Статья:

Сказочный балет

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Иванова И.А. Сказочный балет // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(44). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 53-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сказочный балет

Иванова Ирина Андреевна
магистрант Санкт-Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

П.И. Чайковский как-то отметил, что «балет – самое невинное, самое нравственное из всех искусств. Если это не так, то отчего же всегда водят в него детей?» [5, c.224]. Как искусно замечает Чайковский, балет нравится детям за привлекательность классической сказки, а не за тяжеловесные темы, которые она передает в результате обширного анализа. Дети могут наслаждаться воплощением своих любимых сказок, в то время как взрослые убегают в балет, чтобы насладиться великолепием. Цель сказки – перенести зрителя в неземной мир, где свет и грация превыше всего, а балетное оформление вызывает благоговейный трепет у зрителей.

Синтез сказки и балета создает для зрителя переживание, которое сочетает в себе детское чудо с возможностью избежать испытаний внешнего мира. Различные ученые сходились во мнении, что сказка олицетворяет свет и радость, которые ищут покровители. Сказка является квинтэссенцией литературной формы классического балета, потому что ее риторика построена на стремлении к красоте и романтике, как и эстетика классического балета. Сказка дает зрителю шанс вырваться в прекрасный мир, который поддерживается дизайном классической балетной эстетики.

«Спящая красавица», основанная на вечной сказке, – один из самых любимых и увлекательных балетов в мире, в котором представлена ​​невероятная музыка Чайковского, великолепные костюмы, роскошный декор и изысканные вариации почти для каждого персонажа. Сам балет датируется премьерой в январе 1890 года в Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Первоначально хореография была поставлена ​​Мариусом Петипа. Этот балет знаменит тем, что в при его создании возникло творческое сотрудничество между великим русским композитором Чайковским и русским хореографом Петипа [4].

Этот любимый «балет из сборника рассказов» адаптирован из сказки Шарля Перро «Спящая красавица» и рассказывает историю прекрасной принцессы Авроры, проклятой при рождении злой Феей (Карабос). Защищенная Феей Сирени, вместо того, чтобы заболеть и умереть, как планировал Карабос, принцесса Аврора засыпает 100 лет на свой 16-й день рождения только для того, чтобы быть разбуженной поцелуем принца Дезире.

Персонаж принцессы Авроры – воплощение красоты, доброты, музыкальности, жизненной силы и чистоты. Эти достоинства выражаются в хореографии, которая кажется легкой и непринужденной, хотя это одна из наиболее технически сложных частей, которая служит идеальной демонстрацией для примы-балерины. Вариации балета послужили источником вдохновения для детских постановок [2, c. 43].

Театральность «Спящей красавицы», безусловно, увековечила ее популярность, повествование и хореография балета иллюстрируют высокий уровень физической подготовки балетных артистов. Спящая красавица остается в репертуарах великих балетных трупп мира из-за проблем и возможностей, которые она представляет для танцоров и зрителей. Хореография предлагает полный учебный план академических и характерных танцевальных стилей. Это означает, что количество вариаций и соло в «Спящей красавице» отражает ранжирование самих танцоров, что стало возможным благодаря балетному либретто.

Проявление хореографии фей в соло Авроры хореографически представляет собой взаимозаменяемость статусов. Хотя главная танцовщица обычно танцует Аврору, а танцовщицы, стоящие чуть ниже ее в труппе, исполняют фей, появление их хореографии в «Авроре» отмечает значимость их ролей, тем самым повышая их статус. В балете «Спящая красавица» можно наблюдать разнообразие хореографических стилей; так, в балете существуют виртуозные академические вариации, такие как свадебная вариация Авроры, характерные танцы, такие как Красная Шапочка и Волк, и более крупные номера (например, мазурка).

Сказочный балет «Спящая красавица» охватывает несколько жанров. Так, дивертисмент в сказочных балетах призван развлекать публику и выступать в качестве очистителя палитры от великолепия других пьес, которые изображают упрощенный сказочный стиль Перро и братьев Гримм. Это «классические» сказки, которые воплощают в себе темы надежды и элегантности, которые соблазняют и резонируют с аудиторией. С другой стороны, Аврора играет роль жертвы, восходящего монарха и символа чистоты, стоя перед лицом предстоящего брака, который должен быть отражен в ее танце [1].

Аврора в «Спящей красавице» – воплощение утонченности и элегантности, спокойно парящая в равновесии, пойманная в вечном состоянии независимого полета. Сказочная балетная принцесса должна быть царственной и сильной, сохраняя при этом изящество, требуемое от принцессы.

Аврора изображает сложный характер второго жанра сказки, который должен быть игривым и застенчивым. Испытания брака, падение жертвой неконтролируемых обстоятельств и принуждение действовать как символы чистоты и благодати – это понятия, которые применимы к молодым женщинам на протяжении всей истории.

Одним из самых знаковых хореографических моментов «Спящей красавицы» является променад в розовом адажио, в этот момент публика поражена благоговением, так как принцесса остается грациозно собранной в этой впечатляющей демонстрации силы. Эти части балета, где танцоры, казалось бы, бросают вызов человеческим возможностям, восхищают публику. Персонажи в балете изображают самые желанные добродетели, а Аврора – это чистота и сила, которые заставляют зрителей стекаться, чтобы увидеть, как они оживают.

«Спящая красавица» очаровывает зрителей, создавая фантастический мир со всеми возможностями сказочного балета: поднимать своих персонажей на вершину социального положения, обращаться к культурным примерам через героизм Авроры и очаровывать публику экстраординарными и виртуозными демонстрациями [3, c. 97-132].

В 1914 году балет возобновили на сцене Большого театра, но уже под руководством Николая Сергеева, который опирался на записи своего учителя Степанова. Версия Сергеева была в 1921 году привезена в Лондон, а в 1922 году постановка вернулась туда, где она начала свое триумфальное шествие — в Мариинский театр Петербурга.

В течение всего XX века «Спящая красавица» успешно ставилась на самых разных сценах многих стран, став настоящим мировым достоянием искусства. Один только Большой театр видел семь разных вариантов балета, каждая из которых не уступала остальным в красоте и величии.

После длительного и глобального ремонта в 2011 году Большой театр вновь встретил своих зрителей именно балетом «Спящая красавица», где роль Авроры сыграла Светлана Захарова, а роль принца Дезире — американец Дэвид Холберг.

Существует несколько современных прочтений спектакля, которые используют классическую музыку Чайковского для сопровождения модернисткой хореографии. Одной из таких оригинальных постановок, заслуживающих отдельного внимания, является балет Мэтью Борна — готическая сказка с ярко выраженной любовной линией, где по сюжету Аврора просыпается в современном мире, который, однако, удивительно сюрреалистичен.

Постановка испанского хореографа Дуато — это неординарный взгляд на классическое произведение. Начо Дуато постарался поговорить со зрителями на языке танца и воссоздать очарование волшебства детской сказки, сохранив романтический дух известного произведения. [6]

Таким образом, сказочный балет продолжает существовать, мистифицируя зрителей и укрепляя свое место в истории балета. В завершении хотелось бы отметить, что многие балетоманы видят в «Спящей красавице» вершину классического балета, но, кроме того, многие поклонники просто наслаждаются им как сказкой, с кусочками партитуры Чайковского, знакомой детям.

 

Список литературы:
1. Баланчин Д. Выше всех мастеров // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971
2. Ванслов В. «Спящая красавица» Чайковского и новый спектакль Большого театра. – Сов. музыка, № 10, 1973. – С. 43
3. Ванслов В. Статьи о балете / В. Ванслов. – Л., Музыка, 1989, с. 97–132
4. Письмо П. И. Чайковскому // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971.
5. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Независимая газета. – 2001. – 224 с.
6. Слонимский Ю. П. Чайковский и балетный театр его времени. - М.: Музгиз. - 462 с