Статья:

Фотоискусство XXI века и интернет: коммуникативный аспект

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Алёшина К.А., Лицкевич М.В. Фотоискусство XXI века и интернет: коммуникативный аспект // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 9-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фотоискусство XXI века и интернет: коммуникативный аспект

Алёшина Ксения Андреевна
студент, Белорусского государственного университета культуры и искусств – БГУКИ, РБ, г. Минск
Лицкевич Марианна Владимировна
студент, Белорусского государственного университета культуры и искусств – БГУКИ, РБ, г. Минск

 

PHOTGRAPHY OF THE XXI CENTURY AND THE INTERNET: COMMUNICATION ASPECT

 

Ksenia Alioshyna

Student of Belarusian State University of Cultural and Arts. – BSUCA, Belarus, Minsk

Marianna Litskevich

Student of Belarusian State University of Cultural and Arts. – BSUCA, Belarus, Minsk

 

Аннотация. С внедрением в жизнь человека интернет-технологий становится актуальным выявление путей взаимодействия техногенных видов искусств, активно развивающихся в наше время, и сети Интернет. В статье рассмотрены особенности трансформации фотоискусства посредством компьютерных технологий и сети Интернет в начале XXI века.

Abstract. With the introduction of Internet technologies in human life, it becomes relevant to identify ways of interaction between technogenic art forms that are actively developing in our time and the Internet. The article discusses the features of the transformation of photo art through computer technology and the Internet at the beginning of the XXI century.

 

Ключевые слова: коммуникация; техногенное искусство; мобильная фотография; Instagram; продвижение; научно-технический прогресс.

Keywords: communication; technogenic art; mobile photo; Instagram; promotion; scientific and technological progress.

 

В системе техногенных искусств фотография занимает особое место. К концу XX века фотография сформировала свою собственную альтернативную реальность и заметно повлияла на мировоззрение людей.

Благодаря возможности камеры мы смогли увидеть фотографии планет, дальних стран, редких животных, затерянных племен и т. д. В наши дни современное искусство с помощью сети Интернет становится более мобильным, общедоступным и динамичным, чем еще сорок лет назад [6].

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что с приходом сети Интернет, фотография как вид искусства стала обесцениваться, однако, с другой стороны, стали появляться новые жанры фотоискусства, начали получать признание малоизвестные фотографы по всему миру, а также у каждого современного человека появилась возможность для реализации своих идей на просторах Интернета.

Фотография стала неотъемлемой частью жизни каждого человека, имеющего даже самую примитивную технику: телефон, оснащенный фотокамерой, однако так было не всегда.

Изначально фотография воспринималась зрителями исключительно в качестве нового вида искусства, который находил свои сходства в живописи и графике. По мнению российских авторов Н. Д. Панфилова и А. А. Фомина: «Фотография (фото – свет, графо – рисую, пишу – греч.) – рисование светом …» [3, с. 5]. Признание фотоискусство получило не сразу, поскольку процесс создания одной фотографии мог доходить до пары дней и любой жест или движущиеся объекты на снимке могли смазываться. «За это фотографию подвергали издевкам и насмешкам», – выделяют в своём труде авторы [3, с. 17]. Фотографы сталкивались с множеством проблем: многосложность реализации кадра, трудоемкий процесс его создания, а также сложность в получении признания и известности в данной среде, поскольку исключительно привилегированные люди имели возможность открыть фотосалоны, где происходил процесс съёмки.

Следует отметить, что в XXI веке стать фотографом и найти свою аудиторию стало проще, поскольку ранее фотографии публиковались исключительно в фотожурналах, выставлялись на фотовыставках или хранились в фотоальбомах для личного пользования. Покупка и проявление пленки, печать фотографий их ретуширование – весь этот процесс занимал нескольких дней, в то время как в наши дни наличие почти у каждого современного человека телефона и Интернет, заменяющего многим фотоаппарат, и возможность за несколько минут обработать фотографию определило новый характер фотоискусства. Также следует отметить, что в наши дни современный человек хранит фотографии в сети Интернет в открытом доступе.

Научно-технический прогресс в конце XX века, включающий в себя появление сети Интернет и развитие цифровых технологий, не только облегчил работу фотографов, создал новые каналы продвижения, но и разделил позицию фотографа-профессионала и любителя, в то время как последние десятилетия в период пленочной фотографии она была единой.

Процесс взаимодействия Интернет и фотоискусства становится особенно важным. Как следствие происходит упрощение процесса фотосъемки, что, с одной стороны, приводит к развитию цифровых технологий, а также способствует активному обмену различных фотографий из разных стран мира, однако, с другой стороны, мы можем выделить и отрицательную тенденцию: фотоискусство постепенно переставало быть элитарным, к XXI веку трансформировавшись в «фастфуд», другими словами, превратившись в массовое искусство, рассчитанное на широкую аудиторию. «Дело в том, что главная проблема самого искусства, возникшая в результате развития массового производства, заключается в потере уникальности, единичности произведения. Технологии размножения образов изменили сам способ бытия произведения искусства, сделав его предметом обихода и / или развлечения» –пишет О. В. Строева [5, c. 85].

В июле 1992 года, спустя почти год с момента создания первой веб-страницы ее изобретатель Тим Бернерс-Ли опубликовал фотографию, на которой была изображена Les Horribles Cernettes – пародийная женская поп-группа. Данная фотография является первым изображением в Интернете [7]. Сущность вышеизложенного сводится к следующему: момент начала взаимодействия фотоискусства и Интернета приводит к появлению ответственности у фотографов перед своей аудиторией, а также способствует зарождению коммуникативного процесса на просторах Интернета.

Создание глобальной медиаплатформы Инстаграм привело не только к появлению персональных страниц фотографов-профессионалов и любителей, но и аккаунтов журналов, посвящённых фотоискусству. Многие из них публикуют работы каждый день, знакомив пользователей сети с творчеством как известных фотографов, так и начинающих. Пищальникова Маргарита подчеркивает, что «Instagram создавался как платформа, которая позволяет делиться повседневными фотографиями, сделанными на смартфон, в режиме реального времени. Его функционал не подразумевает использования сторонних сервисов, потому что в этом нет прямой необходимости» [4].

Ранее фотографы продвигали свой бренд посредством съемки известных людей, которые могли прорекламировать их деятельность в своих кругах среди знакомых, через рекламу в газетах или на фотовыставках. В наши дни Интернет сократил данный процесс передачи информации почти вдвое. Так, Инстаграм, где зарегистрировано более 1 млрд. человек, стал популярной площадкой для продвижения товара или услуги личного бренда, что привело к возрастанию потенциальных потребителей, а также к повышению узнаваемости фотографа. Появление огромной аудитории привело к минимизации затрат на продвижение фотографов, однако данная тенденция обусловила возникновение возросшей конкуренции, в связи с которой фотографам приходится действовать молниеносно, чтобы их работы выделялись среди прочих. Нельзя не заметить, что «цель при создании аккаунта в Instagram у каждого своя, кто-то хочет выкладывать селфи или фуд-фото, кто-то – собственные фотоработы, создавая художественные аккаунты, а для кого-то – это способ «продать себя», как в случае с коммерческими фотографами» [2, c. 113] – отмечает В.Л. Кондратская.

В ходе написания данной научной статьи мы провели опрос среди студентов второго курса в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В контексте данной статьи интерес представляют ответы на следующие вопросы. С целью подкрепления актуальности данной статьи, мы задали вопрос «Как Вы считаете, в наши дни фотоискусство постепенно обесценивается в связи с появлением социальных сетей и возросшими возможностями?» 56,5% опрошенных согласились с данным утверждением, 39,1% считают, что на сегодняшний день фотоискусство продолжает представлять ценность независимо от возросших возможностей. На вопрос «На какую технику Вы чаще всего фотографируете?», 100% ответили, что фотографируют на телефон. На вопрос «Хватает ли Вам разрешения своего телефона для качественных кадров?», 68,8% респондентов дали положительный ответ, 31,3% считают, что разрешения камеры недостаточно для съемки качественных кадров. Молодым людям был поставлен вопрос: «Как происходит процесс коммуникации в сети Интернет?» 100% опрошенных дали однозначный ответ. По мнению опрошенных студентов, процесс коммуникации происходит следующим образом: посредством публикации, оценивания фотографий, а также комментариев и переписки, которую можно вести в приложении Инстаграм и других социальных сетях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в наши дни процесс съемки, редактирования, передачи фотографий значительно упростился в связи с научно-техническим процессом XX века, поскольку появилась возможность использования усовершенствованной аппаратуры, а также использование Интернета. В ходе проведенного опроса было установлено, что в наши дни телефон стал достойной заменой фотокамерам, т.к. функционал и разрешение фотографий, сделанных на камеру телефона, нисколько не уступает снимкам, сделанным на фотоаппарат. В заключение необходимо отметить, что с появлением Интернета и социальных сетей у фотографов появилась возможность для продвижения своего бренда посредством публикации снимков, а также общения, которое происходит внутри данных приложений дистанционно.

 

Список литературы:
1. Кондратская В. Л., Педоренко М. Ж. Коммуникативный функционал медиаплатформы Instagram / В. Л. Кондратская, М. Ж. Педоренко // Российская школа связей с общественностью. – 2015. – № 7. – С. 110-121.
2. Краткий справочник фотолюбителя / Сост. Н. Д. Панфилова, А. А. Фомина. – 4-е изд., доп. – М. : Искусство, 1985. – 368 с.
3. Пищальникова М. А. Фотография на социальную тему в Instagram /   М. А. Пищальникова // Век информации (Сетевое издание). – 2019. -–№ 3 (8). – С. 21-30.
4. Строева О. В. Влияние медиакультуры на современное искусство: фотография, гиперреализм, видеоарт / О. В. Строева // Вестник ВГИК. – 2015. – № 1 (23). – С. 83-91.
5. История Интернета [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Интернета – Дата доступа: 16.03.2020.
6. Les Horribles Cernettes [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Les_Horribles_Cernettes – Дата доступа: 15.03.2020.