Статья:

Декоративно-прикладное искусство и дизайн: различия и сходства

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Демарчек К.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн: различия и сходства // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Декоративно-прикладное искусство и дизайн: различия и сходства

Демарчек Кристина Вадимовна
студент, Департамент Архитектуры и строительства, Инженерная академия РУДН, РФ, г. Москва

 

DECORATIVE APPLIED ART AND DESIGN: DIFFERENCES AND SIMILARITIES

 

Kristina Demarchek

Student, Department of Architecture and Construction, Engineering Academy of RUDN University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотреть взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с современным дизайном. Для выполнения поставленной задачи раскрывается сущность каждого из понятий, и в результате проведенного анализа этих двух сфер творчества становится возможным выявление не только их связи, но и сходств и различий. Также акцентируется внимание на роли декоративно-прикладного искусства в современной культуре.

Abstract. This article aims to consider the relationship of arts and crafts with modern design. To accomplish the task set, the essence of each of the concepts is revealed, and as a result of the analysis of these two spheres of creativity, it becomes possible to identify not only their connection, but also similarities and differences. Attention is also focused on the role of arts and crafts in modern culture.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; дизайн; традиции; технологии; взаимосвязь сфер искусства; синтез

Keywords: decorative applied art; design; traditions; technology; the interrelation of the spheres of art; synthesis

 

Сложно представить сферу деятельности, к которой бы не был причастен дизайнер. Дизайн как промышленное творчество и метод проектирования помогает человеку в работе и быту, значительно влияя на образ и стиль жизни. В переводе с английского «design» – проект, план, рисунок, а также проектировать, чертить, задумывать [3]. Дизайн – это соединение существующих материальных объектов при использовании достижений науки и техники с целью придания объектам требуемых эстетических качеств, а также оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом [1]. Декоративно-прикладное искусство и дизайн очень близкие сферы, поэтому для раскрытия темы статьи, необходимо провести анализ, чтобы выявить принципиальное отличие данных двух областей и их сходства.

То, что раньше было просто промышленным изделием, сейчас вполне может очутиться в одном ряду с произведениями искусства. Примером этого могут считаться экспозиции музеев современного искусства в разных городах мира, которые владеют целыми коллекциями дизайнерских предметов, мебели, осветительных приборов, образцов графического дизайна.

Дизайн, несмотря на свою коммерческую сущность, возникает как отклик наблюдений человека за природой на его тонкое чувство восприятия и реагирования. Ощущение глубокой одушевлённости внешнего мира, уходящее корнями в древность, остается без изменений и в культуре индустриального общества. Именно поэтому необходимо, чтобы в продукции дизайнеров выражались человеческие чувства, невзирая на высокомеханизированное современное производство.

Дизайн, который сохраняет свою миссию – миссию гуманизации жизни посредством придания окружающей среде передовых функциональных, эстетических и экологических качеств, в наши дни приобретает ещё одну существенную роль: он становится создателем новых ценностных ориентиров. По этой причине под дизайном подразумевается художественное проектирование эстетического облика потребительских изделий, изготовленных промышленным способом.

Интересно, что дизайн как форма творчества – результат расши­рения сферы действия прикладного искусства, точнее его развития на промышленной основе. Предметами дизайна являются вещи, которые имеют утилитарное значение и выполняют еще множество других функций, помимо эстетической. При всем этом красота вещей обусловлена, в первую очередь, их практическими требованиями.

Под декоративно-прикладным искусством имеется в виду особая форма художественного творчества в области создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде [2]. Именно ручной художественный труд – граница, способствующая отделению дизайна от традиционного декоративно-прикладного творчества.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества очень трудоемкий и многоэтапный процесс. Он существенно отличается от труда других деятелей искусства: не только иным исходным материалом творчества, но ещё и совершенно другим объёмом самого процесса реализации художественного замысла. Художник-прикладник перед созданием изделия должен не только подготовить материал, но и полностью продумать последующую технологию его обработки. Ввиду этого художнику декоративно-прикладного творчества требуется целый ряд прикладных знаний и навыков, без которых задуманное не может быть осуществлено.

Попробуем выявить существенные различия между дизайном и декоративно-прикладным искусством. Итак, если представить себе весь творческий процесс в виде трёх этапов: замысла, процесса реализации, результата творчества, то станет очевидно, что именно на промежуточной стадии – процесса реализации, происходят все перемены современного искусства. Все более совершенная техника начинает предписывать художнику свои правила. Впоследствии эти требования, вклиниваясь в привычный творческий процесс, все дальше отдаляют художника от результата его труда, увеличивая пропасть между ними. Деятельность дизайнера и деятельность художника декоративно-прикладного творчества, различается степенью отчужде­ния художника от его произведения. По причине сложности предметов, проектируемых дизайнером, дизайнер в своей практической деятель­ности не имеет возможности осуществлять весь процесс самостоятельно. Поэтому дизайнер – лишь одно звено из цепочки людей, которые трудятся над изготовлением объекта. Ход реализации общего замысла дизайнера постоянно уточняется целым рядом лиц. Таким образом происходит «обезличивание» объекта деятельности дизайнера. Что же касается прикладника: здесь процесс творчества и его реализация имеют тесную связь. В декоративно-прикладном творчестве художник участвует во всех трёх этапах работы над предметом. Его участие может быть как непосредственным включением, так и нести лишь рекомендательный характер для производства, на котором прораба­тывается предложенный автором прототип изделия.

Помимо всего вышесказанного, различаются и цели творчества художника-прикладника и дизайнера: целью прикладника является создание произведения определённого вида искусства, целью дизайнера – обновление форм объекта в соответствии с современными эстетическими предпочтениями, а также усовершенствование его конструктивных и функциональных свойств.

Но, кроме всех различий, между ними существует и особая преемственная связь: до отделения дизайна в отдельную сферу искусства, на протяжении долгих лет декоративно-прикладное творчество создавало для него основу и подготавливало обособление и становление дизайна. Формирование метода творчества в дизайне осуществляется за счет накопленных декоративно-прикладным твор­чеством знаний и приёмов художественного творчества. Следовательно, между ними осуществляется своеобразный взаимообмен: от дизайна в декоративно-прикладное творчество приходит всё более совершенная техника и технологии, а декоративно-прикладное искусство открывает для дизайна широкие художественные возможности.

Имея вековые народные и национальные традиции, декоративно-прикладное искусство является весьма сильным средством эстети­ческого развития искусства и художественного образования в целом. Декоративно-прикладное искусство – безграничный источник идей для введения в профессиональную проектную практику современного дизайнера. Культурное наследие каждого народа сохраняет идеи и опыт, обогащающие культуру множества поколений. Таким образом, декоративно-прикладное искусство – историческая память народа, в которой выражается его взаимосвязь с национальными традициями и бытовым укладом.

 

Список литературы:
1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1. / Н.В. Воронов. – М., 2001. 
2. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство / Л.Н. Дорогова. – М., 1970 – 48 с.
3. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 217 с.