Влияние эпохи позднего Чосон и государственной идеологии на искусство живописи Кореи на примере художников Син Юнбок, Ким Хондо, Ким Дыксина
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Влияние эпохи позднего Чосон и государственной идеологии на искусство живописи Кореи на примере художников Син Юнбок, Ким Хондо, Ким Дыксина
The influence of the late Joseon Dynasty and the state ideology in the art of Korean painting on the example of artists Sin Yunbok Kim Hondo, Kim Dyksina
Olga Orlovskaya
post-graduate student of MGHPA named after S.G. Stroganov, Russia, Moscow
Аннотация. Рассматривается развитие живописи Кореи периода позднего Чосон, на примере жанровой живописи, в контексте творчества трех основных художников. Развитие бытового жанра живописи в условиях государственной идеологической мысли Кореи.
Abstract. This report examines the development of Korean painting by Joseon period, as an example of genre painting. The problem of formation of genre in a neoсonfucian ideas. The development of the korean painting at the time of the Joseon dynasty was examined at this article as the example of the genre art.
Ключевые слова: эпоха Чосон; станковая живопись; бытовой жанр; Конфуцианство.
Keywords: Joseon era; easel painting; genre painting; Konfutsiantsvo.
Отношения России с Республикой Корея на данный момент являются одним из ключевых направлений Азиатско — Тихоокеанской политики. Еще одно государство, с которым Россия состоит в долгих дружественных отношениях — КНДР. В статье речь пойдет сразу о двух странах, в связи с тем, что до 1945 года они развивались как единое государство.
Так же об актуальности изучения данного направления свидетельствует важное событие: «25 лет дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея», случившееся в 2015 году.
Исторические сведения о Кореи периода Чосон и влияние государственной идеологии на искусство живописи.
До XIV века в Корее преобладала монументальная живопись, в связи с распространением буддизма на полуострове. Буддистские монастыри поддерживались государством. Примерно в IX веке, благодаря монахам, пришедшим из Китая, буддизм пришёл в Корею, и стал официальной религией. В Корее буддизм приобрел наибольшую популярность среди высших слоев общества, которые видели в религии помощь в развитии новых централизованных государств. Поэтому активно поддерживалась и развивалась монументальная живопись.
К XIV веку, религиозная идеология сменилась на конфуцианство, которое обозначило людям новую модель поведения, в рамках которой человек движим достоинством и добродетелью. В эпоху Чосон возобладала политика поддержки конфуцианства и подавление буддизма, что сделало культуру более сдержанной, практичной. [1, c. 36]
Конфуцианство проникло во все сферы жизни государства, а так же в искусство. Живопись приобрела светский характер, из монументальной она перешла в станковую, когда рисунок изображался на шелке и бумаге. Картина имела форму свитка и использовалась для украшения храмов и дворцов. Световая и линейная перспектива отсутствовали, а линия играла главную роль в картине. В дальнейшем к XVII веку на работах начинает появляться световоздушная перспектива.
В 1392 году в стране открывается «Департамент восточной (корейской) живописи» Тохвавон, (в дальнейшем именуемая Тохвасе), принадлежавший к дворцовому ведомству и объединявший художников. В обязанности членов академии входило оформление дворцов, создание портретов королей и сановников. Ведущую роль в развитии живописи играла аристократия, в то время как активность буддийских монахов по сравнению с предыдущей эпохой Корё сократилась. [1;с. 36]
Развитие бытового жанра в Кореи пришлось на период XVII — XIX веков. Вплоть до 1960х годов изучение Корейской живописи в России было невозможным, из — за закрытой политики страны. Одной из первой информацией о культуре Кореи стала «Всеобщая история искусств» Глухаревой О.Н. 1961 года, в которой разбор искусства Кореи носил больше описательный характер всех памятников культуры. Многие научные работы рассматривали пейзажный жанр живописи, в отличие от жанровой живописи, которая менее изучена и по сей день.
Для того, что бы говорить о живописи бытового жанра Кореи позднего Чосон, необходимо рассмотреть основных художников, работавших в данном ключе. Национальный характер и реалистичность, унаследованные от пейзажа реального вида (чингён сансухва), проявились в период поздний Чосон в бытовом жанре.
Ким Хон До (1745—1806) еще один ярчайший представитель бытового жанра. Так же как и его ученик Син Юн Бок, был членом академии живописи. Помимо работы с пейзажным жанром «реального вида», он так же виртуозно владел жанровой живописью, где достиг блистательных вершин в реалистичности и достоверности изображений. Находясь на государственной службе в городе Андоне, Ким Хон До проводил время среди простых людей, посещал народные гулянья в дни больших праздников. Увиденное он переносил на свои полотна. В сюжеты его произведений входили трудовая жизнь и фольклорные игры простых людей. Он сатирически осуждал жизнь феодальных чиновников. Кан Сехван, учитель Ким Хондо, так оценивал работы своего ученика: «…в жанровых картинах Ким Хондо особенно удаются изображения мирских дел, сотен тысяч занятий в которые погружены люди в своей повседневной жизни…» [1, c. 212]
Характерными чертами его произведений являются точный набросок, оригинальная и выразительная композиция, часто сосредоточенная по кругу, индивидуальность характеров персонажей, контраст линий. Все работы художника выполнены на нейтральном фоне, что позволяет зрителю сконцентрироваться на происходящей композиции. Самыми яркими его работами являются:
Рисунок 1. Ким Хон До «Забор воды»
Рисунок 2. Ким Хон До «Сирым»
(Сирым — традиционный вид единоборства в Корее.)
Син Юн Бок (Хе Вон) (1758—1820) — один из выдающихся корейских художников — реалистов, член департамента живописи. Он выступал против ретроспективной школы живописи, копировавшей старые образцы. Одним из первых корейских мастеров, обратившийся к женскому образу. Шин ярко изображал отношения между мужчиной и женщиной, романтические вкусы эпохи. Впервые широко ввел в живопись изображения праздничной жизни и развлечений, певиц и танцовщиц:
Рисунок. 3. Син Юн Бок «Плавание в лодке в прозрачной реке»
Син Юн Бок писал произведения не только по памяти, как большинство художников того времени, а также с натуры. Он мастерски владел кистью, вкладывал в картину свое горячее отношение к изображаемому. Картины Син Юн Бока выделяются мягкостью линий и чистым колоритом как в картине
Рисунок 4. Син Юн Бок «Влюбленные под луной»
На картине “Влюбленные под луной” изображены мужчина и женщина, встретившиеся в переулке поздно ночью. Мужчина одет в большую шляпу и свободное белое пальто, что говорит его статусе дворянина. Женщина — дама из высшего класса, ее голова покрыта голубой вуалью. Крайнее левое положение картины занимает часть крыши. Обратив внимание на силуэт женщины, можно увидеть фрагменты нижнего белья на её ногах, что совершенно недопустимо, для того времени.
Короткий колофон, по центру композици, написанный художником на стене, гласит: «Луна опускается низко, время за полночь, что в их сердцах, только двое влюбленных знают»
Еще одна знаменитая картина «Сценка на празднике Тано» — древний корейский праздник, который приходился на пятый день пятого лунного месяца. В эпоху Чосон Тано был одним из главных праздников в году. Большинство женщин благородного происхождения, чаще всего, находились дома, где занимались хозяйственными или семейными делами, поэтому редко могли позволить себе бывать на улице. На праздник Тано им разрешалось выйти со двора и большими компаниями гулять на природе. Одним из излюбленных занятий молодых девушек в этот день было качание на качелях.
На данной картине мы видим девушек, отдыхающих на природе. Одни плещутся в речке, другие сидят в тени деревьев. Внимательный и точный взгляд художника позволяет нам живо ощутить атмосферу времени.
Рисунок 5. Син Юн Бок «День Тано»
В своих работах Cин широко использовал возможности цвета, применяя довольно яркую цветовую палитру, с преобладанием холодного колорита. Своеобразие художественного языка мастера определяется использованием как лучших достижений традиций дальневосточной живописи, так и отдельных приемов европейской, выраженных в смелом использовании цвета и элементов перспективного сокращения в передаче отдельных деталей.
Ким Дык Син (1754 — 1822) — еще один художник жанрист периода позднего Чосон. Родился в семье королевского придворного художника Ким Ынни, учился живописи у своего отца, а затем продолжил службу при корейском королевском дворе, был член академии Тохвасе. Основными сюжетами его работ были простые мимолетные сюжеты жизни людей различных сословий.
Рисунок 6. Ким Дык Син «Кузница»
Рисунок 7. Ким Дык Син «Дикая кошка крадет цыпленка»
На картине «Дикая кошка крадет цыпленка» изображен весенний день и нарушенный покой этого дня дикой кошкой, укравшей цыпленка. Мужчина и его жена выбегают из дома, чтобы поймать вора. Солома и перевернутый ткацкий станок указывают на то, что мужчина только что делал циновку. Его жена находилась с мужем на веранде в момент похищения. Эта картина запечатлела удивительное мгновение жизни.
Творчество художников Син Юн Бока, Ким Хон До и Ким Дык Сина, наиболее характерно описывают эпоху позднего Чосон как золотой век корейской жанровой живописи, который приобрел в дальнейшем довольно скандальную славу, в связи с противоречивыми сюжетами картин художников. Многих из которых, работавших в этой области, исключили из академии живописи за столь свободные трактовки сцен. Сам по себе бытовой жанр в Корейской живописи XVII — XIX века был неким открытием. Бытоописательная живопись того периода — словно фотография повседневной жизни, отображающая быт и традиции людей различных сословий. Познакомившись с творчеством художников жанристов можно больше узнать про менталитет корейцев, их обычаи, уклад жизни, виды деятельности и отдыха, познакомиться с национальными праздниками. Как правило, до этого периода все картины идеализировались по настоянию правящей элиты и в соответствии со строгим религиозными канонами конфуцианской мыли, однако не смотря на это, в период позднего Чосон художники начинают проявлять интерес не только к классическим сюжетам, таким как портрет и пейзаж.
Произведения упомянутых в статье художников входят в «Фонд Национальные сокровища Кореи», и им присвоены личные порядковые номера. Этот фонд был составлен в 1938 году и пополняется по сей день.
К XX веку искусство приходит в упадок, а с 1910 — 1945 Корея находилась во власти Японской оккупации. В это время она потеряла свой суверенитет. В годы колониального господства происходила насильственная «японизированная» модернизация корейского общества, смена ценностей, разрешение старой модели мира. [4, с.23]
Многие корейские традиции уступили место глобализации, в том числе и искусство живописи, окончательно завершив период Чосон и вступив на новый период развития.