Статья:

СТОРИТЕЛЛИНГ В АНИМАЦИИ И КИНО. АНИМАЦИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНУЮ И АУДИОВИЗУАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЕЙ

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Прокопьева М.В. СТОРИТЕЛЛИНГ В АНИМАЦИИ И КИНО. АНИМАЦИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНУЮ И АУДИОВИЗУАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЕЙ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 11(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТОРИТЕЛЛИНГ В АНИМАЦИИ И КИНО. АНИМАЦИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНУЮ И АУДИОВИЗУАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЕЙ

Прокопьева Мария Викторовна
доцент кафедры компьютерной графики, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт- Петербург

 

STORYTELLING IN ANIMATION AND FILM. ANIMATION AS A UNIQUE WAY OF TELLING STORIES AND AN OPPORTUNITY TO CONVEY KEY IDEAS THROUGH THE VISUAL AND AUDIOVISUAL MEMORY OF VIEWERS

 

Prokopieva Maria Viktorovna

Associate Professor of the Department of Computer Graphics, St. Petersburg State Institute of Culture and Arts, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается роль сторителлинга в анимации и кино как эффективного метода передачи идей через визуальное и аудиовизуальное восприятие. Целью исследования является демонстрация уникальных возможностей анимации в создании запоминающихся историй. На основе анализа кино- и анимационных произведений автор приходит к выводу, что истории, содержащие переживания, конфликты и их разрешения, оказывают глубокое воздействие на зрительскую память.

В работе подчеркивается, что визуальный нарратив, включающий действия, изображения, мимику, цветовую гамму, выразительных персонажей, динамичный монтаж и структурированный сюжет, играет ключевую роль в удержании интереса аудитории. Особое внимание уделяется теме, или идее, органично интегрированной в повествование.

Abstract. This article examines the role of storytelling in animation and film as an effective method of conveying ideas through visual and audiovisual perception. The aim of the study is to demonstrate the unique potential of animation in creating memorable stories. Based on an analysis of film and animation works, the author concludes that stories containing experiences, conflicts, and their resolutions have a profound impact on viewer memory.

The paper emphasizes that visual narrative, including action, images, facial expressions, color palette, expressive characters, dynamic editing, and a structured plot, plays a key role in maintaining audience interest. Particular attention is paid to the theme, or idea, organically integrated into the narrative.

 

Ключевые слова: cторителлинг, Веб-дизайн, реклама, личный опыт, визуальный сторителлинг, трёхактная драматургия, персонаж, мотивация эмоциональная связь, аудиосторителлинг, личный опыт, сторителлинг, вовлечение

Keywords: storytelling, web design, advertising, personal experience, visual storytelling, three-act drama, character, motivation, emotional connection, audio storytelling, personal experience, storytelling, engagement.

 

Что такое storytelling? Сам термин storytelling [2, с. 104]. стал популярным с развитием веб-дизайна и сайтов в двухтысячные, а особенно в 2016–2019 годы, до пандемии. Именно тогда студенты начали спрашивать на лекциях, что такое сторителлинг, как с ним работать и зачем он нужен.

В то время дисциплина называлась «Дизайн Web-графики», и сторителлинг рассматривался как новый метод передачи информации, в том числе и в рекламе, чтобы вызвать больше доверия у пользователей.

Реклама тогда была на пике развития интернет-дизайна, ещё до появления удобных конструкторов сайтов вроде Figma, которые позволили обычному пользователю самостоятельно создавать сайты и не зависеть от веб-дизайнеров.

Продвигались разные виды сайтов: от лендингов и визиток до многостраничных сайтов компаний.

Storytelling стал способом донести до рекламодателей и пользователей, что истории, основанные на личном опыте, важны, так как вызывают доверие и находят отклик у людей.

В рекламе продукта или деятельности компании часто использовали интересный рассказ историй. Проще говоря, это стало способом общения, чтобы непринужденно привлекать внимание к разным темам.

Задача дизайнера сайта — не только привлечь пользователя, но и удержать его, чтобы он совершил целевое действие, например, нажал на кнопку «Заказать» или «Купить».

Люди с детства любят сказки, в школе — рассказы учителей, а в вузах — лекции преподавателей, которые интересно преподносят материал. Истории запоминаются лучше сухих фактов и цифр благодаря увлекательному повествованию. А истории, основанные на личном опыте, создают эмоциональную связь с аудиторией.

Для чего ещё нужен сторителлинг? Чтобы нас понимали и чтобы мы могли общаться. Для этого нужно просто сделать информацию запоминающейся. Вспомните советское время без мобильных телефонов и интернета. «Поколение с ключом на шее» — те, кто родился в 60-70-х, — прекрасно помнят страшилки про чёрную-чёрную руку, которые передавались на детских площадках и в пионерлагерях.

Информацию не нужно было заучивать: достаточно было один раз услышать интересную историю, чтобы запомнить её навсегда. Смешные и грустные истории передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Эта традиция жива и сегодня, просто приняла форму визуального сторителлинга и мемов.

Необычная и яркая история запоминается лучше. При этом никто не отменял законы трёхактной драматургии: завязка, развитие и финал обязательны. В сторителлинге существует пирамида информации. На вершине — стейтмент, заявление, крючок, который зажигает интерес и мотивирует углубиться в повествование. Середина — аргументация, раскрытие истории: решение проблемы, путь героя, трудности и полученный опыт. И, наконец, вывод — заключительная часть, ре-стейтмент, где подводятся итоги и содержится мотивация к действию. История о преодолении трудностей и достижении успеха вдохновляет и способствует личностному росту.

Виды сторителлинга зависят от площадки и целевой аудитории.

Во-первых, это устный сторителлинг, когда человек рассказывает историю лично, например, во время выступления, переговоров, лекции или презентации. Он делится своими мыслями, воспоминаниями, опытом и мировоззрением. Устный сторителлинг используют коучи и блогеры на встречах с подписчиками. Во-вторых, письменный сторителлинг — это истории в блогах, статьях, книгах, рассылках и постах. Такая подача материала привлекает новых пользователей и увеличивает охват аудитории.

Аудиосторителлинг — это истории в аудиоформате: подкасты, аудиокниги, прямые эфиры, как на радио в 90-е, с возможностью обратной связи через чат или звонок в студию для обсуждения актуальных вопросов.

Визуальный сторителлинг передаёт истории через фотографии, инфографику, комиксы и видео. Он делает контент понятным, доносит сложные идеи без лишних объяснений, вызывает эмоции, вовлекает и структурирует информацию, удерживая внимание аудитории. И, самое главное, мотивирует к действию: покупке, подписке или сотрудничеству.

Есть вещи и понятия, одинаково понятные всем. Если идет дождь — это мокро, если человек украл — он нарушил закон. Но есть и те, что построены на метафорах и сложной образности, например, принципы монтажа по Кулешову, где эмоции актера считываются зрителем и истолковываются в зависимости от смысловой нагрузки последующего кадра. Это важная составляющая сложных визуальных повествований.

Легко оперировать визуальными образами, понятными каждому, например, используя цвет и гармонию цветовых решений, как в фильмах Терренса Малика. Здесь мы подходим к тонкой грани между визуальным и видеосторителлингом — историям, рассказываемым в формате видео, анимации, рекламных роликов и т.д.

Сторителлинг в анимации — один из 12 принципов анимации Уолта Диснея, повествующий о выразительности, узнаваемости, харизме и ярком характере персонажа. Персонаж, преодолевающий трудности и решающий внутренние конфликты, всегда интересен зрителю, вызывая одобрение или негатив, сочувствие и желание подражать [9, с. 106].

Мотивация и кульминация делают историю персонажа продуманной и захватывающей [5, с. 117].  В качестве примера приведу фильм из курса лекций по «Драматургии»: два молодых человека решили создать свой канал с видеороликами. Один уже знаком с особенностями зрительской реакции, другой — новичок. Опытный решает дать мастер-класс: он снимает секретаршу компании, молодую привлекательную девушку, сидящую в офисе. Она не подозревает о съемке. Звонит телефон, она спокойно отвечает и кладет трубку. Ничего необычного. Один говорит другому: «Так снимают все, это неинтересно. Это обычная жизнь». «А теперь смотри». Он снова набирает номер секретарши. Девушка берет трубку, вдруг вскидывает очки, начинает трястись, крутит ручку в руках, бросает трубку, хватает папку, роняет её и в панике выбегает из офиса. Все застывают в изумлении, у кого-то падает чашка с кофе. Наступает мрачная пауза. Опытный говорит: «Эксперимент удался! Этот контент будет интересен: есть интрига — что я ей сказал, в чем обвинил, что вызвало такую реакцию?»

Конечно, такие приемы могут быть использованы довольно агрессивно в рекламном видеосторителлинге, поэтому всегда нужно помнить о моральных принципах и границах, чтобы не ранить или задеть кого-то.

Ведь каждый человек, приходя в кинозал или смотря телевизор дома, так или иначе ищет в героях качества, которые ему близки.

Он переживает за персонажа, расстраивается, радуется и находит черты, которые ему созвучны. Мы все меряем через свое собственное «я». Возможно, поэтому анимационный фильм «Шрек» 2001г. режиссеров Эндрю Адамсон и  Вики Дженсон, так «зашел» в свое время — рассказ о людоеде, у которого сложные отношения с окружающим миром, потому что все вокруг не принимают его внутренний мир и у него есть конфликт с самим собой. Снаружи он огр, страшный и ужасный, а внутри добрый, хороший, замечательный, прекрасный сказочный персонаж [3, с. 203].  Как он сам говорит, он как лук, у которого много слоев, и пока до него докопаешься, наплачешься. Поэтому и ассоциация такая с луком. И каждый зритель в этот момент тоже начинает смотреть на себя с позиций этих луковых слоев. Все мы не так просты, все мы ранимы и в глубине души хотим, чтобы нас любили. История огра стала личной для многих зрителей, ведь до этого было слишком много приторных сказочных персонажей, драматургически простых и понятных, хороших, которым не нужно было разбираться в себе и учиться принимать помощь от других и ценить дружбу.

С появлением в жизни Осла людоед меняется, и эти перемены, как и рассказанная история, становятся популярными и любимыми. Многие цитаты и реплики до сих пор на слуху.

Многие из нас чувствуют себя таким своеобразным луком. Чтобы увидеть наше внутреннее «я», нужно снять много слоев. И анимация в двухтысячных годах начинает отвечать на сложные вопросы внутреннего мира.

Истории, которые хотят видеть зрители, необходимо рассказывать в правильное время и в правильном месте. Возможно, появись «Шрек» на 10 лет раньше или позже, он не стал бы таким популярным. Он понравился абсолютному большинству людей на планете. Не зря именно этот мультфильм герой фильма «Я – легенда» 2007 г., режиссера Фрэнсиса Лоуренса, показывал мальчику как островок памяти о мире, где все было по-другому. Эмоциональная вовлеченность в истории должна вызываться переживаниями. [1, с. 87].  Эмоциональная вовлеченность — это прежде всего эмоциональный опыт, который можно пережить вместе с героями, даже если нет возможности получить его в жизни.

Если человека запереть в комнате и с рождения не допускать к нему людей, а через компьютер рассказывать, что ежик похож на лошадь, что дождь не мокрый, а сухой, то есть искажать реальность, то его опыт будет основан только на этих историях. У него не будет опыта действий и, как следствие, эмоций, потому что нет возможности выйти из комнаты. Проще говоря, не совершая ошибок, мы сейчас находимся в ситуации, когда выходим из комнаты, и у нас есть свой собственный опыт, свой собственный багаж, который истории могут как наполнить, так и опустошить.

Творческому человеку невозможно существовать без эмоционального опыта. Нужно видеть, ощущать, переживать и рассказывать о своих эмоциях другим.

Человек устроен так, что любит углубляться в себя, особенно творческий человек. Эмоции — это то, что делает нас живыми, делает нас людьми. Не зря этот момент был поднят в фильме «Люси» 2014 г., Люка Бессона, когда героиня Скарлетт Йоханссон получила возможность раскрыть потенциал мозга на все 100 процентов. При определенном процентном соотношении у нее полностью исчез эмоциональный фон. Она перестала чувствовать, перешагнула людской порог и стала другим субъектом, но уже не человеком.

Люди смеются и плачут,  так и истории бывают грустными и смешными.

В фильме «Терминатор 2: Судный день» 1991 г. Джеймс Кэмерон рассказал историю о высшей степени человечности из уст робота: «Терминатор» говорит маленькому Джону о защите и преданности, но он не человек и никогда не сможет плакать. У меня нет возможности быть человеком, я машина, я подчиняюсь приказам. Как бы ты меня ни очеловечивал, я не человек. Эмоциональная вовлеченность вызывает в этом диалоге острое сопереживание и сочувствие к обоим героям [8, с. 90].  Кто не рыдал в кинотеатре, когда «Терминатор»  сложил жест одобрения, уходя в горящий котел расплавленного металла? Думаю, таких было очень мало.

Сопереживание — это эмоции, чувства и эмпатия. Любовь и уважение друг к другу, все простые истины можно донести через истории, признавая моральные нормы общества. Например, религиозные догматы, существующие в любой религии: не укради, не убей, не прелюбодействуй и так далее.

После всего вышесказанного можно сделать вывод, что польза сторителлинга (рассказывания историй) очевидна и проста. Истории с переживаниями, конфликтами и их разрешениями оставляют глубокий след в памяти, а информация, представленная в форме истории, становится более доступной и понятной. Интерес к истории может удерживаться на протяжении всего повествования. В анимации и кино это достигается с помощью визуального нарратива, включающего в себя действия, изображения, мимику, цветовую гамму фильма, выразительных персонажей с их особенностями и индивидуальностью, динамичный монтаж и ракурсы, мгновенные изменения планов и перспективы, цветовые решения, палитры, освещение, структурирование сюжета (конфликт на ранней стадии и нарастающее напряжение по мере его развития), диалоги как инструмент передачи чувств и желаний персонажей [10, с. 194]. И самая главная составляющая — это тема, послание или идея, органично вплетённая в канву истории, чтобы она нашла отклик и понимание у аудитории.

 

Список литературы:
1. Бернс Р. Сторителлинг в кино. – М.: Альпина нон-фикшн, 2019. – 320 с.
2. Волков А. А. Основы теории кино. – М.: Академия, 2017. – 288 с.
3. Григорьев А. А. Визуальный нарратив в современном кинематографе. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020. – 256 с.
4. Дерябин А. И. Анимация как искусство. – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 304 с.
5. Егоров А. А. Сценарное мастерство в анимации. – М.: АСТ, 2021. – 272 с.
6. Иванов И. И. Психология восприятия в кино. – М.: Наука, 2016. – 240 с.
7. Козлов В. В. Сторителлинг: как создавать истории, которые цепляют. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288 с.
8. Лебедев С. А. Теория и практика кинодраматургии. – М.: Союз кинематографистов России, 2019. – 352 с.
9. Смирнов Д. Е. Визуальные коды в кино и анимации. – М.: Рипол Классик, 2017. – 224 с.
10. Соколов Н. А. Режиссура анимационного фильма. – М.: ВГИК, 2018. – 312 с.