Статья:

ТВОРЧЕСКOE НАСЛЕДИЕ УКРАИНСКОГО ХОРЕОГРАФА ТАНЦА-МОДЕРН ОКСАНЫ ЛАНЬ

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Драч Т.Л. ТВОРЧЕСКOE НАСЛЕДИЕ УКРАИНСКОГО ХОРЕОГРАФА ТАНЦА-МОДЕРН ОКСАНЫ ЛАНЬ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(71). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВОРЧЕСКOE НАСЛЕДИЕ УКРАИНСКОГО ХОРЕОГРАФА ТАНЦА-МОДЕРН ОКСАНЫ ЛАНЬ

Драч Тамара Леонидовна
аспирант Львовского государственного университета физической культуры имени Ивана Боберского, тренер-хореограф Школы воздушной акробатики «Шоколад», Украина, г. Львов, Украина

 

CREATIVE WORKS OF MODERN DANCE UKRAINIAN CHOREOGRAPHER OKSANA LAN

 

Tamara Drach

Post - graduate student of Lviv State University physical culture named after Ivan Bobersky, trainer-choreographer of the School of aerial acrobatics "Shokolad", Ukraine, Lviv

 

Аннотация. Современная украинская хореография формировалась в сложных условиях изменений в государственном устройстве и мировоззренческих метаморфоз в искусстве. Каждый хореограф Украины воспринял современную культуру танца-модерн по своему. Немногие хореографы за время независимости нашего государства творили в этом стиле, ведь он нуждается в хорошей технической, пластической и лексической базе. Тем не менее, среди известных Западноукраинских хореографов танца-модерн есть успешные и признанные мастера этого направления. Среди них одним из самых известных во Львове является хореограф Оксана Лань. Ее творчество связано не только с танцем-модерном, но удачно сочетает фольклор и современную хореографию, создает интересные театрализованные хореографические композиции и балеты, которые помогают раскрыть реалии современной жизни с помощью танца и театра. Целью нашего исследования является проанализировать творческое наследие современного западноукраинского хореографа танца-модерн Оксаны Лань. Благодаря проведенному исследованию мы сумели изучить имеющийся видео- и фото-материалы с хореографическими постановками Оксаны Лань, исследовав такие работы как «Галицкая сюита – Львовские цветоводы», «Дарящий счастье», «Agreement», «Дон Жуан из Коломыи» и т.д. Мы пришли к выводу, что хореографической лексике хореографа Оксаны Лань присущи сочетания таких стилей как модерн, джаз-модерн танец, фольк и театрализованное представление. Это позволяет рассматривать творчество хореографа Оксаны Лань как представительницы танца-модерна в Украине.

Abstract. Modern Ukrainian choreography was formed in the difficult conditions of changes in the state system and worldview metamorphoses in art. Each choreographer of Ukraine concerns modern dance culture in his own way. Few choreographers during the independence of our country created in this style, because it requires a good technical, plastic and lexical base. Nevertheless, among the famous Western Ukrainian modern dance choreographers there are also successful and recognized masters of this direction. Among them, one of the most famous in Lviv is the choreographer Oksana Lan. Her work is related not only to modern dance, she successfully combines folklore and modern choreography, creates interesting theatrical choreographic compositions and ballets that help reveal the realities of modern life with the help of dance and theater. The purpose of our research is to analyze the creative output of the modern Western Ukrainian modern dance choreographer Oksana Lan. Oksana Lan's choreography is characterized by creative experiments and a combination of theater and modern choreography. Every performance by Oksana Lan is a search for an interesting and innovative expression of the idea of ​​the work. Modern dance is only an integral part of her choreographic compositions and ballets, she first combined folklore with modern dance, for which she received well-deserved recognition. In addition, she herself raised a whole galaxy of modern dancers who continue their creative pursuits. Her works is written about in periodical professional publications, her daughter Ksenia Mosesova devotes her research to her creative activity. Thanks to the conducted research, we were able to study the available video and photo material with choreographic productions by Oksana Lan, having studied such works as "Halytska suite - Lviv flower growers", "Giving happiness", "Agreement", "Don Juan from Kolomyia" and others. We made the conclusions that the choreographic vocabulary of the choreographer Oksana Lan is characterized by a combination of such styles as modern, jazz-modern dance, folk and theatrical performance. This makes it possible to consider the work of choreographer Oksana Lan as a representative of modern dance in Ukraine.

 

Ключевые слова: танец-модерн, Оксана Лань, хореографическая композиция, театрализованное представление, фольклор.

Keywords: modern dance, Oksana Lan, choreographic composition, theatrical performance, folklore.

 

Постановка проблемы: Танец-модерн встречается в постановках таких западноукраинских хореографов как Ирина Мазур, Оксана Лань, Александр Плахотнюк, Елена Мартынюк, Антон Сафонов, Анна Сапункова и другие. Каждый хореограф вносит свое видение и интерпретирует этот стиль по-своему. Однако общая тенденция развития танца-модерна в Украине предполагает сочетание этнических мотивов с современной хореографией. Именно поэтому мы решили исследовать творчество западноукраинского хореографа Оксаны Лань на наличие в ее постановках элементов танца-модерн.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы исследования танца-модерна в Украине и за ее пределами занимались такие ученые как: В.В.Пастух (1999) [3], М.М. Погребняк (2009) [5], В.Ю.Никитин (2000) [2] Д.И.Шариков (2010) [6], А.А.Плахотнюк (2016) [4], К. И. Мосесова (2020) [1] и т.д., однако анализ творческого наследия западноукраинских хореографов танца–модерн, а также искусствоведческий анализ их творчества еще не производился в современных научных трудах.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Творчество современных хореографов Украины до сих пор остается малоисследованным. Ведь, несмотря на обилие публикаций по хореографии, танцу-модерну уделяется все еще мало внимания и искусствоведческий анализ проводится преимущественно зарубежных хореографов. Мы решили исследовать творчество известного украинского хореографа Оксаны Лань на наличие в его творчестве элементов танца-модерна.

Именно поэтому целью нашего исследования является проанализировать творческое наследие современного западноукраинского хореографа танца-модерна Оксаны Лань.

Для этого были поставлены такие задачи как:

- проанализировать существующие литературные источники;

- изучить фото- и видеоматериалы его творчества;

- сделать искусствоведческий анализ ее хореографических постановок.

Изложение основного материала исследования. Оксана Лань – известный львовский хореограф, отражающий в своем творчестве современные реалии общества, а также развивающий украинскую современную хореографию. Оксана Лань начинала свою исполнительскую деятельность в коллективе современной хореографии "Рок-балет" Дворца молодежи "Романтик". Она являлась руководителем ансамбля современного танца «Фантазия». А также основателем и руководителем народного ансамбля танца "Фестиваль" Дома культуры Львовского автобусного завода. В 1991 г. основала Модерн-балет "Аквериас", для которого создала более 60 композиций [1, c. 5].

Она первой совмещает джаз-модерн танец с элементами украинского фольклора карпатского региона в композиции «Галицкая сюита – Львовские цветоводы». Хореографическое произведение «Галицкая сюита: Львовские цветоводы» − это композиция из золотого фонда репертуара Модерн-балета Оксаны Лань «Аквериас». В начале 90-х гг. XX ст. некоторые исполнители современной песни и музыкальные группы в Украине уже были в процессе создания синтеза музыки джаза с этно- и фольк-мотивами. Эта хореографическая композиция появилась на основе творческого сотрудничества Оксаны Лань и рок-группы из города Калуш (Украина) «Братья Блюза», во главе которой стоят братья Мирослав и Олег Левицкие.

Балетмейстер поставила такие хореографические композиции как: «Дарящий счастье», «Зодиак однажды ночью», «Несказанное… или Кое-что о любви» [1, c. 35].

Танцевальное представление «Дарящее счастье», созданное методом компиляции хореографических композиций тогдашнего репертуара ансамбля современного танца «Фестиваль» клуба Львовского автобусного завода (ЛАЗ) с использованием принципа синтеза искусств и театрализации и применением сценарно-режиссерских ходов: аккомпанементом, читавшим поэзию, были актерами действенных мизансцен, сами меняли декорации сценографии и т.д. Авторская хореография Оксаны Лань в это время была направлена ​​на композицию малых форм эстрадного направления или эстрадно-сюжетного танца. За спектакль «Дарящий счастье» ансамбль современного танца «Фестиваль», основанный художником, получил звание «Народный художественный коллектив».

Оксана Лань поставила такие наиболее известные композиции как: «Agreement», «Ловушка», «Танцы на холмах», «Колокол», «Безумие», «Хор», «Ритмы Карпат», «Воспоминание», «Зов любви» [1 , c. 40].

Хореографическая композиция «Agreement», второе название которой «Под силой любви» было поставлено для пяти исполнителей. Сценический образ дополняют темно-фиолетовые плащи-кимоно. Медленно, и в то же время ритмично, двигаются на сцене фигуры в длинной монашеской одежде. Одна за другой меняются позы и движения. Но вдруг темпоритм меняется и динамика танца резко набирает обороты. Появляется главный герой, желающий вырваться из «мрака мировоздания».

Оксана Лань создала такие постановки в театрах, как «Крайслер Империал» Ю. Андруховича, В. Неборака, А. Ирванца; "Кармен" по П. Мериме; "Верую" на музыку Ю. Саенко; "Дон Жуан из Коломыи" по произведениям Л. фон Захер-Мазоха; "Иисус, сын Бога живого" по сюжетам Евангелий; «Благовещение Марии» П. Клоделя; «Мирандолина» К. Гольдони; "Офира" по Ю. Липа; «Кинокартина «Аляска, сэр!»[1, c. 51].

Одноактный балет-инсталляция «Дон Жуан из Коломыи» поставлен на музыку украинского композитора Александра Козаренко для балета и камерного ансамбля. В зрелище были задействованы: ансамбль ударных инструментов, квартет саксофонов и вокальное исполнение певицы Спасской. Оправдались самые смелые ожидания: «Дон Жуан из Коломыи» оказался поэтической и утонченной поэмой о Любви с трагическим треугольником [1, с. 60]. Идеи хореографа были воплощены и опробованы в различных хореографических формах, что дало толчок дальнейшему развитию индивидуального стиля хореографа.

Выводы из данного исследования и перспективы. Итак, благодаря проведенному исследованию мы сумели изучить имеющийся видео- и фото-материалы с хореографическими постановками Оксаны Лань, исследовав такие работы как «Галицкая сюита – Львовские цветоводы», «Дарящий счастье», «Agreement», «Дон Жуан из Коломыи» и др. Мы пришли к выводу, что хореографической лексике хореографа Оксаны Лань присущи сочетания таких стилей как модерн, джаз-модерн танец, фольк и театрализованное представление. Это позволяет рассматривать творчество хореографа Оксаны Лань как представительницы танца-модерна в Украине. Последующие исследования мы планируем посвятить творчеству ее воспитанницы Елены Мартынюк, а также других хореографов танца-модерн в Украине.

 

Список литературы:
1. Мосєсова К.І. Модерн-балет Оксани Лань «Акверіас»: концептуальний підхід у сучасній хореографії України. Львів : Львівський національний університет імені Івана Франка кафедра режисури та хореографії, 2020. 93 с. 
2. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. В. Ю. Никитин. Моква: Изд-во ГИТИС, 2000. 440 с.
3. Пастух В.В. Модерні хореографічні напрямки в Галичині (20-30-і роки XX ст.) Київ: Знання. 1999. 42 с.
4. Плахотнюк О. Стилі і напрямки сучасного хореографічного мистецтва. Вісник Міжнародного Слов’янського університету : зб. наук. праць. Харків : 2007.  С. 32–36.(Серія мистецтвознавство; вип. № 1, Т. Х.).  
5. Погребняк М.М. Танець "модерн" в Україні XX століття. Українська культура в контексті сучасних наукових досліджень та практичних реалій: всеукр. наук.-практ. конференція, 21-22 грудня 2006 р.: тези допов. К., 2007. 4.1. С. 99-103.
6. Шариков Д. І.Теорія, історія та практика сучасної хореографії: Генезис і класифікація сучасної хореографії - напрями, стилі, види [Текст]:монографія. Київ. міжнародний ун-т, Ін-т телебачення, кіно і театру, Каф. театр. мистец. Київ: КМУ, 2010.  208 с.