Статья:

Экодизайн в проектировании интерьера кинотеатра

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Лю Ц. Экодизайн в проектировании интерьера кинотеатра // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экодизайн в проектировании интерьера кинотеатра

Лю Цзэбинь
аспирант, Белорусская государственная академия искусств, Республика Беларусь, г. Минск

 

В современном обществе некоторые кинотеатры демонстрируют оригинальное дизайнерское решение интерьерного пространства. При применении какого-либо химического сырья, такого как масляные краски и лакокрасочные материалы, могут образовываться вредные для здоровья человека химические газы, например, формальдегид. В долгосрочной перспективе это окажет определенное отрицательное влияние на находящихся в помещении людей, что также не благоприятствует экологической обстановке. Кроме того, некоторые материалы, например, камень, а также электроприборы, могут становиться источником образования загрязняющих веществ, что таит большую скрытую опасность для здоровья людей. Необходимо привлечь внимание к использованию экологически чистого сырья в процессе проектирования для поддержания концепции «зеленого» и природоохранного дизайна помещений, что обеспечивает посетителям экологически благоприятную окружающую среду для просмотра кинофильмов, тем самым защищает здоровье зрителей и сотрудников кинотеатра. В настоящее время экология и защита окружающей среды попала в фокус внимания в дизайне интерьера. Защита окружающей среды отражает идею экологического сбережения ресурсов и регулирует поведенческую деятельность людей в соответствии с данной идеей. Экорациональность должна в первую очередь отвечать потребностям инфраструктуры кинотеатра с целью улучшения качества кинотеатра в отношении экологии. Необходимость контроля экологической чистоты в пределах определенного диапазона улучшает качество среды пространства кинотеатра, избегая при этом траты ресурсов.

Экологический дизайн, также известный как «зеленый» дизайн, биологический дизайн, дизайн жизненного цикла, фокусируется на экологических атрибутах (диспергируемость, утилизируемость, ремонтопригодность, способность к переработке, возможность повторного использования (рециркуляция отходов) и т.д.) в течение всего жизненного периода объекта. Целью проектирования является обеспечение функциональных требований, срока службы и требований к качеству объекта при выполнении экологических задач. Принцип «зеленого дизайна» – это принцип «3R», а именно «Reduce, Reuse, Reycle», который подразумевает уменьшение загрязнения, снижение потребления энергии и переработку продуктов или компонентов. Идея зеленого дизайна впервые была предложена в 1960-х годах американским теоретиком дизайна Виктором Папанеком (англ. Victor J. Papanek) в книге «Дизайн для реального мира» (англ. Design for the Real World), который подчеркивал, что дизайн должен серьезно учитывать возможность ограниченного использования земных ресурсов для защиты окружающей среды [1]. Основой содержания экологического дизайна интерьера является рациональное потребление, эстетическая экология, возможность экономного и повторного использования. В теории долговременного развития так называемое рациональное потребление относится к поддержанию производства и потребления в пределах доступности ресурсов и окружающей среды для обеспечения устойчивости развития. Ремонт и строительство, ориентированные на дизайн интерьера, являются своего рода потреблением, это важная статья человеческого потребления, они должны отражать взгляд на экокультуру и ценности, не преследующие роскошеств и напрасных расходов. Пропаганда бережливости и повторного использования относится к экономии, переработке и повторному использованию традиционных источников энергии и невозобновляемых ресурсов при процессах проектирования, строительства, использования и обновления помещений, а также подразумевает экономию при использовании возобновляемых ресурсов. Рециркуляция ресурсов в экологическом дизайне интерьера является основным средством устойчивого развития современной архитектуры и фундаментальной характеристикой экологического дизайна интерьера.

Принципы применения «зеленого» дизайна в интерьере

В настоящее время существуют многообразные течения дизайна, и во многих дизайнерских тенденциях экологический дизайн интерьера имеет собственный уникальный стиль и характеристики. В отличие от традиционного дизайна, который склонен к разрушению окружающей среды ради человеческих прихотей, он в другой степени учитывает потребности человека. В целом,  его принципы проектирования можно суммировать в три пункта:

Во-первых, это акцент на принципах экологической эстетики. Экологическая эстетика, основанная на традиционном эстетическом содержании, усиливает экологические факторы и является важным событием в развитии истории эстетики. Зеленый дизайн интерьера сочетает в себе основные элементы экологической эстетики, подчеркивая красоту природы и гармонию, он уделяет больше внимания простоте и лаконичности дизайна. В частности, зеленый дизайн интерьера, следуя законам природы, в сочетании с основами экологической эстетики, используя передовые технологии и методы обработки, при реализации своих творческих идей старается сохранить естественную красоту, по возможности достигает гармоничного слияния искусственного зеленого ландшафта и природы при взаимной целесообразности. Это позволяет испытать более совершенный опыт гармонии и очарования природы, через красоту художественного замысла дает людям длительное моральное удовлетворение.

Во-вторых, пропаганда принципов рационального потребления. В нынешней высокоразвитой экономике кинематографический досуг стал новым фактором в потреблении населения. С повышением уровня жизни населения, дизайн интерьера также стал важной частью, на которую обращают внимание в кинотеатрах. Зеленый дизайн интерьера – это главное новшество в дизайне кинотеатров. Он подчеркивает ориентированность на человека, обеспечивает ему более здоровую и комфортную среду для просмотра кинофильмов, однако, в отличие от предыдущих концепций, зеленый дизайн интерьера уделяет больше внимания концепции рационального потребления, поощряет модель, снижающую потребление. Эта рациональная идея потребления отказывается от расточительства и роскошества традиционного дизайна интерьера, отражая взгляд новой эпохи на потребление, дизайн и эстетическое восприятие.

В-третьих, инициатива рециклинга. Экологический дизайн интерьера в качестве предпосылки, акцентирующей идеальное сочетание искусственного и природного, дифференцирует применение декоративных материалов на традиционные источники энергии и невозобновляемые ресурсы и придает значение переработке и повторному использованию средств. Наряду с этим экологический дизайн всеми возможными способами снижает расходование невозобновляемых ресурсов, активно внедряет подходы продолжительного развития в дизайн интерьера, что также является фундаментальной сущностью «зеленого» дизайна интерьера [2].

Научное распределение объемов исходного материала

В процессе проектирования поверхности пола в кинозале стоит избегать использования одного вида сырьевых ресурсов, можно выбрать поликомбинированное сырье разного типа с функциональной схожестью. Основная причина заключается в относительной величине площади: если в большом количестве использовать один и тот же материал, это может привести к превышению стандартного значения одинакового вредного вещества, что оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. При выборе кресел необходимо контролировать количество возможного загрязнения. Загрязнение помещений становится источником множества газов. Если вредные газы, образовавшиеся во время внутренней отделки, находятся в диапазоне нормальных значений государственного стандарта, но один элемент не удовлетворяет предъявленным требованиям, то будут выделяться некоторые вредные газы, из-за чего среда помещения не будет соответствовать норме, поэтому данный момент следует учитывать в процессе проектирования, чтобы предотвратить появление вредных газов [3].

Повышение экономного расходования ресурсов при оформлении интерьера

В последние годы в процессе оформления интерьера все больше и больше продвигается подход ресурсосбережения, поэтому для внутренней отделки интерьера следует выбирать экологически чистые энергосберегающие материалы, избегать веществ с содержанием вредных газов, таких как формальдегид и бензол, чтобы улучшать качество окружающей среды в жилых помещениях, при выборе материалов следовать ресурсо- и природосбережению. Кроме того, в вестибюле кинотеатра можно поместить растения, устойчивые к вредным газам, например, уничтожающая вредные микробы мята или адсорбирующий легкую пыль османтус душистый, что не только улучшает экологическую обстановку в кинотеатре, но и очищает воздух в помещении. В выборе сырья необходимо выбирать материалы с высоким соотношением цены и качества, научиться умело использовать мелкие материалы, раскрывая их ценность, создавая экономный и удобный интерьер помещения [4]. При выборе осветительных приборов следует придерживаться принципа энергосбережения. Общественные помещения и вестибюли в основном могут быть освещены холодным светом. С помощью естественного света можно рационально организовать освещение каждой зоны.

Применение передовых технологий для охраны окружающей среды и энергосбережения

Постоянно обновляя информационные технологии, мы должны следить за временем в процессе оформления интерьеров, перенимать современные передовые достижения науки в области защиты окружающей среды, а также постоянно вводить новшества и корректировки в существующие концепции дизайна. На современном этапе многие «зеленые» проекты по-прежнему находятся на теоретическом уровне, а их применение на практике требует дальнейшего обоснования. Поэтому дизайнерам интерьера необходимо общаться с выдающимися представителями отрасли в стране и за рубежом, повышать профессионализм, применять новые технологии для обнаружения и инновационного использования экологически чистых и энергосберегающих материалов, а также обеспечить соответствие национальным стандартам показателей среды внутри помещений. Наука и техника – это основа, но на практике в процессе оформления интерьера могут быть использованы некоторые личные идеи, такие как совместное использование стекла, отходов разных материалов и других деталей для создания эффекта пэчворка, создавая эстетический эффект во внутреннем пространстве, действительно обеспечивающего защиту окружающей среды.

Укрепление концепции «зеленого» дизайна

Первым шагом в работе по внутренней отделке является создание энергосберегающего и природоохранного дизайна в соответствии с условиями пространства. Если обратить внимание на экологическую защиту окружающей среды в начале проектирования, это в определенной степени обеспечит предотвращение загрязнения в следующих процессах отделки. Поэтому при дизайн-проектировании интерьера необходимо целостно проанализировать структуру интерьера и необходимые исходные материалы. Например, для напольного покрытия кинозала выбирать функциональный, прочный и экологически безопасный материал, для поверхности стен выбрать обои или живопись и т. д. Следует отметить, что при выборе материалов необходимо сосредоточиться на их экологической чистоте. При проектировании плана вентиляции в помещениях следует реализовать концепцию безвредности для окружающей среды, также заложить основы для последующей разработки концепции природоохранного дизайна [5].

 

Список литературы:
1. Ван Тао. Исследование инноваций в дизайне интерьера : дис. … д-ра искусствовед. / Ван Тао. – Харбинский политехнический университет, 2007.
2. Ду Нань. Краткий анализ архитектурного дизайна интерьера в рамках концепции "зеленого дизайна"/ Ду Нань // Строительные материалы Хэнаня. – № 5. – 2019. – С. 197 - 198.
3. Ма Вэй. Анализ применения концепции устойчивого развития защиты окружающей среды в дизайне интерьера / Ма Вэй // Новости современной экономики. – № 17. – 2019, С. 349.
4. Ма Цзюнь. Исследование архитектурного дизайна пространства многозального кинотеатра в контексте нишевой культуры / Ма Цзюнь //  Вестник Института искусств г. Цзилинь. – № 3. – 2011. – С. 23 - 26.
5. Ли Цзяньнань. «Зеленый» дизайн при проектировании зданий и оформлении интерьера / Ли Цзяньнань // Технология и дизайн строительства. – № 12. – 2017.