Статья:

Особенности художественного образа северных орнаментов и их символическое значение в жизни ненцев

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Ядне М.Э., Давалева Д.А. Особенности художественного образа северных орнаментов и их символическое значение в жизни ненцев // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 18-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности художественного образа северных орнаментов и их символическое значение в жизни ненцев

Ядне Матрёна Эттуевна
студент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал Тюменского педагогического университета), РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
канд. пед. наук, доцент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал Тюменского педагогического университета), РФ, г. Тобольск

 

В современном мире наблюдается, как безвозвратно утрачивается язык, культура, традиции, обряды и история малочисленного народа Севера – ненцев. В большинстве молодежь после школы поступает в вузы и ссузы, получает профессии и остается жить в городе или поселке, и только единицы возвращаются в тундру к традиционному укладу жизни.

В школах-интернатах осталось мало учителей ненецкого языка, но в их числе те, кто верен своей профессии – Талеева Галина Дмитриевна, Салиндер Мария Хилидивна, Ядне Ульяна Саммовна.

Они многое делают, приобщая детей к родной культуре, к примеру, создали музейные комнаты при школе, на территории корпусов поставили чум – традиционное жилище ненцев.

Великий вклад внесла в развитие, возрождение и сохранение культуры первый ненецкий ученый среди женщин Бармич М.Я., автор всей линейки учебников по ненецкому языку.

Изучение их многочисленных работ, пропагандирующих развитие и сохранение культуры и языка своего народа, позволяет говорить о недостаточности внимания, уделяемого происхождению орнаментов и их символическому значению в истории жизни ненцев.

Орнаментальное искусство ненцев – это неотъемлемая часть истории и культуры.

Неповторимость культуры запечатлена в традиционном искусстве в языке художественных образов и символов орнамента.

В неразрывном единстве народного искусства с его миро­пониманием сокрыта непреходящая значимость каждого, даже самого малого народа, а этническое своеобразие оберегает общечеловеческие, культурные ценности от одноцветной прямолинейности.

Орнамент для ненцев – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути – от рождения до смерти [4].

На сегодняшний день ненцы не принимают во внимание культовое значение орнаментов, хотя так же мастерски украшают узорами традиционную одежду.

Образный «язык» орнамента ненцев складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритмы и дыхание [3].

Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятель­ности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Орнаменты у ненцев строго геометричны.

«Рога оленя» – этот самый популярный ненецкий орнамент несет определенный мистический смысл из глубины веков. Издавна, желая приумножить стадо своих оленей, использовали именно этот узор. Считалось, что это изображение помогает при массовом падеже оленей от страшных болезней, таких как сибирская язва, чума, цинга и т. д. Его вырезали на рукоятках ножей, с внешней стороны носовой части полозьев нарт и, конечно же, украшали одежду.

Данный орнамент изображен на гербе ЯНАО и районном флаге, также фрагмент этого узора присутствует на флаге Тюменской области. Построение орнамента симметрично и легко воспринимается визуально.

«Рога жертвенного оленя». У ненцев, как и у других северных коренных народов, есть свои священные места, которые в народе называют святилище – это место, где, по поверью ненцев, живут духи и хозяева этих местностей, которым люди приносят жертву: оленя, не ходившего в упряжке, к которому даже запрещали прикасаться лишний раз.

При подношении жертвы хозяину святилища мясо оленя варили там же, а голову жертвы надевали на шест и поворачивали носом на восток.

Ездили туда с жертвой, порой преодолевая немалые расстояния, вымаливая для себя, для своего кормильца – оленя благополучия и светлого будущего.

Такой орнамент появился позднее предыдущего. Им украшали одежду и атрибуты одежды: пояса, ножны, налобники, сумочки, а также женскую нарту (более зажиточные оленеводы).

«Локоть лисицы», «Заячьи уши», «Утки», «Следы медведя», «Рога лося» – эти орнаменты, символизирующие удачу на охоте, были больше присущи охотникам. Их вырезали на орудиях охоты (деревянных капканах, снегоступах, специальных колотушках для сбивания снега при охоте).

Позже, с появлением новых материалов, в частности бисера, на Севере стало процветать бисероплетение.

Этот вид декоративно-прикладного искусства переняли у русских и внесли свои коррективы и тематику.

Стали плести пояса, сумки, кошельки, украшения на основе северных узоров, не утрачивая своей национальной самобытности. Научились создавать простые схемы. При создании орнаментов в бисероплетении в основном используется «крестовая» техника, которую называют еще «монастырское» плетение. Такие изделия выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с традиционной одеждой, дополняя и украшая ее.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов – к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Выявлено, что бисероплетение, возникшее на основе северных орнаментов, вобрало в себя достижения предшествующего времени, имеет многовековой путь существования.

Предметы ДПИ, созданные в технике бисероплетения, имеют художественную ценность, по ним можно судить, насколько свободно мастер мог обращаться с материалом, как автор в своей работе выразил свои мысли и чувства.

В любом виде декоративно-прикладного искусства важна не только его декоративность, но и умение придавать целесообразной вещи новые формы, пропорции и функциональность.

Особенность произведений ДПИ, в том числе бисероплетения, в том, что при взаимосвязи предметов ДПИ и среды складывается художественный образ [2].

Северные умельцы стремились выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Такая орнаментальная основа близка и доступна для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования элементов, фактура используемых материалов формируют художественный образ и привлекают, вызывая желание повторить увиденное [3].

 

Список литературы:
1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР (20-я тип. Союзполиграфпрома), 1950. – 508 с.
2. Ликсо Д.Н. Библия бисероплетения / Д.Н. Ликсо. – М.: АСТ, 2016. – 192 с.
3. Плюхин В.У. Северные узоры / В.У. Плюхин. – М.: Карапуз, 2001. – 20 с.
4. Пушкарева Е.Т. Фольклор народов Севера / Е.Т. Пушкарева. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 390 с.
5. Сусой Е.Г. Из глубины веков / Е.Г. Сусой. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2014. – 173 с.