Статья:

СКАЗКА КАК ОСНОВА БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВОК А. РАТМАНСКОГО)

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Тарасова С.В. СКАЗКА КАК ОСНОВА БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВОК А. РАТМАНСКОГО) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 24-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СКАЗКА КАК ОСНОВА БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВОК А. РАТМАНСКОГО)

Тарасова Софья Викторовна
преподаватель хореографических дисциплин в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М.И. Глинки, РФ, г. Санкт-Петербург

 

A FAIRY TALE AS THE BASIS OF A BALLET PERFORMANCE (ON THE EXAMPLE OF A. RATMANSKY'S PRODUCTIONS)

 

Sofia Tarasova

Teacher of choreographic disciplines of Saint-Petersburg School of Arts by M. I. Glinka, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сказочных сюжетов, их воплощение на балетных сценах. Мир светлой поэзии, романтики, любви, отважной борьбы героев всегда восхищали и вдохновляли балетмейстеров и композиторов. И по сей день хореографы обращаются к бессмертным сказкам и создают свои постановки.

Abstract. The article discusses the features of fairy-tale plots, their embodiment on ballet scenes. The world of light poetry, romance, love, brave struggle of heroes has always delighted and inspired choreographers and composers. To this day, choreographers turn to immortal fairy tales and create their own productions.

 

Ключевые слова: сказочные сюжеты; балет; классический танец; А. Ратманский.

Keywords: fairy-tale plots; ballet; classical dance; A. Ratmansky.

 

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

А.Н. Толстой

Каждый из нас с детства знаком с прекрасным миром сказок. Известный фольклорист А. И. Никифоров дает следующее определение этому термину: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [9, с. 20].

Невероятные вихри событий, описанные в сказках, наполнены захватывающими приключениями, где вместе с героями мы мысленно проходим через все трудности, переживания и испытания, чтобы усвоить и понять общечеловеческие и моральные ценности. Именно в сюжетах сказок раскрываются характеры персонажей, их поступки и действия, с помощью которых учимся различать добро и зло, восхищаться храбростью и смекалкой, уважать трудолюбие, презирать трусость и лень. Сказки развивают наше воображение, способность фантазировать, сочинять и придумывать. Благодаря сказкам знакомимся и понимаем окружающую нас действительность.

Читая сказки в детстве, они остаются нам лучшими друзьями на всю последующую жизнь. И даже становясь совсем взрослыми, беря с полки запылившуюся книгу, перечитываем снова любимую историю, и нас охватывают приятные воспоминания из далекого детства. Сказки несут в себе частички добра, света и счастья, бесценный опыт наших предков, передающийся из поколения в поколение. Сказки способны раскрасить нашу повседневность в яркие цвета, наполнить ее волшебством и теплым настроением.

Сказочные сюжеты нередко становились и продолжают использоваться в качестве плодотворной основы для создания музыкальных, балетных произведений. Великие композиторы, такие как П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, вдохновлялись богатством причудливого, фантастического мира сказочного творчества, что в последствие находило свое неповторимое, особенное звучание в их знаменитых произведениях.

Музыка гениальных композиторов, наполненная таинственными звуками сказочной природы, небывалых животных и красочных персонажей, привлекала внимание хореографов и балетмейстеров, мечтавших воплотить созданный прекрасный мир на сцене через танец и пластику. К числу хореографов, воплотивших сказку в быль, относится и А. Ратманский. Чем же так примечательны оказались сказочные сюжеты для балетмейстера и как он их претворил в своих работах, в этих вопросах постарается разобраться автор.

А. Ратманский – хореограф интересный, его работы не остаются в стороне. Он умеет удивлять, постоянно находится в поисках новых хореографических и сценических решений, при этом оставаясь приверженцем классического танца и традиций русской балетной школы. Безусловно, в его творчестве нашли отражение известные и горячо любимые истории с детства: «Золушка» Ш. Перро, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Спящая красавица» Ш. Перро. За основу некоторых балетных спектаклей взяты источники в первозданном виде. Либретто других спектаклей изменены, дорисованы новые персонажи, сооружены новые декорации, действие перенесено в современную эпоху. Но все это не мешает наслаждаться просмотром удивительных историй, оживающих перед нашими взорами.

«Золушка» А. Ратманского – это постановка, которая выглядит чрезвычайно современно, так как сказочные герои – персонажи из нашей обыкновенной жизни, и все, что с ними происходит на сцене, легко можно представить и в реалиях сегодняшнего дня. Например, Фея у А. Ратманского – это нищенка в лохмотьях, с сеткой апельсинов в руках, которую едва возможно принять за волшебницу, способную помочь бедной Золушке обрести свое счастье. Мачеха с дочерями – высокомерная, заносчивая дама и глупенькие барышни, издевающиеся над своей сестрой и страстно желающие выгодно выйти замуж. Золушка – девушка с доброй душой и сердцем, вынужденная жить с ненавидящими ее родственниками. А Принц – юноша, избалованный женским вниманием и роскошью, но мечтающий о той единственной, которую он полюбит всем сердцем. Все персонажи А. Ратманского наделены человеческими качествами и чувствами, их образы решены в определенной пластике: лирической, комической, драматической, искусно подобраны движения каждому герою в соответствии с характером и прекрасной музыкой С. Прокофьева. Таким образом, А. Ратманский сумел показать, что сюжет старинной сказки можно сделать весьма актуальным, используя в качестве главных героев прототипы реальных людей, с их страхами и надеждами, ошибками и трудностями, но непременной верой в светлое будущее.

Сказка П. Ершова «Конек-горбунок» решена А. Ратманским на сцене в его уникальном стиле: интересная, стилизованная лексика, невероятная музыкальность и легкая ирония образуют вместе прекрасную картину народного сказания. Каждый герой сказки наделен своей хореографией, будь то высокие прыжки, туры у Конька или широкие, размашистые движения у Ивана, мелкие заноски и вращения у Царь-девицы. Кордебалет у А. Ратманского, исполняющий роль Жар-птиц, Русский танец, Цыганский танец, также является одним из «живых», главных действующих лиц, с четкими линиями, причудливыми рисунками и необыкновенными костюмами.

В «Коньке-Горбунке» весьма удачно соединились многие составляющие успеха: сказочный сюжет, увлекательный для детей, его сатирическая интерпретация, интересная взрослым, стильное примитивистское оформление художника – М. Исаева, талантливая и изобретательная хореография А. Ратманского, эмоциональная музыка Р. Щедрина.

Балет А. Ратманского – веселый, динамичный спектакль, в котором объединились классический танец и характерный, пантомимные сцены и серьезная виртуозность, бесшабашный юмор и поучительная мораль. Сочиненные балетмейстером танцы наполнены как техническими сложностями, так и насыщенной актерской игрой. Особенно выдающаяся роль у забавного недотепы-Царя. Таким образом, «Конек-горбунок» А. Ратманского захватывает внимание зрителей всех возрастов и непременно вызывает искреннюю улыбку.

Балет «Спящая красавица» – бесспорный шедевр мирового хореографического искусства XIX века. А. Ратманский также решил прикоснуться к легенде классического танца и создать свою версию чудесной сказки. «Я давно хотел поставить «Спящую красавицу». Музыка Чайковского и хореография Петипа представляют собой вершину российского классического искусства. Для меня этот балет является гармонией и волшебством классического танца», – признается А. Ратманский [5]. Именно, в этом спектакле А. Ратманский постарался восстановить подлинную хореографию М. Петипа. И для этого провел множество часов в библиотеке Гарвардского университета, где хранятся уникальные документы с записями бывшего главного режиссера балетной труппы Мариинского театра Н. Сергеева. Подробно изучал архивные материалы: фотографии, старые фильмы, рисунки, сохранившиеся эскизы костюмов, и в итоге открыл для себя совершенно иной хореографический текст, чем тот, к которому мы все привыкли. По наблюдению А. Ратманского, «Спящей красавице» М. Петипа присуще больше грациозности, утонченности и красоты линий. А. Ратманский проделал огромную работу по изучению классической хореографии XIX века. Он восстановил старинные комбинации, вернул некоторые утраченные и давно забытые классические элементы. Ввел пантомиму, которую обогатил новыми жестами и движениями. И его версия «Спящей красавицы» получилась удивительно красочным и масштабным спектаклем с изысканными декорациями, роскошными костюмами и обновленной хореографией позапрошлого столетия.

«Сказ­ка дав­но ут­верди­лась в ба­лет­ном те­ат­ре. Ей при­воль­но жи­вет­ся в нем» [4, с. 11]. В этом высказывании нет сомнения, на протяжении многих столетий миру известны такие балетные спектакли, как «Щелкунчик», «Спя­щая кра­сави­ца», «Зо­луш­ка» и многие дру­гие, без которых сложно представить сегодняшний балетный репертуар в театрах. Сказка обладает уникальными свойствами, создающими благодатную почву для реализации задуманных идей. «Чу­деса, при­чуд­ли­вые прев­ра­щения, эти вер­ные спут­ни­ки ска­зок, да­ют ши­рокий прос­тор по­эти­чес­ко­му во­об­ра­жению твор­ца, вос­пла­меня­ют фантазию соз­да­телей ба­лета — ком­по­зито­ров, хореогра­фов-ба­лет­мей­сте­ров и теат­раль­ных ху­дож­ни­ков — на соз­да­ние феери­чес­ких, кра­сивых кар­тин, полных вол­шебс­тва, по­эзии, ли­рики и юмора» [4, с. 9]. Поэтому, хочется верить, что сказочные истории будут еще очень долго жить на сцене, учить нас добрым делам и погружать в мир детства. А современные хореографы, как и А. Ратманский, непременно будут обращаться к старинным сюжетам, переосмысливать их, вдохновляться и создавать новые балетные постановки.

 

Список литературы:
1. Бахрушин Ю. А. История русского балета. – М.: Советская Россия, 1965. – 277 с.
2. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. – СПб.: Люкси, Респекс, 1996. – 256 с.
3. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность  /  Вступ. ст. В. М. Гаевского. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.
4. Бочарникова Э. В. Страна волшебная – балет. – Детская литература. М., 1974. – 190 с.
5. Виталий Макарчев. Мировая премьера балета «Спящая красавица» в постановке Ратманского прошла в США. URL: http://tass.ru/kultura/1806525 (дата обращения: 14.11.2021).
6. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983. – 244 с.
7. Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986. – 260 с.
8. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. Учеб. пособие для студентов филологических специальностей. URL: http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/1_1.html (дата обращения: 10.11.2021).
9. Никифоров А. И. Сказка и сказочник. – Сост., вступ. ст., Е. А. Костюхина. – М.: ОГИ, 2008. – 376 с.
10. Слонимский Ю. В честь танца. – М: Искусство, 1968. – 402 с.