СВОЕОБРАЗНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ ТОФИКА АГАБАБАЕВА
Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
СВОЕОБРАЗНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ ТОФИКА АГАБАБАЕВА
LANDSCAPE GENRE IN TOFIG AGABABAYEV’S ART UNIQUENESS
Vafa Orujova
Dissertation candidate, Azerbaijan State Academy of Fine Arts, Azerbaijan, Baku
Аннотация. В статье описываются художественные особенности пейзажных произведений, созданные в разные годы народным художником Азербайджана Тофиком Агабабаевым. Своеобразность, цветовая динамика, лиризм и другие особенности работ художника из этой серии были рассмотрены как основные черты, характеризующие его творчество. Импрессионистические влияния, выдвигающие понятия света, цвета и времени на первый план в созданных мастером произведениях, основанные на идее, что пейзаж, соответствующий иному моменту иного времени, уже никогда не будет выглядеть прежним, подтверждены на основе анализа, проведённого с рядом работ художника.
Abstract. The article reveals some artistic features of the Tofig Agababayev’s works, dedicated to the landscapes created in different years. The artist's works which belong to this series are characterized by uniqueness, color dynamics, lyricism and other features have been taken into account as the main peculiarities characterizing creativity. Impressionist impacts based on the idea that a landscape corresponding to various moment of time will never look the same again, emphasizing the concepts of light, color and time in the works created by the artist, have been confirmed on the basis of analyzes carried out on several works.
Ключевые слова: Азербайджан, Тофик Агабабаев, художник, живопись, произведение, пейзаж.
Keywords: Azerbaijan, Tofik Agababayev, artist, painting, work, landscape.
Завоевание Азербайджанской живописью передовой позиции на территории бывшего СССР, без всякого сомнения, связяно с имеющимися древними и богатыми художественными традициями, а также запоминающимся вкладом азербайджанских художников в её различные жанры. У знаменитого поколения «шестидесятых» были большие заслуги в развитии азербайджанского изобразительного искусства ХХ века. Одним из мастеров живописи, внёсших достойный вклад в станковую и монументальную живопись того поколения, является народный художник Тофик Агабабаев. Отношение мастера к различным жанрам и темам также различно и своеобразно. Несмотря на то, что пейзажный жанр, как правило, считается источником красоты, мотивы природы Т.Агабабаева хоть и странно выражены, но заставляют нас задуматься. Это, в первую очередь, исходит из того, что художник предоставляет возможность зрителю наряду с красотой в местах, которые может увидеть каждый, творческие человеческие отношения с причинами, способными обусловить её возникновение, а также пытается показать эти необыкновенные качества там, где на первый взгляд нет никаких признаков красоты. У каждого народа есть внутренний мир, который рождается из среды, в которой он живет, из культурной жизни, которой он питается, из природы, нисходит в органы чувств человека и формирует его. Т.Агабабаев добивается в своих работах особого ритма и плавности, он ищет и находит совместимые краски в цветовых отношениях. В каждом его произведении чувствуются ненарушаемый ритм и целостность в цветах. Высокий уровень цветоощущения, завершённость его работ контрастными цветами в общей гармонии постоянно поражали зрителей. Требуется большое мастерство, чтобы донести созерцающему понятие необыкновенной красоты во всем ее значении, продуманное с тонким вкусом. Подобное качество с новой силой подтверждается в творчестве Т. Агабабаева. Мастера, принёсшие своеобразный стиль в искусство живописи, являются значимыми примерами для всех деятелей изобразительного исскуства. Например, Т. Агабабаев, использовавший в произведении «Продуктивная осень» совершенно иное средство художественной выразительности, полностью отказался от реалистической внешности. Это произведение можно рассматривать и в другой форме, например, как праздничное воспевание. В описании природы везде продуманные крупные и мелкие мазки, штрихи и линии – цветные «бахромы» создают беспорядочность, неразбериху. В их колорит входят основные тона осени – здесь выделяются красно-оранжевые и зелёно-жёлтые цвета листьев, пасмурная синева неба и чёрный цвет почвы, сочные краски осенних плодов. Работа носит символический характер. Реальность подчинена внутреннему миру художника. В произведении отличается художественностью чувств и выражением внутренного волнения мастера. Наблюдение за природными явлениями, пейзаж-настроение, выражающий волнение души художника, приведённой в движение золотым закатом осени очень интересны зрителю. Это произведение по своему характеру является чисто декоративной абстракцией. Здесь происходит уникальное событие перехода, то есть художник выражает посредством цвета реальный сюжет, подчиняя своим волнением и средством выражения свой внутренний мир. Общее соответствие цветов приводит в движение всю гармонию доски [1; 2].
Вообще во всех пейзажных произведениях Т. Агабабаева постоянно проявляется его любовь, чуткое отношение к родине и природе, что можно видеть в его произведении «Летний пейзаж Ичери-шехера». По своей художественной ёмкости художник проявил большое мастерство в изображении деликатной темы очень тонкими оттенками. В каждом мазке кисти чувствуется, что картину он создавал с особыми любовными чувствами. Т.Агабабаев, любящий природу и родину, из своей любви к Баку создал летние пейзажи Ичери-шехера, тёмными и светлыми оттенками, сочетая теплые и холодные тона. Он решил изобразить не современный облик Ичери-шехера в пейзаже, а подчеркнул его древность, что доказывает умение мастера донести зрителю историчность. Изображение Ичери-шехера, несколько изменившего свою форму, в окружении лишь исторических зданий служит цели художника. Образ старинных зданий из белого известняка с ярко-синими дверями прост, но заставляет задуматься и переносит в мир грез. Эти здания написаны по левой и правой сторонам дороги, тянущейся в композиционном решении центральной части работы. Вид очень маленькой части моря вдали контрастирует с яркими красками переднего плана. Но удачная передача этого небольшого контраста доносит зрителю лиризм моря, который проявляется даже в очень незначительной степени. Мы видим здесь не реальный пейзаж, а его лиризм, романтизм, основанный на цветах, который оживает в воображении художника. Конечно, главным условием для этого является правильное и уместное размещение элементов и объектов, а также сочетаемость их цветовых оттенков. Художник, успешно справившийся со всеми этими условиями, смог добиться художественного решения декоративности на льне. Люди, зримые вдалеке чёрными силуетами, изображение фаэтона представляет собой художественный образ пространственной среды, повествующий о далёком прошлом нашей истории и с такой же чувственностью воспринимаемый сегодня. Чтобы дать почуствовать палящую жару лета, художник использовал здесь цвета в особых сочетаниях, преимущественно желтые, розовые и зеленые тона в изображении стихий природы. Белые здания, яркая растительная природа, темнеющие лица людей и море издалека, фаэтон, – все это вместе, придавая произведению целостность и полноту, привлекает внимание зрителей.
Это исходит из того, что художник обращается к абстрактным формам выражения изобразительного искусства. Художник, не удовлетворённый успехами своего творчества и постоянно делающий поиски в искусстве, раскрывает свою богатую духовность через сильное чувство цвета, умеет образно выражать свои идеи – это одно из характеристик, определяющих его творческое «я».
Пейзаж – без сомнения, самый лирический вид изобразительного искусства... здесь способы выражения – формы, краски, линии и пространственный ритм получают непосредственную выразительность, имеют особое и искреннее влияние. Активность способностей описательного языка, полное раскрытие его возможностей, обобщение естественных форм, доведенных до абстракции – подчинение ритмов описания композиции описательной логике выражения мысли, а не наблюдению за природой, приводит к усилению декоративной выразительности произведений. Одним из главных преимуществ пейзажей является то, что в них отдано большое место разнообразию.
Органическая связь искусства Т.Агабабаева с традициями национального искусства, цветовая ёмкость его природных произведений проявляются в гармонии, способной создавать ассоциации с декоративными красками для ковров. В этом направлении художник словно создал своеобразный стиль описания, сочетающий живость конкретных наблюдений с фольклорным искусством. Даже беглый взгляд на произведения художника позволяет определять особенности его описательного языка. Как правило, это пастозные картины, созданные путём включения «сам по себе» в композицию формы, созданной краской. Пейзажным произведениям Т.Агабабаева в основном свойственны бурление эмоций, богатство и то, что они трогают за душу зрителей. У каждого из них свой сюжет, палитра, фон. Создание характерного образа природы в таком виде встречается и в картине художника «Солнечный дождь». И здесь художник, старающийся раскрыть лиризм природы, её взаимоотношения с людьми или, наоборот, её закрытый характер, предпочитал в этом пейзаже в основном светлые цвета и более яркие эффекты. Он самым чутким образом передал взаимный «танец» этих двух явлений природы, заставляющих капли дождя сиять в воздухе, как алмазные зерна, и солнечные лучи, устанавливающие связь друг с другом. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый – цвета радуги, создаваемые дождём, падающим из голубых облаков на открытом небе, и лучами солнца, сияющими сквозь эти облака, не похожа на «Хну бабушки Фатьмы» как это называется на известном нам народном языке, и распространяется к краям, еще больше усиливая светлые тона центра. Все цвета стекают на почву, словно вместе с каплями дождя и солнечным светом, добавляя дыхания её плодородию. Гармония цветов напоминает радугу, это проявляется повсюду. Изображая произведение с блестящей, как стекло, поверхностью, художник словно решил воплотить все изображение в видимой из-под воды форме. Этим он «озвучивает» романтику солнечного луча и дождя, «шучущих» друг с другом, возможно «упрямой» капризности на льёне, как гармоничное звучание музыкальных нот [4; 5].
Или в качестве яркого примера вышеизложенного можно привести произведение «Утро», привлекающее внимание своими формами, далёкими от изображения реальных элементов природы через цвета и тоновые пятна. Художник, умело адаптирующий оптимистические оттенки утра, рождающего зарю, воспевающего чистоту воссоздал лиризм выражения тонких моментов в светлом воспевании зари. Картина освещена мягким светом весеннего утра. Композиция отличается мягкостью, прозрачностью и тонкостью красочных тонов. Яркий белый тон, перетекающий через оттенки оранжевого, бирюзового, синего, ярко-желтого и покрывающий основную часть картины, объясняет впечатление от пейзажа и атмосферы, которую он дарит. Если сравнить цветовую гармонию с грустными музыкальными звуками, то следует отметить гармоническую плавность и грусть их обоих.
Хотя Т.Агабабаев и не воспринял строгую идеологию в полном её виде, однако её признаки он демонстрирует в своих произведениях. В основном в полотнах, созданных им описывалось выражение его невидимого внутреннего мира. Взаимоотношения мотивов, цветовая гармония, плавные тона преимущественно тёплых оттенков в жанре пейзажа, вдохновленного красотой, всегда заставляют нас задуматься. Причина этого объясняется тем, что художник выражает своё творческое отношение к природным пейзажам, которые видит каждый из нас, и создает лирику среды, далёкой от обычного описательства. Это хорошо видно на его картине под названием «Пейзаж». Гармония цветов в картине, чуткий лиризм, создаваемый тёмными и светлыми, тёплыми и холодными тонами, представляют ту цветовую гармонию, которую глаз может воспринимать максимально. Работа посвящена фрагменту среды, свойственной природе Азербайджана. Однако художник, добившийся целостности, описавши один фрагмент, осуществлял это, используя все краски природы при выборе рассматриваемой нами части, предпочитая правильные и подходящие элементы. Главный аспект, что обращает на себя внимание в пейзажных работах художника, это то, что он отображает в синтезе с частью архитектурной среды, пусть даже и небольшой элемент, и поэтому мы являемся свидетелями успешной реализации художником отношения между человеком и природой, и попытки их встречи. Контрастная гармония светло-голубого и бирюзово-зелёного выражает не только реальный вид неба и деревьев, но и его лиризм. Выдвинутые вперёд зелёные тона позволяют остальным элементам заднего фона не упускаться из виду и привлекать зрителей.
Художник не считал целесообразным, чтобы видимые вдали горы были зелёными, поэтому разрешил их близкими оттенками с тоном неба и тем самым выразил художественное торжество романтической пространственной среды природы. В то же время художник, успешно реализующий понятие далеко идущей глубины, поставил свою подпись на запоминающемся произведении искусства такими художественными средствами, чтобы придать ему романтическую атмосферу и впечатляющий образ в пейзажном произведении. Цвет белой извести дома, данного в левой части картины, выделяется среди красочных тонов природы, как бы объясняет его иной характер на лоне природы, и то, что он отделен от них как кусок, созданный людьми, а не Творцом. Тёмный кизиловый цвет, тянущийся по самому центру работы, делит картину на две части, создавая барьер между её тонами относительно близкого характера и определяя центр между дальним и близким [3].
В пейзажных произведениях Т. Агабабаева импрессионистические влияния, выдвигающие вперёд понятия света, цвета и времени, основанные на идее, что пейзаж, соответствующий иному моменту иного времени, уже никогда не будет выглядеть прежним, проявляют себя более заметно. В этих картинах художник умело осуществлял в убедительной выразительности тонов световые и цветовые нюансы, которые в то время дня уловил. Основными моментами, характеризующими творчество художника, являются его неустанные поиски в области живописных форм, создание им гармонии возвышения соответствия цветов.