Статья:

Архитектурная концепция и художественно-образный стиль проектирования бюро "Снёхетта"

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В., Столяров О.В. Архитектурная концепция и художественно-образный стиль проектирования бюро "Снёхетта" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 14-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Архитектурная концепция и художественно-образный стиль проектирования бюро "Снёхетта"

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, РФ, г. Москва
Столяров Олег Викторович
профессор, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

ARCHITECTURAL CONCEPT AND ARTISTIC STYLE OF DESIGNING BUREAU "SNÖHETTA"

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

Oleg Stolyarov

Professor, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данном материале рассматривается творческая деятельность норвежского архитектурного бюро Снёхетта (Snøhetta). Определенная взаимосвязь между несколькими дисциплинами − движущая сила всей работы Снёхетты. Это демонстрируется долгой историей компании, где ландшафт и архитектура работают вместе без разделения, с самого начала. Отмечается, что в центре процесса проектирования ставится не только эмпирический путь познания дизайна, как профессии, которая задействует чувства и физическое тело, способствуя социальному взаимодействию. Это позволяет дизайну продвигать как индивидуальные, так и коллективные полномочия в сообществах, где они работают. Планирование каждого объекта архитекторы Snøhetta начинают с поиска объединяющей идеи, способной отразить культурные и природные особенности места в архитектуре, интерьере и окружающем ландшафте. Подчёркивается, что реализованные проекты компании принадлежат архитектуре будущего, в котором, по версии «Снёхетты», человек сможет гармонично существовать с природой, пользуясь при этом всеми достижениями технологий.

Abstract. In this article deals with the creative activity of the Norwegian architectural office Snøhetta. A certain relationship between multiple disciplines is the driving force behind all the work Snohetta. This is demonstrated by the company's long history, where landscape and architecture work together without separation, from the very beginning. It is noted that the design process focuses not only on the empirical way of learning design as a profession that involves the senses and the physical body, contributing to social interaction. This allows the design to promote both individual and collective credentials in the communities where they work. Snøhetta architects start planning each property by looking for a unifying idea that can reflect the cultural and natural features of the place in the architecture, interior and surrounding landscape. It is emphasized that the implemented projects of the company belong to the architecture of the future, in which, according to "Snehetta", a person will be able to exist in harmony with nature, while using all the achievements of technology.

      

Ключевые слова: ландшафтный дизайн; архитектура; пространственное решение объема; междисциплинарный подход в проектировании.

Keywords: landscape design; architecture; spatial resolution of the volume; an interdisciplinary approach to design.

 

В наш стремительно развивающийся век новых технологий и промышленных достижений, в эпоху новейших проектных решений, во времена жизни в режиме "нон-стоп" сложно становится кого-то чем-то удивить. Мода на необычное, нестандартное и шокирующее захватила современные умы модельеров, ученых, дизайнеров, архитекторов.

Чтобы быть лучшим в своей области, необходимо постоянно переворачивать мир с ног на голову, создавать фантастические проекты, развиваться и громко заявлять о себе.

Всё это можно сказать о Норвежском архитектурном бюро Снёхетта.

Еще недавно оно возглавляло списки молодых перспективных архитектурных компаний, а сейчас информационные порталы включают его в десятку самых известных, отмечая новаторские подходы, широту дизайнерской мысли и постоянное расширение границ в своих неподражаемых проектах.

Снёхетта − самая высокая вершина горного хребта Доврефьель в центральной Норвегии. Смелое название выбрали только начавшие свой творческий путь молодые архитекторы. Как показала практика, не зря. Теперь это компания достигла высот не только в своей родной стране, но и получила мировое признание. А сотрудники, как одна большая сплоченная семья, каждый год (а это больше ста человек) совершают восхождение на ту самую вершину Снёхетта с целью обсудить новые идеи, мысли и просто пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.

В основе их творческой философии лежит междисциплинарный подход, которому архитекторы верны со дня основания бюро. Объединяя творческие решения в архитектуре, ландшафтном дизайне, интерьере и дизайне бренда, каждый объект создаётся как исключительно новое изобретение, не оглядываясь на прошлый удачный опыт. В своих проектах архитекторы делают ставку на понимание чувства места, идентичности и отношения к другим людям и физическим пространствам.

Архитекторы понимают, насколько важно встраивать здание в ландшафт, учитывать интересы природы, беречь энергию на всех стадиях − от работы до дальнейшей эксплуатации − и полностью понимать контекст, в котором оно должно существовать.

Они всегда внимательно смотрят на то, что уже есть в месте строительства, и могут снести что-то, только если уверены, что будут строить лучше, чем то, что уже есть. Также важную роль играет то, чего хочет заказчик, какой у него бюджет, намерения и насколько далеко вперед он способен посмотреть [1].

Бюро было основано в 1989 году в Осло как совместная архитектурно-ландшафтная мастерская. Молодые архитекторы Хьетил Торсен, Таральд Лундевалль и Крег Дайкерс объединились для совместной работы над конкурсным проектом новой Александрийской библиотеки и победили в нем, несмотря на то, что в конкурсе участвовали именитые архитекторы со всего мира.

Хьетил Торсен ( род. 1958 г.) − уроженец Норвегии. Родился и вырос на побережье острова Кармей. Изучал архитектуру в австрийском городе Граце. Начал свою деятельность в Бергене в офисе Эспена Таральдсена, затем работал у архитекторов Ральфа Эрскина в Стокгольме и Дэвида Сэндвида в Хаугезунде. Торсен стал победителем в нескольких архитектурных конкурсах по всему миру. Под его руководством команда Снёхетта спроектировала музей, построенный к зимней Олимпиаде в Лиллехаммере, временный павильон для художественной галереи «Серпентайн» в Лондоне, библиотеку Александрина и Норвежский оперный театр. Кроме этого, Хьетил Торсон в 1986 году основал в Осло галерею ROM, которая по праву считается лучшей в стране. Торсен является членом Норвежской архитектурной ассоциации (NAL), принимает участие в судействе архитектурных и дизайнерских конкурсов Европы. С 2004 он читает лекции студентам, будучи профессором в университете Инсбрука, а с 2011 является почетным доктором Норвежского университета науки и технологии [2, с. 27].

Эдвард Крэг Дайкерс − архитектор и партнер-основатель архитектурного бюро Снёхетта. Крэйг Дайкерс родился во Франкфурте, Германия в 1961 году. В 1985 окончил бакалавриат архитектуры Техасского университета в Остине. В качестве одного из партнеров-основателей Дайкерс работал со многими крупными международными проектами Снёхетта. К их числу относятся библиотека Александрина в Египте, норвежский Национальной оперный театр, павильон входа в Национальный музей-мемориал на месте Всемирного торгового центра, Студенческий центр Университета Райерсон в Торонто. Дайкерс возглавлял проектирование Музея современного искусства в Сан-Франциско, реконструкцию площади Times Square в Нью-Йорке, а также проект публичной библиотеки Калгари в Канаде. Эдвард Дайкерс удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2004 за Александрийскую библиотеку и в 2009 премии Европейского Союза за современную архитектуру года за Оперный театр в Осло [2, с. 30].

Таральд Лундевалль (род. 1948 г.) является партнером-основателем Снёхетта и одним из авторов проекта Норвежского оперного театра. Архитектор занимает должность профессора в норвежской Школе архитектуры и дизайна. Так же, как его коллеги Крейг Дайкерс и Хьетил Торсен, Таральд Лундевалль в 2009 получил престижную премию Миса ван дер Роэ, будучи отобранным среди 339 потенциальных кандидатов на победу. [2, с.31].

Библиотека Александрина (или Новая Александрийская библиотека − проект ЮНЕСКО, − библиотека и культурный центр расположены на берегу Средиземного моря в Александрии, Египет) находится на месте постройки, разрушенной в древности. В своем решении архитекторы использовали символику юга. Здание представляет собой модель наклоненного диска солнца, обращенного плоскостью к северу. Через остекление диска в помещения проходит солнечный свет.

С юга располагается стена, на которой выгравирована вся история письменных языков. Она напоминает пергаментный свиток с надписями на нем. Внутри библиотека имеет 7 уровней, объединенных одним пространством. Здесь хранится 8 миллионов томов книг [3, с. 48]. (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Библиотека "Александрина". 2001 г. Авт. − «Снёхетта»

 

К проекту приступили в 1986 году. Надо отметить, что данное творение на тот момент считалось весьма амбициозным: новое книжное хранилище должно было заменить знаменитую античную библиотеку. Ту самую, которую когда-то основал Александр Великий, и которая сгорела почти два тысячелетия назад. В те годы, архитекторы работали всего пару лет совместно. Опыта было не так много. И международный проект сыграл новоиспеченной фирме на руку: в конкурсе принимали участие и более маститые команды. Но египтяне доверились именно молодым норвежцам – и не прогадали. Дизайн новой Александрины называют «вневременным». Его нельзя приравнять к какому-то конкретному стилю. Круглая форма, по словам архитекторов, символизирует собой «цикличность времени и природу самих знаний». Спустя пятнадцать лет после окончания строительства (библиотеку достроили только к 2001 году), это здание стали называть  символом городской культуры [3, с. 50].

С того времени команда молодых архитекторов выросла в большую компанию, которая имеет офисы в Осло и Нью-Йорке, студии в Инсбруке и Сан-Франциско.

Национальный оперный театр Норвегии − еще один известный объект, отмеченный престижной европейской премией. (Рис. 2). Над этим проектом работали множество специалистов − строителей, дизайнеров, архитекторов и даже археологов, поскольку театр предполагалось расположить на морском дне и при закладке фундамента была вероятность обнаружения старых затонувших кораблей и лодок. До строительства фьорд загрязняли тонны тяжелых металлов, оставшихся от того времени, когда он был сухим доком и промышленной гаванью. Перед началом строительства большая часть этого загрязнения была удалена, а остальная часть содержалась в коренных породах. Идея архитекторов была  − создать здание, одновременно гармонирующее с морем, скалами и городским пейзажем, то есть со всем тем, что окружает театр с разных сторон. Главной особенностью проекта стала необыкновенная крыша. Она напоминает белоснежный горнолыжный склон, по которому можно прямо с берега моря подняться наверх и посмотреть на город во всей его красе. Стены постройки представляют собой сплошное витражное остекление высотой с трехэтажный дом. Здание стало излюбленным местом отдыха, поскольку здесь можно не только слушать оперу, но и любоваться природой, прогуливаясь по открытым площадкам. Никаких ограничений нет – пускают даже скейтбордистов. Тем не менее, архитекторы выдвинули одно-единственное условие: никакой торговли. На крыше не продают хот-доги и мороженое, хотя изначально власти собирались дать торговцам зеленый свет [3, с. 55].

 

Рисунок 2. Национальный оперный театр. Осло. 2008 г. Авт. - «Снёхетта»

 

В рамках проекта очень сложная программа была преобразована в простой общий план, объединяющий практический и интуитивно понятный скульптурный подход к моделированию внешней формы. Его низкая форма стала связующим звеном в городе, а не вызывающим разногласие скульптурным выражением. Его доступная крыша и широкие открытые вестибюли делают здание не скульптурным, а социальным памятником. Здание является не только архитектурным, но и ландшафтным, что способствует повышению осведомленности общественности и вовлечению в искусство. Просторные окна на уровне улицы позволяют публике наблюдать за работой мастерской по декорациям. Здание по-прежнему находит публику среди публики, не любящей оперу, балет или оркестр. Кафе и сувенирный магазин с выходом к набережной − это места, которые предлагают возможности для получения дохода для учреждения, одновременно обеспечивая общественные удобства. Эти компоненты были тщательно спроектированы таким образом, чтобы они легко вписались в общий характер смелого дизайна здания. Новый оперный театр обращен к городу так же, как и к фьорду, и создает прочную визуальную связь между центром города и восточными районами Осло. «Ломаное», асимметричное, многопланово взаимодействующее с окружением здание стало настоящим лэнд-марком столицы Норвегии и дало мощный импульс для создания большой рекреационной зоны на территории старой гавани, ранее выключенной из жизни города. Оперный театр Осло явился частью стратегии возрождения города, направленной на преобразование исторической промышленной набережной города в активное общественное пространство. 

Павильон Норвежского центра диких оленей − уникальное сооружение на территории Национального парка Доврефьель. Горный массив Доврефьель образует барьер между северной и южной частями Норвегии. Он занимает уникальное место в норвежском сознании благодаря широкому спектру сказок и мифов, связанных с горами, и имеет долгую историю путешественников, охоты, добычи полезных ископаемых и военных действий, оставивших свой след на этом ландшафте. Небольшой павильон площадью всего 90 кв.м. служит для образовательных целей. В национальном парке Доврефьель нередко устраиваются разные культурные мероприятия. Публика обязательно посещает этот замечательный павильон. Его окна выходят прямо на горный массив. Красота ландшафта завораживает. Снёхетта вновь не стала выходить за рамки дозволенного. Дизайн здания максимально прост, чтобы не отвлекать внимание от природы. Вместе с тем, форма павильона не совсем обычна. Деревянная постройка выполнена в форме горной породы, пострадавшей от воды и ветра. Здание представляет собой каркас прямоугольной формы, построенный из стекла, стали и дерева, из которого открывается вид на гору Снёхетта. Павильон служит для приюта туристов, приезжающих познакомиться с неповторимой природой и историей этого уголка Норвегии. Внутри жесткой структуры находится пластичная ландшафтная форма с теплой фактурой дерева. Она напоминает камень или лед, помещенный в стальную раму [4, с. 68]. (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Павильон Норвежского центра диких оленей. 2011 г. Авт.− «Снёхетта»

 

Форма интерьера создает защищенное и теплое место для собраний, сохраняя при этом доступ посетителей к захватывающим видам. Доврефьель является домом для последних стад диких северных оленей в Европе и является естественной средой обитания многих редких растений и животных, таких как овцебык.

Вообще, тема художественного образа, наполненного символическим смыслом - один из концептуальных аспектов творчества архитектурного бюро. Примером тому служит онкоцентр в Шотландии. (Рис. 4). Стены центра для больных онкологическими заболеваниями в шотландском Абердине, спроектированного бюро Snøhetta и Halliday Fraser Munro, словно заботливые ладони окружают тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Криволинейный скругленный объем павильона, придуманного знаменитым норвежским бюро, немного напоминает обточенный волнами валун, лежащий на морском побережье. Оболочка из металлоконструкций и бетона смыкается сводом над остекленным прямоугольным объемом с пристроенными к нему деревянными кубами. Перед прозрачным фасадом во внутреннем дворе разбит небольшой сад. Площадь здания вместе с террасой составляет 350 кв.м. В нем только один этаж – просторная гостиная – и крохотная антресоль, где запроектирован офис директора центра. Основной материал внутренней отделки – древесина местных сортов [3, с. 67].

 

Рисунок 4. Онкологический центр. Абердин. 2017 г. Авт. − «Снёхетта»

 

Архитектурное бюро, помимо больших сооружений, включает в своё портфолио ряд небольших, уютных, природных проектов. Так, в австрийском Инсбруке есть две канатные дороги − Hungerburg и Nordkette, которые доставляют посетителей прямо из центра города на горный хребет Нордкетте. (Рис. 5). Здесь, на высоте 1905 м, есть трехкилометровая тропа с потрясающим видом на окрестности. Бюро Snøhetta разработало для этого туристического маршрута серию архитектурных объектов, куда вошли смотровая площадка, столики, скамьи и даже амфитеатр. Например, платформа, которая словно парит над землей, предлагает по-новому взглянуть на долину. Площадки и скамьи на различных уровнях позволяют с удобством отдохнуть. А деревянные ступени образуют амфитеатр, где можно сделать привал целой компанией. Тропа получила название “Путь перспектив”. На протяжении всей дороги путешественникам открывается не только природная панорама, но еще и вдохновляющие фразы, выгравированные на архитектурных элементах. Команда дизайнеров сотрудничала с профессором Алланом Яником, чтобы отобрать цитаты австрийского философа Людвига Витгенштейна [6].

 

Рисунок 5. Видовая площадка на тропе "Путь перспектив". 2018 г. Авт. − «Снёхетта»

 

Подобный "микро-ансамбль" архитектурного творчества - отель Fuglemyrhytta. Здание располагается недалеко от смотровой площадки Веттаколлен, поэтому добраться туда можно только пешком. Путешественники могут остаться здесь на ночь либо отдохнуть пару часов, наслаждаясь видом на город и фьорд. Домик вмещает максимум 16 человек. Здание состоит из двух частей: в одной находятся кухня и просторная гостиная с панорамным окном, выходящим на фьорд, в другой − спальные комнаты. Обе конструкции выполнены в форме пятиугольника неслучайно − это необходимо для того, чтобы сильный ветер не перевернул легкое сооружение во время шторма. Острые углы “разрезают” потоки воздуха, а покатая крыша не позволяет снегу собираться в одном месте. Отель авторы построили из местных материалов: клееного и ламинированного бруса, а также натуральной сосны [6]. Бюро стремилось создать экологически безопасное здание и сократить выбросы углекислого газа. (Рис. 6).

 

Рисунок 6. Отель Fuglemyrhytta. 2017 г. Авт. − «Снёхетта»

 

Следующий интересный, удивительный по своему художественному образу и технологическому решению проект UNDER расположен в самой южной точке норвежского побережья, где встречаются морские штормы с севера и юга. (Рис. 7). Морские виды процветают здесь как в соленой, так и в солоноватой воде, что обеспечивает естественное изобилие биоразнообразия на этом участке. Ресторан, спроектированный Snøhetta, также функционирует как исследовательский центр морской жизни, отдавая дань уважения дикой фауне моря и скалистому побережью южной оконечности Норвегии. [2.C.81].

В английском языке предлог "under" в переводе на русский означает "под" (чем-то). В норвежском языке «под» имеет двойное значение: «внизу» и «чудо». Монолитная форма здания длиной 34 метра, наполовину погруженная в море, вырывается на поверхность воды и упирается прямо на морское дно на пять метров ниже. Конструкция спроектирована таким образом, чтобы со временем полностью интегрироваться в морскую среду, поскольку шероховатая бетонная оболочка будет функционировать как искусственный риф, приветствуя морских водорослей и водорослей. Благодаря толстым бетонным стенам, прилегающим к скалистой береговой линии, конструкция выдерживает давление и удары в суровых морских условиях. Подобно затонувшему перископу, из массивного окна ресторана открывается вид на морское дно, которое меняется в зависимости от сезона и погодных условий. На морском дне, на пять метров ниже уровня моря, находится панорамный глаз здания. Горизонтальное окно шириной одиннадцать метров и высотой 3,4 метра предлагает визуальный выход в море и соединяет гостей с дикой природой снаружи [2, с. 83].

 

Рисунок 7. Ресторан UNDER. 2018 г. Авт. − «Снёхетта»

 

«В качестве нового ориентира для Южной Норвегии Under предлагает неожиданные комбинации местоимений и предлогов и ставит под сомнение то, что определяет физическое положение человека в его среде. В этом здании вы можете оказаться под водой, над морским дном, между сушей и морем. Это предложит вам новые перспективы и способы увидеть мир как за пределами ватерлинии, так и под ней», − отмечает Хьетил Торсен [2, с. 84].

 

Рисунок 8. Стул для ресторана UNDER. 2018 г. Авт. − Snøhetta @HAMRUN

 

В качестве метафоры спуска с суши на море потолочные панели с тканевой отделкой напоминают цвета заката, падающего в океан, сопровождающего спуск по лестнице. Утонченная элегантность тонко плетеных потолочных панелей придает зданию безмятежную атмосферу. Snøhetta в сотрудничестве с местной столярной мастерской Хамран разработал серию мебели специально для ресторана, центральным артефактом которой является стул. Стул спроектирован как одна сплошная форма, которая имитирует естественный путь ветвей от ствола дерева в скошенных углах [2, с. 85]. (Рис. 8). Благодаря использованию традиционных методов ручной работы, серия мебели отражает философию проекта в целом; строить прочные конструкции будущего без ущерба для естественной красоты, присущей сырью.

Не менее важной частью проекта является облегчение строительства морских исследований. В ресторане будут встречаться междисциплинарные исследовательские группы, изучающие морскую биологию и поведение рыб с помощью камер и других измерительных инструментов, установленных на фасаде ресторана и снаружи. Цель исследователей − задокументировать популяцию, поведение и разнообразие видов, обитающих вокруг ресторана, с помощью камер и живых наблюдений. Цель исследования − собрать данные, которые можно запрограммировать в инструменты машинного обучения, которые на регулярной основе отслеживают динамику популяций ключевых морских видов, тем самым создавая новые возможности для улучшения официального управления морскими ресурсами. Этот проект подчеркивает хрупкий экологический баланс между сушей и морем и обращает наше внимание на устойчивые модели ответственного потребления. Сосредоточившись на сосуществовании жизни на суше и в море, Under предлагает новый способ понимания наших отношений с окружающей средой − над поверхностью, под водой и рядом с жизнью на море [2, с. 87-88].

В сотрудничестве с Arctic Adventures of Norway, Asplan Viak и Skanska, Снёхетта спроектировал Svart, первый в мире отель Powerhouse, у подножия ледника Свартисен, который проходит через муниципалитет Мелё на севере Норвегии. Отель расположен чуть выше полярного круга. (Рис. 9).

"Строительство в такой драгоценной среде связано с некоторыми четкими обязательствами с точки зрения сохранения естественной красоты, а также фауны и флоры этого места. Для нас было важно спроектировать экологичное здание, которое оставит минимальный след в этой прекрасной северной природе. Строительство энергоэффективного отеля с низким уровнем воздействия является важным фактором для создания устойчивого туристического направления с учетом уникальных особенностей участка; редкие виды растений, чистая вода и голубой лед ледника Свартисен," − говорит партнер-основатель Snøhetta Хьетил Тридал Торсен.

Название «Сварт», что в переводе с норвежского означает «черный», является прямой данью уважения темно-синему льду Свартисен и имени Свартисен. Поскольку слова «черный» и «синий» в древнескандинавском одинаковы, это название является отсылкой к природному наследию Свартисен, его драгоценному леднику и его природным окрестностям. Самобытность Svart вдохновлена ​​уникальной арктической природой и климатом, а также круглой формой отеля с обзором на 360 градусов.

 

Рисунок 9. Отель Powerhouse. 2019 г. Авт. - Snøhetta

 

Параллельно с процессом разработки архитектуры команда Snøhetta также работала над уникальной идентичностью Svart. Эта работа включает определение культового названия отеля, общей визуальной идентичности и, в качестве важного шага в запуске проекта, разработку уникального веб-сайта, представляющего отель. Все визуальные элементы подчеркивают уникальность Svartisen, продуманный выбор типографики и стиля изображения, а также игру с большим спектром синих цветов, которые перекликаются с синим цветом ледника [6].

Чтобы достичь стандарта Powerhouse, было сделано несколько передовых дизайнерских решений. Например, архитекторы провели обширное картирование того, как солнечная радиация ведет себя по отношению к горному контексту в течение года, чтобы оптимизировать сбор энергии. Результат исследования стал важной предпосылкой для круглого дизайна отеля, и как гостиничные номера, так и рестораны и террасы стратегически расположены для использования солнечной энергии в течение дня и сезона. Крыша отеля покрыта норвежскими солнечными батареями, произведенными с использованием чистой гидроэнергии, что еще больше снижает углеродный след. Из-за долгих летних ночей в этой области ежегодное производство солнечной энергии будет значительным [6].

Уединенные террасы создают игру теней на фасаде отеля, обеспечивая при этом уединение. Фасады защищают от солнечного света летом, когда солнце высоко в небе, устраняя необходимость в искусственном охлаждении. В зимние месяцы, когда солнце садится низко, большие окна фасада обеспечивают максимальное солнечное освещение для использования естественной тепловой энергии Солнца. Для достижения стандарта Powerhouse были использованы материалы с низким содержанием энергии.

В 2016 году во Франции, в Монтиньяке был построен Международный центр пещерного искусства. Здесь, в пещере Ласко, находится серия древних наскальных рисунков. Известные археологам как «Сикстинская капелла доисторических времен» из-за их духовного и исторического значения, картины возрастом 20 000 лет являются одними из лучших известных образцов искусства периода палеолита. Новый музей пещер Ласко IV расположен на пересечении двух уникальных ландшафтов, между густо заросшим лесом, охраняемым склоном холма и сельскохозяйственной долиной Везер. По замыслу Снёхетта, музей представляет собой прекрасное изображение ландшафта, приглашающее посетителей в любопытный мир доисторических времен [2, с. 99]. (Рис. 10).

 

Рисунок 10. Международный центр пещерного искусства. Монтиньяк. Франция. 2016 г. Авт. − Snøhetta

 

Форма и материальность музея имеют монолитное, трезвое выражение, обращаясь к окружающей природе и массивным скальным образованиям, встроенным в холм, а вокруг разворачивается новый общественный сельскохозяйственный ландшафт.

Порядок движения посетителей тщательно упорядочен. Начиная с вестибюля, они поднимаются на лифте к бельведеру на крыше, откуда открывается великолепный панорамный вид на Монтиньяк и долину Везер. Затем они спускаются по пологому склону к пещере, который следует по наклону крыши к краю леса, пока не достигнет входа в пещеру. Извилистая тропа через ландшафт и постепенный спуск обратно к ступени способствует мысленному переходу во времени и пространстве, создавая впечатление, подобное опыту первых первооткрывателей пещеры в 1940 году. Внутри пространства пещеры атмосфера влажная и темная. Звуки приглушены; температура падает примерно до 16 градусов по Цельсию. Эта последовательность посвящена созерцанию, позволяя людям испытать то святилище, которое когда-то было. Огни мерцают, как и лампы из животного жира времен палеолита, открывая слои картин и гравюр на поверхности стен [2, с. 100].

Копия пещеры была разработана с помощью самых передовых технологий трехмерного лазерного сканирования и литья, чтобы воспроизвести первоначальную форму пещеры с точностью до 1 миллиметра. После строительства пещеры подверглись тщательной аналоговой обработке: 25 художников потратили 2 года на ручную роспись 900 метров репродукций смоляных камней. Чтобы обеспечить высочайший уровень точности, художники использовали те же пигменты, которые доисторические художники использовали 20 000 лет назад для воссоздания картин и гравюр 1900 года, украшающих стены Ласко IV. Выйдя из копии пещеры, посетители попадают в переходное пространство, известное как Пещерный сад. Этот внутренний дворик дает возможность адаптироваться к внешнему контексту после интенсивных инстинктивных и эмоциональных переживаний копии пещеры. Отношение к небу, присутствие растений и звук текущей воды создают этот момент. На протяжении всего музея посетители ощущают баланс резких различий в атмосфере, освещении и интенсивности − от закрытых выставочных пространств, расположенных на холме, до залитого светом вестибюля и переходных пространств. Сопоставление нисхождения и восхождения, внутри и снаружи, земли и неба или природы и искусства вызывает аналогичный опыт пещер. Зона ориентации между множеством образовательных пространств освещается сверху за счет дневного света, создавая зону спокойствия и созерцания, где посетители могут отдохнуть и отдохнуть между выставками, а также место общественных встреч, где посетители могут собраться [2, с. 102].

Проект, который сейчас находится в разработке, вернее, в стадии строительства, также, как и все творчество архитектурного бюро, прочно связан с ландшафтом и служит образовательным целям, подобно первому проекту архитекторов. Расположенный в густом лесу Харестуа, в 45 км к северу от Осло, в муниципалитете Луннер, Снёхетта спроектировал новый планетарий и центр для посетителей крупнейшего астрономического объекта Норвегии. Solobservatoriet − крупнейшая солнечная обсерватория к северу от Альп. Благодаря высококлассному оборудованию и высоте на высоте 580 метров над уровнем моря, расширенные возможности предоставят гостям возможность открыть для себя одну из передовых станций астрономических исследований Северной Европы [6]. (Рис. 11).

Проект Snøhetta включает в себя совершенно новый планетарий площадью 1500 м 2, а также отдельные межзвездные кабины, каждая из которых имеет форму маленькой планеты. Новые объекты будут предлагать широкий спектр научных мероприятий в области астрономии, изучения солнца и естествознания. Здесь исследователи, школьники, пенсионеры и иностранные туристы могут отправиться в путешествие в мир астрономии и узнать больше о природных явлениях, таких как северное сияние и ночное небо. Новый центр для посетителей расположен рядом с оригинальной солнечной обсерваторией, двенадцатиметровой исследовательской башней, построенной Университетом Осло во время полного солнечного затмения 1954 года. Сегодня центр для посетителей принадлежит Институту Тихо Браге, названному в честь датского учёного XVI века и основоположника современной наблюдательной астрономии. Институт тесно сотрудничает с исследователями и организациями, обеспечивая наблюдения за метеорной активностью, землетрясениями и климатическими газами. Выполняя миссию института по информированию общественности о чудесах вселенной, новый астрономический объект, спроектированный Снёхеттой, призван вызывать чувство чуда и любопытства, как если бы сама архитектура задавала вопрос: откуда взялась Вселенная? На этапе проектирования архитекторы изучили простые принципы астрономии. Исследование вдохновило на дизайн кабин, которые, казалось бы, вращаются вокруг планетария, имитируя вращение планет вокруг Солнца, вызывая чувство удивления и удивления. Комфортно вмещая в общей сложности до 118 гостей, этот комплекс захватывает воображение посетителей благодаря интеллектуальному, визуальному и тактильному путешествию в царство астрономии.

 

Рисунок 11. Обсерватория Solobservatoriet. Луннер, Норвегия. 2022 г. (окончание строительства). Авт. − Snøhetta

 

Планетарий − это первый объект, который бросается в глаза при подъезде к объекту пешком по тропинкам через лесной массив с пасущимися овцами. Это небесный театр, представляющий более двух тысячелетий астрономического прогресса и научного прогресса, перекликающийся с самым первым в мире планетарием, который был задуман Архимедом около 250 г. до н.э. Извилистая крыша пышно засажена травой, диким вереском, черникой и кустами брусники, свернувшись калачиком, с земли. Живая крыша, охватывающая золотой купол, представляет собой нечто среднее между ландшафтом и построенной структурой, по которой посетители могут прогуляться, чтобы полюбоваться звездным небом. Наполовину утопленный в земле трехэтажный театр появляется из-под земли в виде шара, на котором выгравированы созвездия, постепенно раскрываясь по мере приближения людей. На самом нижнем уровне, под землей, Планетарий отводит большое пространство в форме чаши, где дети могут рассматривать экспонаты [6].

В центре планетария куполообразный небесный театр знакомит посетителей с астрономией и ночным небом. Театр на 100 мест позволяет реалистично проецировать звезды, планеты и небесные объекты. Театр окружен стойкой регистрации, кафе и выставочной зоной, а также плавно закручивающейся рампой, ведущей к выставочному мезонину и наружной крыше. Планетарий окружают семь планет, вращающихся вокруг звезды, или межзвездные кабины, каждая из которых имеет свой уникальный дизайн. Поверхности планет облицованы грубыми или гладкими материалами. В то время как некоторые выглядят наполовину врезанными в землю, другие мягко отдыхают на мягкой лесной подстилке, как будто они только что приземлились. Кабины − это не мелкие модели реальных планет, а воображаемые объекты, каждому из которых присвоено определенное имя. Шесть планет имеют поперечный диаметр от 8 до 10 метров и могут вместить до 10 и 32 человек соответственно. Самая маленькая планета, Золо, имеет диаметр 6 метров и состоит из двухместной кабины, что позволяет спокойно провести ночь под звездами. Новый планетарий и каюты представляют собой абсолютно новое расширение существующих и скромных удобств, превращая весь сайт в общедоступный международный центр знаний, а также обеспечивая расширенное пространство поддержки для таких мероприятий, как лекции и семинары.

На протяжении всей своей истории отличительной чертой «Снёхетты» является прямая связь их творений с окружающей природой – акцент всегда делается на взаимодействии с ландшафтом.

В ход идут методы планировки, которыми пользовались архитекторы Райт и Аалто, интегрируя дома в естественное окружение, а также тщательная работа по применению особенностей пейзажа.

В апреле 2012 года в Музее архитектуры им. А.В. Щусева (Москва) работала выставка «Снёхетта: архитектура – ландшафт – интерьер». Норвежские архитекторы в числе прочего представили свою книгу «Проекты Снёхетты»: ее обложка, сделанная из ткани с четкой структурой, на которой едва читается название произведения, отражает основной принцип деятельности компании: архитектура должна быть анонимна, как сама природа, ее вдохновляющая. «В течение следующих 10 лет Snøhetta сосредоточится на том, чтобы сделать портфель своих проектов углеродно нейтральным на стадии проектирования.

После, в течение следующих 20 лет, мы обеспечим углеродно-нейтральный баланс наших построенных проектов», − говорит основатель Snøhetta Х. Торсен [2, с. 108].

Бюро «Снёхетта» уже более 30 лет, однако и сегодня, их архитектура по-прежнему остается по-настоящему новаторской и несет на себе отпечаток студенческой дерзости. Важно, что при всём своём интернациональном характере архитектурная философия «Снёхетты» является глубоко норвежской.

В ее основе лежат понятия диалога и органичного взаимодействия архитектуры с окружающим контекстом. Дизайнеры и архитекторы находят вдохновения для своих смелых, неожиданных пространственных решений в природе соответствующего региона, в ритме биения жизни городов. Эта архитектура социальна и основана на ответственности архитекторов перед обществом, перед теми, кто будет пользоваться её пространством.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. − Режим доступа:  architime.ru›competition/exibition290312.htm (дата обращения 07.02.2021).
2. Barlette - строительство, архитектура, дизайн. № 20, 2017. 
3. Snøhetta works. Baden, 2009.
4. Snøhetta: Архитектура, Интерьер, Пейзаж . Издательство Ларса Мюллера. 2007.
5. Snøhetta: Hus som vil meg hysa , Kjartan Fløgstad, 2004.
6. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: houzz.ru›professionals/Arkhitektory (дата обращения 07.02. 2021).