Статья:

Метод «Эксперимента» и этапы дизайн-проектирования логотипа

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Бектиярова Д.С. Метод «Эксперимента» и этапы дизайн-проектирования логотипа // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 29-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод «Эксперимента» и этапы дизайн-проектирования логотипа

Бектиярова Джамиля Сериковна
лектор кафедры «Дизайн», Алматинский Технологический Университет, Казахстан, г. Алматы

 

THE "EXPERIMENT" METHOD AND THE STAGES OF LOGO DESIGN

 

Jamilya Bektiyarova

Lecturer of the Department Design, Almaty Technological University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье приведены примеры применения метода эксперимента в дизайне. Называются и описываются этапы проектирования логотипа, даются рекомендации по созданию логотипа. В заключении отмечается важность каждого этапа проектирования логотипа. А также перечисляются приобретенные положительные качества и умения при использовании метода эксперимента – развитие навыков рисовальщика, умение создавать ряд эскизов (а не один набросок), выполнение анализа, умение относиться легко/играючи к трудной работе, творческий рост.

Abstract. The article provides examples of the use of the experimental method in design. The stages of logo design are named and described, and recommendations for creating a logo are given. In conclusion, the importance of each stage of creating a logo is noted. And also lists the acquired positive qualities and skills when using the experimental method – the development of drawing skills, the ability to create a series of sketches (rather than a single sketch), performing analysis, the ability to relate easily/playfully to difficult work, creative growth.   

 

Ключевые слова: эксперимент; логотип; фирменный стиль; дизайн логотипа; знак; эмблема.

Keywords: experiment; logo; corporate identity; logo design; sign; emblem.

 

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории [1]. Это метод изучения, при котором объект подвергают испытанию (-ям), в результате чего получают информацию о его свойствах, действии, реакции, поведении при заданных условиях. Таким образом объект эксперимента, которым может выступать одушевленный и неодушевленный предмет, проходит апробацию разных подходов, влияний на него и выдает/не выдает свою реакцию на воздействие.

В дизайне метод эксперимента плодотворно используется. Например, в дизайне моды при работе с тканями для пошива специализированной одежды (для пожарников) необходимо выдвигать более высокие требования. Это объясняется тем, что при плохих (несоответствующих) показателях материала работник пожарной службы рискует своим здоровьем и жизнью. Чтобы избежать плачевных результатов дизайнер, разрабатывающий спецодежду экспериментирует с тканью, изделием, создает ситуации, где в лабораторных условиях получает показатели, влияющие на конечный результат. Проверив методом эксперимента свойства ткани и готового изделия, добывается информация о слабых и сильных сторонах материала и дизайн-продукта. Имея данную информацию, можно вносить корректировки и заново проверять, пока результат эксперимента не станет желаемым [2, с. 152-157]. В процессе данных мероприятий создается новый продукт – ткань, подкладочный материал, на который получают Инновационный патент [2, с. 150-151].

В графическом дизайне в процессе обучения метод эксперимента может быть очень полезен. На начальной стадии обучения, когда еще не накоплен достаточный опыт и знания не отличаются широтой, а навыки не доведены до автоматизма – необходимо экспериментировать. То есть на стадии создания эскиза нужно делать несколько эскизных вариантов дизайн-разработки [3, с. 69]. При эскизировании применять экспериментальные решения, которые отвечают на вопрос: «А что, если этот объект убрать / уменьшить / увеличить?». Только проделав данный эксперимент будет ясно − какой результат. Чтобы понять, что будет с композицией (дизайн-решением), если определенный объект убрать – нужно убрать его – это первый эксперимент. Что будет с дизайном, если объект уменьшить – нужно уменьшить его – это второй эксперимент и т. д. Экспериментов может получиться большое количество, если объектов много и предполагаемых манипуляций немало (повернуть, отзеркалить, подрезать, опустить, поднять и т.д.). Важно каждый эксперимент фиксировать! Эскизы, выполненные вручную, необходимо сохранять каждый раз, когда что-то меняется на листе. Для этого удобно работать на полупрозрачной бумаге – кальке. И каждый новый вариант – это эксперимент. Эскизы / разработки, выполняемые в графическом редакторе, тоже рекомендуется сохранять, так как это позволит выбрать из нескольких экспериментов (вариантов) один наиболее отвечающий запросам.

В результате, метод эксперимента способствует развитию скорости рисования, приучает работе над созданием вариантов эскизного решения, привносит элемент игры, творчески развивает. Данным методом можно пользоваться под руководством преподавателя и самостоятельно. При выполнении работы следует сохранять все эксперименты, которые могут пригодиться, если выбранный эскиз не ответил предпочтениям заказчика или преподаватель не утвердил, выбранный вариант, то имеется возможность выбора другого варианта из числа выполненных экспериментов. Постепенно, с появлением опыта количество экспериментов будет становиться меньше, но каждый отдельный результат – качественнее. Данный метод очень полезен в процессе обучения. Может выдать неожиданный, интересный результат, что способствует появлению оригинальной концепции проекта.

В разработке логотипа также можно использовать метод эксперимента. Для примера можно взять тендер, объявленный заказчиком на разработку логотипа для его компании. Создание логотипа является одной из самых сложных задач в работе графического дизайнера. Это продиктовано тем, что логотип – лицо компании / продукта / бренда, идентификатор. Кроме этого небольшое, графическое изображение / текст или текст + изображение должны «рассказать» о компании без применения лишних деталей, слов, элементов.

Распространенный метод работы для выполнения заказа включает несколько этапов: • Знакомство с заказчиком и техзаданием; • Сбор и анализ аналогов; • Эскизирование логотипа; • Выбор лучшего варианта; • Доработка формы логотипа; • Подбор цвета; • Финишная доработка; • Презентация перед заказчиком.

1 этап. Знакомство с заказчиком и техническим заданием. Название компании, для которой необходимо разработать логотип – RockGym. Это будущий фитнес центр, наименование переводится как рок + тренажерный зал (дословно). Пожелания заказчика звучат следующим образом – «Разработать логотип в стиле трайбл, не использовать штанги, гантели и спортинвентарь, чтобы будущий логотип был желанен в качестве тату и девушкам, и мужчинам». На первом этапе происходит знакомство с клиентом и его пожеланиями. Озвучивание предпочтений является большим подспорьем дизайнеру для понимания ожиданий заказчика. Чем более конкретный текст задания, тем меньше «пустых» вариантов, тем ближе цель. Необходимо задавать наводящие вопросы клиенту для определения его вкусовых предпочтений и его видения. Когда задачи ясны дизайнер принимается за работу.

2 этап. Сбор и анализ аналогов. Перед поиском формы будущего логотипа следует изучить, что есть на рынке дизайна. Для этого необходимо просмотреть аналоги. Аналоги – это работы, имеющие сходство с данным заданием, например, фитнес центры, тренажерные залы. Так как разрабатываемый логотип будет использоваться для тренажерного зала, следует поискать готовые логотипы по тому же направлению (фитнес, спортзал), желательно с таким же или почти таким же составом слов. Когда материал найден начинается анализ аналогов. Применяя сравнительный анализ следует разобраться, что наиболее близко к теме, форме, образу, озвученному в техзадании. Следует ответить на вопросы: "Какие достоинства найдены в аналогах?" и "Какие недостатки?", "Почему это недостатки?" Ответы на вопросы помогут избежать ошибок, найденных в аналогах, то есть методы и дизайн-решения, которые проигрывают – не использовать, которые выигрывают – использовать.

3 этап. Эскизирование логотипа. Творческий этап всей процедуры производства логотипа – это создание ряда эскизов логотипа, поиск формы объекта. На данном этапе уместно применить метод эксперимента. Тогда появляется возможность сформировать несколько версий одного дизайн-решения логотипа. Если несколько дизайн-решений, то благодаря методу эксперимента – появляются дополнительные версии для каждого концептуального решения логотипа (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Эскизирование логотипа (слева), доработка формы логотипа в графическом редакторе (справа). Автор Бектиярова Д.С. [3, 71-73]

 

4 этап. Выбор лучшего варианта. После проделанной эскизной работы необходимо выполнить выбор эскизного решения логотипа. Нарисованные дизайн-решения (рекомендуется делать эскизы вручную для создания нетривиального логотипа) необходимо рассмотреть критически. Варианты, у которых есть потенциал следует отметить и сосканировать или сделать фото.

5 этап. Доработка формы логотипа. Данный этап требует пристального внимания к форме логотипа. Необходимо выполнить его доработку, отрисовку в векторной программе (в персональном компьютере). Форму, как правило, следует искать применяя черный цвет. Объект – будущий логотип – должен найти максимально выверенную форму: без лишних и измельченных деталей, с лаконичной формой, отсутствием чрезмерной дробности и сложности. Все перечисленные требования удобно отслеживать в черном цвете. Использование хроматического цвета на стадии формирования формы способно запутать и не позволить довести идею до серьезного уровня. Нередко бывают случаи, когда нужно дорабатывать эскиз логотипа в компьютере – менять размер, поворот, дугу, толщину линии / буквы или других элементов. То есть общая концепция остается, но при подборе машинного шрифта или при отрисовке букв и т.д. обязательно что-то не совпадет, поэтому доработкой также должен заниматься дизайнер, а не оператор, владеющий навыками работы с программой (Рис. 1).

6 этап. Подбор цвета. На данном этапе происходит поиск цвета, цветовой гаммы для готовой формы логотипа. Классика – это то, что остается актуальным всегда, то, что не устаревает, а применительно к цвету логотипа – это наличие одного, двух, трех цветов. Если обратиться к мировым брендам – это в большинстве случаев 1-2 цвета (не считая цвет фона) [4]. Хорошо может смотреться третий цвет в качестве акцентов, но при выборе больше трех цветов нужно быть очень аккуратным. Есть опасность уйти в китч или внести разноцветность рыночных рядов в логотип. Разнузданность в цветовой гамме нередко лишает логотип стильности.

7 этап. Финишная доработка. После выбора цвета(-ов) окончательно проверяются все детали, элементы логотипа. Это последний контроль, поэтому необходимо исключить моменты, когда малый элемент остался под большим объектом или перекрыл буквы, графику и т.п.

8 этап. Презентация перед заказчиком. После финишной доработки для демонстрации заказчику оформляется работа на листе А4 (как правило), где должно быть решение логотипа в черно-белом цвете, «выворот» – белый на черном фоне и цветной вариант.

Резюмируя, можно отметить, что проектирование логотипа состоит из выше перечисленных этапов. Этап эскизирования, использование метода эксперимента оказывает положительный эффект – развитие навыков рисовальщика, умение создавать ряд эскизов (а не заканчивать работу после первого наброска), выполнение анализа, умение относиться легко/играючи к трудной работе, творческий рост. Каждый из шагов в создании логотипа вносит свой вклад. Отсутствие одного из этапов может обеднить конечный результат. Качественно пройденные шаги при создании логотипа позволяют исключить или привести к минимуму случайные элементы. Нужно помнить, что в хорошем логотипе ничего нельзя убрать и ничего – добавить. Каждая деталь – на своем месте, а цвет дает информацию (через символику цвета) и раскрывает тему/направление компании, для которой создавался фирменный логотип. Одна из самых непростых задач – создание логотипа – может увлечь в исследовательское, аналитическое, творческое путешествие, результат которого заранее неизвестен, но может стать поводом для гордости.

 

Список литературы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный вариант]. − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 21.05.2021).
2. Таласпаева А. А. Исследование и разработка методики проектирования комплекта спецодежды для пожарных РК: Автореф. дис. док. филос. (PhD) – Алматы, 2017.
3. Бектиярова Д.С. Практикум по ЭКСПО-дизайну. Уч. пособие. Алматы, Нур-принт, 2021. – 150 с., ил.
4. Сайт ReadyArtwork [Электронный вариант]. − Режим доступа: https://www.readyartwork.com/10-most-iconic-logos-all-time/ (дата обращения 21.05.2021).