Статья:

ЖИВОПИСЬ НА ПЕРЬЯХ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА УЛЬЯНЫ РОЩУПКИНОЙ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Лебедева Н.А. ЖИВОПИСЬ НА ПЕРЬЯХ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА УЛЬЯНЫ РОЩУПКИНОЙ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖИВОПИСЬ НА ПЕРЬЯХ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА УЛЬЯНЫ РОЩУПКИНОЙ

Лебедева Надежда Анатольевна
доктор философии в области культурологии, проф. и член Евразийской Академии телевидения и радио, главный редактор Международного научного журнала «Universum: филология и искусствоведение», РФ, г. Москва

 

ARTS ON FEATHERS: FEATURES OF THE ULYANA ROSHCHUPKINA PAINTING

 

Nadezhda Lebedeva

Doctor of Philosophy in the field of Cultural Studies, professor and a full member of the Eurasian Academy of Television and Radio,

Editor-in-chief of the International Electronic Scientific Journal "Universum: Philology and Art History", Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью данной статьи стало рассмотрение уникальности творчества российской художницы из г. Евпатории Республики Крым Ульяны Рощупкиной в контексте одного из направлений искусства – живописи на перьях.

Abstract. The main aim of this article is to consider the uniqueness of Russian painter from Yevpatoriya city of the Republic of Crimea Uliyana Roshchupkina’s pieces in the context of one of the art directions – painting on feathers.

 

Ключевые слова: живопись на перьях, Ульяна Рощупкина, художница.

Keywords: painting on feathers, Uliyana Roshchupkina, artist, Yevpatoriya.

 

Древнее искусство народа маори, жившего в Новой Зеландии, давно привлекало к себе внимание ученых [6; 10–12; 16–19]. Иностранные исследователи посвятили изучению культурного наследия этого народа достаточное количество своих научных работ, среди которых труды: А. Гамильтона [10], С. Мида [16], М. Джексона [12], Д. Ременшнейдера [19] и многих других. Искусство, основу которого составляет  перо птицы, становится объектом различных культурологических и искусствоведческих работ во всем мире. “Украшения из перьев – универсальное явление в истории человечества. Они широко использовались в текстиле, ювелирных изделиях и живописи в Древней Америке, Европе и Китае. В то время предметы, украшенные перьями, считались произведениями изобразительного искусства и, следовательно, высоко ценились” [9, c. 2]. В свою очередь, А. Гу, Вонг, Ян-ю Конг, с группой коллег отмечают: «Несмотря на то, что в последнее время работа с перьями стала предметом пристального внимания ученых, исследования этой важной китайской традиции сравнительно редки» [9, p.2].

Диана Магалони-Керпель в своей работе «Перья в искусстве Мезоамерики историческое сознание традиции» пишет, что «использование перьев как средства выражения эстетических, религиозных и политических концепций следует рассматривать как неотъемлемую часть мезоамериканского мировоззрения, которое говорит о культурном единстве Мезоамерики, так же, как и фундаментальные общие концепции, такие как Горная пещера Происхождения, Космическое Древо, создание и разрушение Мировых Эр, а также использование Священного и Годового Календарей» [15, c. 1]. «В этом отношении изучение произведений искусства, созданных с использованием перьев, может помочь нам разработать более точный исторический подход и осознать культурную преемственность и изменения в Мезоамерике до и после завоевания» [15, c. 1].

Керн М. изучены мозаики из перьев в коллекциях XVI века как культурная материальность в искусстве раннего модерна [13]. Рублак У. рассмотрел вопрос о перьях в эпоху материального ренессанса. Руссо А. изучил трансформации в мексиканском искусстве перьев XVI века [21], Олсен Дж. (искусство Амантеки) [18], Ларсон О. К.[14], Олсен П. (история искусства Австралии) [18]. Научная работа Гу А. посвящена  аналитическому исследованию техники декорирования перьями китайской Королевской Подвесной Ширмы XVII–XVIII веков [9].

Итак, история искусства живописи на перьях уходит своими корнями вглубь веков, при этом, не исчезая, а продолжая свое развитие и усовершенствование в наш стремительно развивающийся век, характеризующийся появлением различных инновационных технологий. В мире, например, создаются великолепные произведения, привлекающие к себе внимание ценящей искусство публики. Известны художники, работающие исключительно в рассматриваемом нами направлении живописи. Например, Бренда Лайонс — художница, иллюстратор и производитель украшений, проживающая в Коннектикуте, США [1]. «В серии работ под названием «Окрашенные перья», Лайонс использует перья индейки, полученные во время линьки, в качестве холста, пишет акриловыми красками непосредственно на перьях» [1].

О работах американской художницы Кристи Миссилдайн мы узнаем из статьи «Необычная живопись на перьях: потрясающие работы американской художницы Krystle Missildine». Картины на перьях от Яна Дэйви представлены в источнике [3]. «Совсем недавно мы любовались удивительной «пернатой» живописью Джулии Томпсон (Julie Thompson), но художница с Аляски – не единственная, кто работает в столь необычном жанре. При всём сходстве идей и материалов, картины на белоснежных лебединых перьях от британского художника Яна Дэйви (Ian Davie) смотрятся совершенно иначе. Фирменная «фишка» художника – это «широкоформатные» полотна, которые растягиваются на несколько перьев» [3].

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена интересом к живописи на перьях в России, в частности творчеству художницы Ульяны Рощупкиной [4] из г. Евпатории Республики Крым.

Цель статьи – рассмотреть уникальность творчества Ульяны Рощупкиной, как самобытное явление в российской живописи.

Рощупкина Ульяна родилась 19 февраля 1982 года в г. Евпатория, после окончания Евпаторийской детской художественной школы им. Ю.В. Волкова стала студенткой Южноукраинского Национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского и продолжала усовершенствование своего таланта на художественно-графическом факультете. Получив диплом специалиста по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, работала мастером по росписи страусовых яиц в культурно-этнографическом комплексе «Сергиев Посад» г. Саки. В 2014 году была принята в крымскую организацию национального союза художников Украины (молодежное объединение), а в 2015 стала членом КРО ВТОО  «Союз художников России» (молодежное объединение), после чего в 2017 г. вошла в ВТОО «Союз художников России», член международной ассоциации изобразительных искусств – АИП ЮНЕСКО. С 2020 года Евпаторийскую художницу принимают в Евразийский Художественный Союз, а в 2021 году Ульяна Рощупкина  входит в Лигу Профессионалов Союза творческих деятелей «Международная Гильдия Мастеров» (музей «Русский Левша, г. Санкт-Петербург.). Список персональных выставок российской художницы впечатляет: каждый год ознаменован подобным авторским событием. Победы работ отечественной художницы также не позволяют проявить равнодушие к уникальным, требующим огромнейшего труда, сосредоточенности и времени живописным произведениям. Так, например, произведения Ульяны Рощупкиной получили 1 место в рамках VIII Международной выставки-конкурса современного искусства «Санкт-Петербургская неделя  Искусств» в конкурсе ДПИ, номинации «Декоративная живопись» (г. Санкт-Петербург, 2016). На II Международной выставке-конкурсе современного искусства «Неделя искусств в Китае» в номинации «Декоративная живопись» в г. Пекин искусство нашей художницы получает 3 место (г. Пекин, 2016). В 2019 году на Всероссийском открытом фестивале поэзии и искусства АРТ-ПОЭЗИЯ «Поэзия на холсте и в словах», в номинации «Декоративная живопись» Ульяна занимает 1 место (г. Москва), а на Международной выставке анималистического искусства «Портрет животного» в Москве, в номинации «Декор: анималистическое искусство в декоративно-прикладном искусстве. Дикие звери и птицы» ее работам присуждено 3 место. В 2020 году на Международной выставке анималистического искусства «Портрет животного», «Декор: анималистическое искусство в декоративно-прикладном искусстве, номинация: домашние питомцы – собаки» живописные произведения  Евпаторийской художницы получают 2 место (г. Санкт-Петербург). В Волгограде, Дагестане, Симферополе и многих других городах России продемонстрирована живопись на перьях Ульяны Рощупкиной [2; 5].

Тематика работ Ульяны довольно разнообразная: от изображения животных до выражения человеческих чувств и настроений. В ее творчестве можно увидеть как галерею женских образов, так и картины в китайском стиле, где изображены птицы на цветущих деревьях. Необходимо помнить о сложности самой техники – чуть дрогнула рука, и перо может быть испорчено, поэтому требуется высочайшая концентрация внимания и сосредоточенность на движении. Каждая перьевая ворсинка должна быть окрашена так, чтобы гармонично прилегать к последующей. Образы, созданные У. Рощупкиной, обладают индивидуальным характером. Например, животные семейства кошачьих  (рисунок 1, 2):

 

Рисунок. Амурский тигр [4]

 

Рисунок 2. Ирбис [4]

 

На рисунке 1 перед зрителем предстает изображение головы хищника, внимательный взгляд которого, тем не менее, не выражает агрессии. Реалистично выписанные глаза просто наблюдают, демонстрируя царственную грацию. В то время как рисунок 2 показывает нам маленького снежного барса, написанного в полный рост, вероятно идущего к матери, поэтому его глаза выражают нежность, передавая это чувство зрителю. Цветовая гамма менее яркая, что также передает настроение спокойствия.

Игривый Австралийский медвежонок, застыв на ветке (рис. 3), вызывает улыбку и умиление, а голова коня – задумчивую грусть (рис.4). Как известно, настроение художника оживает в образах, которые транслируют его зрителю,  вызывая ответные чувства.

 

Рисунок 3. Австралийский мишка [4]

 

Рисунок 4. Рыжий конь [4]

 

Конечно же, нельзя обойтись без изображения птиц, создавая шедевры на перьях. И тут перед зрителем предстает «птичка на птичьих перышках», как отмечает сама художница [4]. Легкость пера созвучна легкости сюжета картины. Так, на рисунке 5, представлена композиционная динамика – совушка чистит перышки (помним, о том, что птичьи перья – довольно маленькая поверхность для сюжета, в чем заключается вся сложность передачи движения). Неторопливость и спокойствие птицы подчеркнуто мастерски выписанными глазами и наклоном головы. Совершенно другой ракурс наблюдаем на картине «Синичка» (рис. 6). Вид сверху позволяет зрителю представить абсолютно близкое положение к птичке, словно находиться рядом с ней, не смотря на то, что синица находится на ветке, рассмотреть ее перышки, даже уловить поворот головки. Изображения птиц на перьях вызывают особенный душевный трепет: птичка дарит часть себя художнику для нового рождения уже другой птички, и это проявление духовного плана, который свойственен только искусству.

 

Рисунок 5. Перышки у совушки [4]

 

Рисунок 6. Синичка [4]

 

Изображение людей требует особого душевного настроя. Например, триптих «Объятия» изображает томления влюбленных мужчины и женщины. Он, в предвкушении встречи с возлюбленной, старается спрятать свои чувства, его поза закрыта, взгляд задумчив, он – мужчина и его чувства должны быть скрыты. В то время как девушка, томясь в ожидании встречи, также закрывается, ее гордость скрывает страсть и огонь тела. Но вот они вместе – томления вырываются наружу, но традиции не дают проявиться полностью чувствам. Именно поэтому и цветовая гамма достаточно приглушенная, и поза молодых людей необычна. Однако любовь, страсть и четкое намерение всегда быть вместе передано мастерски художницей.

В результате проведенного автором статьи исследования, можно сделать вывод о том, что в современной российской культуре существуют уникальные живописные произведения искусства, популярного и уходящего своими корнями вглубь веков, созданные талантливой художницей из Республики Крым Ульяной Рощупкиной, которую с гордостью можно назвать ярким представителем мировой живописи на перьях.

 

Список литературы:
1. Бренда Лайонс Живопись на перьях 30 мая 2014  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tanjand.livejournal.com/976779.html (дата обращения: 04.06.2024).
2. Ефремова С. Чудо… в перьях // Крымские известия.- 01.02.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.crimiz.ru/rubriki/100-kultura-iskusstvo-obrazovanie-nauka/499-chudo-v-peryakh (дата обращения: 05.06.2024).
3. Необычная живопись на перьях: потрясающие работы американской художницы Krystle Missildine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/topic/2081621-neobychnaya-zhivopis-na-peryah-potryasayuschie-raboty-amerikanskoj-hudozhnitsy-krystle-missildine (дата обращения: 06.06.2024).
4. Рощупкина Ульяна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club50254164 (дата обращения: 07.06.2024).
5. Художница из Евпатории получила первую премию за рисунки на перьях птиц. Крымчанку пригласили на Неделю искусств на Кипре за рисунки на перьях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.mk.ru/articles/2016/08/01/khudozhnica-iz-evpatorii-poluchila-pervuyu-premiyu-za-risunki-na-peryakh-ptic.html (дата обращения: 05.06.2024).
6. Archey G. Evolution of certain Maori carving patterns // The Journal of the Polynesian Society. – 1933. – Vol. 42. – № 3 (167). – Pp.171–190.
7. Conklin B. A. Body paint, feathers, and VCRs: Aesthetics and authenticity in Amazonian activism //American Ethnologist. – 1997. – Vol. 24. – №. 4. – Pp. 711–737.
8. Green R. H., Swift J. W. Feather Painting by Black Currawongs //Emu-Austral Ornithology. – 1966. – Vol. 65. – № 4. – Pp. 253–254.
9. Gu A. Na Wang, Yan-ju Kong, Jia-yu Hou, Gen Li, Yong Lei. Analytical Investigation into Feather Decoration Technique of 17th-18th Century Chinese Royal Hanging Screen. – 2021. – Springer. – Pp. 2–13.
10. Hamilton A. The Art Workmanship of the Maori Race in New Zealand: A Series of Illustrations from Specially Taken Photographs, with Descriptive Notes and Essays on the Canoes, Habitations, Weapons, Ornaments, and Dress of the Maoris, Together with Lists of Words in the Maori Language Used in Relation to the Subjects.  Printed and published for the board of governors [of the New Zealand institute] by Fergusson & Mitchell, 1896 – 438 р.
11. Hatfield D. The Feather Series and Reflection : thesis – Western Carolina University, 2011. – 98 p.
12. Jackson M. Aspects of symbolism and composition in Maori art //Bijdragen tot de taal-, land-en volkenkunde // Journal of the Humanities and Social Sciences of Southeast Asia. – 1972. – Vol. 128. – № 1. – Pp. 33–80.
13. Kern M. Cultured materiality in early modern art: feather mosaics in sixteenth-century collections //The nomadic object. – Brill, 2018. – Pp. 319–341.
14. Larson O. K. Paint scenery with a feather duster? //Communication Education. – 1959. – Vol. 8. – № 1. – Pp. 37–40.
15. Magaloni-Kerpel D. Real and Illusory Feathers: Pigments, painting techniques, and the use of color in ancient Mesoamerica // Nuevo Mundo Mundos Nuevos. Nouveaux mondes mondes nouveaux-Novo Mundo Mundos Novos-New world New worlds. – 2006. https://doi.org/10.4000/nuevomundo.1462 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journals.openedition.org/nuevomundo/1462 (дата обращения: 07.06.2024).
16. Mead S. M. The Production of Native Art and Craft Objects in Contemporary New Zealand Society, 1970. – 395 p.
17. Mead S. M. The origins of Maori art: Polynesian or Chinese? //Oceania. – 1975. – Vol. 45. – № 3. – Pp. 173–211.
18. Olsen J. The Art of Amanteca: Or Feather Craftspeople // Voices of Mexico. – 2018.
19. Riemenschneider D. Contemporary Maori Painting: Pictorial Representation of Land and Landscape // Knowing Differently. – Routledge India, 2015. – Pp. 292–314.
20. Rublack U. Befeathering the European: The Matter of Feathers in the Material Renaissance //The American Historical Review. – 2021. – Vol. 126. – № 1. – Pp. 19–53.
21. Russo A. Plumes of sacrifice: Transformations in sixteenth-century Mexican feather art //RES: Anthropology and Aesthetics. – 2002. – Vol. 42. – № 1. – Pp. 226–250.