Статья:

РАСТУЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПРОС НА ИСКУССТВО: ШПАЛЕРЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Юсубов Ф.А. РАСТУЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПРОС НА ИСКУССТВО: ШПАЛЕРЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 2(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 21.02.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАСТУЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПРОС НА ИСКУССТВО: ШПАЛЕРЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Юсубов Фарадж Адхам
диссертант, Азербайджанская Академия Художеств, Азербайджана, г. Баку

 

THE GROWING INTERNNATIONAL DEMAND FOR ART OF TAPESTRY IN THE MIDDLE AGE

 

Faradj Yusubov

Thesis student, Azerbaijan Academy of Fine Arts, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В период раннего средневековья наблюдается бурное экономическое развитие в Нидерландах. Осушение болот, начатое в XII–XIII вв., привело к расширению площади посевов и продуктивности голландского сельского хозяйства. Благодаря торговле и ремеслам, города росли очень быстро что в итоге способствовало интенсивному процессу урбанизации, особенно в северной части Нидерландов. Значительно возросла также значимость легкой промышленности (в основном, сосредоточенной во Фламандских городах).

Abstract. During the early Middle Ages, the Netherlands experienced rapid economic development. The drainage of swamps, which began 12 th–13 th centuries, led to an expansion of arable land and increased the productivity of Dutch agriculture. Thanks to trade and crafts, cities grew very quickly, which ultimately contributed to an intense process of urbanization, especially in the northern part of the Netherland. The significance of light industry (mainly concentrated in Flemish cities) also increased considerably.

 

Ключевые слова: Нидерланды, Антверпен, ярмарки, экономика, ткачи.

Keywords: Netherlands, Antwerp, tapestry, fair, economic, weaver.

 

В XV веке в Нидерландах, почти все иностранные купеческие представительства находились в Антверпене, являвшемся тогда экономическим центром страны.

Исторически Антверпен был центром торговли предметами роскоши, такими как ювелирные изделия, скульптура, изделия из металла и шпалеры. Поощряя торговлю шпалерами, городская администрация Антверпена, предоставляла торговцам эксклюзивные торговые павильоны (помещения), на более выгодных условиях.

Например, ранее организованные полугодовые ярмарки продолжали существовать, что благоприятно повлияло на экономический рост города, а торговцам шпалер давали возможность вовремя пополнять запасы своих товаров. Такие ярмарки, организованные городской администрацией, отражали экономический рост и актуальность общего рынка шпалер в средневековом европейском пространстве.

По мере роста городов и спроса на предметы роскоши ярмарки постепенно превращались в круглогодичные специализированные торговые точки. Рынок шпалер Антверпена охватывал две взаимозависимые группы: ткачей, производивших шпалеры, многие из которых жили в городах-спутниках, таких как Ауденарде, Брюссель и Сент-Трюйден, и торговцев, посредников, имевших желание и капитал для создания жизнеспособного прибыльного экспортного рынка. По мере развития и растущего спроса к искусству шпалеры, стали одним из важных предметов торга. В XVI веке их рынок приблизился к своему максимальному пику, обеспечив благоприятную экономическую среду.

В 1550-х годах в гавани Антверпена был построен специализированный «павильон» – Tapissierspand на средства как городской администрации, так и частного капитала. Tapissierspand был одним из основных центров продажи и распространения шпалер необычайной красоты, изысканного мастерства и высокой стоимости.

В течение нескольких десятилетий, во второй половине XVI века, значимость города Антверпен возросла, он стал центром мировой торговли шпалерами. Большинство шпалер, сотканных в Нидерландах между 1555 и 1584 годами, в конечном итоге продавались именно здесь.

Tapissierspand – это только лишь один из множества центров, которые во второй половине XVI века экспортировали тысячи шпалер на Пиренейский полуостров, в Италию, Германию, Францию ​​и Англию.  Городские экспортные регистры документируют экспортируемые шпалеры через порт Антверпена.

Обладание шпалерами в период средневековья было настоящим вопросом престижа, сопровождая высокую цену рассматриваемого продукта.

Внимание к качеству и к деталям, побуждало аристократию отправлять своих представителей на рынок Антверпена в поисках новых произведений для пополнения своих коллекций, которые в дальнейшем стали извлекать выгоду, как от торговли, так и от участия в качестве посредников. 

Если спрос был достаточно высок, дилеры могли заключить контракт на работу с несколькими мастерскими, и заказ делился между многими ткачами.

Имеются свидетельства нескольких случаев субподряда в XVI веке, когда производитель шпалер в Антверпене подписывал контракт на заказ, а затем изготовление шпалеры передавал в мастерскую в ​​Брюсселе, получая разницу между стоимостью ткачества шпалеры и ценой продаж. Хороший пример такого рода соглашения произошел в 1566 году, когда Жан де Бак, производитель из Брюсселя, и Жан де Рам, производитель из Антверпена, оба заключившие контракт на определенную работу, попытались урегулировать свои взаимные счета.

Из-за трудностей с контрактом пришлось разделить значительную сумму денег на закупку шелка, расходы на ткачество и зарплату, связанную со шпалерой «История Соломона», длиной 42 локтя, где мастерская де` Рама выткала фигуры, в то время как мастерская де`Бака делала более мелкие элементы.

Всестороннее и последовательное исследование выявило достаточное количество информации, чтобы мы, сегодня опираясь на нее, смогли бы получить достоверную историю о формировании искусства шпалеры.

Все это содержит новое знание о многочисленных центрах мануфактурах, привлекавших, ткачей и картоньеров из разных мест в развивающиеся европейские города.

В первой части исследования упомянуты более ранние свидетельства о мастерах и художниках, мануфактурах и частных мастерских раннего и позднего средневековья.

Таким образом, высококачественное производство шпалер можно сгруппировать в двух направлениях: хронология и имена мастеров – ткачей с момента становления искусства шпалеры, и роль мануфактур гильдий, сформировавших изобразительную художественную среду (школу).

Хотя большинство мануфактур на протяжении различных временных отрезков в силу политических, экономических кризисов не стали центрами по производству шпалер (гобеленов), это не помешало им сохранить свою «изобразительную форму выражения», на долгие года.

Эффективность использования производственных ресурсов в мануфактурах и в мастерских была существенным фактором, определяющим спрос на материальную культуру.

Эти процессы были тесно связанны и взаимодействовали, отражая экономический, социальный и творческий климат, который формировался   в Западной и в Центральной Европе с конца XV века и вплоть до начала XIX века.

 

Список литературы:
1. Brosens  K., Alen K., Slegten A. Claiming Commerce, Quality and Credit: Raison’s d’être of the Antwerp and Brussels tapissierspanden (Sixteenth–Eighteenth Centuries) // Textile History. – 2018. – Vol.  49(1). – Pp. 1–17. DOI:10.1080/00404969.2018.1440709
2. Delmarcel G., Flemish Tapestry: From the 15th to the 18th Century. – Belgium: Lannoo Publishers, 1999.
3. Donnet F. Documents pour servir a l’histoire des ateliers de tapisserie de Bruxelles, Audenarde, Anvers // Annales de la Société d’Archéologie de Bruxelles. –Vol. 10. – 1898.
4. Donnet F. Documents pour servir a l’histoire des ateliers de tapisserie de Bruxelles, Audenarde, Anvers // Annales de la Société d’Archéologie de Bruxelles. –Vol. 10. – 1898. – P. 279.
5. Goldwaite R. Wealth and Demand for Art in Italy, 1300–1500. – Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1993. 
6. Vanwelden M. Productie van wandtapijten in de regio Oudenaarde, Een symbiose tussen stad en platteland (15 de tot 17 de eeuw). – Leuven: University press, 2006. – Vol. 212. – P. 23469.
7. Vermeylen Filip. Painting for the market : commercialization of art in Antwerp's Golden age. – Turnhout : Brepols, cop. 2003. – XIV. – 208 c.
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.holandiabeztajemnic.pl/?page_id=13780&lang=ru] (дата обращения: 16.01.2025).