Статья:

ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА НУСРАТА ГАДЖИЕВА

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Гаджарова Г.Р. ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА НУСРАТА ГАДЖИЕВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА НУСРАТА ГАДЖИЕВА

Гаджарова Гюнель Рамиз
докторант, Азербайджанская Государственная Академия Художеств, Азербайджана, г. Баку

 

LIFE AND CREATIVE ACHIEVEMENTS OF THE HONORABLE ARTIST OF AZERBAIJAN NUSRAT HAJIYEV

 

Gunel Gajarova

Doctoral student, Azerbaijan State Academy of Fine Arts, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Нусрат Гаджиев является одним из выдающихся художников Азербайджана ХХ века. Он создает произведения в различных жанрах изобразительного искусства. Нусрат Гаджиев работает преимущественно над книжным оформлением, а также является автором множества графических работ и мозаичных панно. В статье исследуются творческие нюансы заслуженного художника.

Abstract. Nusrat Hajiyev is one of the outstanding artists of Azerbaijan of the twentieth century. He created works in various genres of fine art. Nusrat Hajiyev work primarily on book design, and also authored many graphic works and mosaic panels. The article explores the creative nuances of the honored artist.

 

Ключевые слова: Азербайджан, Нусрат Гаджиев, графика, художник, книга, иллюстрация, изображение.

Keywords: Azerbaijan, Nusrat Hajiyev, graphics, artist, book, illustration, image.

 

Рассматривая жизнь и творчество художников, постоянно поражаешься их широкому мировоззрению, необычным взглядам на жизнь, глубокому и всестороннему уму. Отличительными признаками их творчества является умение найти что-то необычное в вещах, которые мы считаем обычными, ощутить то, что не можем ощутить мы, таким образом – создать волшебный мир.

Одним из искусных мастеров, влекущих нас разнообразным, волшебным миром, был и прекрасный, талантливый оформитель, заслуженный художник Азербайджана Нусрат Гаджиев.

Гаджиев Нусрат Сулейман родился в 1948 году в Гяндже. Первое образование получил в городе Сумгаите в школе № 11. Его отец Гаджиев Сулейман был одним из видных архитекторов Азербайджана. Верно говорят: «Трава на своих корнях растет» (аналог русского «яблоко от яблони далеко не падает» – прим. пер.). Видимо, творческий талант перешел к сыну от отца и стал средством воплощения прекрасных работ.

В 1969 году будущий художник поступил в Азербайджанский Государственный Институт Искусства им. М.В. Алиева и в 1974 году окончил его. Нусрат Гаджиев окончил университет по специальности «Промышленная графика». Начиная с того времени, он приступил к творческой деятельности, основную часть которой посвятил развитию книжной графики, придал множеству книг художественное оформление, нарисовал иллюстрации к значительному числу произведений. В качестве примеров подобных произведений можно назвать «Буратино», «Бибигон», «Афганские сказки», «Русские народные сказки», «Защитим детей от войны», «Обряды, обычаи, благопожелания»,  «Моя страна», «Все мы частицы этого солнца», «Волшебные сказки», «Родной язык», «Семь красавиц», «Время, во времени», грузинская сказка «Комбле» и др. Созданные табло как по цветовому колориту, так и по сюжетной линии совершенно отличаются друг от друга.

Объединивший прогрессивные стили изобразительного искусства с национальной традицией Нусрат Гаджиев, всей душой был привязан к художественному искусству, добился воспроизведения в своих работах идей, имеющих особое значение в его жизни, придающих значимость его размышлениям.

Первый показатель мастерства художника в первую очередь определяется тем, чтобы мимо его работ посетители выставок не проходили равнодушно, так как между произведениями искусства и зрителями должен возникнуть диалог. А заслуженный художник очень искусно мог построить такой диалог, открывая пути к вершинам воображения зрителя, делясь своими размышлениями, мыслями, говоря на собственном языке искусства, давая собеседнику полноценную информацию.

Разнообразие тем и жанров, многообразие средств художественного изображения, представляют собой важные качества, характеризующие художественное искусство Азербайджана.

Н.Гаджиев работал преимущественно в области графики изобразительного искусства. Естественно, что удовлетворение истинного художника какой-либо областью или жанром изобразительного искусства невозможно. То есть конкретика какого-либо жанра или же технического способа, являющегося средством для отражения творческого мира художника, его воображения художника, неприемлема.

Портреты писателей Г. Назарли, Б. Талыблы кисти художника, которому посвящена настоящая статья, хранятся в экспозиции Национального музея искусств Азербайджана, «Средневековые астрологи» – музея имени Низами.

Регулярно участвовавший в организованных в республике и зарубежных странах выставках художник постоянно отличался в различных конкурсах. Он неоднократно представлял своими работами азербайджанское искусство в творческих выставках, организованных в России, Грузии, Турции, Японии, Бельгии, Германии и других странах.

Написано достаточно много статей о Гаджиеве Нусрате, например: в журнале «Azərbaijan international» статьи П. Ханлы «Epizode from Dede Gorgud» – 1996 год, «Yesterday and Today» – 1999 год, в журнале «Azərbaycan irs», работа 3. Сафаровой «Отец Коркут» – 2000 год, О. Догана в ежедневной политической газете Турции «Ozgünlük resepsionu» – 2001 год, Г. Айдемировой и А. Алиевой в журнале «Azərbaijan international» «Heirloom book published» – 2004 год, Шамилем в газете 2004 год, Шамилем в газете «Зеркало» «На выставке книжной графики» – 2006 год, Сабиной в газете «Зеркало» «Новости культуры» – 2007 год, М. Алиевой в газете «Республика» «Прекрасный художник, талантливый оформитель» – 2008 год [2; 3]. Все вышеприведенные публикации демонстрируют факт того, что его творчество находится в центре внимания Азербайджана и многих зарубежных стран.

Работающий преимущественно над книжным оформлением видный художник вместе с тем является автором множества графических работ, мозаичных панно. Он в этих своих работах, не гонясь за завершенностью и симметрией, творчески нарушая их, не уничтожил жизненность, наоборот постарался воссоздать её более ярко и выразительно.

Как у всех профессиональных художников, работы Нусрата Гаджиева очень оригинальны по манере, композиционному решению и не напоминают никого из художников. Глядя на них, прослеживаем присущий художнику почерк. Лаконичность, контрастное решение светотени, целостность формы, динамичность линий представляют собой основные особенности, характерные для его творчества. В своих работах он соблюдал угол зрения, правила глубины, смог взглянуть на мир глазами своих персонажей. Оформляя каждую книгу, оставляя «следы своей кистью», художник дает возможность своему зрителю, наблюдая то, как создаются образы, события в произведении, получать удовольствие.

Нусрат Гаджиев – заслуженный художник Азербайджанской Республики. С 1974 года является членом Азербайджанского союза художников. Участник республиканских и международных выставок, победитель (1994, 1996, 2004, 2006) и лауреат. Его работы хранятся в личных коллекциях как в Азербайджане, так и в зарубежных странах (Япония, Индия, Турция, Бельгия и пр.). Мастер является автором графических рисунков, разработанных в технике акварели и гуаши многочисленных цикличных работ.

Созданные им графические работы значительно расширили сокровищницу культуры. Нусрат Гаджиев отличается своим почерком. Его работам присущи композиционная завершенность, содержательно-смысловая глубина. В графических работах талантливого мастера весьма любопытны колорит и динамичность. Привлекшими к себе зрителей работами: «Старое фото», «Старый город», «Юдифь», сценографией к пьесе Эльчина Эфендиева «Шекспир», оформлением к передаче «Рассказы птички» на Лидер-ТВ и разработанными в других жанрах произведениями, он показал, что трудился над различными интересными картинами.

Нусрат Гаджиев является автором множества иллюстраций, нарисованных к литературным произведениям классиков азербайджанской и мировой литературы. В частности, художественные оформления, данные им к азербайджанской и мировой устной литературе, сказкам показывают его как искусного мастера иллюстративного искусства.

Нусрат Гаджиев значительную часть своего творчества посвятил книжной графике. В его творчестве детская книга составляет одну из основных областей в контексте творческих поисков. Иллюстрации, данные художником детским книгам, отличаются искренностью, простотой. Бесконечная любовь к детям не покидает его в ходе всего его творчества. Она служит цели раскрытия содержания, нарисованной для детей простой, понятной художественной книги. Дети хотят не только слышать сказку, прочитанную им взрослыми, но вместе с тем, и видеть, даже самостоятельно коснуться, поскольку являются не просто обычными слушателями, а попавшими в мир сказок людьми.

Нусрат Гаджиев является мастером, обладающим в развитии азербайджанского искусства большим талантом, активной творческой страстью, нашедшим в творчестве смысл жизни. Художник трудился над оформлением более чем пятидесяти книг. Среди них можно назвать «Дюймовочку» Г.Х. Андерсена, «Сказки», «С неба упало три яблока», «Волшебные сказки», «Буратино» А. Толстого, «Бибигон» К. Чуковского, «Афганские сказки», «Русские народные сказки», «Фольклорные образцы», «Мир мой, мир твой», «Защитим детей от войны», «Обряды, обычаи, благопожелания», «Моя страна» Дж.Джаббарлы, грузинскую сказку «Комбле», эскимосскую сказку «Охотник и  Нанук», «Все мы частицы одного солнца», «Демократия», «Диктатура», «Цвета» и другие.

Кроме того, он является автором иллюстраций к книге «Родная речь для учащихся 1-го класса, к пятитомному сборнику произведений Мир Джалала, детскому журналу «Туту» и другим произведениям.

У художника, начавшего работать с очень молодых лет с детской иллюстрацией, спустя некоторое время стали проявляться интересные творческие особенности. Иногда он добивался «рисования книжек», в других работах – выполнения иллюстраций. Художник с помощью иллюстраций стремится постоянно пропагандировать национальные обычаи и традиции, национально-духовные ценности, передать их формирующемуся поколению [4].

Основной характерной чертой этих картин является динамика, задор, веселье, высокое вдохновение, любовь к жизни. В произведениях есть грустные, спокойные, однако и поражающие человека художественностью, красотой и чувствительностью картины. Здесь изображены погода, среда, где чувствуется внутреннее пространство.

Художник выстраивает свои композиции в ясной и простой форме. Однако это внешняя простота. Он, прежде чем создать каждое свое табло полотно, выполнял множество эскизов. Он умеет точно расположить композицию на бумаге, на определенном месте ясно и правильно отобразить обдуманное художественное сознание.

Нусрат Гаджиев за более чем 40-летнюю неустанную творческую деятельность создал более 100 произведений.

Мозаичное панно в Азербайджанском государственном институте физической культуры, три мозаичных панно в Сабаильском детском бульваре, мозаичное панно в машиностроительном заводе имени Володарского представляют собой достойные внимания фрагменты творчества Нусрата Гаджиева.

С 1978 года по 1998 год художник работал на должности главного преподавателя по дисциплинам «Рисование», «Живопись», «Композиция» на кафедре «Изобразительное искусство» Азербайджанского Педагогического Института. А с 2002 года стал работать на должности главного преподавателя кафедры «Живописи» Азербайджанской Государственной Академии Художеств. С 2006 года работал на должности заведующего кафедрой «Академическая живопись». За годы работы в Академии Художеств составил несколько программ для дисциплины «Живопись» и подготовил учебное пособие под название «Живопись и методологические основы его преподавания».

За успехи в искусстве Нусрат Гаджиев удостаивался различных наград [5]. С гордостью можно назвать первую награду на выставке «Общества книголюбов» в 1993 году, третью награду на выставке-конкурсе «Современная азербайджанская миниатюра» в 1994 году, первую награду на выставке-конкурсе «Азербайджанская книжная графика» в 2002 году, первую награду на международной выставке «Книжное искусство» и другие. В 2006 году руководство Азербайджана, высоко оценив его заслуги, удостоило Нусрата Гаджиева почетного звания заслуженного художника.

 

Список литературы:
1. Азербайджанская галерея художеств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:/ /www.facebook*.com/ADRQalereya az/ (дата обращения: 02.08.2024).
2. Алиев 3. Поиски образно-символических средств выражения в станковой графике // Гобустан. – 2008. – №1. (на азербайджанском языке).
3. Алиев 3., Халилов А. Азербайджанское искусство. – Ч.1 (1). – Баку, 2011. (на азербайджанском языке).
4. Музаффарли Д. Сохранение миниатюры в процессе глобализации // Культура. – 2011. – 30 декабря. – С. 15.
5. О присвоении почетных званий Азербайджанским художникам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-ganun.az/framework/12590(дата обращения: 04.08.2024).

 

*социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.