Культурные факторы графических приемов рекламы
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Культурные факторы графических приемов рекламы
Cultural factors of graphic methods of advertising
Kirill Savin
Student Lomon State Academy of Sciences Luhansk State Academy culture and arts. M. Matusovsky, Ukraine, Lugansk
Аннотация. В данной статье рассматривается основные графические принципы, применяемые специалистами в рекламе. Рассмотрены некоторые случаи особенностей воздействия символов на ощущения потребителя. Также поданы примеры применения политизированных символов и влияния национальных особенностей на приоритеты выбора продукта потребителем.
Abstract. This article discusses the basic principles of graphics used by experts in advertising. Some cases of features of influence of symbols on feelings of the consumer are considered. There are also examples of the use of politicized symbols and the influence of national characteristics on the priorities of the product selection by the consumer.
Ключевые слова: рейтинг; тактильность; ассоциация; агитация; манипуляция.
Keywords: rating; activity; association; propaganda; manipulation.
Реклама зародилась как совокупное следствие торговых отношений здоровой конкуренции. Человек наделяет знаками все вокруг себя. И оперируя этими знаками, добывает преимущественное положение для своего продукта. Началом современной рекламы можно считать появление и распространение печатных станков в XV веке. Благодаря чему в начале XVI века французу Теофраст Ренодо разрешили, с дозволения короля, создать Адресное бюро, где размещались объявления.
Развивалась рекламное дело в ногу с техническим прогрессом с появлением фотографий, радио, телевидения, интернета и мобильных систем передачи информации её возможности росли в геометрической прогрессии. В наше время реклама проникла во все средства массовой информации. Она стала настолько назойливой, что порою оказывает эффект отторжения. Для уменьшения агрессивности менеджеры данного сегмента рынка находят новые приёмы, чтобы удержать и зацепить потенциального потребителя. В современности эффективность рекламы проверяется средствами статистики. Чем больше интерес к рекламному ролику, посту, тем выше рейтинг агентства, создавшего их. Выделяют информационные, агитационно-пропагандистские и манипулятивные цели рекламы [1, с. 121].
1. Информационная цель выражается, когда при существующем ассортименте продукции и товаров трудно сориентировать без дополнительных данных об их преимуществах.
2. Агитационно-пропагандистская – призвана склонить человека к приобретению того или иного товара.
3. Манипулятивная цель показана как умение скоординировать внимание потребителя именно на данном предмете, вопреки другому аналогичному — довольно тонкая задача.
Человек воспринимает любую информацию через слух, зрение, тактильные и вкусовые ощущения. Поэтому в рекламе используются все эти свойства. Зачастую воздействие осуществляется комплексно. К примеру, рекламный ролик о меховом магазине, в котором эффектная модель проводит рукой по меховому ворсу. Показ сопровождается показом слоганов, рекламными речёвками, которые позиционируют меховые изделия. Человек одновременно воспринимает картинку, рекламный текст и тактильно, ассоциативно у него возникает чувственное ощущение нежности мягкого ворса меха [3, с. 78].
В статической рекламе основную нагрузку играет картинка, следовательно, на первый план выходит графический дизайн. Часто он усилен рекламным слоганом. Основная задача графического изображения — «зацепить» потребителя, привлечь внимание. Так как графический ряд в статической рекламе ограничен, изображение должно быть выразительным, ярким, призывным, содержащим в себе рекламный подтекст.
Картинки призваны вызвать определенные положительные ассоциации, эмоции, отложиться на подсознательном уровне. В том случае, когда рекламируются какой-либо бренд, то в обязательном порядке отражается в изображении его символика. На первоначальном этапе появления статической рекламы чаще всего отражались натуральные объекты, сейчас большей часть создают рекламные образы.
Рекламный образ отличается от рекламной картинки своей символичностью. Он включает три составляющие: графический, то есть само изображение; цветовое оформление; рекламный субтитр (слоган).
Обратите внимание, что основные цвета в рекламе аптек, медпрепаратов: белый, как символ чистоты, зеленый – ассоциируется с ростом и выздоровление, синий — ассоциируется с духовным балансом. В качестве графического образа используют, к примеру, сердце на ладони, ростки растений, для детей образ доктора Айболита. Назначение слогана — привлечение покупателя. Он может быть таким «аптека низких цен», «аптека со склада», «будь здоров». Таким образом, реклама привлекает, обращает на себя внимание, вызывает интерес именно их клиента, формирует желание обратится к ним.
Важным фактором в формировании графического рекламного образа играют особенности национальной ментальности. Она формируется под влиянием географии страны, верований, сформированных национальных стереотипов. Так в большинстве рекламных графических изображениях бразильцев присутствуют элементы ярких красок карнавала. Тайцы предпочитают юмористическую рекламу, немцы ценят логику и продуманность. Японцы хорошо воспринимают символизм, абстракцию [2, с. 301].
Незнание национальных особенностей может привести к курьёзам. Так в отдельных азиатских странах идеально белые зубы не считаются эталоном их красоты и здоровья. По этой причине реклама зубной пасты с изображением идеально белых зубов не только не привлекала покупателей, а напротив, вызывала настороженность.
В политической рекламе важным элементом является символика политической силы. Чаще всего она проявляется в графических образах наглядной агитации, это: рекламные посты, плакаты; листовки; нашивки и атрибутика одежды, наклейки; сувениры; флажки.
Эти элементы графической политической рекламы должны отражать образ политической силы и призывать следовать её лозунгам.
Рассмотрим это на символике недавно зародившейся Луганской Народной Республики. Для любого нового государства важен политический графический образ. Он отражен в гербе, флаге, гимне. Эти государственные атрибуты в видоизмененном виде тиражируются в символике других ведомств, учреждений, их наглядной агитации. Флаг республики представляет собой трёхцветное прямоугольное полотнище с цветами расположенными в следующей последовательности: голубой, синий, красный. Каждый из них несёт определенную смысловую нагрузку: голубой в данном контексте и в геральдическом смысле символизирует мощную энергетику. Цвет, который ассоциируют с Богоматерью; Синий - ассоциируется с последовательностью в достижении целей, упорством; Красный - символ пролитой крови, воли к укреплению и утверждению государства.
Эти цвета доминируют во всех графических образах наглядной агитации ЛНР. Они активно используются также и в коммерческой рекламе тем самым подчеркивая узкий круг реализации товаров и услуг.
Красная звезда, обрамлённая желто-белыми лучами и хлебными колосьями, опоясывается летами цветов флага. По периметру окружности герба идут дубовые ветви. В верхней части изображена восьмиконечная желтая звезда. Смыслы этих атрибутов не новы и взяты с советской символики: хлеб — кормилец, гарантирующий процветанию; дуб — стойкость, упорство, доблесть; красная звезда символизирует связь с прошлыми поколениями, человеческую составляющую Христа; восьмиконечная жёлтая звезда – символ Руси, подчеркивает духовную связь с русским народом.
Таким образом, можно констатировать, что в графическом дизайне символов страны содержится сакральный смысл, заложенный в причинах возникновения новой республики. Они отражают основную мотивацию и целенаправленность её развития. Очень редко для политических целей применяют новые символы, ранее не знакомые локальной среде или те, которые ранее не использовались для такой политической силы. Графические приемы, в данном случае, строго ориентированы на потребителя с конкретными политическими предпочтениями и местом проживания, что положительно сказывается на результатах рекламы в узких кругах. Такие методы приемлемы в редких случаях, и один из них - новообразованные республики.