История появления керамической утвари в Западной Сибири. Tехнология изготовления керамической утвари
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
История появления керамической утвари в Западной Сибири. Tехнология изготовления керамической утвари
В связи с обновлением экспозиции «Мир русской избы» в Муниципальном автономном учреждении «Региональный историко-культурный и экологический центр» г. Мегион, экспонаты которой относятся к периоду конца ХIХ - начала ХХ вв. появилась необходимость пополнения музейных фондов, коллекцией керамических предметов быта, того же периода конца ХIХ- начала ХХ вв. В ходе изучения материала выяснилось, что наиболее важный этап развития керамики – время переселения русского народа в Сибирь. Тогда была осуществлена титаническая работа по освоению Западной Сибири.
В XIX веке на территории Западной Сибири сложилось несколько основных районов по производству керамики – в Томской, Новосибирской и Омской областях, более всего гончарным делом прославились села Томской и Тобольской губерний. Эти губернии наиболее близки к месту бытованию остальных предметов из музейной экспозиции «Мир русской избы».
Лепили горшки в технике кругового налепа на круглом основании. В Сибири глиняная посуда доживает до середины XX в., причём даже в специализированном гончарном производстве мастера, владея в совершенстве гончарным мастерством, посуду предпочитали делать частично или полностью методом скульптурной круговой лепки, а на круге лишь обрабатывали поверхность [1, с. 59].
Строгий образ того времени нашел отражение и во внешнем виде глиняных изделий, которые не расписывали и не украшали. Формы и размеры посуды были разнообразны и обусловлены назначением. Стенки изделий были толстыми и неровными. Ранние образцы выглядели грубовато. Расписная посуда в Сибири была редкостью, ангобы были малоизвестны, а для глазури требовалось сырье, которое стоило очень дорого и не всегда было доступно.
Гончарный круг в Западную Сибирь пришел раньше, чем во многие центральные области России. Позднее в Сибири узнали секреты поливы, роспись ангобами, разнообразные красители. Мастера перенимали особенности технологии друг у друга, что явилось причиной многообразия техник и более высокого качества посуды. Формы изделий в результате механизации технологического процесса стали четче, изящнее, стенки изделий тоньше.
Более традиционным для Сибири было украшение рельефом, сохранившееся до конца XX века. Украшения делались в виде зигзагов, рантов, цепочек из белой глины, выступающих над плоскостью черепка.
Изучив историю возникновения керамики в Западной Сибири, ее стилистические особенности, так же изучив музейные фонды «Регионального историко-культурного и экологического центра» г. Мегион, фонды «Музея Природы и Человека» г. Ханты-Мансийск, так же коллекцию «Предметы прикладного искусства, быта и этнографии» «Сургутского краеведческого музея», было принято решение слепить предметы глиняной утвари в традиционной для раннего времени технике кругового налепа. Именно в этой технике предметы утвари в изученных коллекциях практически отсутствуют.
Выполнение глиняных предметов утвари проходило в несколько этапов: разработка эскизов на основе изученного материала, изготовление глиняных сосудов (в технике кругового налепа), правка сосудов (придание более четкой и похожей формы), сушка сосудов, обжиг.
- Изготовление: сосуд изготавливается из красножгущейся глиняной массы, способом кругового налепа с помощью жгутов, которые раскатывают из глины (рис. 1). Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и даёт возможность изготовить сосуды различной формы. Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду или вкладывают в виде спирали. И в этом, и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы.
- Правка сосуда: готовое изделие имеет неравномерную поверхность, которую необходимо «выгладить» и придать более четкий силуэт в местах изменения формы, с помощью различных вспомогательных инструментов: стеки, нож, губка и т. д.
- Сушка керамических изделий может проходить как в естественных условиях – на стеллажах в мастерской, так и в принудительной – в сушильных шкафах и сушилках. Скорость сушки, т. е. скорость удаления влаги из готового изделия зависит от формы и габаритов высушиваемого изделия. Чтобы процесс протекал более равномерно, работа накрывалась на длительное время влажной тканью и полиэтиленовым пакетом.
- Обжиг: после того, как все основные этапы работы над глиняным изделием были выполнены, можно приступать к обжигу в муфельной печи. В процессе обжига глина избавляется практически от всей влаги, снижается пористость, поэтому изделие становится значительно легче. Кроме того, элементы глины спекаются и превращаются в единый керамический черепок, который приобретает прочность и долговечность. Отсюда и вся необходимость обжига.
Обжиг керамических изделий можно вести в один или несколько приёмов:
1) Утильный обжиг. Проходит в электрической муфельной печи при температуре 1000˚С. Температура в печи набирается постепенно, по возрастанию.
2) Политой обжиг. Изделия уже покрыты цветными или бесцветными глазурями. Температура обжига 1200˚С. При политом обжиге происходят расплавление глазурей, равномерное распределение ее по всей поверхности изделия и сплавление с черепком. При обжиге должны строго соблюдаться определенные режим температуры, скорость ее подъема, время выдержки. Во время обжига из массы изделия удаляется остаток гигроскопической влаги, происходит разложение глинистых веществ, карбонатов, выгорание органических примесей, а также во время обжига происходит усадка изделий [2, с. 103].
3) Молочение. Художественное декорирование, вторичный обжиг. Изделие пропитывается натуральным молоком и обжигается при температуре 270–350 градусов (при температуре свыше 400 градусов – молоко выгорает). Вторичный обжиг способом молочения, так же как и политой обжиг, снижает гигроскопичность керамического изделия (рис. 2). Тем не менее, молочение керамического изделия не стойки, и требуют гигиену содержания изделия и последующей повторной обработки. Поверхность изделия после такой обработки приобретает насыщенный цвет, варьирующийся от светлого до тёмного коричневого или чёрного, в зависимости от количества и толщины слоев. Приобретает характер старины, тем самым такие керамические предметы быта лучше подходят для экспозиции «Мир русской избы», погружая посетителей в атмосферу былого времени (рис. 3-4).
Таким образом, выполнение коллекции керамических предметов быта в связи с обновлением экспозиции «Мир русской избы» в Муниципальном автономном учреждении «Региональный историко-культурный и экологический центр» г. Мегион, периода конца ХIХ – начала ХХ вв.– длительный процесс, потребовавший комплексных знаний, навыков и умений, как в теоретической части, так и в области технологии его выполнения в материале.
Рисунок 1. Процесс ручной лепки в технике кругового налепа
Рисунок 2. Процесс молочения |
Рисунок 3. Готовый керамический сосуд |
Рисунок 4. Готовый керамический горшок с крышкой