Статья:

Трансформация методологических основ учебного рисунка в современном художественном образовании

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Трансформация методологических основ учебного рисунка в современном художественном образовании // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трансформация методологических основ учебного рисунка в современном художественном образовании

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL DRAWING METHODOLOGICAL BASES IN MODERN ARTISTIC EDUCATION

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History,  Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В представленном материале рассматривается объективность результата познания в процессе рисования для студентов художественно-промышленных вузов и учебных заведений строго художественного профиля. Дается понимание того факта, что процесс создания реалистического рисунка  мыслится через призму диалектики природы познания гносеологических процессов. Подчеркивается, что всестороннее понятие о предмете в процессе рисунка формируется только в результате последовательного ряда зрительных представлений и логических суждений.

Abstract. The presented material considers the objectivity of the result of knowledge in the process of drawing for students of art and industrial universities and educational institutions of strictly artistic profile. The author gives an understanding of the fact that the process of creating a realistic drawing is thought through the prism of the dialectics of the nature of knowledge of epistemological processes. It is emphasized that a comprehensive concept of the subject in the process of drawing is formed only as a result of a sequential series of visual representations and logical judgments.

 

Ключевые слова: реалистическое искусство; материалистическая эстетика; художественное образование; методология преподавания.

Keywords: realistic art; materialistic aesthetics; art education; teaching methodology.

 

Под научными основами учебного рисунка в системе высшего образования следует понимать те научные принципы, которыми руководствуется та или иная художественная школа, исходя из своих профессиональных задач. В настоящее время, ввиду дифференциации высшего художественного образования на абсолютно художественное и художественно-промышленное, включая в него архитектурное, мы обнаруживаем соответствующую разницу в принципах восприятия изображения и его отражения на плоскости листа вследствие разных методических установок, свойственных определенным образовательным направлениям вузов. Соответственно, обнаруживается разница в вопросах и методах познания и изучения окружающей действительности, а также будут по-разному трактоваться специфические закономерности, присущие рисунку − законы перспективы, теория теней, пластическая анатомия, графические характеристики изображения и т.д.

Тем не менее, отечественная школа рисунка, продолжая развивать традиции реалистического искусства, следует принципам выдающихся просветителей и художников-педагогов прошлого, которые стремились поставить художественную школу на научную основу, разработать четкую теорию и методику обучения изобразительному искусству. Художники эпохи Возрождения не мыслили развитие искусства в отрыве от науки. Выдающиеся представители академического направления, разработавшие систему художественного образования и воспитания, подняли методику преподавания на новую ступень. Российская художественная школа ХХ века, творчески воспринимая все то, что было накоплено лучшими представителями предшествующих поколений, качественно обогатила систему методов и приемов обучения рисунку.

Уже с первых занятий, раскрывая технику построения изображения, методическую последовательность анализа натуры, педагоги стремятся направить мышление студента на понимание того факта, что интерпретация натуры в художественных образах является не механическим процессом, а результатом ее познания и глубокого изучения. Искусство отражает окружающий мир в образной форме, наука − в понятиях, категориях и законах. Процесс познания сущности природы рисунка сложен. Форма отражения собственно природы в познании человека такова, что он не может охватить, отразить и отобразить природы всей, полностью в ее целостности, он может лишь приближаться к этому через абстракции, понятия и законы, т.е. через научную картину мира.

При всей сложности и разнообразии явлений природы только логика познания реальной действительности позволяет человеку приблизиться к истине. Одной из задач учебного рисунка и является раскрытие путей познания, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Путь познания реальной действительности подчиняется определенной диалектической закономерности: от простого к сложному, от визуального восприятия к синтезу конструктивного и аналитического мышления к практическому анализу создаваемого "продукта" изображения. Этим продуктом может быть не только сам рисунок и его производные − эскизы к проектируемым объектам, но и сами объекты как результат мыслительных действий и технологических процессов.

Вопрос об отношении художника к реальной действительности всегда вызывал много споров. Вокруг этого вопроса до сих пор ведется спор между представителями материалистической и идеалистической эстетики. Представители идеалистической эстетики (Кант, Гегель, Шиллер, Шеллинг − в философии; Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ле Корбюзье, Мельников, Кандинский и т.д. − в изобразительном искусстве и архитектуре) утверждают, что для художника первичным должно являться чувство и вдохновение [1].

Активная роль в познании отводится продуктивной творческой силе воображения. Развивая мысль И. Канта о том, что воображение не столько отражает, сколько творит действительность, Г. Гегель выдвинул творческий аспект на первый план. Он обосновал связь осмысленного созерцания явлений с действием силы воображения, высшей формой которой называют продуктивное воображение (творческую фантазию). Продуктивное воображение следует считать не только специфической особенностью художественного творчества, но и неотъемлемым качеством любой проектной деятельности. Подобный взгляд на эту форму функционирования человека выделен философской наукой сравнительно недавно.

Материалистическая эстетика (Чернышевский, Луначарский, Плеханов − в философии; Мане, Курбе, Иванов, Брюллов, Суриков, Репин и т.д. − в искусстве) наоборот, утверждает первичность реального мира и вторичность художественного мышления образами, основывая свои суждения на том, что искусство является своеобразной формой отражения объективно существующего мира [2].

Как проявляются разные точки зрения в искусстве, в рисунке в частности? Реалистическое искусство − искусство визуально правдивой передачи реальной действительности. Идеалистическое искусство более сложно. Оно основано не только на принципах гармонизации композиции, оно использует анализ собирательных образов, технологий, чувств и отражение всего этого определенным набором графических средств. И, вследствие этого феномена, наверняка, нельзя называть это направление искусства формальным, как это утверждалось у нас в стране на протяжении почти всего ХХ века. Художник реалистического направления стремится изобразить окружающий его мир как можно правдивее и точнее. Это его право. Да, реальная действительность является исходным моментом в творчестве художника-реалиста. Поэтому художники-реалисты ставят на первое место объективно существующий мир, реальную жизнь, утверждая первичность материи и вторичность сознания. На этом утверждении основывалась отечественная художественная школа почти весь ХХ век. Исключением были лишь авторы учебных программ ВХУТЕМАСа в период 1920-х годов, которые переосмыслив существовавший до этого времени мировой художественный опыт в области архитектуры и изобразительного искусства, предложили иной взгляд на способы восприятия окружающей действительности, создав синтез реальности и абстрактного мышления с приоритетом второго, как катализатора образного мыслительного начала.

Это объяснялось тем обстоятельством, что авторы этих программ видели дальнейшее развитие изобразительного искусства в контексте промышленного производственного искусства, дизайна. Профессиональное дизайн-образование решает задачу обучения дизайнеров, обладающих широкопрофильной гуманитарной и фундаментальной подготовкой в областях практической и теоретической методологии проектирования. Главенствующим составным элементом в профессии дизайнера является владение художественными методами, техниками, языками, а также, владение мышлением «формой» и «материалом» [5, c. 37].

Дизайн – это творческая деятельность, которая в процессе проектирования в различных областях человеческой деятельности, объединяет разные достижения в сфере техники, технологии, экономики, инженерного конструирования, социологии, искусства, а также, эта деятельность направлена на разработку и воплощение высококачественных и эстетически совершенных серийных изделий. То есть речь идет о художественном освоении практической основы вещи в образовательной системе и действующих учебных планах университетов. В этом случае, который рассматриваем мы, возможно говорить об интеграции дисциплин, характерных разным видам дизайна. Дизайнер мыслит образами, поэтому восприятие действительности у него отлично от художника реалистического искусства. Образ, если мы подразумеваем эстетическое начало в нем, всегда стремится к идеалу, поскольку сама профессия дизайнера предполагает создание идеальной среды, в которой бы человек осуществлял свою жизнедеятельность. Дизайн не останавливается на создании красивых вещей и укореняет свою двойственную утилитарно-художественную природу, изыскивая способность придавать творениям образно-выразительный характер, сопоставляя композиционные и цветовые отношения, пропорции, ритм, силуэт, фактуру, орнаментальную отделку вещи, придавая проекту особый пластический язык, при помощи которого можно эмоционально рассказать, что конкретная вещь представляет, для чего она произведена, для кого она создана и какие цели преследует при реализации. Таким образом, материальная вещь, из эпохи в эпоху, становиться носительницей духовного смысла, ее форма, не показывая человека, создает образ человека − конкретной эпохи, культуры, национальной принадлежности, социального состояния, душевного склада [4, c. 224].

Художник реалистического направления, желающий правдиво изобразить окружающую действительность, изучает законы ее развития. Чтобы правильно нарисовать натуру, он должен выяснить ее характерные особенности. Еще в начале ХIХ века русский теоретик искусства И. Войцехович писал: "Истина есть сходство наших представлений или понятий с самой вещью. Она должна быть основателем каждого произведения изящного искусства" [2, с. 44].

Основываясь на этой мысли, методология преподавания рисунка в нашей образовательной системе ХIХ − ХХ века, решительно пресекала абстрактные тенденции, выступая за научное освещение процессов познания и творчества. Процесс создания реалистического рисунка не мыслился без гносеологических процессов. Для того, чтобы правильно нарисовать предмет, необходимо, наблюдая, понять его строение, раскрыть его характерные особенности. Способность правильно видеть и понимать окружающий мир есть у каждого человека и абсолютно справедливо, что реалистическое искусство культивирует эту способность еще в довузовском образовании, поскольку абстрактное мышление возможно лишь на основе трансформации реалистического восприятия. Такова диалектика природы познания. Человеческое познание мира представляет собой процесс отражения, который начинается с ощущений и поднимается до диалектического мышления, отражающего в понятиях и образах объективную реальность. Органы чувств дают человеку представление о внешнем мире. Ощущения являются источником всех наших знаний. Для реалиста внешний мир есть источник ощущений, а они, в свою очередь, лишь субъективный образ реального мира. Для художника художественно-промышленного профиля, приученного мыслить не только реалиями, но и образами, изображаемый предмет становится комбинацией ощущений, но лишь только после изучения его характеристик. Подобно тому, как реалист на практике изучает основы натуры, ее строение и пластические черты, дизайнер не останавливается на этом этапе, он, анализируя модель в ее реальных характеристиках, идет дальше − он стремится создать эстетически привлекательное и логически обоснованное композиционное изображение, пусть даже и не точное с точки зрения анатомических черт натуры. Дизайнерское мышление, как известно, во многом основано на креативе, иным словом, на создании. Создание, проектирование основано на логических принципах построения.

В этом контексте мы подошли к вопросу о различии восприятия внешнего мира и о субъективности его отражения. Для художественной педагогики этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение, поскольку от него зависит правильное направление и решение проблемы методики обучения и художественного воспитания. С методологической и методической точки зрения неверны рассуждения о различном психофизиологическом восприятии одних и тех же предметов у разных людей. Практика показывает, все люди видят одинаково, но по-разному воспринимают мир. Посмотрите на известный рисунок фрески Микеланджело "Сотворение Адама": фигура Адама решена по системе окружностей, соединяющихся в точке переднего вертела, а все узлы фигуры, такие как локти, плечи, внешние контурные линии некоторых частей фигуры расположены по внешним радиусам этих окружностей. Любой врач, знающий анатомию человеческого тела, посмотрев на эту фреску, Вам скажет, что в реалии мышечная структура таким образом, как в рисунке Микеланджело, существовать не может. Но как убедительно смотрится сам рисунок! Все потому, что автор, тщательнейшим образом изучив строение человеческого тела, создал, "скреативил" свою структуру, подчинив ее композиционным правилам. В наше время такой рисунок назвали бы "аналитическим", поскольку автор сумел обобщить реальное визуальное восприятие и трансформировать его в создание эстетически образной композиции. Вот блестящий образец отражения мира не так, как его видят все, а субъективно, на основе опыта. Но здесь важна оговорка - рисунок Микеланджело не учебный рисунок, а его производная (См. фото 1).

 

Рисунок 1. Рисунок Микеланджело

 

Основной задачей учебного рисунка вуза как чисто художественного профиля так и дизайнерско-архитектурного, является указание путей правильного познания и отображения реальной действительности. Если глаз ученика воспринимает предмет неправильно, задача педагога − указать на это. Например, когда студент рисует человеческую фигуру, ему нередко кажется, что предплечье длиннее плеча, берцовая кость − длиннее бедра. Нарушение пропорций − частая ошибка при рисовании вообще. Проверяя на скелете размеры костей, студент может убедиться, что на самом деле все не так, как ему это кажется. Поэтому развитие способности правильно видеть натуру, анализировать ее, реалистически изображать на плоскости является основной проблемой методики обучения рисунку.

В процессе рисования и изучения натуры результат познания должен быть объективным для всех студентов. Все учащиеся должны правильно изображать натуру, строго следить за пропорциональными отношениями, анатомическим строением, за конструктивными особенностями. Закон внутренней конструкции остается постоянным, как бы студент не воспринимал натуру. Процесс познания в рисунке является переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем.

Субъективность наших ощущений объясняется различием нашего интеллекта. Сама же природа существует объективно и независимо от наших чувств. И если не каждый учащийся сможет сразу увидеть все особенности строения натуры, то мы объясняем это недостаточным знанием предмета, а не тем, что он видит натуру по-иному, особенно. Образ предмета уясняется только в результате последовательного ряда зрительных суждений. Последовательность зрительных оценок в учебном рисунке направляется и контролируется педагогом, она подчинена логике и системе.

Познание человеком материального мира и его закономерностей − многогранный творческий процесс. При восприятии натуры студентом первоначальное познание выступает в виде непосредственных чувственных ощущений. Ощущение является источником, на основе которого формируется мысль. Однако, как для науки, так и для искусства, ощущение есть лишь начальная ступень познания, первая ступень соприкосновения человека с природой. А поскольку это только первая ступень, то велика вероятность ошибки познания. Зная и учитывая это, педагоги направляют деятельность учащегося от живого созерцания к серьезному анализу натуры на основе законов композиции, графики, логики восприятия увиденного, опять же в зависимости от специфики художественного направления.

Представление, полученное путем беглого, поверхностного наблюдения, часто остается смутным и нередко просто ложным. В нем удерживаются преимущественно общие признаки натуры, лишенные конкретных деталей, или же, наоборот, признаки частного характера, не дающие полного понимания предмета и явления в целом. К примеру, рисуя впервые голову человека, студент видит внешний облик лица и его детали (нос, глаза, подбородок и т.п.), но еще не понимает композиционной структуры внутри изображаемой формы этой головы. Поэтому он останавливает свое внимание на первых ощущениях, на эмоциональной стороне вопроса и закрепляет в своем сознании это не полное суждение о рисунке головы. Такое представление не в состоянии дать глубокого знания. Его можно получить лишь в результате переработки чувственных данных мышлением, путем взаимосвязи логического и чувственного. Всестороннее понятие о предмете формируется только в результате последовательного ряда зрительных представлений и логических суждений.

Для познания и раскрытия закономерностей материального мира одного чувственного восприятия недостаточно. На помощь должно прийти абстрактное мышление, составляющее вторую, высшую ступень процесса познания. Наше мышление, исходя из ощущений и восприятий, выходит за пределы непосредственного отражения действительности. Оно отражает внешний мир опосредованно, в форме понятий и суждений, умозаключений на основе опыта. Смотреть и видеть − это не одно и то же. Умение видеть связано в первую очередь с мышлением, сознанием. Одна из важных задач, что ставят в рисунке − перевести внимание студента от созерцания к абстрагированию, к стилизации изображения, например, от внешней формы головы к внутреннему строению - конструкции, структурным взаимосвязям, создающим единый ритм изображения, что собственно, определяет характер этой сложной формы.

При рисовании с натуры студент должен научиться сочетать результаты живого созерцания и абстрактного мышления. Ограничение процесса познания внешнего мира лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышления ведет к формальному накоплению фактов, а следовательно, к неполному, иногда искаженному представлению о натуре. В свою очередь, ограничение познания природы только абстрактным мышлением, игнорирование данных органов чувств, ведет к условности изображения. Если студент в процессе рисования с натуры соблюдает единство внешнего и внутреннего анализа формы предмета, его изображение будет более полным, не просто сугубо реалистичным, но эффектным с точки зрения эстетического восприятия.

Особенность учебного рисования с натуры и заключается в том, что студент сознательно изучает особенности строения натуры и старается точно передать их в рисунке. Педагог, в свою очередь, следит за тем, чтобы рисующий вел строгий анализ натуры. Здесь важно определить, что в зависимости от специфики учебного заведения происходит заданная степень трансформация визуального восприятия либо в сугубо реалистический контекст, свойственный более художественным вузам, либо в контекст аналитическо-конструктивный, свойственный более дизайнерским вузам. Порой можно слышать суждения о том, что рисунок дизайнерских вузов более "суховатый", по отношению к живому, пластичному рисунку вузов чисто художественной направленности, но с методической точки зрения это вполне естественно и закономерно. Последовательность зрительных оценок в учебном рисунке должна направляться педагогом и подчиняться определенной логической системе.

В учебном рисунке наблюдение есть сознательное, целенаправленное восприятие природы, это сбор фактических данных о натуре, позволяющих определить и понять законы ее строения, чтобы затем применить их в практике. При правильном методическом руководстве студент способен сравнительно легко выработать систему наблюдения, анализа и построения изображения, которая заключается в следующем:

- в выявлении общей формы объекта, определении центрально-осевых линий и выявлении движений внутренних форм;

- в определении пропорциональных соотношений частей и целого;

- в отображении объемно-пластических и конструктивных характеристик объекта изображения;

- в анатомических характеристиках;

- в определении структурных элементов и общего композиционного строя изображения;

- в обобщении изображения.

В реалистическом искусстве индивидуальное тесно связано с общим: посредством индивидуального образа выражается типичное, общее, существенное. Оно сочетает широкое обобщение с показом индивидуальных черт, а это делает образы жизненно достоверными. Неправильно думать, что произведения искусства с детальной проработкой формы не являются художественным произведением. Часто считают, что если в изображении все нарисовано так, что видна каждая деталь, то это натурализм; если все обобщено, деталировки нет, то это реализм. Это путаница. Если с этой точки зрения рассматривать произведения искусства, то в разряд натуралистических попадут рисунки Дюрера, Гольбейна, Ван-Дейка и многие другие. Важно понять, что реализм не отрицает тщательную проработку деталей в изображениях, а подчеркивает ее необходимость. Реализм не возводит детализацию в абсолют, а подчиняет ее идее рисунка. Реальность исполнения заключается не в том, что художник точно изображает форму объектов, а в том, насколько он правильно и глубоко определяет характерные особенности реальной действительности и организует их в четко выверенную композиционную структуру. Иными словами, синтезирует визуальное восприятие формы, исходя из законов графического построения пространственной композиции и реального образа объекта.

Реальность и глубокая убедительность изображения есть не что иное, как результат подлинного объективного познания  действительности. Исходя из всех этих предпосылок, искусство реалистичного рисунка с теми или иными методами синтеза восприятия, мы должны рассматривать как высшую форму художественного познания действительности. Это не только творческий метод работы художника вообще, но и путь познания графических и композиционных правил и законов реальной действительности. Правильно понять и всесторонне изобразить действительность без понимания этих законов невозможно.

Рисунок, как многофункциональная «реальная» форма, обладает неповторимыми синтезирующими качествами, позволяющими сводить воедино, стягивать в одну неделимую систему всеобщее и единичное, необходимое и случайное, идеальное и реальное, значимое и незначимое, главное и, казалось бы, второстепенное. Увидеть предмет в универсальном спектре его возможностей, построить его адекватный образ − сфера специфических возможностей и задач учебного рисунка. Решение этих задач является важнейшим условием профессиональной подготовки не только художника-специалиста, но и проектно мыслящего человека, к какой бы сфере деятельности внутри социума он ни относился [6, с. 15].

 

Список литературы:
1. Васильев В. В. Кант и споры об идеализме в: Сущность и Слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н. В. Мотрошиловой / Отв. ред. М. Быкова и М. Солопова. − М.: Феноменология, 2009. − 624 с.
2. Войцехович И. П. Опыт начертания общей теории изящных искусств // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. − М.: "Искусство", 1974. − С.285-320.
3. Лебедев А. А. Красота и ярость мира // Очерки становления русской материалистической эстетики (Чернышевский — Плеханов — Луначарский). − М., 1989.
4. Каган М. С. Философия культуры. – Спб.: ТООТК «Пертополис», 1997. − 544с. 
5. Сидоренко В.Ф. Дизайн – образ культуры. Вестник высшей школы. – 1989. – №12. – с. 37-45.
6. Степанова Т. М. Методологические основы рисунка : учебное пособие.− Екатеринбург: УрФУ, 2016. – 75 с.