Об особенностях национального костюма
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Об особенностях национального костюма
На всех этапах истории человеческого мироздания отражением национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Костюм представляет собой один из важнейших элементов культуры. Он связывает в себе различные функции, и является показателем индивидуальных качеств и хранителем наиболее ценных вещей человека. Характерной чертой народного костюма является его функциональность. Он не жаркий, и в то же время достаточно теплый, при всей своей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, но декорация имела и функциональное назначение, связанная с верованием народа [1, c. 5].
Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Традиционный народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки магическими узорами, народного ткачества, кружевоплетения, вязания.
Для полноценного раскрытия этнокультурного сюжета в любом виде народного творчества необходимо глубокое изучение, анализ, переосмысление и использование традиционных технологий, приемов, секретов первых мастеров.
Изучение национальных костюмов помогает понять культурное достояние народа, его традиции, устои. Помогает сохранить самобытность народа в быту и одежде, определить значимость костюма как исторического источника понимания характерных черт народа.
Объектом исследования стала рубаха, датированная концом XIX века, хранящиеся в фондах МАУ «Экоцентр» города Мегиона. Одна из задач исследования – собрать информацию, ознакомиться, изучить историю происхождения экспоната, особенность вышивки ее самобытность и уникальность, сложность орнамента, цвета и сакральные тайны прочтения узора.
По описанию: Рубаха женская укороченная. Сшита из белой ткани вручную. Воротник, рукава украшены орнаментом, очень плотным геометрическим чёрными нитками. Рукава имеют манжеты узкие, из красной ткани, прошиты черными нитками. Манжет застегивается с помощью небольшой плоской, желтой с перламутром пуговицы и петли из черных ниток. Манжеты и орнамент на плечах соединены чёрной полосой. Рукав имеет квадратную ластовицу красного цвета с вышитым небольшим цветком. Воротник-стойка имеет две обмотанные горизонтальные петли. Разрез обмётан чёрными нитками. На спинке посредине в самом низу имеется небольшой отрезок орнамента. Является деталью женского свадебного костюма.
В ходе исследования проведена консультация с Сысоевой Галиной Яковлевной (этномузыколог, профессор, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации), является автором статьи "Технологии традиционной черноузорной воронежско-белгородского пограничья".
Рисунок 1. Рубаха с черным узором
Изучив статью, проанализировала, что – это черноузорная вышивка, «Рубаха с черным узором» – так называют традиционную белую вышитую рубаху (и женскую, и мужскую) в сёлах воронежско – белгородского пограничья. Её главный отличительный признак – вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках – «поликах». Крой мужской, женской и детской рубах был одинаков: «с прямыми поликами» – плечевыми прямоугольными вставками, пришитыми к стану и рукавам по основе. Техника вышивки – лицевая счетная гладь. Степень праздничности и местные отличия определяются набором композиционных элементов и самой композицией вышивки (расположением узоров, подузорников, кружевных вставок). Каждый орнамент имеет своё традиционное название, которое является общим для большинства местных сел.
«Полики» - деталь кроя, соединяющая полочку и спинку по линии плеча [3].
В ходе изучения возникли следующие вопросы: мужская или женская и какого года датирована и из какого района нашей необъятной родины прибыла. На что Галина Яковлевна дала четкое и профессиональное разъяснение: «Рубаха женская праздничная (но не на самые большие праздники), похоже, что конопляная (то есть из домотканного конопляного холста), вышита шерстяными черными нитями. По манере и технике исполнения, возможно, была изготовлена в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области (бывший Бирюченский уезд Воронежской губернии), потому что именно в этом селе любят вышивать толстыми нитями и с маленькими пробелами между стежками. Изготовлена, скорее всего, в конце 19- начале ХХ века. Название центрального узора – «во всю гребенку».
Если рассмотреть узор, ему тоже есть свое пояснение, а также отличие женского и мужского. «Мужички и бабочки расположены не под основным узором «ремнём», а вдоль бокового шва, ведущего к горловине и в семантике, поэтому не участвуют, а выполняют декоративную функцию – просто украшают и закрывают шов, соединяющий куски ткани. Такую же функцию выполняет и на рукаве черная узкая полоска вышивки к манжете. На мужских рубахах, кстати, такие черные узкие декоративные дорожки не делали. Очень важен крой рубахи: он определяется как рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками). Рубаха короткая, потому что без подставы (подстава – пришивалась к рубахе из белого, но более грубого полотна). В этом селе и соседних селах подставу к рубахе не пришивали, а делали отдельно, в виде нижней юбки.
Вышивка на поликах и рукавах – ручная, машинной не бывает. Это уникальная техника называется «счетная гладь». На коклюшках плетутся только кружевные вставки – ферботы (более широкие, как узор) и ляховки (более узкие, как узкая ленточка). Рубаха могла иметь статус и свадебной. Я вам написала даже место бытования этой рубахи – село Большебыково. Но могло быть и другое соседнее село, если, например, девушка выходила замуж в это село и приносила с собой свои костюмы. Но по исполнению – это именно большебыковская рубаха.
В петли у ворота вдевается плетеный шнурок, и рубаха завязывается этим шнурком на шее» [3].
Можно сформировать следующий вывод: рубаха женская из домотканного конопляного холста, праздничная, вышита шерстяными черными нитями. Изготовлена в конце 19 – начале ХХ века в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области (бывший Бирюченский уезд Воронежской губернии). Крой рубахи с прямыми поликами (плечевыми вставками). Вышивка на поликах и рукавах – ручная, это уникальная техника называется «счетная гладь».
Рисунок 2. Типы композиций вышивки на оплечьях традиционных рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]
Рисунок 3. Народные названия основных орнаментов на вышивках рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]
Рисунок 4. Народные названия основных орнаментов на вышивках рубах в воронежско - белгородском пограничье [3]