Статья:

Об особенностях национального костюма

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Сбитнева М.М. Об особенностях национального костюма // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Об особенностях национального костюма

Сбитнева Марина Михайловна
научный сотрудник. МАУ «Экоцентр», РФ, г. Мегион

 

На всех этапах истории человеческого мироздания отражением национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, народа. В одежде нашли отра­жение душа народа и его представление о прекрасном.

Костюм представляет собой один из важнейших элементов культуры. Он связывает в себе различные функции, и является показателем индивидуальных качеств и хранителем наиболее ценных вещей человека. Характерной чертой народного костюма является его функциональность. Он не жаркий, и в то же время достаточно теплый, при всей своей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, но декорация имела и функциональное назначение, связанная с верованием народа [1, c. 5].

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Традиционный народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки магическими узорами, народного ткачества, кружево­плетения, вязания.

Для полноценного раскрытия этнокультурного сюжета в любом виде народного творчества необходимо глубокое изучение, анализ, переосмысление и использование традиционных технологий, приемов, секретов первых мастеров.

Изучение национальных костюмов помогает понять культурное достояние народа, его традиции, устои. Помогает сохранить само­бытность народа в быту и одежде, определить значимость костюма как исторического источника понимания характерных черт народа.

Объектом исследования стала рубаха, датированная концом XIX века, хранящиеся в фондах МАУ «Экоцентр» города Мегиона. Одна из задач исследования – собрать информацию, ознакомиться, изучить историю происхождения экспоната, особенность вышивки ее самобытность и уникальность, сложность орнамента, цвета и сакральные тайны прочтения узора.

По описанию: Рубаха женская укороченная. Сшита из белой ткани вручную. Воротник, рукава украшены орнаментом, очень плотным геометрическим чёрными нитками. Рукава имеют манжеты узкие, из красной ткани, прошиты черными нитками. Манжет застегивается с помощью небольшой плоской, желтой с перламутром пуговицы и петли из черных ниток. Манжеты и орнамент на плечах соединены чёрной полосой. Рукав имеет квадратную ластовицу красного цвета с вышитым небольшим цветком. Воротник-стойка имеет две обмотанные горизонтальные петли. Разрез обмётан чёрными нитками. На спинке посредине в самом низу имеется небольшой отрезок орнамента. Является деталью женского свадебного костюма.

В ходе исследования проведена консультация с Сысоевой Галиной Яковлевной (этномузыколог, профессор, зав. кафедрой этно­музыкологии Воронежского государственного института искусств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации), является автором статьи "Технологии традиционной черноузорной воронежско-белгородского пограничья".

Рисунок 1. Рубаха с черным узором

 

Изучив статью, проанализировала, что – это черноузорная вышивка, «Рубаха с черным узором» – так называют традиционную белую выши­тую рубаху (и женскую, и мужскую) в сёлах воронежско – белгородского пограничья. Её главный отличительный признак – вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках – «поликах». Крой мужской, женской и детской рубах был одинаков: «с прямыми поликами» – плечевыми прямоугольными вставками, пришитыми к стану и рукавам по основе. Техника вышивки – лицевая счетная гладь. Степень праздничности и местные отличия определяются набором композиционных элементов и самой композицией вышивки (расположением узоров, подузорников, кружевных вставок). Каждый орнамент имеет своё традиционное название, которое является общим для большинства местных сел.

«Полики» - деталь кроя, соединяющая полочку и спинку по линии плеча [3].

В ходе изучения возникли следующие вопросы: мужская или женская и какого года датирована и из какого района нашей необъятной родины прибыла. На что Галина Яковлевна дала четкое и профессио­нальное разъяснение: «Рубаха женская праздничная (но не на самые большие праздники), похоже, что конопляная (то есть из домотканного конопляного холста), вышита шерстяными черными нитями. По манере и технике исполнения, возможно, была изготовлена в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области (бывший Бирюченский уезд Воронежской губернии), потому что именно в этом селе любят вышивать толстыми нитями и с маленькими пробелами между стежками. Изготовлена, скорее всего, в конце 19- начале ХХ века. Название центрального узора – «во всю гребенку».

Если рассмотреть узор, ему тоже есть свое пояснение, а также отличие женского и мужского. «Мужички и бабочки расположены не под основным узором «ремнём», а вдоль бокового шва, ведущего к горловине и в семантике, поэтому не участвуют, а выполняют декоративную функцию – просто украшают и закрывают шов, соединяющий куски ткани. Такую же функцию выполняет и на рукаве черная узкая полоска вышивки к манжете. На мужских рубахах, кстати, такие черные узкие декоративные дорожки не делали. Очень важен крой рубахи: он определяется как рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками). Рубаха короткая, потому что без подставы (подстава – пришивалась к рубахе из белого, но более грубого полотна). В этом селе и соседних селах подставу к рубахе не пришивали, а делали отдельно, в виде нижней юбки.

Вышивка на поликах и рукавах – ручная, машинной не бывает. Это уникальная техника называется «счетная гладь». На коклюшках плетутся только кружевные вставки – ферботы (более широкие, как узор) и ляховки (более узкие, как узкая ленточка). Рубаха могла иметь статус и свадебной. Я вам написала даже место бытования этой рубахи – село Большебыково. Но могло быть и другое соседнее село, если, например, девушка выходила замуж в это село и приносила с собой свои костюмы. Но по исполнению – это именно большебыковская рубаха.

В петли у ворота вдевается плетеный шнурок, и рубаха завязывается этим шнурком на шее» [3].

Можно сформировать следующий вывод: рубаха женская из домотканного конопляного холста, праздничная, вышита шерстяными черными нитями. Изготовлена в конце 19 – начале ХХ века в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области (бывший Бирюченский уезд Воронежской губернии). Крой рубахи с прямыми поликами (плечевыми вставками). Вышивка на поликах и рукавах – ручная, это уникальная техника называется «счетная гладь».    

 

Рисунок 2. Типы композиций вышивки на оплечьях традиционных рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]

 

Рисунок 3. Народные названия основных орнаментов на вышивках рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]

 

Рисунок 4. Народные названия основных орнаментов на вышивках рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]

 

Список литературы:
1. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма // «Традиционные промыслы и ремесла». Альманах. – № 3 – М.: ООО «Издательство «Родникъ», 1997. – 48 с.
2. Семенова М. Мы – славяне! // Популярная энциклопедия. – СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 560 с.
3. Сысоевой Г.Я. Технологии традиционной черноузорной воронежско-белгородского пограничья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.perunica.ru/tradicii/9176-tehnologii-tradicionnoy-chernouzornoy-vyshivki-v-selah-voronezhsko-belgorodskogo-pogranichya.html (Дата обращения 21.03.2019).