Статья:

Музыкальное образование «особенных» детей в России

Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Решетникова С.В., Лейдер Е.А. Музыкальное образование «особенных» детей в России // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам L междунар. науч.-практ. конф. — № 7(50). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Музыкальное образование «особенных» детей в России

Решетникова Светлана Владимировна
канд. искусствоведения, старший преподаватель, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Лейдер Екатерина Александровна
доцент, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, РФ, г. Казань

 

MUSICAL EDUCATION OF «SPECIAL» CHILDREN IN RUSSIA

 

Svetlana Reshetnikova

PhD in Art History, Senior Lecturer in Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, Russia, Kazan

Yekaterina Leider

Assistant professor in Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, Russia, Kazan

 

Аннотация. В современную систему образования все чаще включается инклюзивное направление. В статье рассматривается, каким образом внедрялось обучение детей с ОВЗ в систему воспитания в России. Говорится о том, что обучение детей музыке видится перспективным, дети с особыми ограничениями по здоровью могут быть востребованы в данной сфере и получить профессию.

Abstract. An inclusive direction is increasingly being included in the modern education system. The article examines how the education of children with disabilities was introduced into the education system in Russia. It is said that teaching music to children seems promising, children with special health limitations can be in demand in this area and get a profession.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; музыкальное образование; дети с особыми возможностями здоровья; самореализация.

Keywords: inclusive education; music education; children with special health capabilities; self-realization.

 

В настоящее время много возможностей для самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Задумавшись о том,  как раньше жили такие люди в России, мы провели небольшое исследование.

Для музыкального образования России XIX–XX веков был характерен избирательный характер, существовала значительная дистанция между музыкальным образованием аристократии и представителями простого народа. Дети аристократов должны были уметь петь произведение, аккомпанируя себе, музыкальное образование было направлено на воспитание эстетического вкуса, «душевной тонкости». В дальнейшем музыкальное образование стало носить светский характер [2, c. 36–37].

Во второй половине XIX века происходил бурный подъем национальной музыкальной культуры и образования. Появились престижные учебные заведения: Кадетский, Морской, Пажеский корпуса, институты благородных девиц. Обучение игре на инструменте и пению стало обязательным. Следует отметить, что в 1862 году появилась  первая в России Бесплатная музыкальная школа, одним из ее создателей был М. А. Балакирев [3].

В первые годы постреволюционного периода были созданы «Народные музыкальные школы», они имели массово-просветительскую направленность (утренники, концерты для детей и для взрослых) [1, c. 96]. Однако в таких школах учились преимущественно обычные люди и музыкальному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья особого внимания не уделялось. В середине XIX века стали открываться только общеобразовательные учреждения для слепых детей. После окончания учебы дети вынуждены были заниматься физическим трудом, плести корзинки, делать щетки, зарабатывая себе на жизнь. В период с 20 по 30-е гг. сложилась дифференцированная система музыкальных учреждений: музыкальные школы и кружки, студии при общеобразовательных школах, хоровые студии [3].

Особо следует подчеркнуть, что для того времени было важно не столько профессиональное, сколько общее музыкальное образование. Балакирев выступал за доступность музыкального образования. Продолжая традиции великого педагога, композитора и музыканта необходимо в еще большей мере расширить возможности музыкального обучения особенных детей. Лишь в XX веке в России стали обучать детей с ограниченными возможностями по состоянию зрения в профессиональных музыкальных учреждениях. Появились первые оркестры.

В настоящее время нередко можно увидеть «особенных» детей, выступающих на сцене. В известном народном музыкальном проекте эстрадного вокала «Голос. Дети» участвовали как минимум два «особенных» ребенка: Даниил Плужников и Аделина Кюрджиева.

Особенности развития детей являются уникальными для каждого индивидуального ребенка, тем не менее, желание учиться и развивать свои творческие способности является неотъемлемой частью становления личности.  Музыкальное искусство является одним из видов деятельности, в котором ребенок может проявить свой талант. Дети активно принимают участие в конкурсах, смотрах, активно участвуют в концертной и общественной деятельности, выступают с известными профессиональными вокалистами современности. Известны случаи выступления «особенных» детей на благотворительном фестивале «Белая трость» со Львом Лещенко, Тамарой Гвердцителли, Димой Биланом, Марком Тишманом, Сергеем Лазаревым, Александром Олешко, группами «А-Студио» и «Земляне», и конечно с одним из организаторов этого мероприятия Дианой Гурцкой [4].

Действительно, в России в настоящее время меняется отношение к детям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Целью государственной политики является  обеспечение «особенных» людей равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, в частности, права на образование. Задача общества − формирование условий для их независимого проживания  в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития. В музыкальной школе обучается различный контингент учащихся, способности детей являются различными. У одних хорошо развито чувство ритма, у других – музыкальный слух или музыкальная память. Наравне с обычными детьми в наше время нередко музыке желают обучаться и дети с ограниченными возможностями. Они могут испытывать значительные трудности в организации учебной, коммуникативной деятельности, в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний [5]. Основными плюсами обучения «особенного» ребенка с обычными детьми является преодоление социальной изоляции, расширение возможностей обучения со сверстниками. У обычных, здоровых детей формируется определенная степень социальной зрелости и осознание того, что ребенок, ограниченный по состоянию здоровья не хуже, он просто другой. Бывают случаи, когда «особенный» ребенок старательнее и одареннее обычных детей (это происходит за счет компенсации вторичных анализаторов, в частности обостренного слуха).

«В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию» и обеспечивает равное отношение ко всем детям [6]. Однако понимание различия педагогу нужно осознать и принять, поскольку все дети с ограниченными возможностями здоровья – индивидуумы с различными потребностями и возможностями обучения. Это основная мысль инклюзивного образования. И с точки зрения социального подхода к проблеме инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность. Именно поэтому программа обучения для таких детей строго индивидуальна. Таким детям требуется намного больше времени для занятий с педагогом, и больше времени на самостоятельную подготовку.

В наше время создаются специальные конкурсы и фестивали где дети с ОВЗ могут проявить себя: Международный конкурс, им. Л. Брайля, Международный конкурс «Окрась мир звуками», Международный конкурс «Золотой Феникс».

В заключение хочется отметить, что дети-инвалиды, обучающиеся в детской музыкальной школе  наравне с другими,  не просто могут развить свои творческие способности,  но и получить профессиональное образование, которое позволит  им успешно определиться в жизни.

 

Список литературы: 
1. Апраксина О. А. Очерки по истории художественного воспитания в современной школе / О. А. Апраксина. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 224 с.
2. Бодина Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: учебное пособие к спецкурсу для студ-ов 3-4 к. муз.-пед.ф-та. / Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева – МГЗПИ. – М., 1989. – 82 с.
3. Морозова А. М. Идеи музыкального просветительства в России в переходные периоды развития общества. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. Саранск. [Электронный ресурс] // URL:  http: // studydoc.ru (дата обращения 27.03.2017) 
4. НИПК «Электрон» и российские врачи помогают незрячим детям. [Электронный ресурс] // URL: http://electronxray.com/newslist2/nipk_elektron_i_rossijskie_vrachi_pomogayut_nezryachim_detyam/ (дата обращения 27.03.2021) 
5. Организационные формы и методы социальной адаптации подростков с легкой умственной отсталостью. [Электронный ресурс] // URL:  http://kopilkaurokov.ru (дата обращения 27.04.2021)
6. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374–377.