Статья:

ЭВОЛЮЦИЯ ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ В ИНТЕРЬЕРАХ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО К СОВРЕМЕННОМУ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Саткеева М.Н., Ибрайшина Г.К. ЭВОЛЮЦИЯ ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ В ИНТЕРЬЕРАХ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО К СОВРЕМЕННОМУ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭВОЛЮЦИЯ ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ В ИНТЕРЬЕРАХ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО К СОВРЕМЕННОМУ

Саткеева Мулдир Нурлыбековна
магистрант, Международная образовательная корпорация (КазГАСА), Казахстан, г. Алматы
Ибрайшина Гульнар Кенжегазиевна
канд. филос. наук, доц. искусствоведения, проф. факультета Дизайна, Международная образовательная корпорация (КазГАСА), Казахстан, г. Алматы

 

THE EVOLUTION OF COLOR SOLUTIONS IN THE INTERIORS OF KAZAKHSTANI SCHOOLS: FROM TRADITIONAL TO MODERN

 

Muldir Satkeyeva

Graduate student, International Educational Corporation (KazGASA), Kazakhstan, Almaty

Gulnar Ibraishina

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Art History, Professor of the Faculty of Design, International Educational Corporation (KazGASA), Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье исследуется развитие цветовых решений в школьных интерьерах Казахстана с XX века до настоящего времени. Рассматриваются традиционные методы, характерные для советского периода, изменения, произошедшие в 90-е годы, и современные подходы к оформлению школьных пространств. Особое внимание уделяется влиянию культурных, экономических и технологических факторов, которые формируют школьный дизайн и его роль в образовательной среде. Изменения в интерьерах отражают не только трансформации системы образования, но и адаптацию к новым культурным и социальным вызовам. В последние десятилетия создание комфортной и вдохновляющей среды стало важным аспектом обучения и воспитания. Исследование различных этапов показывает, как дизайн помещений влияет на процесс обучения, взаимодействие и развитие учащихся, подтверждая значимость интерьеров для образовательной среды.

Annotation. The article examines the development of color solutions in school interiors in Kazakhstan from the XX century to the present. The traditional methods typical of the Soviet period, the changes that occurred in the 90s, and modern approaches to the design of school spaces are considered. Special attention is paid to the influence of cultural, economic and technological factors that shape school design and its role in the educational environment. The changes in the interiors reflect not only the transformation of the education system, but also adaptation to new cultural and social challenges. In recent decades, creating a comfortable and inspiring environment has become an important aspect of education and upbringing. The study of various stages shows how the design of premises affects the learning process, interaction and development of students, confirming the importance of interiors for the educational environment.

 

Ключевые слова: школы Казахстана, комфортная школа, дизайн интерьеров, цветовые решения, национальная культура, инновации в образовании, школьная среда.

Keywords: schools of Kazakhstan, comfortable school, interior design, color solutions, national culture, innovations in education, school environment.

 

Введение. В течение нескольких десятилетий школьные интерьеры в Казахстане претерпели значительные изменения. Сначала они следовали строгим стандартам советского времени, но позже начали адаптироваться к новым потребностям учащихся и современным требованиям. В статье рассматриваются основные этапы изменений – от советских традиций и перемен 90-х годов до современных подходов, которые направлены на создание благоприятной учебной среды.

Материалы и методы. Для анализа использовались исторические документы, исследования педагогов и психологов, а также современные работы по дизайну образовательных пространств. Метод сравнительного анализа позволил выявить отличия в оформлении школьных интерьеров на различных этапах. Основное внимание уделялось выбору цветовой палитры, функциональным аспектам и влиянию культурных традиций [3].

Основные положения

  1. Советский период. В XX веке школьные интерьеры в Казахстане оформлялись по единым стандартам, акцентируя внимание на строгой и дисциплинирующей обстановке. Использовались пастельные и сдержанные цвета, такие как светло-серый и зелёный, которые снижали нервное напряжение у школьников. Исследования показывали, что минимализм и сдержанная палитра способствуют поддержанию порядка и дисциплины в учебных заведениях.

  2. Преобразования 90-х годов. После обретения независимости Казахстан столкнулся с финансовыми трудностями, которые затрудняли модернизацию школ. Тем не менее, начались попытки добавить более яркие цвета в оформление, чтобы создать более дружелюбную атмосферу. Исследования педагогов подтверждали, что яркие и теплые оттенки положительно влияют на мотивацию учеников и улучшают учебную среду.
  3. Современные подходы. В XXI веке школьные интерьеры стали более гибкими и адаптированными к нуждам учащихся. Яркие цвета применяются для младших классов, чтобы стимулировать активность и творчество, в то время как холодные оттенки помогают старшим школьникам сосредоточиться. Зонирование пространства позволяет создать функциональные зоны для учебы и отдыха.
  4. Национальная культура в дизайне. В современных школах активно используются элементы национальной культуры, такие как традиционные орнаменты и цвета, чтобы подчеркнуть связь учащихся с историей и культурным наследием Казахстана [2].
  5. Инновации и технологии. Современные образовательные пространства оснащены цифровыми технологиями и интерактивными зонами, которые требуют продуманного освещения и применения ярких акцентов [1]. Использование экологически чистых материалов помогает поддерживать здоровую атмосферу в школах.

Результаты. Анализ выявил, что школьные интерьеры Казахстана прошли путь от строгости и минимализма советского времени к более гибким и мотивирующим современным решениям, которые учитывают образовательные и культурные потребности.

Традиционные подходы к оформлению школьных интерьеров в советский период

С 20-х по 80-е годы XX века школьные интерьеры в Казахстане оформлялись в соответствии с едиными государственными стандартами, которые распространялись на все образовательные учреждения. Основной задачей было создание практичной, строгой обстановки, способствующей дисциплине и сосредоточенности учащихся. Дизайн подчинялся образовательным целям, обеспечивая функциональность помещений и являясь важным инструментом воспитания.

Цветовая палитра включала преимущественно пастельные и нейтральные оттенки, такие как светло-серый, бежевый и зелёный. Выбор этих цветов не был случайным. Исследования показывали, что подобные тона способствуют созданию спокойной, уравновешенной атмосферы, снижают уровень тревожности и помогают учащимся концентрироваться на учебных задачах. Светлые и сдержанные цвета подчёркивали упорядоченность и строгость интерьеров, соответствуя идеологическим и образовательным задачам системы. Единообразие оформления способствовало формированию у школьников привычки к порядку и структурированности, что также служило воспитательным целям.

Отделочные материалы для школ подбирались с особым акцентом на долговечность и устойчивость к износу. Стены часто покрывались красками, стойкими к регулярному мытью и механическим воздействиям, чтобы обеспечить чистоту и аккуратность помещений. В коридорах и классах использовались защитные панели, предотвращавшие повреждения. Такой подход был обусловлен не только экономическими соображениями, но и практической необходимостью создать безопасную среду для учащихся, минимизируя затраты на ремонт.

Целью оформления было создание дисциплинирующей и упорядоченной среды, которая исключала отвлекающие факторы. По этой причине яркие цвета и избыточное количество декоративных элементов в интерьерах были исключены. Считалось, что насыщенные оттенки могут отвлекать внимание школьников и снижать их концентрацию. Весь интерьер, начиная от цвета стен и заканчивая мебелью, был направлен на поддержание строгого порядка, учебного ритма и дисциплины. Педагоги и психологи того времени подчеркивали, что минимализм в оформлении способствует созданию среды, благоприятной для сосредоточенной учебной работы.

Советские школы следовали единому стилю оформления, подчёркивая важность упорядоченной и строго структурированной образовательной среды. Интерьеры выполняли не только эстетическую, но и воспитательную функцию, формируя у учеников привычку к дисциплине, уважение к нормам и правилам. Это также создавало условия для эффективного и целенаправленного образовательного процесса.

90-е годы: Перемены в школьных интерьерах

После обретения независимости Казахстан столкнулся с серьёзными социально-экономическими вызовами, которые затронули образовательные учреждения. Изменения в школьных интерьерах начались, но процесс оказался сложным из-за финансовых ограничений. Экономическая нестабильность, вызванная распадом Советского Союза, привела к значительному сокращению бюджетов школ. Средства, как правило, направлялись на поддержание помещений в базовом состоянии, и кардинальные изменения в интерьерах были невозможны. Школы были вынуждены использовать доступные материалы для ремонта и поддержания помещений.

Несмотря на экономические трудности, некоторые школы предприняли первые шаги по изменению интерьеров. Началось внедрение более ярких и насыщенных оттенков, что представляло собой отход от строгого и монотонного стиля прошлых лет. В классах и коридорах появлялись тёплые цвета, способствующие созданию более дружелюбной и комфортной атмосферы. Психологи и педагоги отмечали, что такие изменения положительно влияют на эмоциональное состояние школьников, повышают их мотивацию и делают учебный процесс более комфортным.

Тем не менее, традиционные подходы всё ещё сохраняли своё влияние. Использование пастельных оттенков и минималистичный дизайн оставались необходимостью, обусловленной нехваткой финансов и приверженностью к устоявшемуся укладу, ассоциировавшемуся с дисциплиной и порядком. Исследования подтверждали, что сдержанные цвета способствуют снижению уровня стресса и помогают поддерживать концентрацию учащихся. Школы находились в поиске баланса между новыми возможностями и экономическими ограничениями, что делало изменения постепенными и порой ограниченными.

Современные изменения в школьных интерьерах с 2000-х годов

С началом XXI века школьные интерьеры в Казахстане стали адаптироваться к потребностям учащихся и требованиям современного образовательного процесса. Цветовые решения стали играть важную роль в формировании благоприятной учебной среды. Яркие и насыщенные оттенки активно применяются для создания мотивирующей и динамичной атмосферы. Особенно это важно для начальных классов, где использование красного, жёлтого и оранжевого цветов стимулирует воображение, поддерживает активность и удерживает внимание детей. Исследования подтверждают, что яркие тона способствуют улучшению восприятия информации и повышают мотивацию учащихся.

 

  

Рисунок 1. Школа № 103 Есильского района, Казахстан

 

Современные школы нередко используют научно обоснованный подход к выбору цветовой гаммы. Тёплые оттенки активизируют умственную деятельность и повышают концентрацию, в то время как холодные, такие как синий и зелёный, создают спокойную атмосферу, способствующую сосредоточенности старших школьников (рис. 1). Зонирование школьных помещений стало важным элементом в дизайне. Учебные классы, зоны отдыха, библиотеки и лаборатории оформляются в зависимости от их функций, чтобы обеспечить комфортные условия для учебы, отдыха и творчества.

Современные подходы к школьным интерьерам направлены на создание удобной, функциональной и стимулирующей среды. Школы стремятся сделать каждое пространство комфортным и ориентированным на потребности учеников, создавая благоприятные условия для их обучения и всестороннего развития.

Заключение. Эволюция цветовых решений в школьных интерьерах Казахстана демонстрирует значительные изменения, происходившие в системе образования в XX и XXI веках. В советское время основной упор делался на создание строгой и организованной среды, в которой доминировали пастельные и нейтральные оттенки. Такой минималистичный подход был направлен на поддержание дисциплины и сосредоточенности учеников. Исследования подтверждали, что спокойные тона помогали снижать уровень тревожности и способствовали улучшению концентрации.

С обретением независимости в 90-е годы Казахстан столкнулся с необходимостью модернизации школьных интерьеров, несмотря на значительные экономические трудности. Бюджетные ограничения замедлили процесс, однако даже в условиях ограниченного финансирования предпринимались попытки сделать учебные пространства более привлекательными и дружелюбными. Использование теплых и насыщенных оттенков создавало более позитивную атмосферу, улучшало настроение учеников и повышало их мотивацию, как отмечалось в исследованиях педагогов и психологов.

Современные школы стремятся к созданию гибкой и функциональной среды, отвечающей потребностям учащихся. Яркие цвета применяются для младших классов, чтобы стимулировать активность и творческое развитие детей. В то же время спокойные, холодные оттенки используются в старших классах для обеспечения сосредоточенности. Важное значение имеет зонирование пространства и внедрение элементов национальной культуры, что укрепляет связь учащихся с традициями и историей Казахстана.

Таким образом, изменения в школьных интерьерах Казахстана подчеркивают важность сочетания функциональности, инноваций и культурных традиций. Правильно оформленные учебные пространства оказывают положительное влияние на образовательный процесс, создавая комфортную и мотивирующую среду, способствующую всестороннему развитию школьников.

 

Список литературы:
1. Девяткина М.А., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.И. Инновационная политика высшего учебного заведения / под ред. Р. Н. Федосовой. – М.: Экономика, 2006. – 178 с.
2. Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Этапы пройденного пути: Научная автобиография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 47–69.
3. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. Монография / В.В. Сериков. – Москва : Логос, 2012. – 447 с.