Статья:

Архитектурно-стилевые особенности в контексте этнокультурного феномена "Малого Иерусалима"

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Архитектурно-стилевые особенности в контексте этнокультурного феномена "Малого Иерусалима" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Архитектурно-стилевые особенности в контексте этнокультурного феномена "Малого Иерусалима"

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

ARCHITECTURAL-STYLE FEATURES IN THE CONTEXT OF ETHNOCULTURAL PHENOMENON "SMALL JERUSALEM"

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье дается анализ социокультурного пространства городской среды г. Евпатория на современном этапе. При этом отмечается, что в этом пространстве живут и взаимодействуют между собой различные культурные традиции, образцы, культурные смыслы, ценности, инновации. Подчеркивается, что городское прост­ранство выступает как форма существования общественных отношений, закрепленных повседневными практиками, предпочтениями, традициями. В статье рассматриваются ключевые архитектурные сооружения, составляющие знаковую идентификацию центральной исторической городской застройки Евпатории, их художественные, пластические и конструктивные особенности.

Abstract. This article analyzes the socio-cultural space of the urban environment of Evpatoria at the present stage. At the same time, it is noted that various cultural traditions, patterns, cultural meanings, values, and innovations live and interact in this space. It is emphasized that urban space acts as a form of existence of public relations, fixed by everyday practices, preferences, and traditions. The article discusses the key architectural structures that make up the iconic identification of the Central historical urban development of Evpatoria, their artistic, plastic and design features.

 

Ключевые слова: малый Иерусалим; этнокультурная среда города; архитектура; историческое наследие.

Keywords: small Jerusalem; ethnocultural environment of the city; architecture; historical heritage.

 

Пространство выступает одним из основных символов жизни. Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира. Каждая культурная эпоха создает свое культурное пространство, наполнение которого духовным содержанием осуществляется человеком. Культурное прост­ранство несет в себе "печать" человеческой деятельности. Проблема этого пространства имеет междисциплинарный характер. Оно тесным образом связано с географическими, политическими, экономическими, региональными, этническими особенностями территории, где проживает то или иное население − носитель определенной культуры (или нескольких культур).

Ближе всего к понятию "культурное пространство" находится категория культуры. В соответствии с информационно-семиотическим подходом, культура рассматривается как мир артефактов − продуктов человеческой деятельности; знаковый мир кодов, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется, накапливается и передается во времени и пространстве социальная информация; мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения, в действия. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Из суммы этих предметов и возникают конкретно-исторические типы культур [5].

Местный (региональный) уровень творческого освоения этнокуль­турной сферы предполагает раскрытие специфических особенностей как наиболее характерных в ее пространственно-территориальных границах. Главная цель состоит в поиске исходного культурологического мате­риала, его отборе и дальнейшем образно-архитектурном переосмыслении [4, с. 64]. Этнокультурная сфера, воплощенная в духовной, материальной и образно-художественной формах, является главным источником как содержательно-смыслового, так и предметно-вещественного материала, столь необходимого в ходе реализации архитектурного процесса творчества. Сфера духовной культуры, ее мифы, сказания и легенды, народные обычаи, приметы и поверья, священнодействия и ритуалы составляют ценный образно-смысловой материал, столь необходимый в процессе поиска идейно-содержательных основ архитектуры.

Человек приписывает своей деятельности определенные смыслы, с разной степенью ясности распознает события. Смысл каждого из них опознается через включенность в ту или иную конфигурацию. Устойчи­вые конфигурации определенным образом форматируют социокуль­турную жизнь, придают определенность ее фрагментам. В этом случае можно говорить об относительно устойчивом культурном пространстве, в котором происходят текущие события, не меняющие принципиально заведенного хода вещей. Перенастройка происходит только тогда, когда смыслу привычных действий придаются новые оттенки, в какой-то момент меняющие его радикально. При этом возможно сосуществова­ние нескольких смыслов одновременно, а их конфликты связаны с тем, что участники взаимодействия начинают по-разному идентифицировать социальные конструкции событий [1, с. 14]. Не последнюю роль в этом процессе играет религия.

Система культовых идей, фиксируя мировоззренческий уровень человеческого общества, находит свое отражение во множестве форм религиозно-мифологических и политико-социальных идеологий. «Идея священного пути» выступает, например, связующей основой в египетской мифологии; «идея райского сада» — в исламской религии; «идея небесной иерархии» — в христианстве; «идея поднебесной» — в буддизме; «идея светлого будущего» — в миросозерцании социализма; «идея мировой души» получает антропоморфное воплощение в древне­греческой мифологии.

Битвы за свою веру часто бывают самыми жестокими. Вот и сейчас каждый с оружием готов защищать своё вероисповедание и доказывать, что оно — самое верное и правильное. И не в каждом городе несколько религий и культур могут соседствовать так близко, как в Евпатории.

Название "Иерусалим" переводится как «жилище мира», и это место и в правду является центром всех главных мировых религий. Такое же название имеет и старинный район города Евпатории, которая и сама считается древнейшим городом не только Крыма, но и России (старше только Керчь − более 2700 лет). Первое упоминание о поселении на территории нынешней Евпатории относится к 497 году до нашей эры! Город, богатея и развиваясь, еще в древние времена стал многонацио­нальным. Верующие разных конфессий строили свои храмы и мирно сосуществовали, именно в этих старых, узких улочках Гезлева, а позже Евпатории, остались стоять рукотворные молитвы Богу – древние мечети, кенассы, молитвенные дома, синагоги и православные церкви. Все эти достопримечательности расположились на площади менее двух квадратных километров. Иерусалимом это место назвали так, поскольку буквально в 200 метрах друг от друга в старой части Евпатории в дружеском соседстве находится молельные дома разных националь­ностей.

Евпатория – один из самых древних городов мира, который возрастом может тягаться с Римом и Афинами. Центральная часть древнего города под названием Малый Иерусалим сохранила тысячи уникальных артефактов из древнего мира, подтверждающих его связь с могущественными цивилизациями античности. Первые упоминания города относятся к V веку до Рождества Христова. В Евпатории отлично сохранились части древнего города. Это уникальное место для ценителей культуры и истории. На территории Малого Иерусалима находится целых 6 религиозных представительств: 2 синагоги, 3 караимских (караимы − потомки хазар — тюркского кочевого народа VII‑X вв н.э., который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым.) кенасы, православная церковь, армянский храм и старая мечеть. Изначально, в течение нескольких веков до нашей эры в области Евпатории проживали древние греки. Здесь было небольшое поселение с традиционными видами земледелия и виноделия, бытовыми и культур­ными постройками. Назывался античный город Керкинитида. [2, с. 138].

В XVI столетии город стал крупной торговой точкой, в которую стекались купцы из разных концов света. Здесь уживалось больше 10 народностей. А еще древняя Керкинитида была крупной портовой столицей − в сутки здесь разгружались до 700 торговых судов.

Только при установлении Крымского ханства на месте, которое несколько веков пустовало вследствие разрушительных набегов гуннов, готов, печенегов, хазар, скифов, образовался новый город. Его назвали Гезлев (Гезлев − в переводе с тюркского − "источник"), русские же, с легкой руки А.В. Суворова, обеспечивавшего руководство русской армией по обустройству Ахтиарской бухты (ныне − Севастополь), произносили имя города по-своему – Козлов. После присоединения Крыма в 1784 году город переименовали в честь Понтийского царя Митридата Евпатора, так как старое название показалось императрице Екатерине II не слишком благозвучным. Именно с конца XVIII века начало формироваться общее единое пространство Старого города [2, с. 141].

Малый Иерусалим – это охраняемая территория Евпатории, которая находится прямо в городе, а не в его окрестностях или нескольких километрах от курорта (Рис. 1). Древние достопримеча­тельности лишь немного восстановлены и укреплены, однако сохраняют исторический вид.

 

Рисунок 1. План Малого Иерусалима

 

По Малому Иерусалиму проходит туристический маршрут с анало­гичным названием. В него включено 12 архитектурных и исторических памятников. Старый город – это сочетание мусульманских и восточных традиций с иудейскими мотивами. Рассматриваемая в данной статье площадь находится ныне в границах улиц Интернациональной, Революции, Героев Десанта и Караева, располагается на месте сущест­вовавшей здесь около тысячелетия назад татарской крепости Гезлев. Планировка города похожа на то, что можно видеть в Стамбуле. Удивительного в этом ничего нет, поскольку именно турецкие зодчие возводили все общественные и бытовые постройки. Город был обнесен стеной с каменными башнями, имевшими бойницы для артиллерийской стрельбы. В плане город напоминал вытянутый с запада на восток овал, а кривые узкие улочки были призваны запутать противника, если он прорывался за городские стены.

 

Рисунок 2. План Старого города. Реконструкция

 

Одна из самых ярких достопримечательностей древнего города, встречающая туристов на входе, – это крепостные ворота (Ворота дровяного базара). По периметру крепости Гезлев их было установлено 5 штук, но сохранились только одни. Крымские ханы, их свита, импе­ратор Александр I, поэт Адам Мицкевич, генерал Александр Суворов и многие другие известные люди въезжали в арку «Одун-базар-къапусы». Через эти ворота, как правило, и покидали город – тут начиналась дорога на Бахчисарай и Симферополь. Внутри находится этнографический музей татарского быта, в котором собраны экспонаты со времен Крымского ханства. Среди экспонатов музея − национальные костюмы, предметы быта, посуда, родовые знаки влиятельных татарских семей и др. Там же расположен огромный макет древнего поселения – 5 на 9 метров (Рис. 2).

Главной улицей Старого города называют Караимскую. На данной улице располагается уникальная достопримечательность − Караимские кенасы (начало XIX в.). Это красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух молельных домов (Большая и Малая кенасы), трех внутренних двориков, этнографического музея и караимской библиотеки.

Другой достопримечательностью, также связанной с религией, но уже с мусульманской, является комплекс зданий, объединяющий Текие дервишей, медресе и мечеть Шукурулла-эфенди. Эти строения были возведены примерно в XV – XVI вв. Дервиши − последователи особого религиозно-философского течения у мусульман. Они отвергали богатство и путешествовали по городам, проповедуя истинную веру и наставляя заблудшие души. Текие − это их обитель, где они могли на время остановиться. В настоящее время здесь создан музей, в котором проходят экскурсии и можно услышать особую музыку и увидеть реконструкцию обряда, когда дервиши кружились в танце, выкрикивая религиозные стихи и погружаясь в экстаз.

Красивое и величественное строение, дошедшее до наших дней из XVI в., − мечеть Джума-Джами. Она считается одной из главных мусульманских святынь в Крыму. Второе название этой мечети Ханская, так как здесь ханы объявляли о своем восшествии на трон. Религиозная святыня строилась по проекту известного турецкого архитектора Ходжи Синана (заложена в 1552 г.). Учитывая, что архитектор одновременно строил мечеть султана Сулеймана в Стамбуле, можно понять насколько значим был этот проект для Крыма. В нем воплотились классические восточные мотивы с самобытными для Крыма орнаментами. За время своего существования она подвергалась некоторым перестройкам. Два ее 35-метровых минарета подверглись разрушению − один в XVII в., другой в XIX в. Они были восстановлены во время реконструкции в 1985 году. Мечеть Джума-Джами представляет собой 22-х метровое сооружение, напоминающее куб, автор при постройке использовал прин­цип подобный строительству Константинопольского собора Св. Софии. Верх мечети венчает купол диаметром в 11 метров, который поддер­живает барабан с большими окнами. Основной купол окружен еще одиннадцатью небольшими куполами, располагающимися чуть ниже его. Ярус, находящийся вверху, украшен разноцветными витражами, которые меняются по количеству времен года и являются символом вечности. Здесь до конца 20-х годов прошлого века хранился Коран 15 века, который сейчас находится в музее Санкт-Петербурга. Сегодня мечеть является действующей и передана мусульманской общине города. Отсюда, с белоснежных минаретов, разносится эхом напевный голос муэдзина, перекликающийся со звоном колоколов Свято-Николаевского собора, расположенного через дорогу (Рис. 3).

 

Рисунок 3. "Фото Свято-Никольского собора (слева) и мечети Джума-Джами (справа)"

 

На улочках Старого города можно увидеть и синагогу Егие Капай. Она была построена в начале ХХ в., и называют ее Ремесленной. Строилось сооружение на деньги ремесленников, городской управы и меценатов-евреев. В ее строительстве применен мамайский желтый известняк, была соблюдена технология кладки с правильной сменой рядов (перевязью). Синагога имеет прямоугольную форму базилики, имеющую три уровня. Два из них имеет прямоугольные окна, а третий круглые, на которых видно витраж звезды Давида. Главной святыней в синагоге является стена с алтарем, где сохраняется свиток Торы. Есть в городе и другая синагога, деньги на строительство которой выделили местные купцы, поэтому она называлась Торговая.

На туристическом маршруте по "Малому Иерусалиму" можно встретить и несколько храмов христианской конфессии. Один из них − Свято-Николаевский собор, освященный в честь святого покровителя моряков и путешественников в 1899 г. Храм возведен на месте сущест­вовавшего здесь ранее другого православного храма и посвящен памяти участников событий времен Крымской войны. Свято-Николаевский собор (Святителя Николая Чудотворца) считается самым вместительным храмом на полуострове, превосходит который лишь Херсонесский Владимирский собор. Он является аналогом Константинопольского собора Святой Софии. Этот интересный памятник храмового зодчества имеет вид восьмиугольной постройки (октагон) с массивным куполом из монолитного бетона. Храм разделен тремя приделами, в центре которого находится придел Николая Мирликийского, с левой стороны – Иакова Зеведеева, а правый посвящен князю Александру Невскому. Строительство храма началось в 1893 г. на собранные пожертвования всех имевшихся в Евпатории религиозных общин. Фасад здания украшают три вида крестов: православные, греческие и георгиевские.

Другой христианский храм – церковь в честь Святого Илии Пророка. Святыня возводилась в 1911−1918 гг. по инициативе греческой общины Евпатории, поэтому храм называют Греческим. Ильинский храм построен городским архитектором А.Л. Генрихом, большим привер­женцем стиля модерн, в чем можно убедиться, пройдясь по улице Дувановской в Евпатории. Почти все особняки этой улицы спро­ектированы этим замечательным архитектором [3, с. 46].

Храм Святого Илии, наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.

Турецкая баня XVI века – памятник османской архитектуры и один из уникальных объектов «Малого Иерусалима». В средневековом Гезлеве имелось несколько бань, но до наших дней сохранился лишь хаммам XVI века на улице Красноармейской. Бани работали до 1992 года (около 500 лет). Технологию строительства бань с воздушным обогревом турки переняли от древних римлян. Турецкие бани не были столь величественны, однако их проектировка и введение в действие требовали от мастера большой подготовки и очень ответственного, усердного труда. Турецкая баня состояла, как минимум, из четырех помещений: разде­валки, теплой комнаты для подготовительных процедур, жаркой комнаты для потения и, наконец, моечной, где мылись, принимали холодные ванны, умащивали тела благовониями. Свет подавался через специальные отверстия в куполах. Высота в зените самого высокого купола составляла 5,5 метра.

Последнее культовое сооружение - здание Армяно-григорианской церкви Сурб Никогайос (Святого Николая), расположенное по ул. Интер­национальной, основанное в 1817 году. Церковь зовется армяно-григорианской – по имени своего основателя епископа Григора. По архитектурному стилю оно относится к крестово-купольным трехнефным базиликам с элементами классицизма. Она имеет три входа – западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с кресто­выми сводами, причем западный был выше остальных и служил звонницей. 

Исторический центр города имеет большую культурно-историческую значимость и высокий уровень сохранности представлен­ных на нём объектов, о чём свидетельствует мировое признание маршрута: он занял первое место в конкурсе "Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов". Всемирная организация ЮНЕСКО внесла "Малый Иерусалим" в список туристических маршрутов, рекомендованных к посещению. Сейчас в Евпатории официально зарегистрированы 14 национально-культурных сообществ, большинство из них имеют свои музеи, с помощью которых любой желающий может ознакомиться с культурными особенностями любой конфессии. Удивительно, но в Старом городе нет национальных кварталов и это реальный феномен архитектурной полигамии, воспри­нимаемый тем не менее в целостной аутентичности.

 

Список литературы:
1. Дулина Н. В., Естрина О. В. Социокультурное пространство: определение.; Человек, культура, общество. − Волгоград, 2007.
2. Кутайсов В. А., Кутайсов М. В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время.– К.: «Стилос», 2007.
3. Кутайсов М. В, Кутайсов В. А. Православные храмы Евпатории // Историческое наследие Крыма. – 2005. – № 10.
4. Песикова А. С. Взгляд изнутри культуры. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006.
5. Филиппов А. Пространство социальных событий: формирование и транспонирование фигураций. Единство культурного пространства или сумма территорий? // Понятие границы в историческом и современном контексте: 3 ежегодная Межрегион. конф. − Норильск, 25 ноября 2006.