Статья:

Поиск новой формы в XXI веке: к вопросу о взаимовлиянии дизайна одежды и архитектуры

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Кондакова Ю.В., Морданова Т.А. Поиск новой формы в XXI веке: к вопросу о взаимовлиянии дизайна одежды и архитектуры // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 44-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Поиск новой формы в XXI веке: к вопросу о взаимовлиянии дизайна одежды и архитектуры

Кондакова Юлия Васильевна
канд. фил. наук, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Россия, г. Екатеринбург
Морданова Тамара Александровна
магистрант Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Россия, г. Екатеринбург

 

XXI CENTURY NEW FORM SEARCH: ABOUT FASHION DESIGN AND ARCHITECTURE INFLUENCE

 

Yulia Kondakova

Candidate of Philological Sciences, professor, Ural State University of Architecture and Art Russia, Ekaterinburg

Tamara Mordanova

Master student, Ural State University of Architecture and Art Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки к появлению синтеза архитектурного дизайна и дизайна одежды и выражение синтеза в проектной деятельности. Обозначена главенствующая роль человека в системе «костюм – среда» в период постмодерна.

Abstract. The preconditions of  synthesis of architecture and fashion design and the expression of synthesis in project development are observed. The prime role of human in «costume – environment» system in postmodern is designated.

 

Ключевые слова: дизайн; архитектура; костюм; постмодерн; информационная среда; формообразование.

Keywords: design; architecture; costume; postmodern; information environment; shaping.

 

В современном мире события сменяются мгновенно, рынок перенасыщен, а среда отражает бытийные представления человека, который вынужден постоянно подстраиваться к новой ситуации. В таких условиях было сформировано пространство, смыслообразующим фактором в котором является информация, а человек выступает субъектом в его границах. Возникла необходимость появления нового метода проектирования, который позволит осуществлять поиск формы с учетом требований общества. Таким методом может быть способ работы, основанный на синтезе различных областей дизайна.

В период постмодерна наблюдается поиск новых научно-технических решений, позволяющих менять технологии формообразования. Необходимость такого  поиска обусловлена, во многом, перенасыщенностью  информационного поля, а также «расширением сферы деятельности людей расслоением жизненных приоритетов, подвижностью населения, нечеткостью и расплывчатостью социальных границ, раздробленностью культур и традиций»[4]. Наиболее ярко отражение социокультурных требований к форме демонстрируют архитектурный дизайн и дизайн одежды. Оба направления призваны преобразовывать внутреннее строение в художественный образ, подчиняются сходным законам формообразования, утверждают представления человека об эстетическом идеале времени. «Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций» - утверждала легендарная Коко Шанель [2, с.33].

Начальным этапом синтеза можно считать творческий подход к проектной деятельности, выраженный в обращении архитекторов и модельеров к источникам вдохновения, лежащим в профессиональных областях друг друга. Такой диалог появился еще в во времена модерна: с дизайном одежды экспериментировали архитекторы Петер Беренс и Анри Ван де Велде. В своем творчестве архитекторы доказали, что одежда несет в себе знаковую информацию, таким образом, она является полноправным средством креативной коммуникации, ярким источником вдохновения. Более того, на сегодняшний день дизайн модного бренда  может выступать  коммуникативной практикой  конструирования знаковой системы архитектурных произведений.

Позднее именитый дизайнер Пако Раббан, архитектор по образованию, актуализировал использование непластичных материалов, таких как пластик и металл, сумев подчинить жесткие конструктивные детали плавным изгибам женского тела. Как и одежда, архитектура призвана обеспечивать человеку эмоциональный и психофизиологический комфорт, что представляется возможным при условии её эстетической выразительности, целостности и упорядоченности как следствии особой организации её структуры. Следует отметить, что сходные принципы формобразования в дизайне одежды и архитектуре выстраивают некий «мост» между внутренним миром человека, постоянно живущим «здесь» и «сейчас», и конструктивными элементами (каркас и наполнение каркаса), в той или иной степени отстающими от нынешнего времени вследствие своей стабильности.

Обращаясь к истории моды и  анализируя коллекции дизайнеров разных лет, необходимо упомянуть Кристиана Диора, в творчестве которого отчетливо прослеживается влияние архитектурных форм: «Моя слабость … – работа архитектора. Строительство домов завораживало меня с детства. Однако этому моему призванию противились … обстоятельства, и оно проторило себе обходную дорогу и осуществило себя в «построении» платьев. …Платья для меня своего рода архитектура, пусть очень недолговечная, и ее задача – воспроизводить пропорции женского тела. Портные прибегают к помощи отвеса так же часто, как и каменщики» [1, с. 214]. Воспринимающий архитектурное произведение дизайнер выступает как субъект и объект социального взаимодействия. Известный немецкий философ-идеалист Гербарт сделал попытку сформулировать учение о ступенях восприятия информации как о некоторых последовательных качественных преобразованиях знаний. Он выделяет следующие четыре ступени: «ясность» (впервые знакомясь с информацией, люди осознают ее новизну, отличительные  признаки), «ассоциация» (новые сведения вступают во взаимодействие с имеющимися знаниями,  между ними устанавливаются необходимые связи и отношения), «система» (вся информация усваивается в достаточно обобщённом виде), «метод» (характеризуется овладением способами применения знаний на практике). Характеристики качественного познания архитектурного объекта должны соответствовать первым трём ступеням (ясность, наличие ассоциативных связей, системный взгляд) и желателен выход на четвёртую ступень (вопросы к архитектору, диалог), где бы можно было бы продемонстрировать применение своих знаний на практике. Таким образом, внимание к архитектуре не случайно: форма представляется категорией познания бытия.

Ив Сен Лоран и Тьери Мюглер не раз заявляли, что их «архитектурный подход» к творчеству сложился под влиянием работ инженера Чарльза Джеймса, который проектировал платья с архитектурным походом: строил каркас, выверял баланс конструкции, а затем развивал полученную идею в новом цвете. Наиболее известной его работой считается «дутый» жакет из атласа, ваты и пуха. Джеймс считается первым представителем «архитекторов моды», движения среди дизайнеров, который используют архитектурный, скульптурный и инженерный подход к проектированию модели одежды, создавая объем вокруг тела с помощью тщательно выверенной конструкции. Такие сложно устроенные новаторские платья демонстрируют современную технологию формообразования: поиск  лаконичного  внешнего облика одежды с одновременным усложнением некого внутреннего содержания модели.

Синтез дизайна одежды и архитектуры является отражением действительности мира постмодерна. Но в связи с изменениями в обществе в эту эпоху на первое место встал человек, его личность. Полноценный облик теперь формируется не только под влиянием системы «костюм – среда», но и из включения в эту связку психофизических особенностей и желаний самого человека. В современном мире роль внешних факторов возрастает, высокий ритм жизни меняет потребности, а также само отношение к костюму. В последнее время оно сильно упростилось, «в моде преобладает демократичный костюм-образ, в котором размыты возрастные и национальные рамки, гендерный статус и классовая принадлежность. Стили, которые раньше были четко разграниченными, теперь перемешиваются в одном костюме и заимствуют друг у друга детали» [3, с.429; 5, с. 242].

Взяв во внимание тот факт, что пространственные представления формируют мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира, можно говорить о том, что человеку сегодня необходимо изменение и адаптация формы одежды в зависимости от условий окружения, функции объекта и его значимости. Во многом, данная проблема решается при помощи самостоятельного изменения облика имеющейся одежды. Безусловно, данная модель должна предполагать возможность трансформации формы, объема и расположения деталей. Они, как и координаты архитектурного пространства приобретают особую важность в сознании человека в связи с тем, что окружающий его мир постоянно меняется. Поэтому и архитектура, и дизайн одежды стремится сейчас словно выйти за пределы собственных границ и удерживать «тело» в свободном парении – на формообразование накладывают свой отпечаток изменения окружающего мира, отражающие трансформации сознания человека.

 

Список литературы:
1. Диор К.  Диор о Dior: Автобиография / К. Диор. – М.: Слово, 2011. – 224 с.
2. Драмашко Т. Так говорили великие кутюрье. О моде, о жизни, о себе / Т. Драмашко. – СПб.: Питер, 2014 – 128 с.
3. Лаврова Л. Б. Формирование городского костюма или вестиментарная мода улицы / Л.Б. Лаврова, Ф.Г. Васюк; редкол.: Л. А.Закс и др. // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 14-15 апреля 2014 года: доклады: в 2 т. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. – Т.2 – С.427–431.
4. Серебренникова Т.А. Принципы формообразования в архитектуре в эпоху информационного взрыва / Т.А. Серебренникова // Архитектон: Известия вузов.  – 2010. – № 30. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://archvuz.ru/2010_22/16 (дата обращения: 11.11.2017).
5. Уилсон Э. Облаченные в мечты. Мода и современность/ Э. Уилсон – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 288 с.