Статья:

Особенности эстетического восприятия кино в условиях новой цифровой реальности

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Ганиева Э.Р. Особенности эстетического восприятия кино в условиях новой цифровой реальности // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности эстетического восприятия кино в условиях новой цифровой реальности

Ганиева Элеонора Ринатовна
преподаватель Государственный институт искусств и культуры Узбекистана Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

KEY ELEMENTS OF THE AESTHETIC PERCEPTION OF CINEMA IN NEW DIGITAL REALITY

 

Eleonora Ganieva

lecturer State Institute of arts and culture of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Новейшие цифровые технологии запустили необратимый процесс трансформации художественного образа, форм создания и путей распространения и потребления произведений современного мирового кинематографа. Новая эстетика киноискусства стала результатом преобразующихся реалий XXI века и представляет определенный научный и практический интерес для исследователей, занимающихся вопросами развития мирового кино.

Целью данной научной работы является рассмотрение следующего круга вопросов: причины возникновения эстетики нового времени, особенности эстетических форм цифровой реальности, идентификация эстетических характеристик у объекта искусства, особенности эстети­ческого восприятия фильмов.

Abstract. The newest digital technologies have launched an irreversible process of transforming the artistic image, forms of creation and ways of distribution and consumption of works of modern world cinema. New aesthetics of motion picture art became the result of the transforming realities of the 21st century and represents a certain scientific and practical interest for researchers involved in the development of world cinema.

The purpose of this scientific work is to consider the next set of topics – reason for aesthetics of modern times, the peculiarities of aesthetic forms of digital reality, the identification of aesthetic characteristics of the art object, the aesthetic perception of cinematic products on various media resources.

 

Ключевые слова: эстетика киноискусства; цифровая эстетика; эстетическое восприятие фильма; кинематограф; телевидение; искусство.

Keywords: aesthetics of motion picture art; digital aesthetics; aesthetic perception of the film; cinematography; television; art.

 

Кинематограф конца XX – начала XXI веков сформировал эстетику нового времени, в корне отличающуюся от традиционной. Изменение эстетических форм выражения было обусловлено технологи­ческим развитием общества, возникновением новых парадигм мышления, увеличением объема поступающей информации, сменой образа жизни современных людей. Сложившаяся ситуация, основной характеристикой которой стала тенденция к «чрезвычайно быстрому прогрессированию всех областей человеческого познания и катастрофической нехватке временного ресурса» [2, с. 60], способствовала появлению молодых поколений потребителей медиаконтента, ориентированных на восприятие знаний в новом цифровом формате – сжатом, интерактивном, насыщенном художественными решениями и событиями. Вслед за переменами во вкусе и спросе зрительской аудитории последовали метаморфозы и в кино языке современного мирового кинематографа, в самой эстетике киноискусства, которая могла бы ответить требованиям нового времени.

Несколько лет назад преподаватель Калифорнийского университета Роберт Розен заметил в своей статье, что некоторые студенты выразили сомнения в получении эстетического наслаждения от просмотра классических фильмов американского кинематографа, отличавшихся медленным темпом повествования и раскрытия сюжета. Подобный комментарий возмутил профессора, искренне полагавшего, что старые фильмы являются эталоном, образцами для подражания новым поколениям кинематографистов, но, вместе с тем, подтолкнул к мысли провести некоторые исследования касательно этого вопроса.

Результатом исследований Роберта Розена стала теория о появлении новой эстетики, присущей эпохе цифровых технологий. Его теория основывается на суждении об эстетическом восприятии классических фильмов молодым поколением, выросшим в условиях глобализации и бурно развивающихся технологий. Проанализировав многие фильмы последних десятилетий, Розен сформулировал тезисы, описывающие старые и новые правила съемки фильмов, традиционные эстетические каноны и новые методы и концепции воплощения сюжета на экране, привел примеры, доказывающие теорию трансфор­мации эстетики кинематографа 2000-х в соответствии с требованиями современного зрителя: «Более быстрые, фрагментированные и насыщен­ные событиями сюжеты спокойно воспринимаются зрителями с необычной комбинацией радикально суженной области внимания и спо­собностью к переработке большого объема данных. Предрасположен­ность к одновременному общению с разными людьми (например, в соцсетях) помогает им в восприятии многоуровневых, многопоточных сюжетов» [6].

Теоретически эстетика, являясь чувственным восприятием реаль­ности, в искусстве интерпретируется как форма общественного сознания, ответ на вопрос об идейной сущности проявлений прекрасного в творчестве. В то же самое время, эстетика кино может рассматриваться как «способ емкой репрезентации социального мира с его характерами, ценностями, конфликтами, способами разрешения» [4].

На практике же эстетика цифровой эпохи предстает причудливой совокупностью многоуровневого нелинейного сюжета с вкраплениями элементов или многих свойств таких вспомогательных средств, как масс-медиа, виртуальность, новейшие информационные технологии: «Из видеоигр оно заимствует сочетание концептуального опыта и опыта непосредственного погружения в события, сведение воедино множественных сюжетных линий различных персонажей, находящихся в разных точках времени и пространства, а также превосходство действия над характером. Из Интернета фильмы новой эстетики заимствуют интерактивность участия в событиях, продвинутые навыки ориентации в условиях перегруженности информацией и предположение о том, что любой звук, картинка и история могут быть привязаны к чему угодно (гиперссылки в Интернете). От смартфонов – мгновенную межличностную взаимосвязь» [6].

Между тем, не все фильмы последних десятилетий обладают подобной эстетикой. Так какой объект можно назвать эстетическим? «В качестве особого свойства, выделяющего эстетический объект из других, эстетика чаще всего называет красоту. Но отождествление эстетического объекта с прекрасным объектом мало что проясняет… поскольку в понятие прекрасного в различные исторические периоды вкладывалось разное содержание… В то же время в эстетике существует тенденция сводить прекрасное к физическим качествам объекта – его цвету, размеру, структуре поверхности» [7]. Но все перечисленные свойства далеки от реальности, когда речь заходит об искусстве.

В разных видах искусства, равно как и в киноискусстве, «эстетичность объекта определяется общественным мнением и представляет собой социальную ценность» [7], то есть, определяющим фактором эстетичности кинопроизведения служит эстетическая реакция зрителя, который выступает творцом социальной жизни фильма [4]. Сам по себе объект эстетически нейтрален и приобретает эстетические характеристики только в процессе взаимодействия с субъектом. Так и кино: проявляет эстетические характеристики при «соприкосновении» с аудиторией, вызывая отклик в умах миллионов зрителей по всему миру, отвечая требованиям эстетики цифровой реальности (по принципу эстетического порога и эстетической помощи или усиления Г.Т. Фехнера) [7].

Эстетическое восприятие фильма зрителями происходит тогда, когда кино представляет собой «гиперреальность, в которую они хотят погружаться, и которая оказывает существенное влияние на форми­рование их культурных ценностей» [5, с. 261].

В эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий изменениям подверглась не только эстетика киноискусства, но и процесс эстетического восприятия фильмов. Всем известно, что художественный эффект от фильма, степень впечатления зрителя повышается при просмотре в кинотеатре. Так было раньше, пока технологии не совершили поразительный скачок в своем развитии и не предоставили зрителям возможность испытывать аналогичные (как в кинотеатре) ощущения эстетического восприятия фильма в домашних условиях. Более того, такой просмотр более предпочтителен с точки зрения комфортабельности и доступности.

Перманентно развивающиеся цифровые технологии в скором будущем, возможно, изменят картину развития мирового кинематографа до неузнаваемости, сформировав некую более эффективную систему проката фильмов, используя возможности Интернета, воздействуя на эстетические составляющие кино, находя новые формы построения сюжета.

Еще одним значительным фактором в этом процессе выступила глобализация, невольно унифицирующая форму и содержание новинок мирового кино последних десятилетий.

К примеру, подобный процесс активировался в американском кинематографе, который, как известно, занимает лидирующие позиции во всем мире. Это стало возможным лишь благодаря тому, что «Голливудом найдены и умело эксплуатируются эстетические модели глобального фильма, реально способного содержанием и способом показа своих историй привлекать и удерживать внимание зрительских аудиторий не только в США, но практически во всех странах мира» [3].

Однако несмотря на положительные тенденции, нацеленность американских фильмов на международный прокат не могла не повлиять на их содержание, поэтому сегодня многие кинокритики сходятся во мнении, что «голливудское кино теряет свое американское лицо, становясь феноменом глобальным» [1].

Кино мейнстрима строится на глобальных идеях, способных охватить широкие массы потребителей, в то время, как продвижением принципов эстетики нового времени занимается независимое кино. Но в последнее время наблюдается повышение числа фильмов, отвечающих требованиям эстетики нового времени и все чаще мы можем встретить картины, в структуре которых просматриваются характерные черты постмодернизма, упоминающиеся в работе профессора Розена.

Примечательно, что ряд законов эстетического удовольствия от восприятия некоторого количества простых предметов, полученных в результате экспериментальных исследований немецким психологом Г.Т. Фехнером, еще в XIX веке, удивительно созвучен с принципами функционирования кино эстетики эпохи цифровых технологий профессора Розена.

Так Роберт Розен утверждает: «Запутанное повествование и кон­цептуальные сложности мотивируют зрителей ко второму или даже третьему просмотру фильма для полного понимания происходящего в кадре. Зрители, особенно молодые, активно участвуют в поиске смысла и обсуждают разные трактовки фильма в Интернете» [6]. Следовательно, степень эстетического наслаждения от восприятия комплексных, продуманных фильмов тем выше, чем сложнее действие, происходящее на экране, чем больше захватывает сюжет, погружая нас в иную реальность – «принцип эстетического порога» Фехнера.

Также Розен замечает: «Множественность восприятия для цифрового кино – это не самоцель, а лишь средство для наилучшего раскрытия творческого начала» [6]. Это утверждение наилучшим образом раскрывает смысл второго закона Фехнера об «эстетической помощи», в основу которого заложено предположение о том, что совместное использование выразительных художественных средств (например, звук, ритм, мелодия и т. д.) повышает уровень эстетического восприятия и удовольствия, нежели использование всех этих компо­нентов по отдельности. Сюда же добавим, что эстетика кино нового времени оперирует всеми возможными выразительными средствами, существующими на современном этапе развития кинематографа.

Нельзя упускать из виду третий закон «эстетических ассоциаций», который во многом определяет наши индивидуальные ощущения от восприятия того или иного произведения искусства. Принцип эстетических ассоциаций гласит, что при эстетическом восприятии какого-либо предмета или явления, мы руководствуемся сразу двумя факторами – внешний и внутренний или же объективное и субъективное восприятие [7]. Мы никоим образом не можем влиять на внешний фактор, к которому относятся объективные характеристики предмета (форма, цвет, текстура и др.). Внутренний фактор же полностью зависит от нашего эмоционального жизненного опыта, от особенностей нашего мировосприятия. Следовательно, мы не можем изменить форму, жанр или сюжетную структуру фильма, не можем повлиять на готовый демонстрируемый кино контент, но можем воспринимать его информацию, пропуская ее через индивидуальную эстетическую призму восприятия и делать выводы о художественной ценности произведения.

Из вышеописанного можно судить о том, что эстетическое восприятие, как таковое, зависит от многих компонентов, в число которых входят внешние (формат кино, его качество, степень режис­серского, актерского, операторского мастерства в воплощении главного замысла и многое другое) и внутренние (наши собственные ожидания, наше мировоззрение, наши жизненные позиции и т. д.) факторы.

Можно пытаться описать и изучить своеобразные черты и свойства явления эстетики цифровой эпохи, но намного важнее на данном этапе понять, насколько эффективным средством она станет для развития мирового кинематографа, каким потенциалом обладает, какие возмож­ности в себе несет. Возможно ли, что новая эстетика охватит и подчинит своей философии мейнстрим или так и останется атрибутом «кино для избранных»? Или обернется целым художественным направлением в киноискусстве XXI века?

 

Список литературы: 
1. Артюх А. Время конгломератов: Последствия глобализации американской киноиндустрии // Искусство кино. – 2010. – № 3/ [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2010/03/n3-article13 (Дата обращения: 28. 03. 2018).
2. Ганиева Э.Р. Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя// Молодой ученый. – 2017. – № 21. – С. 59-61. 
3. Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_15686#1 (Дата обращения: 15. 04. 2018).
4. Жабский М.И. Художественно-коммуникативная природа киноискусства// [Электронный ресурс] URL: www.rfbr.ru/rffi/portal/popular_science_articles/0_34459#1 (Дата обращения: 15. 04. 2018)
5. Подойницына И.И. Кино как фактор глобализации и как глэм-продукт: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2011. — Выпуск 3. — С. 250-262. 
6. Роберт Розен. Новая эстетика цифровых технологий: Некоторые хаотичные размышления// Трайбека. [Электронный ресурс] URL: https://www.tribecafilm.com/stories/516d660a22b152f2e6000001-toward-a-new-digital-aest (Дата обращения: 5.04.2018).
7. Эстетическое восприятие// StudLib [Электронный ресурс] URL: https://studlib.info/psikhologiya/3821266-yesteticheskoe-vospriyatie / (Дата обращения: 30.03.2018).