Статья:

Феномен донского казачества в истории России

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Евсеева Е.А., Бердник Т.О. Феномен донского казачества в истории России // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен донского казачества в истории России

Евсеева Екатерина Александровна
магистрант Академии Строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Бердник Татьяна Олеговна
проф., канд. филос. наук, зав. каф. «Дизайн» Школы архитектуры, дизайна и искусства Академии Строительства и архитектуры, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Don Cossacks as a phenomenon of the history of Russia

 

Tatyana Berdnik

professor candidate of Philosophy, Head of the Design department of Architecture, Design and Art School, Of Academy of Construction and Architecture, of the Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Ekaterina Evseeva

master of Construction and Architecture Academy of the Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассматривается донское казачество как социокультурная общность, как особенная донская народная культура. Проанализированы его отличительные особенности и периоды развития. Показана его самобытность и приверженность традициям. На основе проведенного исследования, автор приходит к выводу, что казаки являются отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру, вобравшую в себя множество черт иных культур, но сохранившую свою неповторимость.

Abstract. In this article Don Cossacks are treated as a socio-cultural collectivity, as an original folk culture of the Don region. Their descriminative marks and periods of formation are analyzed, the originality and adherence to traditions is shown. Basing on the results of this investigation the author comes to the conclusion that the Cossacks are a separate ethnos that has been creating its own culture for several centuries in a row, and this culture has coopted numerous distinctive features of other cultures, but managed to preserve its own soleness.

 

Ключевые слова: казачество, донская субкультура, донские казаки, Нижний Дон, Верхний Дон.

Keywords: the Cossacks, Don subculture, Don Cossacks, the Lower Don, the Upper Don.

 

За все время своего существования и развития самобытная донская народная культура пережила немало взлетов и потрясений. В настоящее время, на фоне подъема казачьего движения ее возрождение приобретает особое значение. Именно поэтому так важно выявить ее истоки, изучить ее традиции, показать процессы и результаты взаимного влияния разнообразных национальных культур на Дону.

В казачестве, как в социальной общности, мы наблюдаем синтез и взаимопроникновение прошлых, настоящих и будущих культур, выражающийся в их быте и общении, что является исключительным феноменом отечественной и мировой истории культуры. Именно в нем эти культуры взаимопроникают и взаимопорождают друг друга через внутренний диалог. Проявляется это более явно в системе казачьего самоуправления в форме свободного решения и перерешения собственной судьбы и судьбы своей культуры. Все это послужило развитию исторической ответственности за будущее донского края, а также его жителей в казачьем самосознании. И именно в этом заключается рациональность донской субкультуры [2].

Казачество – это военное сословие, в котором числилось население ряда местностей России, пользовавшееся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности [5].

История казачества определила современный лик и быт донской субкультуры, и этому предшествовали периоды её развития.

Довольно сложно представить в законченном виде периодизацию развития донской субкультуры, однако в самом общем виде мы определяем следующие периоды.

Период становления. Хронологически ограничивается XV в. включительно. Пока историкам не удалось выяснить исходную дату, точку отсчета данного периода. Именно в этот период формировались все первичные элементы донской субкультуры.

Период самоидентификации. Его временные рамки охватывают XVI – начало XVII в. В это время сформировались обычаи и традиции донских казаков, определилась целостность и самодостаточность донской субкультуры.

Период славянской детерминации. Продолжался в течение XVII в. и захватил начало XVIII в. Почти за столетие в донских станицах стал преобладать славянский элемент в традициях и обычаях казаков, но влияние иных культур все еще присутствовало.

Период русификации. Он продолжался в течение XVIII в. и завершился в начале XIX в. В этот период из культуры казачества вытеснялись самобытные черты.

Период урбанизации. Он начался с переноса донской столицы. На Дону увеличивается рост городского населения, и на развитие донской субкультуры оказывают огромное влияние крупные торговые и промышленные центры.

Период политизации и угасания донской субкультуры. Он связан с активным вовлечением Дона в политическую жизнь России. Гражданская война и ее итоги неблагоприятно повлияли на состояние культуры. В годы правления Советской власти самобытность донской субкультуры начала угасать, были сильно ограничены возможности для ее развития. Однако элементы, которые удалось сохранить, способствовали возрождению донского казачества.

Период современного возрождения. Берет свое начало со второй половины 80-х гг. XX в. Чисто фольклорный этап уже прошел. Однако проблем оказалось больше, чем достижений: зачастую восстанавливались не лучшие из прошлых традиций. Возникают сложности финансового и материального плана [11].

В период свободного развития донские казаки выработали свое демократическое устройство и управление, свой способ существования. Находясь на пересечении Запада и Востока, казачество постепенно превратилось в специфическую народную общность, которую современные историки называют этносом.

Казаков стало выделять множество характерных черт и особенностей, отличающее их от большей части русского народа и других соседних народов. Создалась своеобразная донская казачья культура, весьма отличная от общерусской [1].

Донских казаков разделяют на верховых, населяющих северные округа Области, и низовых, живущих в низовьях Дона и вообще на юге. Низовые населяли Черкасский и часть Первого Донского округа. Верховые – в основном Хоперский и Усть-Медведицкий Округа [9].

Характерных черт, резко отделяющих казака Верхнего Дона от казака Нижнего Дона, точно определить невозможно, но если сравнить северные и южные части области, то различие в жилище, одежде, нравах и произношении окажется весьма заметным. Верховец по своему внешнему виду практически ничем не отличался от крестьян центральной части России, но в значительной степени отличался от низовца [12].

Также отличался и уклад жизни низовых казаков. Например, средиверховых казаков почти не было богатых, но не было и бедных, а вот среди низовых – было развито расслоение по уровню жизни.

Низовцы, получая много добычи, всегда щеголяли своими одеждами перед небогатыми верховцами, отличавшимися простотой и скромностью в образе жизни, жили роскошно. Как это было и в старину, так и есть по сей день[9].

В Черкасске (ныне станица Старочеркасская), а после в Новочеркасске находилось Войсковое правительство, проживали донская знать и местная интеллигенция. Эти центры давали остальному ближайшему казачеству тон, тогда как дальние городки жили прежней жизнью [6].

Жизнь, полная опасностей, выработала у казаков находчивость, смелость и умение приспосабливаться к любой обстановке, отстаивать свои права, свое имущество и жизнь, сформировала у них выносливость и личную неустрашимость, а также сильный характер.

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» [9].

К середине XVII в. национальный состав Войска Запорожского Низового был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) – 34,2%; азиаты (турки, татары) – 27,4%; кавказоиды (армяне и др.) – 17,4%; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) – 21%[8].

Демократические порядки с выборной системой управления и военная организация являлись основной особенностью общественной казачьей жизни. Все основные решения, такие как выборы должностных лиц, суд над провинившимися, а также вопросы войны и мира, принимались в Радах, которые являлись высшими органами управления, в войсковых и станичных кругах и общеказачьих собраниях. Войсковому атаману, который ежегодно сменялся, принадлежала главная исполнительная власть, а на время военных действий избирался походный атаман с беспрекословным ему подчинением.

К началу XX века в казачьих войсках окончательно сложилась довольно стройная структура органов высшего управления и местного самоуправления. Войсковой наказной атаман, назначаемый императором, в каждом казачьем войске был высшим должностным лицом. В его руках находилась высшая военная и гражданская власть на территории войска.

В настоящее время история и быт казаков, их культура и военные традиции очень активно изучаются учеными-историками всего мира. Безусловно, казаки являются не просто военными формированиями, а отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру. Современные историки трудятся над детальным воссозданием мельчайших фрагментов истории казачества, чтобы увековечить память этого великого источника особенной восточноевропейской культуры.

 

Список литературы:
1. Королев В. Н. Донские казачьи традиции: от какого наследства мы отказались – [Электронный ресурс] – Режим_доступа: https://dikoepole.com/2015/04/06/korolev-doskie-tradicii/ (дата обращения: 26.04.17).
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М: Наука, 1989. – 145 с.
3. Астапенко Е.М. Город Черкасск – столица земли Войска Донского: XVI – начало XIXвв.: дисс. ... канд. ист. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 1–258.
4. Гордеев А. А. История казаков. – М.: Страстной бульвар, 1991–1993. – Ч. 1–4 (издание осуществлено по книге, впервые вышедшей во Франции: Гордеев А. А. История казаков. Со времени царствования Петра Великого до начала Великой войны 1914 года. – Париж, 1968).
5. Крупнейший сборник онлайн-словарей – [Электронный ресурс] – Режим_доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/his/d/kazachestvo.html (дата обращения: 26.04.17).
6. Пономарев А. В. Субкультура донского казачества (19–20 вв.) как феномен региональной культуры: дисс. ... канд. культурологии. – М., 2009. – С. 1–158.
7. Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века: Историческое исследование в трех частях. Ч. I.: Предки казачества. Новочеркасск, 1915.
8. Семененко В.И., Радченко Л.А. История украины с древнейших времен до наших дней – Харьков: Торсинг, 2002. – 480 с.
9. Ситников А. «Атаманы-молодцы, прошу сходиться!» Можно ли возродить основы управления Области войска Донского – [Электронный ресурс] – Режим_доступа: http://terskiykazak.livejournal.com/666013.html (дата обращения: 26.04.17).
10. Сухоруков В. Д. Историческое описание Земли Войска Донского. – Ростов-на-Дону: ГинГо, 2001. – 514 с.
11. Формирование самобытной культуры донских казаков – [Электронный ресурс] – Режим_доступа: http://www.npi-tu.ru/assets/files/kazaki/20130128/ocherk/7.doc (дата обращения: 26.04.17).
12. Харузин М. Н. Традиции донских казаков – жизнь, быт, обычаи на Дону – [Электронный ресурс] – Режим_доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/4/art.aspx?art_id=89 (дата обращения: 26.04.17).