Статья:

Роль фортепианной музыки Кабалевского в воспитании нравственно-эстетической культуры учащихся (на материале фортепьянных сочинений Д. Б. Кабалевского)

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Логвинова Р.Е. Роль фортепианной музыки Кабалевского в воспитании нравственно-эстетической культуры учащихся (на материале фортепьянных сочинений Д. Б. Кабалевского) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль фортепианной музыки Кабалевского в воспитании нравственно-эстетической культуры учащихся (на материале фортепьянных сочинений Д. Б. Кабалевского)

Логвинова Римма Евгеньевна
директор МБУДО «ОДШИ имени Д.Б. Кабалевского», РФ, г. Орёл

 

Аннотация. Рассмотрена роль музыки композитора Кабалевского в воспитании нравственно-эстетической культуры учащихся.

 

Ключевые слова: Д.Б. Кабалевский; фортепианная музыка; учащиеся.

 

Д.Б. Кабалевский, несомненно, принадлежит к кругу творческих деятелей «ренессансного» типа: серьезный композитор, талантливый лектор, общественный деятель, эрудированный музыковед, знаток эстетического воспитания, одаренный пианист… Высокий интеллект позволил Кабалевскому хорошо распорядиться в жизни своими редкими данными, и общество получило от него большую отдачу. Кроме того, Д.Б. Кабалевскому суждено было сказать новое слово в педагогической фортепьянной литературе, продолжив традиции С. Майкапара, Р. Глиэра, Е. Гнесиной, А. Гедике, А. Гольденвейзера. Следует отметить мнение тех музыковедов, которые считают, что импульсом, вызвавшим к звучанию «детскую» струну композиторского дарования Кабалевского, стало его пребывание в классе специального фортепьяно А.Б. Гольденвейзера. Именно он научил своего студента талантливо говорить с детьми не только языком музыки, но и объяснять им на языке слов, что такое музыкальное искусство.

Первые сочинения Д.Б. Кабалевского опубликованы в 1929 году. Тогда уже стало ясно, что с появлением этого автора в детской музыкальной литературе повеяло свежим ветром современности. Подобно многим композиторам, Кабалевский начал писать легкие пьесы для своих учеников, стремясь разнообразить скудный и часто скучный репертуар начальных классов ДМШ. Вспомните его замечательные самые легкие пьесы: «Песенка», «Маленькая полька», «Вроде марша» - ор. 39; «Ежик», «Первый вальс», «Частушка», «Первая пьеса» - ор. 89. Прежде чем публиковать эти и многие другие сочинения, Д.Б. Кабалевский проверял их на маленьких исполнителях. Многолетние связи композитора с ДМШ при Московской консерва­тории давали возможность Кабалевскому услышать свои произведения, выученные еще по рукописи. Это давало автору возможность где-то улучшить или исправить, что только лишний раз доказывает большую требовательность Кабалевского к самому себе. Горячая любовь к детям заставляет композитора искать все новое и новое. Кабалевский пишет легко, просто и интересно (что очень трудно!). Конечно, среди этих произведений оказались и несколько менее удачных, но боль­шинство пьес получило настоящую путевку в жизнь и выдержало большое количество переизданий у нас и за границей.

Пьес Д. Кабалевского – огромное множество! К ним не подходит термин «инструктивные», т. е. сухие, скучные, безотрадные. Они написаны рукой мастера-пианиста и по-настоящему полезны, так как учат пониманию выразительного языка музыки, не забывая и о техни­ческих проблемах.

Творческий облик Д.Б. Кабалевского формируется в советское время. В начале 30-х годов в России подросло поколение детей, воспитанных советской действительностью. Они с радостью встретились в музыке Кабалевского с любимыми героями гражданской войны («Кавалерийская», ор. 27), с романтикой пионерских походов (цикл «Из пионерской жизни», ор. 14), сюита из 6 пьес ор.3/86 («Утро», «Зарядка», «На речке») и др.

Большое внимание Д.Б. Кабалевский в своем творчестве уделяет и вариационной форме. Один из самых удачных циклов – «Легкие вариации ля-минор» (1944). Их Кабалевский написал на собственную тему героико-патриотического склада и, несомненно, здесь звучат отголоски Великой Отечественной войны. Также Кабалевский создал оригинальный «иностранный» цикл вариаций на американскую, французскую, японскую темы (1966-1969), где он чутко и ненавязчиво привлекает внимание детей к песенной культуре других стран, как бы желая объединить всех детей земли в едином стремлении к миру и дружбе.

Но это не вся работа Д. Кабалевского в жанре крупной формы. Например, блестяще сложилась судьба «Сонатины до-мажор», ор. 13; «1 фортепьянной сонаты»; «1 и 3 фортепьянных концертов», которые входили в программы выступлений таких пианистов, как Флиэр, Горовиц, Смит, Магалов, Мержанов.

Музыка, написанная Д. Кабалевским в жанре крупной формы, удивительно жизнерадостна и оптимистична. А разве это не является стимулом для воспитания подрастающего поколения? Оптимизм и целеустремленность никогда не устареют и не выйдут из моды!

Между «Сонатиной до-мажор» и «3 фортепьянным концертом» образовался двадцатилетний промежуток, в течение которого вышли в свет многие детские пьесы. Особенно важным вкладом стал цикл «30 детских пьес», ор.27 (1938). Кажется, сами клавиши на инстру­менте могли бы сыграть потешных «Клоунов», изящный «Старинный танец», знаменитую «Шуточку» и др. Кабалевский стремится давать в педагогических пьесах конкретные образы людей и явлений. Может, именно эта конкретность и влияет на успех музыки Кабалевского у детей? Даже такие, казалось бы, абстрактные жанры, как «Прелюдии и фуги», приобретают у Д. Кабалевского черты программности. Картины природы («Летним утром на лужайке», «Вечер. Песня за рекой») чередуются с пионерской тематикой («Прием в пионеры», «В пионерских подвигах»), с воспоминаниями о героях («Рассказ о герое»).

Новым оригинальным и очень органичным сочинением стал цикл «24 прелюдии», построенный на материале русских народных песен, мало известных, но очаровательных. Это не обработка песен. Это совершенно новое произведение. Где каждая из его 24 частей имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии свой смысл, свое настроение, своя образность. Тут и печальные, полные нежной грусти № 8, 20; светлые № 1, 17; драматические № 10, 12; веселые № 2, 9. 11, 15; торжественные № 5, 21 и последняя № 24, в которой кроется огромная, просто гигантская энергия. В целом - это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского.

В период 30-х годов Д. Кабалевский отдал дань и жанру фортепьянной транскрипции. Его каденции к фортепьянным концертам Гайдна и сейчас являются образцом величайшего мастерства и вместе с тем пианистического удобства. А транскрипции сочинений И.С. Баха (2 органная соната, прелюдия и фуга до-минор, 8 маленьких органных прелюдий и фуг) прочно вошли в педаго­гический репертуар студентов музыкальных училищ и учащихся старших классов ДМШ. Не будучи сам органистом-исполнителем, Д. Кабалевский в своих фортепьянных транскрипциях проявил исключительно чуткое понимание колористических особенностей органа. Композитор добивается воспроизведения задуманной регистровки несложными фортепьянными приемами, вполне доступными учащимся старших классов ДМШ. Разумеется, можно поспорить с тем или иным характером регистровки, с теми или иными алогическими или динамическими указаниями Кабалевского, но нельзя отказать этой работе в прекрасном вкусе и настоящем чувстве «органности». Д. Кабалевскому в его переложениях никогда не изменяет чувство меры и ощущение стилевого своеобразия оригинала. Еще есть 4 известных «автотранскрипции» на отрывки из опер «Кола Брюньон», «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня», «Рондо-токката».

Окидывая взглядом все, что сделано Д.Б. Кабалевским в области фортепьянной педагогической литературы, невольно поражаешься душевной юности и неувядаемой свежести этого мастера, творчество которого проникнуто искренней любовью к детям и верой в их прекрасное будущее. Сочинения Д.Б. Кабалевского настолько стройны по форме, ярки по образному содержанию, что они очень помогают пианисту в понимании стиля, развитии вкуса, в достижении виртуоз­ности. А самым ярким доказательством всему вышесказанному является музыка Д.Б. Кабалевского, постоянно звучащая в стенах нашей школы, способная пробудить и «прекрасное», и «доброе»!

 

Список литературы:
1. Пигарева И.В., Сергеева Г.П. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в образовательных учреждениях. - М.: Центр «Школьная Книга», Центр музыкально-педагогического образования им. Д.Б. Кабалевского, 2004. - 72 c.
2. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог» (5-6 декабря – г. Пермь, 11-12 декабря 2014 года – г. Москва). М., 2015. - 321 с.