ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В СВЕТОВЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Техническая эстетика и дизайн

XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В СВЕТОВЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ
Аннотация. В области современного искусства стало тенденцией объединять традиционные культурные элементы с современными техниками дизайна. Традиционная китайская каллиграфия – это тысячелетнее культурное наследие Китая, уникальная работа тушью, кистью и структурные формы содержат богатую эстетическую ценность; теневая кукла, как сокровище народного искусства, любима за уникальные световые и теневые эффекты и яркую модель персонажей. Инновационное применение этих двух традиционных культурных элементов в осветительной установке может не только придать ей глубокий культурный подтекст, но и открыть новые пути для наследования и развития традиционной культуры.
Ключевые слова: Китайские иероглифы; каллиграфия; теневая кукломания; инсталляционное искусство.
Одной из форм современного искусства является инсталляция, представляющая собой пространственную композицию самого разного размера, от небольшой, помещающейся на ладони, до крупных в залах музеев.
Проектируемая инсталляция «Тень слова» может вписаться в небольшой интерьер, в виде сувенира, светильника, или в виде масштабного арт объекта, организуя общественное пространство. Идея дизайна световой инсталляции строится на кодах китайской традиции – фрагментах иероглифической каллиграфии и зрительной информации, представляющий художественное целое. Тщательно подобраны репрезентативные каллиграфические шрифты, такие как древний и элегантный шрифт печати, голова шелкопряда и хвост ласточки официального шрифта, обычный шрифт, плавный и динамичный бегущий шрифт, свободный и необузданный скорописный шрифт. Соответствующая деформация этих шрифтов преодолевает ограничения двухмерной плоскости традиционной каллиграфии и делает ее трехмерной [1, с. 118]. Например, штрихи обычного шрифта перестраиваются с помощью металлических трубок или деревянных стержней, превращаясь в трехмерную структуру с ощущением пространства, которая служит каркасом инсталляции и закладывает прочную модельную основу для всей инсталляции.
Классические фигуры и формы животных в театре теней выбраны, упрощены и доработаны, при этом сохранены наиболее характерные очертания и линии. Например, сложные костюмы и декорации теневых фигур упрощаются до простых геометрических форм, подчеркивая основные формы фигур. Упрощенные формы затем реконструируются с помощью современных материалов, таких как акриловые панели и металлические листы. С помощью лазерной резки, 3D-печати и других процессов создаются детали для моделирования теней с современной текстурой, а затем эти детали объединяются в целостный образ тени, который не только сохраняет очарование традиционной игры света, но и обладает изысканностью современного промышленного дизайна [3, с. 21].
Сложная световая инсталляция посвящена трем наиболее представительным формам каллиграфии: бегущему, скорописному и обычному шрифту, и разделена на три уникальные серии, создавая художественный эффект благодаря слиянию различных каллиграфических стилей и оперных театральных элементов.
Форма инсталляции представляет собой платоново тело – додекаэдр, состоящий из искусно сплетенных пентагонов. Эта сложная и правильная геометрическая структура не только демонстрирует идеальное сочетание математики и эстетики, но и служит устойчивой и многослойной основой для декоративных элементов.
Главными декоративными символами инсталляции «Тень слова» являются иероглифы «Шэн», «Дань», «Цзин» и «Чжоу», которые представляют собой главные роли в китайской опере. Эти четыре иероглифа подобны четырем ярким жемчужинам в оперном искусстве, каждая из которых несет в себе богатый культурный подтекст и отличительные черты характера.
Каждая сторона инсталляции поддерживается рамой из ортогональных пятиугольников, внутри которых основные элементы сочетаются, образуя гармоничную и ритмичную картину.
Курсивный шрифт в инсталляции. Курсив, как один из самых свободных стилей в искусстве каллиграфии, характеризуется спонтанным и свободным письмом, которое, кажется, содержит бесконечную жизненную силу между плавными мазками кисти. Это качество в точности повторяют молодые персонажи оперы. На сцене оперы персонажи полны сил и жизненной энергии, и каждое их движение наполнено молодостью. Поэтому в этой части инсталляции изображены четыре персонажа: «Шэн», «Дан», «Цзин» и «Чжоу».
Рисунок 1. Световая инсталляция с курсивной тематикой
Выбранные теневые куклы-марионетки представляют роли, соответствующие четырем персонажам «Шэн», «Дан», «Цзин» и «Чоу». Эти теневые куклы красивой формы и цвета ярко демонстрируют динамичность и живость молодежных персонажей. Тщательно отобранные характерные украшения теневых кукол располагаются вокруг соответствующих персонажей. Эти украшения либо нежные и мягкие, либо живые и игривые, дополняющие свободные и необузданные линии скорописи, как бы оживляют слова, делая их еще более динамичными и энергичными под светом и тенью, как будто можно увидеть интерпретацию молодых персонажей на театральной сцене.
Регулярный шрифт – тема инсталляции. Регулярный шрифт, с его регулярными и серьезными чертами, строгими штрихами и достойной структурой, воплощает в себе некий порядок и нормы. Это совпадает с пожилыми персонажами в опере. Пожилые персонажи в театре часто путешествуют, и их поведение демонстрирует спокойствие и торжественность. Исходя из этого, мы выбрали четыре иероглифа, соответствующие «Шэн», «Дан», «Цзин» и «Чоу» для декоративного оформления этой части инсталляции. Выбранные мотивы обычно имеют простые линии, незамысловатые узоры и несут в себе мудрость и ощущение зрелости. Воплощение этих мотивов вокруг иероглифов, написанных обычным шрифтом, придает всей инсталляции ауру простоты и элегантности. Аккуратность обычного шрифта и спокойствие декораций пожилых персонажей перекликаются друг с другом, словно рассказывая классические истории оперного искусства, получившие свое признание на протяжении многих лет, позволяя зрителям ощутить глубокое наследие традиционной культуры, транслируемое инсталляцией.
Присутствует мотив бегущего сценария. Бегущий шрифт, сочетающий в себе спонтанность скорописи и узнаваемость обычного шрифта, способен свободно и бегло выражать эмоции автора, не нарушая правил и норм, что является уникальным качеством, соответствующим роли военных генералов в опере. Они доблестны и их движения мощны и величественны, но при этом не теряют такта и соразмерности. Часть инсталляции представлена теневыми куклами персонажей боевых искусств. Декорации этих теневых кукол в основном характеризуются преувеличенными движениями, яркими цветами и мощными линиями, которые наглядно демонстрируют могучий и героический образ генералов. Сочетание динамичности бегущего сценария и силы мотивов военных сталкиваясь, создают яркую и стабильную атмосферу в инсталляции. При включении света линии бегущего сценария и теневые куклы персонажей боевых искусств переплетаются в свете и тени, как бы воссоздавая захватывающие эпизоды на театральной сцене, когда генералы сражаются и убивают своих врагов.
Рисунок 2. Световая инсталляция по теме регулярного сценария
Благодаря такому дизайну три различные формы каллиграфии и элементы театральных оперных персонажей идеально интегрированы в световую инсталляцию, каждая часть которой несет в себе уникальный культурный код и традиционное художественное воплощение. Когда свет проникает сквозь прорези и поверхности инсталляции, она словно наделяется душой и становится художественным носителем, рассказывающим историю традиционной культуры, вводя зрителей в чарующий мир искусства, порожденное смешением двух традиционных культур - каллиграфии и оперы.
«Тень слова» - творческая попытка переосмыслить и применить традиционную форму китайской иероглифической каллиграфии и элементов теневой куклы в современной световой инсталляции. Благодаря художественным приемам, органично взаимодействуют каллиграфические формы китайских иероглифов, ритм туши, формы теневой куклы, эффектная игра света и тени, получилась световая инсталляция с уникальным художественным решением. Это предложение новой идеи и метода наследования и развития традиционной культуры в современном обществе.
Рисунок 3. Световая инсталляция по теме написания строк сценария
Древняя традиционная культура обретает новую жизнь и жизненную силу с помощью современных технологий, и в то же время приносит зрителям новый визуальный опыт и культурное просвещение. Сочетание культурных кодов с современным дизайном, дают возможность традиционной культуре ярче сиять на сцене современного искусства [2, с.1].
