другое (Рис. 10). Изделия этих мастеров всегда отличаются оригинальностью, особым почерком и шармом. Взять, например, набор бокалов из чёрного стекла, представляющий собой шедевр элегантности. Набор называется «Decci black», изготовлен в малой серии. Коллекция бижутерии «Platoon» из стекла чёрного цвета производит на зрителя неизгладимое впечатление, особенно на женщин. Также замечательны тарелочки из фарфора, украшенные нестандартным рисунком под названием «Menu», а ещё − столики «Cirkus» из древесины ясеня, на поверхность которых нанесён рисованный геометрический узор [7].

 

Рисунок 10. Набор посуды из стекла. Авт. LLEV, 2012

 

Работы марки дизайн-студии LLEV были не один раз отмечены престижными премиями, а номинируются вообще достаточно часто. Так, в 2011 году произошло приятное для дизайнеров событие, когда им была вручена дизайнерская премия EDIDA, которую присудила редакция известного в Чехии журнала Elle Decorations. Премия была присуждена сразу за две работы: во-первых, за проект графики пола и в целом за удачное декорирование интерьера ресторана Ambiente Ristorante Pasta Fresca в Праге, и, во-вторых, за отдельный декоративный объект WOOD. Студия имеет постоянный поток заказов от государственных учреждений, а также − от частных лиц из разных городов Чехии. Такие известные в мире дизайна фирмы, как Becherovka, Lasvit, Simax, Ton, LAUFEN CZ, Beleon, Manumade, Jika и другие, имеют постоянные рабочие и творческие контакты с дизайн-студией LLEV [7].

Итак, мы видим, что в современной Чехии искусство дизайна переживает подъём. В стране достаточно много специалистов дизайна, выращенных в самой Чехии, которые успешно прокладывают собственную дорогу на этом поприще. Многие из них набираются опыта у зарубежных мастеров, воспринимают идеи из смежных сфер и успешно встраивают их в палитру чешских традиций и собственных представлений. А результат – пополнение сообщества отечественных мастеров, расширение области взаимодействия различных направлений современного искусства, и, как результат − успешное развитие чешского дизайна.

 

Список литературы:
1. Чешское искусство и литература. XX век / [Редкол.: И.В. Попова (отв. ред.)]. - СПб. : Алетейя, 2003.
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.milanpekar.com/ (дата обращения 01. 03. 2021).
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.djournal.com.ua/?p=1827 (дата обращения 01. 03. 2021).
4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gostudy.cz/blog/dizayn-v-chehii-vuzyi-napravleniya-sovetyi (дата обращения 28. 02. 2021).
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iloveprg.ru/lyusi-koldova/ (дата обращения 27. 02. 2021).
6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interior.ru/design/2023-nendo-svet-ot-lista-bumagi.html (дата обращения 02. 03. 2021).
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pinterest.ru/pin/412712753325051887 /(дата обращения 02. 03. 2021).