Статья:

Танцевальная подготовка артистов эстрады и цирка

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Драч Т.Л. Танцевальная подготовка артистов эстрады и цирка // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 60-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Танцевальная подготовка артистов эстрады и цирка

Драч Тамара Леонидовна
аспирант, Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, тренер-хореограф танцевальной студии «Шоколад», Украина, г. Львов

 

DANCING PREPARATION OF STAGE AND CIRCUS ARTISTS

 

Tamara Drach

Postgraduate student of National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts, Kyiv, trainer-choreographer of dancing school «Chocolate», Ukraine Lviv

 

Аннотация. Статья посвящается вопросу особенности хореографи­ческой подготовки артистов эстрады и цирка. Согласно исследования в силу специфики подготовки артистов этих направлений, их развитие следует направлять не только на усовершенствование исполнительских способностей их жанра, но и на развитие виртуозной техники, которая необходима при участии в зрелищных шоу, на которые приходят зрители, в ожидании сверхъестественных постановок и спецэффектов. Целью статьи является исследование методики преподавания хореографии для артистов эстрады и цирка. Благодаря проведенному исследованию мы проанализировали литературные источники относительно важности хореографии в цирковом искусстве и на эстраде, определили важность хореографической подготовки артистов во время обучения в профес­сиональных учреждениях, изучили опыт украинских артистов относи­тельно использования хореографического искусства во всех жанрах этого направления.

Abstract. The article is dedicated to the question of the specific way of choreography preparation of the stage and circus artists. Due to special needs of these artists, it's necessary to direct their development to the improvement of performing skills and preparation to the participation in the spectacular shows, development of masterly technique which admired audience, who comes to the performance of the stage artists and circus shows.

The purpose of the article is to research the methods of teaching choreography for stage and circus artists. For deciding this purpose we had such tasks:

  1. to analyse earlier published works, concerning dancing preparation of the circus artists.
  2. to study the programme of the preparation of the stage and circus artists of Kyiv academy of circus and stage artists
  3. to made art criticism analyse of the artistic activity of the Ukrainian circus artists, who used in their performances the dancing elements.

Research methodology. During our research we have used the analyze of literature, pedagogical experiment and art criticism of modern circus and stage performances.

Results. Due to the research we have analysed the literature concerning the question of dance preparation of stage and circus artists. We considered the question of importance choreographic preparation of the future artists during their education in the professional colleges, we have researched the experience of Ukrainian artists, who are using choreography in their performances. Dancing preparation of the artists play an important role in their future career. Due to the research we have analysed earlier published works, which are related to the dancing preparation of circus artists and we have studied the programme of preparation of the stage and circus artists of different genres of Kyiv academy of stage and circus artists.

Novelty. The author have made an attempt to analyse the programme of preparation of circus and stage artists. Author recommends to use modern-dance training for preparation of the circus and stage artists.

The practical significance. Due to this research we have made a conclusion that programme of preparation of circus and stage artists should include all styles of choreography, and especially modern-dance. So, we need to give such preparation for pupils who wish to enter the Kyiv academy of stage and circus artists.

 

Ключевые слова: современная хореография; цирковое искусство; эстрада; методика преподавания; украинские артисты.

Keywords: modern-dance; circus art; stage art; methods of teaching; Ukrainian artists.

 

Постановка проблемы. Хореографическая подготовка является важным компонентом всех цирковых жанров. Выступления на арене перед зрителями требуют грациозного исполнения во всех зрелищных номерах, именно поэтому хореографическая подготовка включена в программу развития артистов цирка и изучается ними от первого до последнего курса. В нашей статье мы проанализировали стили хорео­графии наиболее актуальные для развития артистов эстрады и цирка и постарались определить важные тенденции в дальнейшем развитии циркового искусства за счёт усовершенствования профессиональной подготовки артистов средствами современной хореографии.

Анализ последних исследований и публикаций

Среди последних публикаций, в которых рассматривается эта тема следует отметить статью Касьяновой Елены [4], в которой был рассмотрен вопрос подготовки режиссёра-хореографа в реалиях сегод­няшнего дня, научную публикацию Малыхиной Марины [7], относи­тельно проблемы использования синтеза искусств в профессиональной подготовке артистов цирка, тезы доклада Старшого О.В. [6], где рас­смотрены особенности разговорного жанра на эстраде. Pony Poison [8] в своей работе «Просто цирк» рассмотрел историю возникновения всех цирковых жанров и их особенности, исследовал вопрос развития циркового искусства и эстрады, а также предоставил методические рекомендации относительно подготовки артистов цирка.

Выделение нерешённых ранее частей общей проблемы.

Украинские артисты пользуются популярностью как в Украине, так и за рубежом.

Среди известных цирковых артистов следует отметить артистов разговорного жанра – дуэт Владимира Данильца и Владимира Моисеенко, известного конферансье Валерия Митрофанова, мима Борю Борисенко, эстрадных танцовщиц Лауреата VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады Галину Шабаршину, артистов балета Арину Зинченко, Анну Суворову, Евгению Фролову и др.

Благодаря их творчеству цирковое искусство Украины сохраняет свои лидирующие позиции уже на протяжении нескольких десятилетий и принимает новые актуальные формы. Вопрос хореографической подготовки артистов цирка уже поднимался среди исследователей.

Но нерешённым остаться вопрос направлений хореографии, с которыми следует знакомить будущих артистов. Важно провести искусствоведческой анализ творчества украинских артистов эстрады и цирка, которые применяют хореографическое искусство в своих номерах, и каким образом следует улучшить качество преподавания хореографи­ческого искусства в профессиональных учреждениях для развития исполнительских навыков артистов.

Формирование целей статьи: целью статьи является исследова­ние методики преподавания хореографического искусства для артистов цирка и эстрады.

Ввиду этого были поставлены такие задания:

  • проанализировать ранее опубликованные работы, которые имеют отношение к хореографической подготовки артистов цирка;
  • изучить программу подготовки будущих артистов цирка Киевской муниципальной академии артистов цирка и эстрады;
  • провести анализ творчества известных сейчас артистов цирка Украины, которые в своих номерах используют хореографические элементы.

Изложение основного материала исследования

Танец является составной частью многих цирковых и эстрадных выступлений. Хорошая профессиональная подготовка артистов даёт возможность улучшить качество номеров. Особенное место в этом процессе занимает современная хореография: танец-модерн, контемпорари, бродвей, пол-данс, воздушная акробатика на полотнах и кольце, клубные направления хореографии и др. Цирк − это зрелищное искусство, где исполнителям нужны грация и пластика.

Артисты цирка изучают хореографию в процессе подготовки к их профессиональной деятельности. Будущие артисты цирка и эстрады, такие как жонглёры, акробаты, дрессировщики, эквилибристы, иллю­зионисты, фокусники, клоуны, мимы, эстрадные певцы и танцовщицы изучают все азы хореографического искусства в процессе обучения.

Для этого в программу подготовки артистов эстрады и цирка следует внедрять как классическую хореографию, так и все современ­ные направления, которые в данное время появляются на горизонте танцевального пространства. В нашей статье мы проанализировали особенности хореографической подготовки артистов эстрады и цирка.

Одно из направлений циркового искусства – пантомима, где особенно важна хореографическая подготовка. Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ создаётся при помощи мимики, жестов, пластики тела, и др.

Современный мим идеально владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглёр, драматический артист. Для подготовки мимов используют тренаж классической хореографии, народную и современную пластику, поскольку мимы должны быть всесторонне подготовленными. Они детально изучают нюансы классической хореографии, современные танцевальные практики и особенности народных танцев для подготовки оригинальных номеров [7].

В данное время для подготовки артистов эстрады и цирка этого и других жанров в Украине действует Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств им. Л.И. Утёсова, которой сейчас заведует Владислав Викторович Корниенко.

Особенное внимание он уделяет предоставлению студентам актуальных навыков, которые позволяют им использовать полученный опыт в процессе их дальнейшей профессиональной карьеры.

Среди выпускников эстрадной цирковой академии – известный мим Борис Борисенко, в данное время работает как артист цирка в Circus du Soleil. Принимает участие во многих телевизионных шоу и создаёт свои уникальные номера среди которых следует отметить «Маугли», «Тоу», «Вечный зов» и др., в которых Борис умело объединяет сценическую пластику, пантомиму, хореографию, акробатику, актёрское мастерство. Его номерам свойственна оригинальность и лёгкость испол­нения, особенное чувство юмора.

Свой путь к успеху он начинал с изучения хореографического искусства в театральной студии балета «Мария» (г. Херсон), под руко­водством Г.И. Шабаршиной, которая развила в нём необходимую пластичность и танцевальность для поступления в эстрадно-цирковую академию.

После окончания академии он поступил в Педагогический универ­ситет им. М. Драгоманова, где в процессе обучения продолжил развитие своих пластических и хореографических навыков, изучал технические элементы акробатики, клоунаду, жонглирование и актёрское искусство.

Сейчас, выступая в зрелищных цирковых и эстрадных шоу, он при­меняет полученные знания и отшлифованные навыки и усовершенствует своё мастерство на специализированных мастер-классах и семинарах.

Один из разновидностей эстрадного искусства – разговорный жанр. И хотя в большей степени в этом направлении артист использует больше голос, чем тело для создания образа, тем не менее, артисты этого жанра должны усовершенствоваться и в хореографическом искус­стве в зависимости от особенностей постановки.

В самом понятии разговорный жанр фактически раскрыто и его содержательное наполнение: это жанр, который связанный со словом.

К нему относят: конферансье (сольный и парный), интермедию, эстрадный рассказ, монолог, фейлетон, буриме, эстрадный диалог, сценка, языковую пародию, куплет, репризу, каламбур, декларацию, мелодекламацию, монолог в образе, сатирический дуэт и под. Разновидности разговорного жанра постоянно дополняются новыми формами, как, например, такими популярными на сегодняшний день разговорными сценическими выступлениями, как скетч, стендап, микро­миниатюра, которая является инсценизацией анекдота и под.

Особенной разновидностью эстрадного слова является музыкально-разговорные жанры, к которым относятся частушка, куплеты, музыкаль­ная мозаика, шансонетка, музыкальный фельетон, музыкальная пародия.

Понятно, что основная роль в них также принадлежит слову, а музыка только лишь дополняет основное действие, служит своего рода оформлением, которое придаёт выступлению особенной яркости и живости [6, с. 324].

Чудесным дуэтом разговорного жанра, который был созданный именно в этой эстрадно-цирковой студии, следует назвать творческий тандем Владимира Данильца и Владимира Моисеенко. Их миниатюры пользуются успехом в некоторой мере и благодаря пластической выразительности обоих артистов, а также постоянных режиссёрских поисков в создании драматических образов. Их номера «Кролики», «Трактор», «Индийское кино» и др. выделяют артистов благодаря коло­ритному юмору и особенной эмоциональной подаче каждого диалога.

Во время выступлений артистов эстрады и цирка важное место занимает танцевальное оформление номеров.

В каждом цирковом и эстрадном шоу танцовщицы и артисты балета сопровождают выступления популярных артистов эстрады, исполняют отдельные хореографические номера и создают первоклассное оформ­ление каждого выступления.

Именно поэтому в Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства действует направление подготовки Современного эстрадного танца [4, с. 54].

Среди выпускников кафедры есть действующие артисты эстрады, такие как Арина Зинченко, Фролова Евгения, Анна Суворова и др., которые в данное время выступают в популярных танцевальных шоу по всему миру. Арина Зинченко основала свой шоу-балет, который кроме современных хореографических постановок использует воздушную акробатику на полотнах, кольце и спирали, а также создаёт интересные дуэтные акробатические номера со своим партнёром по выступлениям.

Выводы данного исследования и перспективы

Хореографическая подготовка артистов цирка и эстрады играет важную роль в их дальнейшей профессиональной карьере.

Благодаря проведенной работе мы проанализировали ранее опубли­кованные работы, которые имеют отношение к хореографической подготовке артистов цирка, исследовали программу подготовки артистов эстрады и цирка разных жанров Киевской муниципальной академии артистов эстрады и цирка, провели анализ творчества известных артистов цирка Украины, которые в своих номерах используют хореографические элементы. В ближайшее время автор планирует рассмотреть вопрос хореографической подготовки артистов театра и кино в Украине.

 

Список литературы:
1. Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. − Москва, 2009. − 272 с.
2. Вагнер Р. Произведение искусства будущего. Избранные работы. Москва, 1978. − 261с.
3. Ковальская И. От оперетты к мюзиклу: к вопросу об исторической логике музыкальной комедии // Музичне мистецтво і культура: Наук.вісник. 2007. − №8. −  C.136–148. 
4. Касьянова О. Підготовка режисера-хореографа в реаліях сьогодення // Культурологія та мистецтвознавство. Київське музикознавство. − 2015.− №1.− C. 54-60.
5. Курышева Т. Музыка…Люди…Театр… Сборник статей. − Москва, 2012. − 348 с.
6. Старшой О. В. Розмовний жанр на естраді: феномен М. Жванецького // Вісник Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв. − 2018. − №2. − С. 324-328.
7. Малихіна М. Проблема використання синтезу мистецтв у професійній підготовці артистів цирку. Наукова бібліотека України. 2019. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/383-problema-vikoristannja-sintezu-mistetstv-u-profesijnij-pidgotovtsi-artistiv-tsirku.html  (дата обращения: 10.04.2020).
8. Poison P. Simply Circus. − Create Space Independent Publishing Platform, 2017.− 58 p.