ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИНЫ БАУШ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦА-МОДЕРН В УКРАИНЕ
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Хореографическое искусство
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИНЫ БАУШ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦА-МОДЕРН В УКРАИНЕ
THE INFLUENCE OF PINA BAUSH'S CREATIVITY ON THE DEVELOPMENT OF MODERN DANCE IN UKRAINE
Tamara Drach
Post-graduate student of Lviv State University of Physical Culture named after Ivan Bobersky, Department of theory and methods of physical culture, trainer-choreographer of the School of aerial acrobatics Chocolate, Ukraine, Lviv
Аннотация. Целью работы является проследить влияние творчества Пины Бауш на развитие танца-модерн в Украине. Развитие танца-модерн в Украине происходит в нескольких направлениях. Существенно влияние западноевропейских и американских хореографов в этом направлении. Пина Бауш – одна из законодательниц моды в современной хореографии. Она создала свой Танцтеатр в Германии, благодаря чему распространила идеи, полученные от Курта Йосса. Методология исследования заключается в применении нескольких методов, в том числе был проведен искусствоведческий анализ творчества Пины Бауш и украинских хореографов танца-модерн, также применен сравнительный анализ, благодаря чему проанализировано творчество украинских хореографов на наличие в их постановках идей и методов Пины Бауш. Исследование также заключается в применении исторического метода, ведь изучаются имеющиеся исторические публикации, фото- и видео- материалы с работами Пины Бауш, а также сравнивается их хореографическая лексика и оформление балетных представлений с работами современных украинских хореографов. Научная новизна работы заключается в анализе современной украинской хореографии с точки зрения искусствоведческого анализа и выявления элементов танца-модерн, который получил свое развитие в XX веке в Германии, благодаря стараниям Пины Бауш. Выводы. Украинский современный танец сейчас находится в процессе поиска, эксперименты хореографов Украины свидетельствуют о высокой осведомленности наших артистов в лексике и хореографии современного танца. В Украине сейчас функционирует несколько школ современной хореографии, где используют ее метод преподавания. Современный хореограф Кристина Шишкарева, продолжая идеи Пины Бауш, развивает индивидуальную пластику и импровизационные способности в своих учениках. Последователь творчества Пины Бауш, ее ученик Райнер Бер, создает постановку VONA, с участием шести украинских танцовщиц на сцене Танцтеатра Вупперталь. Благодаря проведенному исследованию мы сумели определить источники творчества Пины Бауш и его методику работы с исполнителями, а также проследить как хореография немецкого хореографа Пины Бауш повлияла на развитие танца-модерн в Украине.
Abstract. The purpose of the work is to trace the influence of Pina Baush's work on the development of modern dance in Ukraine. The development of modern dance in Ukraine takes place in several directions. The influence of Western European and American choreographers in this direction is significant. Pina Bausch is one of the trendsetters in modern choreography. She created her Tanztheater in Germany, thanks to which she spread the ideas she received from Kurt Joss. The research methodology consists in the application of several methods, including an art analysis of the work of Pina Bausch and Ukrainian choreographers of modern dance, and we also use a comparative analysis, thanks to which we analyze the work of Ukrainian choreographers for the presence of ideas and methods of Pina Bausch in their work. The research also consists in the application of the historical method, because we study the available historical publications, photo and video materials with the works of Pina Bausch, and also compare their choreographic vocabulary and design of ballet performances with the works of modern Ukrainian choreographers. The scientific novelty of the work consists in the analysis of modern Ukrainian choreography from the point of view of art-historical comparison and the identification of elements of modern dance, which developed in the 20th century in Germany, thanks to the efforts of Pina Bausch. Conclusions. Ukrainian modern dance is currently in the process of its search, the experiments of choreographers of Ukraine testify to the high awareness of our artists in the vocabulary and choreography of modern dance. In Ukraine, there are several schools of modern choreography that use her method of teaching. Modern choreographer Khrystyna Shishkaryova, continuing the ideas of Pina Bausch, develops individual plasticity and improvisational abilities in her own students. A follower of Pina Bausch's work, her student Rainer Behr created the production "VONA", where six Ukrainian women took part on the stage of the Wuppertal Dance Theater. Thanks to the conducted research, we were able to determine the sources of Pina Bausch's creativity and her method of working with performers, as well as trace how the choreography of the German choreographer Pina Bausch influenced the development of modern dance in Ukraine.
Ключевые слова: танец-модерн, Пина Бауш, искусствоведческий анализ, сравнительный анализ, постановка VONA, украинская хореография.
Keywords: modern dance, Pina Bausch, art analysis, comparative analysis, production "VONA", Ukrainian choreography.
Актуальность темы исследования: украинский современный танец сейчас находится в процессе своего поиска, эксперименты, которые делают хореографы Украины, свидетельствуют о высокой осведомленности наших хореографов в лексике и хореографии танца–модерн. Пина Бауш, к сожалению, не посещала Украину и не имела возможности представить свои постановки на территории нашего государства. Однако хореографы Украины неоднократно обращались к ее творческим и методологическим поискам в своей деятельности. Поэтому мы решили проследить влияние идей Пины Бауш на развитие танца-модерн в Украине. Танец-модерн в Украине развивается под влиянием многих методических линий, среди них важны американские и европейские течения, которые создавали хореографы XX века. Методические особенности танца-модерна Пины Бауш неоднократно освещались во многих публикациях. Однако актуальным остается вопрос влияния творчества Пины Бауш на развитие танца-модерн в Украине, вопрос также важен, ведь его последователи и идеологи распространяли в своих творческих проектах ее методические находки, именно поэтому мы решили проанализировать творчество украинских хореографов, работающих в этом стиле на сходство и последовательность идеям Пины Бауш.
Анализ последних исследований и публикаций. О Пине Бауш и ее творчестве написано достаточно книг и статей, идеи, которые закладывала в своем театре Пина Бауш, можно найти в произведениях В. Кандинского [5], Ф. Ницше [4], Г. Хольм [6], также есть ряд публикаций, интернет-статей о Танцтеатре Пины Бауш [9]. Отдельно творческие и методические поиски Пины Бауш проанализированы в работах украинских ученых Д.И. Шарикова [2] и А.И. Чепалова [1]. Однако влияние ее творчества на развитие современной хореографии на Украине еще не поднималось в научных исследованиях.
Поэтому целью нашего исследования является проследить влияние творчества Пины Бауш на развитие танца-модерн в Украине. Для этого были поставлены задачи:
- исследовать существующие литературные источники, интернет-ресурсы, фото- и видео- материалы;
- проанализировать творчество Пины Бауш и основных компонентов, методологические и технические подходы во время постановочной деятельности;
- сделать сравнительный и искусствоведческий анализ творчества украинских хореографов на наличие в их постановках подходов и лексики характерного для творчества Пины Бауш.
Изложение основного материала исследования. Пина Бауш – одна из законодательниц моды в современной хореографии. Она создала свой Танцтеатр в Вуттертале. Пину Бауш обычно считают основательницей жанра "Танцтеатр". Хотя на самом деле это изобретение ее учителей Курта Йосса, считающегося отцом-основателем, в свою очередь перенявшим и развившим идею объединения танца, звука и слова от своего учителя Рудольфа фон Лабана [3, c. 10]. С другой стороны, фон Лабан, прежде чем передать свои знания своему ученику-магистру Йоссу, изначально был вдохновлен идеями Василия Кандинского, которые он раскрыл в своем трактате «О духовном искусстве» [5, c. 25], так и размышлениями Фридриха Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра»[4, c. 57].
Свой путь Пина Бауш начала с обучения в Америке, где училась у таких известных хореографов танца-модерн как Курс Йосс и Пол Тейлор, Хосе Лимон, Лукас Ховинг, Ханья Хольм [6, c. 56]. Эти творческие личности повлияли на развитие исполнительницы и хореографа, однако, когда она вернулась в Германию, то приняла приглашение от провинциального театра Вуттерталь и возглавила балетную труппу этого театра. Именно здесь она начала свою исполнительскую и постановочную деятельность. В ее экспериментах ей помогал ее муж, который оформлял сцену для ее постановок. Одной из характерных особенностей творчества Пины Бауш: она сама лично участвовала в собственных постановках. Она так хотела выступать и танцевать то, что она считает нужным, что согласилась возглавить труппу и взяться за постановочную деятельность. К сожалению, ее творчество в собственном городе не понимали, поскольку хореография, опиравшаяся на эксперименты Пины Бауш, была далека от того, что привыкли видеть зрители. Однако со временем, когда её творчество было признано во всем мире, пришло и признание в собственном городе.
В первые два года работы Пина поставила "Фриц" (1974), "Ифигению на Тавриде" (1974), "Орфей и Эвридика" (1975) и "Весну священную" (1975). В её творчестве выделяются два основных направления. Одно из них – это танцевальные оперы, жанр, созданный непосредственно Бауш, количество которых до сих пор ограничивается двумя произведениями. В танцевальной опере каждый персонаж античного сюжета изображался двумя исполнителями – танцовщицей и оперной певицей. Сложные метафорические декорации завершали многослойность композиции произведений и их архетипическую нарративную структуру. Чуть позже эта содержательная линия нашла отражение в произведении «Синяя Борода», «При прослушивании записи оперы Белы Бартока», «Замок герцога Синей Бороды» (1977) и «Он берет ее за руку и ведет в замок, другие идут следом» (проект "Макбет", 1978). В этих произведениях Пина имеет дело с вечным противопоставлением между мужчиной и женщиной [1, c. 15].
Самым выдающимся примером этого противопоставления является «Весна священная» Пины Бауш. Произведение на музыку Игоря Стравинского создало основу для дальнейшего развития этой формы танцевального театра, в котором движение возникает из внутреннего ощущения, а форма композиции развивается из взаимодействия танца со сценографией. Основным сценографическим решением в «Весне священной» является сцена, полностью покрытая слоем земли. Танцовщицы одна за другой выходят на сцену в полупрозрачных платьях цвета кожи на бретельках и медленными шагами двигаются по земле босыми ногами. Темп движений медленно нарастает, танцоры выполняют небольшие танцевальные комбинации – все более развивающиеся на протяжении всего произведения объемные лейтмотивы. Именно в этом произведении сильнее всего чувствуется влияние американского современного танца Бауш. Практически вся женская хореография происходит от основной техники Марты Грэм – "контракшн" [2, c. 232]. В её работе над «Весной священной» начинает проявляться индивидуальная методика Бауш. Частью этого метода являются «ключи», которые она искала к каждому танцовщику, они создавали постановки вместе. Она предлагала артистам проявить свою собственную индивидуальную лексику и видение созданного сюжета.
К теме «Весны священной» обращались неоднократно хореографы танца-модерн со всего мира, повторяя или интерпретируя этот балет в собственной манере.
Постановку «Весны священной» в Киевском Модерн-театре делал известный украинский хореограф молдавского происхождения Раду Поклитару. Если вспомнить постановку Раду Поклитару, четко вырисовывается идея Танцтеатра, сочетающая в себе танец, музыку, слово, пластику танца-модерн и хорошо продуманное сценическое пространство. Все это позволяет сравнить постановки двух хореографов, которые искусством танца создают сюжет, раскрывающий философские и психологические вопросы, которые беспокоят современного зрителя.
В постановке «Кармина Буран» под музыку Карла Орфа, Алла Рубина в Киеве на открытой сцене сочетала современное сценическое оформление с использованием техники танца-модерн. В спектакле она использует хор, оркестр, исполнителями являются артисты балета и цирка, она экспериментирует по оформлению сцены и хореографическому сюжету.
Свое танцевальное представление «Дарящий счастье» Оксана Лань, современный украинский хореограф г. Львова, создала методом компиляции хореографических композиций с использованием принципа синтеза искусств и театрализации с применением сценарно-режиссерских ходов: исполнители-танцовщики между танцами исполняли песни с гитарным аккомпанементом, читали поэзию, были актерами действенных мизансцен, сами меняли декорации сценографии и т.д. Авторская хореография Оксаны Лань в это время была направлена на композицию малых форм эстрадного направления или эстрадно-сюжетного танца.
Идеи Пины Бауш можно найти также во многих школах современного танца, таких как «Totem dance group» Кристины Шишкаревы и «Fors» Татьяны Винокуровой (г. Киев), в этих школах детей и взрослых учат не только технике классической и современной хореографии, но и способности создавать собственные движения, стремиться отыскать лексику, которая будет отражением внутреннего чувства исполнителя.
Хореограф Антон Сафонов (г. Львов), работающий во Львовском национальном университете им. Ивана Франка, учит развивать в себе импровизационные способности, создавать незапланированные заранее движения, продолжая традиции школ, где он учился, в том числе следуя методике Пины Бауш, обращается к танцовщику с философскими вопросами и предлагает самостоятельно найти способ самовыражения через движение. Антон Сафонов практикует проведение семинаров современной хореографии на природе, позволяющих приблизить человека-исполнителя к более сконцентрированному пониманию своего внутреннего состояния, позволяет проникнуть в мир собственных чувств и понять природу своих движений.
Поисками в сфере контактной импровизации и возможности применения так называемых «ключей» в процессе создания танца занимаются и такие хореографы Украины как Руслан и Марина Барановы. На своих «джемах» по контактной импровизации, исполнителям дают разнообразные задачи, которые следует выполнять во время импровизации, таким образом, это создает процесс неустанного движения исполнителей и постоянное внимание к выполнению движений и собственных чувств.
Танцтеатр Вупперталь не стал в стороне от событий, происходящих в нашем государстве, и решил привлечь внимание мира к проблемам современной Украины. Так Райнер Бэр, последователь творчества Пины Бауш, возглавивший ее театр, поставил на своей сцене постановку «VONA», в которую привлек шесть женщин из Украины для своей постановки [6]. По-прежнему Танцтеатр соединил хореографию, слово и музыку, спектакль стал своеобразным проявлением эмоций, которые испытали девушки, их внутренним «криком» и исповедью, которая дала им облегчение и восстановила их душевное равновесие.
К теме отображения внутреннего состояния человека через движение, обратился в своей постановке «Маленький принц» Раду Поклитару. В центре представления – новое прочтение истории о Маленьком принце, о его представлении о ценности отношений двух индивидов, где каждое путешествие по новой планете – глубинное понимание сущности личности. Это рассказ о преимуществе простых вещей и ценностей над суетой и сложностью «мира взрослых», о важности детства как главного периода человеческой жизни. Постановка театра «Киев Модерн-балет» направлена на то, чтобы напомнить взрослым, что по обыденным делам, по накоплению материальных ценностей они забывают о духовных истоках, которые играют важную роль в процессе становления личности [8].
В спектакле много общего с идеями Танцтеатра: от музыки, в спектакле использованы произведения 8-летнего В.А. Моцарта в сочетании с украинскими колыбельными, до хореографических решений, неповторимых костюмов, автор которых Дмитрий Курята, а также современных технологий 3D-проекции Ольги Никитиной и света Елены Антохиной.
В творчестве украинских хореографов явно прослеживаются идеи Танцтеатра, которые распространила и развила Пина Бауш. Научная новизна нашей работы заключается в анализе современных украинских балетных представлений и их оценке с точки зрения искусствоведческого анализа и сравнении с идеями Танцтеатра Пины Бауш.
Выводы. Таким образом, исследовав литературные, фото- и видео- источники, интернет-ресурсы, как украинских хореографов танца-модерн, так и известного немецкого хореографа Пины Бауш, мы пришли к выводу, что методика, которую применяла немецкий хореограф и ее последователи, распространена и часто практикуется. в украинских танцевальных школах, а также при постановках современных хореографических балетов, одним из самых известных из которых в Украине является Киев-Модерн Балет Раду Поклитару. Также влияние творчества Пины Бауш можно найти в творческих работах Аллы Рубиной, Оксаны Лань, школах Тotem dance group Кристины Шишкаревой, Fors Татьяны Винокуровой (г. Киев, Украина), постановках Антона Сафонова и Елены Мартынюк (г. Львов, Украина), творческой деятельности Руслана и Марины Барановых (г. Киев, Украина).