Статья:

Сакральная архитектура Гуцульщины

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Лебедева Н.А. Сакральная архитектура Гуцульщины // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сакральная архитектура Гуцульщины

Лебедева Надежда Анатольевна
доктор философии в области культурологии, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, профессор философии Международной Кадровой Академии, Украина, г. Киев

 

SACRED ARCHITECTURE OF GUTZULSHINA

Nadezhda Lebedeva

doctor of philosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy, Ukraine, Kiev

 

Аннотация. На основе анализа современных украинских научных исследований рассмотрены архитектурные особенности церквей Гуцульщины. Доказано, что гуцульская школа строительства храмов имеет особенные черты. Это план в виде креста, пятисрубные, одноэтажные, с квадратным срубом в центре здания. Целостность восприятия сакральности церквей Гуцульщины дополняется художественными особенностями комплекса церковной обстановки.

Abstract. Based on the analysis of modern Ukrainian researches, there are examined the architectural features of the Hutsul churches. It is proved that Hutsul school building temples have special features. It is a plan in the form of a cross, single-storied with square log cabins in the middle of the building. The integrity of the perception of the sacredness of the Hutsul churches complemented by artistic features of the complex situation of the Church.

 

Ключевые слова: Гуцульщина; церкви; резьба по дереву; сакральный; архитектура; иконостас; декор.

Keywords: Huzulschyna; church; wood carving; sacred; architecture; iconostasis; decor.

 

Церкви Гуцульщины давно интересовали ученых. Они поражают особенной атмосферой сакральности, которая прослеживается в архитектуре, в наполнении душой природы, поскольку хвойное дерево, смерека, из которого они построены придает имособенное ощущение неповторимости. Сами строения неоднократно описывались с архитектурной точки зрения. Так, в научной статье "Крестцово-деревянные церкви как историко-культурные памятники Ивано-Франковской области" Тарас Маланюк отмечает: "Несравненные достижения украинского народа в этой сфере достаточно давно привлекали внимание культурного мира к деревянным церквям, которые были не только в большом количестве, но и являлись комплексным воплощением культуры народа, его духа - в архитектуре, живописи, резьбе и других искусствах всех времен" [2, с. 61]. По мнению ученого существует особый интерес со стороны других стран мира к Гуцульским церквям с самого начала их построения и до наших дней, что подтверждается найденными задокументированными данными древних источников. По утверждению Леси Малаховской под охраной государства на Ивано-Франковщине находится 587 памятников сакральной архитектуры, среди них 446 церквей и 88 колоколен" [3].

Цель статьи - используя научные исследования современных украинских учёных рассмотреть особенности церквей Гуцульщины.

Самые известные церкви: Святого Духа в г. Рогатине, церковь святого Иоанна Милостивого в г. Яремче, Аннозачатиевский храм и Дмитриевская церковь в с. Белый Ослов, Дмитриевская церковь в с. Кременце, Троицкая церковь в с. Микуличи, церковь Рождества Богородицы в с. Криворивня, Васильевская церковь в г. Косово, церковь Святой Варвары в с. Пистинь, церковь Святого Иоанна в с. Чергановка, Вознесенская церковь в с. Ясиня, Петропавлявська церковь в с. Лазенщина, Успенская церковь в с. Дубовцы, церковь Святых Иоакима и Анны в с. Смодна. Т. Маланюк, ссылаясь на В. В. Вечерскогоутверждает, что все известные в Украине деревянные церкви относятся к одному из двух основных типов: тридольного или крещатого. "Крещатые храмы - обычно центричные, пятисрубные или девятисрубные. Они имеют нечетное количество верхов - один, три, пять, девять. Деревянные крещатые храмы сохранились практически на всей территории Ивано-Франковской области. Наибольшее количество этих сооружений сосредоточено на Гуцульщине" [2, с.62]. Мнение кандидата архитектуры, профессора, лауреата Государственной премии Украины в области архитектуры, заслуженного работника культуры Украины Леонида Владимировича Прибеги, на высказывания которого ссылаются другие современные украинские исследователи, по мнению автора данной научной статьи, является самым точным в определении гуцульских сакральных сооружений. Он пишет: "Традиционный гуцульский храм пятисрубный, крестообразный в плане, одноверхий. Центральный сруб квадратный, одной ширины с притвором и алтарем или расширенный, всегда венчается восьмигранным палаточным верхом на барабане. Боковые рамы креста перекрываются коробовыми креплениями и покрываются двускатными крышами. С целью защиты нижних венцов сруба от намокания вокруг сооружения всегда устанавливали широкое крыльцо" [4, с.127].

Церковь Рождества Богородицы в с. Ворохта, по утверждению Л. Прибеги, Л. Малаховский, Т. Маланюка, считается "самой совершенной по форме и пропорциями среди всех гуцульских" [2], [3], [4]. Была она построена в 1615 году в с. Яблуница, а в 1780 году церковь перенесли в с. Ворохта, "поставили на холме, где она возвышается над рекой Прут" [2], [3]. Особенность композиции церкви заключается в том, что "боковые срубы имеют небольшую глубину - около половины их ширины, восточный и западный срубы также мало удлиненные, что делает церковь в своей основе очень компактной" [2, с. 63]. Если смотреть изображение церкви Рождества Богородицы, то налицо центральный сруб, над которым построен восьмиугольный элемент, который заканчивается высоким шатром. Восьмиугольнаянадстройка более узкая, чем средний сруб. "Благодаря высокому крыльцу крыши, фонарику, маковке центральный объем Ворохтянской церкви получил свойо особенный характер. Композиция стала пластичной, скульптурно вылепленной" [2, с. 63]. Согласно исследованию Л. Прибеги, первоначальная композиция храма осталась неизменной: крестообразная схема построения с центрально расположенным верхом.

К юбилею церкви Рождества Иоанна Крестителя в 2012 году украинские ученые заслуженный архитектор Украины, кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры дизайна Косовского института прикладного и декоративного искусства ЛНАИ Галина Николаевна Юрчишин и кандидат географических наук, доцент, преподаватель кафедры истории искусства и гуманитарных наук Косовского института прикладного и декоративного искусства ЛНАМ Иван Станиславович Вах издали книгу-альбом "К 100-летию Монастырской церкви Рождества Иоанна Крестителя. Страницы истории церкви Гуцульщины", где на основе архивных и литературных источников, газетно-журнальных публикаций рассказывается об истории церкви и особенности ее архитектуры [6].

Гуцульская школа народного храмового строительства имеет присущие только ей главные черты, которые описал архитектор Я. Тарас. Во-первых, это план в виде равнораменного креста. Далее ученый определяет план близкий к равнораменным крестам с незначительным сокращением боковых прямоугольных ветвей, план крестовый с короткими боковыми ветвями, план крестовый с незначительным сокращением боковых прямоугольных ветвей и удлиненным прямоугольным притвором, план крестовый с короткими боковыми прямоугольными плечами с удлиненным притвором или алтарем [2, с.63].

Таким образом, наблюдаем четкое использование сакральности фигур четырехугольника: крест теоретически является основой этой фигуры, и восьмиугольника, который символизирует гармонию числа восемь, бесконечность Вселенной.

Кроме внешней архитектуры, гуцульские церкви уникальны своим внутренним интерьером. Андрей Владимирович Климашевский посвятил свою научную работу обустройству интерьера деревянных церквей Западного Подолья и Покутья XVIII - нач. ХХ в. с точки зрения ансамблевости [1].

Он отмечает также черты, которые являются общими для изучения украинских церквей, как культового феномена - это интерьер церкви. "Обустройство церковного интерьера - важная составная часть традиционной украинской церкви, без него невозможно адекватное духовно-эмоциональное и художественно-эстетическое наполнение литургического пространства храма. Обустройство храма в соответствии с христианскими каноническими предписаниями формирует комплекс предметов оборудования (обстановки) церковного интерьера ритуально-обрядового назначения. Художественно-стилевая образность церковного оборудования непосредственно влияет на гармонию интерьера, его ансамблевость" [1, с. 5]. В книге Г. М. Юрчишин и И. С. Вах находим, что внутреннее пространственное богатство церкви Рождества Иоанна Крестителя м. Косово подчеркивается светотеневой игрой, вызванной источником света. Роспись стен храма выполнил известный мастер Владимир Гуз, предметы декоративно-прикладного искусства, которые использованы в обустройстве церкви, выполнены косовскими мастерами художественного дерева Николаем Гавришем, Николаем Матийчаком, Иваном Павликом, Иваном Балагуренком [6, с. 11].

В своем исследовании Андрей Владимирович Климашевский рассмотрел проблему ансамблевости достаточно подробно с точки зрения исторического развития. Он приводит древнейшие сведения об устройстве церковного интерьера в XVI в., обнаружив начальный этап времени внедрения специальной утвари в церкви на украинских землях, относящейся к периоду Древнекиевского государства. Исследователь обусловил украинскую традицию "наполнение внутреннего пространства храма канонически заданными предметами обстановки литургического пространства" [1, с. 10] и провёл сравнительный анализ многочисленных раритетов показав, что "древнеукраинские мастера сумели творчески переосмыслить предметы заимствованные из сферы византийской церковной обстановки. При этом их приспосабливали к новым условиям в соответствии с местной народной эстетикой, применив собственные художественные приемы, давние традиции декорирования. В пользу этого свидетельствуют источники такие как миниатюры летописей, иконопись, мозаики, фрески"[1, с. 10].

"На Гуцульщине аналогично храмостроительство не имело сложившихся региональных различий и поэтому в целом не отличалось от аналогичных предметов из храмов других территорий Древнекиевского государства, находясь под сильным влиянием традиции Византии» [1, с.10] - отмечает ученый.

А. Климашевский акцентируетсвоё внимание на наличии ренессансных тенденций, проявляющихся во внедрении пристенных алтарей, многоярусных иконостасов, разнообразии форм и конструкций предметов церковной обстановки, их декоративных элементов"[1, с. 12].

"Благодаря новому объемно-пространственному решению храмов интерьеры наполнялись новой, обстановкой больших масштабов с богатым декором" [1, с. 12].

Главную роль в церковном интерьере играет многоярусный иконостас, который развился из первоначальной предалтарной перегородки в сложный художественно-стилистический ансамбль живописи и резьбы. "С тех пор все другие предметы церковного оборудования занимают подчиненное положение к иконостасу"[1, с. 6].

В свою очередь, достаточно подробно декоративную резьбу храмов изучал украинский искусствовед Михаил Приймич. В диссертационном исследовании "Декоративная резьба в сакральном искусстве Закарпатья XVIII - ХIХ веков (История. Типология. Художественно-стилевые особенности" ученый отмечает, что "направлением воздействия на сакральное искусство Закарпатья была Галиция, где новые художественные принципы для нужд украинской церкви были адаптированы в XVI в. и откуда они были принесены в Закарпатье галицкими мастерами, в частности Вышенской (г. Судовая Вишня Львовской обл.) иконописной школы. Вполне можно предположить, что и некоторые формы резьбы попали на закарпатскую Верховину также из Галичины" [5, с. 5]

По утверждению А. В. Климашевского стилистические черты барокко широко проявляли себя в обустройстве церковных интерьеров, в предметах обстановки, формируя целостный барочный ансамбль с резными в этом же стиле иконостасами. Благодаря экспрессивным барочным формам и декора, широкой резьбе и полихромии, интерьеры деревянных храмов становятся более динамичными. В соответствии с идейной концепцией нового стиля все внутреннее пространство храма от иконостаса до мельчайших предметов обстановки украшается с доселе невиданной пышностью.

"Резьба многоярусных иконостасов, сделанная руками мастеров-профессионалов, была одним из главных факторов ориентации народных мастеров резьбы по дереву, создателей предметов церковной обстановки на барочные тенденции. Они пытались использовать опыт специалистов в изготовлении подсвечников, киотов, аналоев т.д." [1, с. 4]. Опираясь на исследования М. В. Приймич, можно сказать, что на Гуцульщине сформировалась собственная школа иконостасной резьбы, которая в своей художественной выразительности является неповторимым образцом сакральной культуры человечества. Общая классификация иконостасов и резного оформления, по утверждению украинского ученого, показывает становление пятиярусного иконостаса с традиционными для украинского искусства расположением ярусов. Эта структура, несмотря на значительные художественные заимствования, осталась неизменной до начала ХХ в. [5, с. 6]

Учёный пришёл к выводу, что художественно-стилевые приемы и декор не являются постоянными и зависят от многих факторов: существующих церковно-приписных требований, исторически обусловленных конфессиональных различий, разновременных функциональных потребностей, разностилевых художественных влияний, местных традиций, экономических возможностей и эстетических вкусов заказчика, материала, специфики объемно-пространственного решения самого интерьера и др. В результате суммарного воздействия этих факторов и складывается комплекс церковного интерьера - как сборно-композиционный функциональный ансамбль различных предметов внутреннего пространства храма.

"Интерьеры деревянных церквей Гуцульщины наполнены особым народным колоритом с выраженной региональной спецификой (локально выраженными стилевыми признаками)" [1, с. 10].

Главным элементом церковного интерьера Гуцульщины является многоярусный иконостас, который с середины XVII в. становится духовным и художественно-эстетическим центром внутреннего церковного пространства. Исследования показали, что от полноты всех составляющих элементов обстановки внутри церковного здания, стилистической гармонии между ними зависит ансамблевость обстановки в целом, затем - целостность восприятия всего интерьера храма. Фактически художественное решение комплекса церковной обстановки непосредственно влияет на композиционную и стилевую завершенность внутреннего церковного пространства [1, с. 18].

Когда мы говорим о гуцульських иконостасах, следует остановиться на резьбе по дереву. По утверждению М. В. Приймич, новые стилевые принципы отделки интерьера нашли отражение практически во всех деревянных храмах. "К изменениям в интерьере и его отделке подводили также изменения в литургии. Очевидно, под влиянием монастырских традиций в восточной церкви появляются триконхы, в боковых округлениях которых располагались резные скамьи, пюпитры и тому подобное. Очевидно, под католическим влиянием в церквях Закарпатья и появились скамьи для сидения, при северной стене устанавливался пышно резной амвон, над престолом на колоннах располагался резной балдахин, а сам престол ставился на возвышение из трех ступенек с конца XVIII в. престолы особенно пышно декорировались резьбой и живописью". Ученый также отмечает, что в храмах использовали резные подсвечники, паникадила, ручные, процессионные и престольные кресты. "Особо важное значение имели местные традиции народной художественной резьбы. Устойчивым традиционным достоянием оставалась техника плоской резьбы, популярная и для XVIII, и для XIX в. Именно поэтому западноевропейские инспирации середины XVIII в. не копировались, а творчески переосмысливались и, таким образом, вводились в интерьер закарпатских храмов" [5, с. 12].

Ученый посвятил даже целый раздел своего исследования художественно-стилевым особенностям резьбы иконостасов.

Изучая народные черты в резьбе иконостасов, Михаил Приймич пришел к выводу, что развитие резьбы был сильно подвержено традиционнымподходам к манере исполнения, что привело к плоскостности, схематичности самой резьбы, где главным выразительным средством был контур. Для закарпатской сакральной резьбы характерно широкое, как и в народном искусстве, использование анималистических мотивов (дельфины, змеи-драконы и т.д.), а такжеодним из доминирующих становится мотив спелой виноградной грозди. Прослеживаются также западноевропейские влияния на формирование художественно-стилевых особенностей закарпатских иконостасов.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Подводя итог анализа указанных научных исследований, можно говорить о том, что сакральная архитектура Гуцульщины проявляет себя, свою неповторимость в наличии церквей, колоколен, церковного интерьера и декора.

Гуцульская школа строительства храмов имеет особенные присущие ей черты. Это план в виде креста, являющийся равнораменным, и подобные ему. Здания пятисрубные, одноэтажные, с квадратным срубом в центре, также одинаковой ширины, восьмигранным шатром, куполом и крестом. Имеет двускатные крыши. Народные мастера творчески переосмыслили предметы церковного оборудования в соответствии с гуцульской эстетикой, применили собственные искусные традиции декорирования в иконостасах, интерьерах, фресках. Целостность восприятия сакральности деревянных церквей Гуцульщины дополняется художественным решением комплекса церковной обстановки, композиционной и стилевой завершённостью внутреннего пространства, осуществлённого посредством искусства резьбы по дереву народных умельцев.

 

Список литературы:
1. Клімашевський А. В. Облаштування інтер'єру дерев'яних церков Західного Поділля та Покуття ХVІІІ – поч. ХХ ст. (проблема ансамблевості): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.06 «Декоративне і прикладне мистецтво» / Андрій Володимирович Клімашевський. – Львів, 2002. – 20 с.
2. Маланюк Т. З. Хрещаті дерев'яні церкви як історико-культурні пам'ятки Івано-Франківської області. Електронний ресурс. Режим доступу: http://www.journals.pu.if.ua/index.php/kk/article/viewFile/976/1020 (дата обращения 07.02.2017)
3. Малахівська Л. СвітлиниЛесіМалахівської. –Електронний ресурс. Режим доступу: http://risu.org.ua/ua/index/blog/~Komunikator/38512/ (дата обращения 08.02.2017)
4. Прибєга, Л. В. Дерев'яні храми Українських Карпат. – К.: Техніка, 2007. – 168 с.
5. Приймич М. В. Декоративне різьблення у сакральному мистецтві Закарпаття XVIII – XIX століть (Історія. Типологія. Художньо-стильові особливості): автореф. дис. на здобуття наук. ступеняканд. мистецтвознавства: спец. 17.00.06 «Декоративне і прикладне мистецтво» / Михайло Васильович Приймич. – Львів, 2001. – 21 с.
6. Юрчишин Г. М., Вах І. С. До 100-річчя Монастирської церкви Різдва Івана Хрестителя. Сторінки історії церкви Гуцульщини / Г. М. Юрчишин, І. С. Вах. – Чернівці: "Колір-Друк", 2012. – 136 с.