Статья:

АНАЛИЗ СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Ермаков Е.В. АНАЛИЗ СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА

Ермаков Егор Викторович
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ANALYSIS OF THE SEMANTIC MEANINGS AND FEATURES OF THE CREATIVE METHOD OF CASPAR DAVID FRIEDRICH

 

Egor Ermakov

Student, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В данной статье, посвященной Каспару Давиду Фридриху, приведен анализ смысловых значений и особенностей творческого метода одного из самых значимых художников немецкого романтизма. Данный анализ основан на изучении и подробном описании трех его наиболее значимых произведений.

Abstract. This article, dedicated to Caspar David Friedrich, analyzes the semantic meanings and features of the creative method of one of the most significant artists of German romanticism. This analysis is based on the study and detailed description of his three most significant works.

 

Ключевые слова: Каспар Давид Фридрих; реализм романтизм; пейзаж; живопись; стиль; сюжет.

Keywords: Caspar David Friedrich; realism; romanticism; landscape; painting; style; plot.

 

Каспар Давид Фридрих (1744-1840) – знаменитый немецкий пейзажист, чье творчество является одной из самых ярких страниц эпохи романтизма. Его картины отражают разнообразные состояния природы Германии и Балтийского моря. Практически каждое его произведение несет в себе глубокое философское высказывание. Его меланхоличные пейзажи насквозь пропитаны любовью к родной природе. В картинах автора очень часто можно заметить персонажей, будто бы вместе со зрителем проникающихся увиденной красотой. Их изображения часто скупы на детали и ограничиваются лишь силуэтом, очертаниями не только характерных для того времени костюмов, но и предметов одежды более ранних периодов развития родины художника [3, с. 54]. Они малы и будто бы предстают уязвимыми, открытыми для мистического знания, приносимого им силой бескрайних просторов реальности. Полотна Каспара Давида Фридриха наполнены не только реалистичным отображением природы, но и глубоко погружены во внутренний мир автора, старавшегося подарить зрителю свое особенное мироощущение. Практически всем его пейзажам присущи характерные черты работы с композицией: уверенная и точная проработка переднего плана картины, художник почти всегда изображает своих героев, повернутых к зрителю спиной, устремляющими свой взгляд вдаль, чем усиливается меланхоличное состояние картины [1, с. 98]. Также часто можно увидеть свечение закатного неба, повествующее о течении времени и мимолетности момента.

Картина «Восход луны над морем» (Рис.1) – знаковое для романтизма произведение. В нем легко прочувствовать мысль, передаваемую автором. Он демонстрирует нам эфемерность нашей жизни и то, как человек обращается своим взором к далекому миру мечты и свободы [4, с. 10]. Красочное закатное небо, идущие по ветру корабли и отражение последних лучей нисходящего солнца завораживает зрителя, противопоставляясь человеческому миру, состоящему из темных, почти земельных оттенков, создающих общую по тону с людьми массу. В этом реалистично переданном состоянии природы легко просматривается противопоставление темного, хоть и теплого по своей натуре мира людей, миру природных стихий, возвышающихся над человеком. Передним планом ограничивается наша реальность, за которой видится чистота возвышенного мира чувств и эмоций. Само наблюдение за передвижением солнца в картинах Каспара Давида Фридриха говорит о его увлеченности и понимании важности наблюдения за течением времени. Стоит также отметить и подход автора к написанию картины. Он использует локальные цветовые заливки и плавные тональные переходы для передачи невесомости неба. Художник применяет ограниченную цветовую палитру, но грамотный подход к светотени и удачные цветовые гармонии заставляют зрителя ощутить всю глубину цвета. Создавая воду и передний план картины, он, будто бы следуя заветам художников Возрождения, не стесняется резких переходов от темных облаков к ярким и дребезжащим лучам солнца, отражающимся от поверхности воды, подчеркивая линию горизонта. «Восход луны над морем» является одним из самых знаковых произведений художника, оно уступает в своей известности лишь таким полотнам, как «Странник над морем тумана» (Рис.2) и «Этапы жизни».

 

Рисунок 1. Каспар Давид Фридрих «Восход Луны над морем» 1822 г.

 

Рисунок 2 Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана» 1818 г.

 

Автор мастерски использовал образ моря для создания глубоких метафор. Его картина «Этапы жизни» (Рис.3), на первый взгляд представляющая лишь зарисовку из жизни художника, несет в себе переживания и философское высказывание автора о течении жизни [2, с. 172]. Образы пяти фигур на переднем плане явно пересекаются с кораблями в море, число которых совпадает с количеством людей в картине. Мужчина, стоящий рядом с играющими детьми, указывает старцу на свое потомство. Сам старец стоит практически на уровне перевернутой лодки и пустого ведра для воды, что символизирует смерть и завершающий этап жизни человека. Если присмотреться к кораблям в море, можно заметить определенную последовательность: чем ближе корабль к линии горизонта, тем менее спущены у него паруса. Это явно перекликается с этапами жизни человека, завершающим из которых является преданная земле лодка и пустое ведро, подчеркивающее отсутствие жизненных сил у выброшенной из водного простора лодки. Самый ближний к зрителю парусный корабль приближается к суше в компании двух небольших кораблей. Свое последнее пристанище на берегу через мгновение достигнет огромный парусник, символизирующий завершающий этап человеческой жизни [4, с. 11]. Маленькие относительно него лодки – образы детей, поддерживающих родителей на их пути. Автор будто хочет показать себе то, что он добился всего в жизни, оставил наследников и готов сам символически ступить на сушу и завершить свое путешествие. Море в контексте данной картины является метафорой жизненного пути человека, горизонт, подчеркнутый розовым свечением – начальный этап жизни, а суша является символом финальной точки жизненного пути.

 

Рисунок 3 Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни» 1835 г.

 

Каспар Давид Фридрих объединял в своих картинах признаки двух течений. Он был мастером создания реалистического пейзажа, но его истинный гений проявлялся в способности наделять привычные нам образы новыми романтическими смыслами. Практически в каждой его работе видны размышления о природе человеческой натуры, её движении по жизненному пути. 

 

Список литературы: 
1. Клянина Е. Р. Влияние Каспара Давида Фридриха на европейское искусство XIX-первой половины XX веков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.Толстого. – 2014. – №. 2 (10). – С. 97-100.
2. Лихацкая Л. Н. Каспар Давид Фридрих и движение романтизма (на материале монографии Emmrich Irma. Caspar David Friedrich. Weimar: Hermann Böhlaus Nachfolger, 1964. 127 S.) // Пятые искусствоведческие Снитковские чтения. – 2014. – С. 170-176.
3. Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма: Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге. – Автономная некоммерческая организация. – СПб: "Издательство Санкт-Петербургского государственного университета", 2006.
4. Федотова Е. Д. Каспар Давид Фридрих // Великие художники XIX-XX века. – 2002. – С. 8-13.