Статья:

Декоративно-прикладное искусства Узбекистана: глубокие традиции и развитие узбекской школы

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Гулямов К.М. Декоративно-прикладное искусства Узбекистана: глубокие традиции и развитие узбекской школы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 29-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Декоративно-прикладное искусства Узбекистана: глубокие традиции и развитие узбекской школы

Гулямов Комилжон Махмудович
канд. пед. наук, доцент, докторант научно-исследовательского института педагогических наук имени К. Ниязи, Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

DECORATIVE-APPLIED ART OF UZBEKISTAN: DEEP TRADITIONS AND DEVELOPMENT OF UZBEK SCHOOL

 

Komiljon Gulyamov

candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student o f research institute Pedagogical Sciences named after K.Niyazi, Republic of Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Статья посвящена декоративно-прикладному искусству Узбекистана которое имеет многовековые художественные традиции и передается из поколения в поколение. В ней также много внимания уделяется истории развития национального искусства, мастерам зод­чества и основным направлениям, таким как роспись, резьба по ганчу и дереву, резьба по мрамору и другие.

Abstract. The article is devoted to the decorative-applied art of Uzbekistan which has centuries-old artistic traditions and is passed on from generation to generation. It also places a great emphasis on the history of the development of national art, masters of architecture and the main areas such as painting, engraving in plaster and wood, engraving in marble and others.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Узбекистана; национальные традиции; история развития народного искусства; роспись; резьба по ганчу и дереву; мрамор; орнамент.

Keywords: decorative-applied art of Uzbekistan; national traditions; the history of the development of folk art; painting; engraving in plaster and wood; marble; ornament.

 

Декоративно-прикладное искусство Узбекистана представляет собой одну из интереснейших составных частей народного искусства, зародившуюся в глубокой древности. За долгие годы и века своего развития оно неоднократно переживало как подъемы, так и спады, но никогда не прерывалось, передавая из поколение в поколение художественные традиции.

Это искусство включает в себя следующие основные направления: керамический промысел; художественная обработка кожи; текстильный промысел (вышивка шелком, золотое шитье, ковроткачество, набойка, изготовление декоративной тесьмы); металлообрабатывающие промыслы (ювелирное дело, чеканка по меди); художественные инкрустации на музыкальных инструментах, роспись по папье-маше, изготовление декоративных табакерок-наскаваков, корзин и другие; художественные работы связанные с оформлением архитектурных сооружений (роспись, резьба по ганчу и дереву, резьба по мрамору).

В далеком прошлом народные мастера создавали не утилитарные предметы, а художественные произведения, являющиеся украшением как городского, так и сельского жилья. Некоторые виды промыслов имеют многовековую историю с традициями, уходящими в глубокую древность.

Как уже говорилось выше, декоративно-прикладное искусство имеет глубокие традиции, в нем раскрываются сокровенные мысли народа, его дух, отражается красота родного края. Этот вид искусства на территории Средней Азии, в частно­сти в Узбекистане, был очень развит и в свое время оказывал влияние на народное искусство многих стран не только Востока, но и Запада.

Русские и зарубежные ученые и художники с пониманием и восхищением относились к народному искусству Средней Азии. Благодаря их трудам, это традиционное восточное искусство получило мировую известность.

Среди широко известных представителей народного декоративно-прикладного искусства талантливые узбекские мастера: усто Ходжи Бобо Хаятов, усто Хафиз Ибрагимов, усто Маджид Курбанов, усто Алимджан Касымжанов, усто Абдула Балтаев, усто Якубжан Рауфов, усто Сайид Махмуд Наркузиев, усто Мадаминжан Хусаинов и многие другие бухарские, самаркандские, хивинские, ферганские, наманганские, кокандские и ташкентские мастера.

Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства издавна является значимым элементом узбекской культуры. В течение многих веков складывались ее художественные традиции. В росписи по дереву, как в никаком другом виде искусства, прослеживается теснейшая связь поколений, преемственность традиций. Традиции росписи, как и методы обучения этому виду искусства, переходили от деда к отцу, от отца к сыну. Существование такой преемственности помогло сохранить это древ­нее искусство до наших дней.

Обнаруженные в ходе археологических раскопок различные предметы быта, их красочность, разнообразие цветов, орнаментов ислими, реалистичное изображение живых существ и стилистическое разнообразие свидетельствуют о высоком мастерстве мастеров из Бинката. Городская жизнь в Бинкате процветала в X-XI веках. К этому времени город назывался Ташкент (Шашкент) [3, с. 4-5].

Архитектор, многие годы занимавшийся ремонтом и оформлением административных зданий, обладающий глубокими теоретическими знаниями в данной области И.Азимов также специально изучает символические аспекты цветов. Исследователь пишет, что в частности, своеобразное значение имели цвета в росписи. К примеру, фиолетовый – символ спокойствия и долголетия; волнистый стебель цветка – богатства и благополучия; ростки и листья – символ изобилия, пробуждения природы, белый – символ счастья и удачи; голубой ­– высших убеждений; красный – веселья и радости [1, с. 6-7].

Особенности, присущие исламскому искусству, последовательно применялись во многих крупных центрах Средней Азии, в том числе и в Ташкенте. Архитектурное решение и оформление ряда мечетей, мавзолеев и медресе, воздвигнутых в Ташкенте в Средневековье и позже (медресе Кукалдош в Чорсу, мечеть Хасти Имом, мавзолей Каффола Шоши, медресе шейха Абула-Косима) очень сложно и привлекательно. Орнамент гирих, выполненный кошинами зеленого и голубого цветов украшают фасады мавзолея Занги-ота, медресе Кукалдош и Барокхон.

Художники, создавая природные пейзажи, соединенные с узорами, придавали им идею спокойствия первозданной природы, отражали райские сады, что в свою очередь, обеспечивало неразрывную связь изобразительного искусства с положениями ислама [1, с. 8].

В конце XIX – начале XX веков в Ташкенте развивалось строи­тельство как административных, так и частных сооружений. В качестве украшения использовались роспись, резьба по дереву и ганчу, цветная роспись. Дома богатых состояли из нескольких комнат, оформлялись резным и рисованным орнаментом. Дома, в основном, состояли из комнат, веранд, дахлизов. Обычно, выполняли ганч, на нем рисовали разноцветные красочные орнаменты или выполняли резьбу по ганчу. Со временем их стали объединять, в зависимости от мастерства ремесленников достигали гармонию резного и рисованного орнамента.

Оформление крупных административных зданий чаще выполняли мастера из различных регионов. Считалось, что вместе они работали быстро и легко. В оформлении зданий, возведенных в Ташкенте наряду с местными, работали мастера из Коканда, Бухары, Ферганы, Самарканда. В качестве примера можно назвать дом дипломата из России А. Половцева, построенный в 1902-1903гг.

Цветочные узоры в Ташкенте близки больше к работам ферганских и самаркандских мастеров. Однако, и они различаются между собой. Своеобразность цветочного узора в Ташкенте в изобилии элементов растений и цветов. Кроме того, как отмечает искусствовед Ш. Тошходжаев, в нем смешались «модахили», «бодом» (миндаль), «бофта», «шобарг» (большой лист), «ойгул», «чоргул» (четыре цветка) и другие [4, с. 11].

Изучавший искусство росписи долгие годы, теоретик и практик, создавший более 300 новых геометрических орнаментов мастер Пулат Зохидов приводит слова великого орнаменталиста Востока Маони: "Нужно найти такой творческий горизонт, дабы на пути к нему вновь и вновь открывать мир красоты, точное копирование природы не венец искусства, ключ искусства находит тот, кто способен придавать жизнь каждой линии в рисунке" [2, с. 21].

Уроженец Таджикистана, долгие годы живший и творивший в Ташкенте мастер Якубджон Рауфов один из тех, кто овладел этим ключом. Мастер под руководством своего отца принимал участие в оформлении общественных зданий в городах Наманган, Андижан, Каттакурган, Самарканд.

Я. Рауфов мастерски применял и обогащал богатое культурное наследие узбекского и таджикского народов, создавал множество композиций из геометрических фигур.

Достойный вклад в развитие узбекской школы росписи внесли талантливые ученики Олимжона Косимжонова, создавшие своеобразную школу, наставники множества молодых мастеров, народные художники Узбекистана, народные мастера Джалил Хакимов и Тоир Тухтаходжаев. Особо следует отметить их заслуги в восстановлении узоров, созда­ваемых нашими предками в течении долгих веков.

Достойный вклад в развитие Ташкентской школы росписи внес талантливый ученик Джалила Хакимова - Махмуд Тураев. Творчество прекрасного педагога, мастера-наставника М.Тураева отличается своим стилем. Его называют основателем школы составления национальных композиций.

Ещё одним из достойных учеников Жалила Хакимова по праву называют члена ассоциации творцов Академии Художеств Узбекистана, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, лауреата Государственной премии имени Камолиддина Бехзода - Анвара Ильхамова. Он является одним из приемников Ташкентской орнаментальной школы, имеющей богатые художественные традиции, мастером-орнаменталистом.

Ташкентская школа росписи, имеющая свою давную историю, своеобразные традиции живет и развивается. Задачи по продолжению славных традиций знаменитых мастеров-наставников, дальнейшему развитию искусства росписи, доведению его до молодого поколения возлагаются на сегодняшнюю молодежь. Обучающиеся прикладному искусству молодые люди должны подробно и глубоко изучать жем­чужины, созданные нашими предками, вложить свою душу в создание композиций прикладного искусства подобно мастерам прошлого.

 

Список литературы:
1. Азимов И.М. Ўзбекистон нақшу нигорлари. [Росписи Узбекистана]. – Тошкент, Ғафур Ғулом, 1987. – 142 б.
2. Зохидов П.Ш. Ўзбек меъморчилигининг устозлари. – Тошкент, Ўзбекистон бирлашган нашриёти, 1967. – 21 б. 
3. Илесова С, Имомбердиев Р. Бинкент кулоллари санъати // San’at, – Тошкент, 2000, №1.
4. Тошхўжаев Ш. Ўзбекистон амалий-бадиий санъати. – Тошкент, 1971.
5. Қосимов Қ. Наққошлик. – Т.: Ўқитувчи, 1990. – 160 б.