Статья:

СОВОКУПНОСТЬ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР ТАИРА САЛАХОВА

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Нариманова Г.Ш. СОВОКУПНОСТЬ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР ТАИРА САЛАХОВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(79). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВОКУПНОСТЬ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР ТАИРА САЛАХОВА

Нариманова Гюнай Ширзад
д-р филос. в области искусствоведения, доц. кафедры «Истории искусств», Азербайджанская Государственная Академия Художеств, Азербайджан, г. Баку

 

THE COMPLEX OF TRADITIONS OF RUSSIAN AND AZERBAIJANI PAINTING OF THE 20TH CENTURY IN THE WORK OF NATIONAL ARTIST OF THE USSR TAHIR SALAKHOV

 

Gunay Narimanova

Doctor of Philosophy in the Field of Art Criticism, Assistant professor of Department of «Art History», Azerbaijan State Academy of Arts, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Таир Салахов – живописец, в творчестве которого ярко отразились характерные особенности советской живописи второй половины ХХ века и нашли свое отображение ведущие темы этого периода. Выражая принципы «сурового стиля», он по-новому осмысляет жизнь, создает обобщенный образ труженика, запечатлевает пафос сурового единоборства сильных духом людей с природой, героизма повседневного труда.

Abstract. Tair Salakhov is a painter, whose work clearly reflected the characteristic features of Soviet painting of the second half of the twentieth century and reflected the leading themes of this period. Expressing the principles of the “severe style” he interprets life in a new way, creates a generalized image of a worker, captures the pathos of the harsh combat of strong- willed people with nature, and the heroism of daily work.

 

Ключевые слова: Таир Салахов, «суровый стиль», живопись, традиции, советское искусство.

Keywords: Tahir Salakhov, «severe style», painting, traditions, soviet art.

 

Приобретение азербайджанским искусством нового художест­венного качества происходило в творчестве наиболее прогрессивных и талантливых мастеров национальной школы живописи, которые через русское советское искусство, и его изобразительную школу приобщались к достижениям и традициям как классического, так и современного европейского искусства.

Одним из таких художников новой генерации был Таир Теймур оглы Салахов, вне всякого сомнения, ставший одной из знаковых фигур для оценки и восприятия художественных процессов, происходящих в азербайджанском искусстве XX столетия.

Творчество Таира Салахова многократно становилось объектом для исследования в советской искусствоведческой науке. Характер и направленность этих исследований были обусловлены новаторским творчеством самого художника и теми процессами, которые происходили в советском изобразительном искусстве. Абсолютное большинство исследований, последнее из которых имеет 30-ти летнюю историю, носят характер обзора творчества художника, статей и эссе.

Наиболее ранней оценкой может считаться факт включения анализа творчества художника в фундаментальную для того времени двухтомную историю советского искусства, изданную авторским коллективом Академии Художеств ССР. Салахов здесь обозначен как мастер портрета и жанровой живописи на темы индустриального труда.

Фундаментальным обобщающим трудом по советскому изобразительному искусству следует отметить издание «Искусство Советского Союза», представляющее собой эссе о творчестве наиболее известных художников Советского Союза. Статья В. Лебедевой в этом издании характеризует творчество Салахова как «тяготение к некому глобальному взгляду на мир».

Творчеству Таира Салахова уделяли достаточно большое внимание и азербайджанские искусствоведы. Одним из самых ранних является изданное в Москве обобщающее исследование М. Тарланова и Р. Эфендиева «Изобразительное искусство Азербайджанской ССР», где Таир Салахов представлен одной работой среди художников, работавших в пейзажном жанре.

Более детально и хронологически выстроено творчество живописца в другом обобщающем труде «Искусство Советского Азербайджана. Живопись, графика, скульптура», выполненным авторским коллективом ведущих искусствоведов Азербайджана, где нашли свое отражение наиболее знаковые полотна Салахова, созданные в 50-60-х. Характеризуя творчество художника, авторы пишут: «Т. Салахов – художник современной темы, умеющий уловить в ритме и динамике будней подлинную романтику трудового подвига. Его волнуют характеры сильные и волевые… Новые люди и по-новому увиденный пейзаж индустриального Баку – таков лейтмотив полотен Т. Салахова». [7].

Для понимания роли и места творчества Салахова в азербайджанском искусстве следует учесть ту историческую обстановку в тогдашнем Советском Союзе и тех политических, общественных и, конечно же, художественных процессов, происходящих в стране. Ключевым фактором понимания и оценки этих новых тенденций является то демократическое, общественно-политическое явление, которое позднее получит название «хрущевская оттепель», а сами носители этой новой, демократической и реалистической линии в искусстве будут названы «шести­десятниками».

Новый метод отражения окружающей жизни в творчестве жи­вописца и его единомышленников, позднее приобретет устойчивые стилевые черты и войдет в историю Советского искусства под названием «суровый стиль».

Становление художника происходило в русле этих новых веяний и, конечно же, представляло собой новое понимание реализма, отрицавшего идеологическую установку на приукрашивание действительности.

Будучи самым активным художником этого нового направления – Таир Салахов привнес в советское и, несомненно, в азербайджанское искусство новое видение, новую поэтику, свободную от псевдо поэтики соцреализма, предполагавшей «лакировку» советской действительности.

Так называемая «хрущевская оттепель» конца 50-х и как следствие, появление новой генерации художественной интеллигенции, ставившей во главу угла своего творчества принципы художественности и правды жизни, привнесли в искусство новое дыхание и новый взгляд.

В художественной жизни 60-80-х годов кардинально изменилась концепция и взгляд на искусство. В изобразительном искусстве формируются новые характерные особенности: поиски экспрессивности, динамичности, четкости, лапидарности, обобщенности при яркой эмоциональности и непосредственно в отражении наиболее характерного.

Новые тенденции в изобразительном искусстве можно заметить с середины 50-х годов XX века. Самым первым и значимым событием этого периода, была выставка этюдов молодых художников Москвы, открывшаяся 23 января 1954 года в Центральном Доме работников искусств.

На этой выставке можно было увидеть работы основных представителей и, несомненно, основателей нового «сурового» направления. Внимание зрителей было приковано к ранним полотнам Г. Коржева: «В дни войны», «У переезда», П. Никонова «Октябрь», П. Оссовского «В районном центре», Д. Жилинского «Портрет скульптора И. Ефимова». Работы, несомненно, заинтересовали зрителя своей импульсивностью, правдолюбием, жизненностью, искренностью, глубоким смыслом, сложным мироощущением, прямотой и конечно все эти качества охарактеризовали основные художественные черты «сурового стиля».  

В том числе в этот особый промежуток времени живописцы прилагали усилия художественно передать эмпиризм без обычной в 40-50-е годы мишурности, вычурности, торжественности и парадности, не стараясь утаивать все трудности, без поверхностной концентрации бесконфликтных сюжетов, а также без иллюстративности, несомненно ставших нормой.

1950-60-е годы стали основополагающим периодом для развития национальных республиканских школ. В этот наиболее плодотворный для творческой работы художников период идут поиски новых выразительных средств, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного.

Ведущие творцы как: Н. Андронов, П. Никонов, Д. Жилинский, В. Иванов, П. Оссовский, В. Попков, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, А. Васнецов, Т. Салахов, для которых 60-70-ые годы ХХ века представляют собой особо результативные с творческой точки зрения, в своем желании передачи суровых и непреклонных трудовых будней (отсюда и название стиля) излагается героическое происхождение, которое лежит в основе произведений этого стиля.

Принадлежность творчества Таира Салахова к «суровому стилю» определялась не одной лишь сюжетной программой, но прежде всего и по преимуществу общим характером отношения к жизни и в особенности особой поэзией современного, выношенной той эпохой.

Выражая принципы «сурового стиля», Таир Салахов по-новому осмысляет жизнь, создает обобщенный образ труженика, запечатлевает пафос сурового единоборства сильных духом людей с природой, героизма повседневного труда. Активный участник этих новых поисков выразительности – Таир Салахов видел свою основную цель в том, чтобы, по-новому осмысляя жизнь, создать обобщенный образ труженика, свершающего каждодневный трудовой подвиг, запечатлеть пафос сурового единоборства сильных духом людей с природой. Он ставил перед собой задачу – выразить мироощущение человека активной творческой воли.

Пластическая монументальность, острота композиционных решений, скупая гамма контрастных красок, черных, светло и темно-серых тонов, декоративность широких цветовых плоскостей – таковы художественные средства, с помощью которых художник утверждал свое восприятие мира.

Романтическое и героическое начало в типических проявлениях, в поступках тружеников моря – нефтедобытчиков, бурильщиков, ремонтников привносили в картины художника элементы сознательной идеализации. Проза жизни окрашивалась воображением мастера романтической интонацией. Автор не приукрашивал, а, напротив, обнажал монотонную, жесткую реальность бытия, находя в ней исконно человеческое.

В центре творческого внимания художника, стоит человек, гордый своим подвигом, своим умением покорять природу. Герои картины переживают момент высокого накала своих чувств. Продуманное композиционное построение, строгое благородство цветовой палитры, четкость ритмов – все это придает произведению эмоциональную выразительность.

Несомненно, Таир Салахов – живописец, в творчестве которого ярко отразились характерные особенности русской и национальной живописи второй половины ХХ века и нашли свое отображение ведущие темы современности – индустриальный Азербайджан с драматизмом в качестве образной доминанты с резкими контрастами. Выражая принципы «сурового стиля», он по-новому осмысляет жизнь, создает обобщенный образ труженика, запечатлевает пафос сурового единоборства сильных духом людей с природой, героизма повседневного труда.

 

Список литературы:
1. Адаскина Н.Л. Автопортрет в советском искусстве. – М.: «Советский художник», 1979.
2. Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. – М.: «Советский художник», 1962.
3. Байрамова Л. Т.Салахов. «Белый город», 2003.
4. Веймарн Б.В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства. – М.: «Академия Художеств», 1962.
5. Живопись народов СССР. – М.: «Советский художник», 1977.
6. Зингер Е. Таир Салахов. – Л.: "Аврора", 1980. 
7. Искусство Советского Азербайджана. Живопись. Графика. Скульптура. – М.: Советский художник, 1970.
8. Искусство Советского Союза – Л.: «Аврора», 1982. 
9. Каменский А. Романтический монтаж. – М.: «Советский художник», 1989.