Статья:

Сравнительное изучение пипы южных и северных областей Китая

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Ли Я. Сравнительное изучение пипы южных и северных областей Китая // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 16-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительное изучение пипы южных и северных областей Китая

Ли Я
аспирант, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белоруссия, Минск

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению одного из самых распространенных и известных китайских щипковых музыкальных инструментов – пипы. Автор прослеживает историю создания инструмента и проводит сравнительное изучение южной и северной пипы с точки зрения изменения формы, тембра, способа исполнения, нотации и других аспектов. Кроме того, детально рассматривает два разных пути развития пипы, как способа передачи изящной древней китайской музыки.

 

Ключевые слова: пипа; щипковый музыкальный иструмент.

 

Пипа – вид древнего струнного щипкового музыкального инструмента, получивший распространение в период династий Цинь и Хань и пользующийся популярностью и в наше время. Инструмент модернизировался и передавался из поколения в поколение на протяжении более тысячи лет [2, с. 33]. Пипа – дивный цветок китайской музыкальной культуры, она занимает важное место в истории развития китайской этнической музыки. Модернизация и сохранение этого инструмента из поколения в поколение отражает развитие китайской музыкальной культуры. После становления Китайской Народной Республики, пипа, имевшая после циньской эпохи 4 непод­вижных лада и 10 или 12 дополнительных ладов, развилась до пипы с 6 неподвижными ладами и 24 или 26 дополнительными ладами; расширился диапазон, лады; с помощью двенадцатиступенной расстановки стало возможным произвольное модулирование [2, с. 37]. Из первоначального варианта с поперечным обхватом, пиццикато, с четрырехладного инструмента, пипа развилась до инструмента с 6 неподвижными ладами и 24 или 26 дополнительными ладами [2, с. 37]. Под влиянием мощного интегрирующего слияния китайской культуры, пипа из чужеземного музыкального инструмента превратилась в настоящий народный музыкальный инструмент китайского государства. Почему же существует разделение на южную пипу (вариант южных регионов Китая) и северную пипу (вариант северных и центральных регионов Китая)? Это вызвано тем, что, несмотря на единство происхождения южного и северного вариантов пипы, в результате развития эти инструменты постепенно приобрели свои особенные черты. Самое раннее упоминание пипы в письменных источниках имеется в этимологическом словаре «Шимин, комментарии в отношении музыкальных инструментов» автора Лю Си времен правления династии Восточная Хань [1, C. 22]. Начиная с эпохи династий Цинь-Хань до династии Тан, название «пипа» относилось ко всем переносным струнным щипковым инструментам, которые держали руками, включая две следующие разновидности: первая развилась от пипы с летящей струной, впоследствии ставшей предшественницей саньсяня (китайского трехструнного щипкового музыкального инструмента). Другой вид стал прародителем циня, чжэна, цимбал и шэна. Пипа упоминается в произведении «Новая история династии Тан. Повествование с истоков» автора Оуян Сю. Пипа имеет изогнутую шейку, усилитель в виде груши, 4 струны закреплены в 4 непод­вижных лада, тыльный изгиб составляет примерно 90 градусов. Упоминается в «Книге об эпохе Суй. Музыкальные заметки» автора Вэй Чжэн [1, с. 23]. Таким образом, мы видим, что пипа династий Цинь-Хан отличается от той, которую мы используем в настоящее время. Отличия южной и северной пипы обусловлены изменением кривизны тыльной стороны инструмента. Во времена династий Суй и Тан социальная стабильность и экономическое процветание способствовали усилению культурных связей между странами Запада и Китаем. Начиная со времен этих династий (Суй и Тан) «пипа» получила название «пипа с изогнутой тыльной стороной» [1, с. 25]. В настоящее время пипа – это четырехструнный инструмент с 4-мя ладами грушевидной формы с изогнутой тыльной стороной, задняя часть которого преимущественно сделана из сандалового, красного и розового деревьев, а передняя из древесины павловния [1, с. 24]. В период династий Мин и Цин форма пипы и способ игры на ней потерпели заметные изменения: обычная четырехладовая пипа приобрела вид пипы, имевшей 4 неподвижных лада и 10 дополнительных ладов или 4 неподвижных лада и 12 дополнительных ладов, расширился диапазон звучания. Головная часть грифа стала длиннее, угол изогнутости тыльной стороны уменьшился с 90 градусов до 45, исполнение стоя стало более удобным (способ держания северной пипы изменился с поперечного обхвата на вертикальный обхват, способ держания южной пипы остался верен традициям Танской династии – поперечный обхват). Музыкальные произведения, исполняемые на пипе в то время, стали разнообразнее [1, с. 26]. В период республики (1912-1949 гг.) стандартная форма северной пипы уже была определена. Длина инструмента составляла от 96 до 104 сантиметров. Господин Чэн Ву Цзя расположил струны в соответствии с двенадцатиступенной расстановкой, что изменило пипу с 4 неподвижными ладами и 12 дополнительными ладами на пипу с 6 неподвиджными и восемнадцатью дополнительными ладами [1, с. 26]. После становления Китайской Народной Республики, укрепления национального единства, экономического процветания, развитие музыки стремительно пошло на подъем. На сегодняшний момент северная пипа из пипы с 6 неподвиджными и восемнадцатью дополни­тельными ладами развилась до пипы с 6 неподвижными ладами и 24, 25 или 28 дополнительными ладами, диапазон звучания значительно расширился и достиг трех с половиной октав, 12 полных полутонов и возможностью произвольной модуляции. Струны изменились с оригинальных на стальные или стальные, обмотанные нейлоном, звук стал извлекаться не при помощи собственно ногтя исполнителя, а с помощью плектра, изготовленного из целлулоидного материала. Это сделало звучание пипы более полным, ярким и сильным [1, с. 27]. Пипа с южным звучанием, сокращенно называемая южной пипой (во времена правления династий Тан и Сун, застольная музыка при императорском дворе просочилась в южные регионы провинции Фуцзянь и сформировала среди народной музыки «южное звучание»), стала одним из самых главных музыкальных инструментов Южного Китая, в частности провинции Фуцзянь, и стала играть ведущую роль при исполнении южной музыки [3, с. 18]. Южная пипа имеет изогнутую тыльную сторону, 4 струны, 4 неподвижных и 10 дополнительных ладов, две точки аккупунктуры, исполнение ведется в полусогнутой позе с поперечным обхватом инструмента. До нашего времени форма южной пипы сохранила особенности, характерные для династий Мин и Цин; для нотации используется древнее китайское нотное письмо, способ держания остался традиционным со времен Танской династии: поперечный обхват [3, с. 19].

 

Рисунок 1. Пипа

 

Южная пипа имеет грушевидную форму, узкую горловину и широкую, плоскую середину, большую дихирию, высокий верхний порог, две точки аккупунктуры и тонкую изогнутую тыльную сторону. Головка грифа располагается под тупым углом в 135 градусов. Пипа имеет 4 неподвижных и 9 или 10 дополнительных лада, длина инстру­мента составляет около 96 сантиметров, ширина – около 33 сантиметров, рабочая линия составляет около 71 сантиметра и масса – около полутора килограмм. Декорирована яркими ракушками, что делает ее не столько изящным музыкальным инструментом, сколько искусным художествен­ным изделием ручной работы. Следуя традициям династии Мин, пипа имеет 4 неподвижных и 9 дополнительных лада или 4 неподвижных и 10 дополнительных лада, смежные неподвижные и дополнительные лады образуют тона и полутона, диапазон звучания близок к трем октавам [6, с. 37]. Северная пипа имеет длинную грушевидную форму, дихирию, сделанную из бамбука, широкий шейный изгиб, 6 непод­вижных и 24 или 25 дополнительных лада, длина инструмента – около 102 сантиметров, ширина - около 30 сантиметров, задействованная длина струн - 73 сантиметра, вес составляет около четырех килограмм. Верх, изготовленный из твердой древесины, обрамлен рисунками различной формы из кости, также могут быть вставлены изделия из ракушек или каллиграфические или живописные изображения. Инструмент выходит ярким, но в то же время изысканным. 6 неподвижных и 24 или 25 дополнительных лада образуют 12 полу­тонов, которые можно произвольно модулировать. Между подвижными и дополнитель­ными ладами одинаковые промежутки в полутон. Звучание достигает трех с половиной октав [6, с. 39]. Звучание северной пипы можно охарактеризовать как “свободное”, “легкое, звенящее”, “рассыпающееся” и т. п. Выходящий звук довольно мощный, увесистый, звук способен передаваться на достаточно большое расстояние. Южная пипа сохранила изысканный древний стиль звучания, особое внимание уделяется спокойному, сдержанному, простому звучанию. В южной пипе средняя часть широкая, левая рука перемещается незначительно, аппликатура правой руки преиму­щественно точечная, поднимающаяся и падающая, отдаляющаяся и т. п. Северная пипа длинной грушевидной формы, средняя часть немного более узкая, аппликатура правой и левой руки требует весьма искусной техники исполнения. В настоящее время в процессе создания произведений на северной пипе, часть мелодии подчеркивает ослепительное мастерство игры на пипе. Техника игры на северной пипе очень сложна, высокие, средние и низкие звуки постоянно повторяются, поэтому необходим вертикальный обхват инструмента, вследствие чего обе руки двигаются более активно и повышается их маневренность. Для южной пипы применяется свой собственный уникальный метод музыкальной нотации – традиционное китайское нотное письмо. Традиционное китайское нотное письмо принадлежит к видам нотной записи с фиксированной табулатурой, при которой каждой последовательности аккордов и звуку присвоено уникальное обозначение. Основной тон, октава выше, октава ниже, случайные альтерации также имеют свою собственную уникальную систему символов (благодаря использованию данной системы, записанная уникальными выразительными символами музыка доциньской эпохи дошла до наших дней) [4, с. 7]. Для северной пипы применяется главным образом нотно-цифровая запись (например, цифры «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7» обозначают ноты), что согласуется с международными стандартами. В некоторых случаях также исполь­зуется нотный стан. Для обозна­чения последовательности аккордов северной пипы применяются знаки «一, ∥, 三, x», что обозначает «однострунный, двухструнный, трехструнный и четырехструнный» соответственно [4, с. 9]. В «южной музыке» с ее богатым культурным наследием, элегантной простотой, глубокой сдержанностью и очарованием нельзя не признать влияния местных наречий жителей провинции Фуцзянь, и даже диалектов жителей Тайвани, Гонконка, Макао и китайских диаспор в других странах. Она обеспечивает духовную связь жителей юга Китая, и, впитав особенности передававшихся на протяжении тысяч лет древних музыкальных жанров, ее уникальная форма сохранилась до наших дней [5, с. 42]. Южная пипа стала основой южного звучания, его ведущим инструментом и передающимся из уст в уста наследием древних искусств. Северная пипа в современном мире переживает небывалый расцвет. Северная пипа модернизируется, для нее пишут множество новых произведений, изобретают новые приемы игры на ней. Теория искусства игры на северной пипе становится все более комплексной и системной. Часто проходят концерты для широкой аудитории. Для того чтобы заставить северную пипу отвечать требованиям современ­ности, происходит ее модернизация, при ее изготовлении применяются различные материалы, и так возникает гремящая пипа, лунная пипа, пипа с высоким звучанием, электропипа, кристальная пипа [4, с. 9]. Современные композиции для пипы можно разделить на два основных типа: первый – произведения, написанные исполнителями на пипе. К таким можно отнести, например, «Музыку для балета народности И» Ван Хуэйжань, «Нось праздника факелов» У Цзюньшэн, «Ритм» У Юйся и другие. К другому типу относятся произведения, написан­ные композиторами специально для пипы, такие как «Хуа Мулань» Гуань Жэнь, «Пожелание» Чжао Цзипин, «Весна» Тан Цзяньпин и другие [4, с. 10]. Профессиональное образование и распространение знаний о северной пипе уже вступило на путь систематизации, стандартизации и становления как науки. Получили распространение многочисленные материалы по пипе, такие как «Обучение пипе для детей» Хэ Цзисай, «Обучение основам игры на пипе» У Юйся [4, с. 11] и другие издания по технике игры на пипе. Обучение игре на северной пипе подразделяется на две основные категории: общее и профессиональное. В аспекте общего образования, общий уровень профессионализма преподавателей был поднят, обучение строится на индивидуальном подходе в соответствии со способностями, что способствует повышению интереса учащихся и повышению базового уровня начинающих. В аспекте профес­сионального образования, все консерватории и музыкальные училища Китая ввели специальности связанные с пипой. Основное внимание уделяется изучению тради­ционной музыки и умножению знаний по современным направлениям, что позволяет учащимся воспринимать традиционные и современные произведения в их гармонии, а также применять композиционные приемы для создания музыки для пипы. Благодаря упорному труду поколений музыкантов и композиторов, южная и северная пипа сохранились до наших дней, следуя своим уникальным путям развития. Основная роль южной пипы заключается в сохранении традиционной музыкальной культуры, в то время как для северной характерны инновации. Но уникальные черты каждого из вариантов пипы способствуют диверсификации и развитию искусства. Историческая роль пипы очень важна: она пользовалась популяр­ностью как среди правящего класса и сановников, так и у простого народа. Пипа имеет как культурную, так и эстетическую ценность. На протяжении долгой истории своего развития, пипа вошла в музыкальную культуру ханьцев, стала основным элементов этнической музыкальной культуры национальных меньшинств и диаспор, а также стала формой музы­кального искусства, почитаемой образованными людьми прошлых веков [3, с. 26]. Это позволило ей сохранить свою популярность на протяжении тысяч лет. В настоящее время существует большое количество научной литературы о происхождении пипы, ее форме, эстетике и других аспектах. В настоящей статье представлены обобщенные комплексные результаты таких исследований, от истории развития пипы вплоть до сравнения особенностей формы, звучания, способа исполнения и нотной записи для южного и северного вариантов пипы. Понимание истории пипы, закона ее развития, развития культуры этнической музыки Китая имеет практическое значение для нашей современности, а также для будущей научно-исследовательской работы.

 

Список литературы:
1. 韩淑德、张之年,《中国琵琶史稿》,四川:人民出版=хань, шудэ. Чжан, чжинян. Китайский пипа История/шудэ хань, чжинян Чжан//народное издательство. -1985. - № 11. - C. 21-27.
2. 杨荫浏,《中国古代音乐史籍》,人民音乐出版社=ян, инлю. древние китайские истории музыки/инлю ян//музыкальное издательство народа. -2004. - № 5. - C. 33-41.
3. 王耀华,《福建南音》,人民音乐出版社=ван, яохуа. Фуцзянь Южная Инь/яохуа ван//музыкальное издательство народа. - 2002. - № 8. - C. 17-26.
4. 吴俊生,《琵琶演奏法》,山东:人民出版社=ву, цзюньшэн. метод пипа играть/цзюньшэн ву//народное издательство. -1975. - № 2. - C. 7-12.
5. 郑国权,《保护南音文化的基础建设》,福建艺术=чжэнь, гоцюань. Защита культурной инфраструктуры Южная Инь/гоцюань чжэнь // Фуцзяньнародное издательство. - 2008. - № 1.- C. 42-49.
6. 陈惠清,《琵琶艺术发展完善的历史轨迹》,音乐研究=чэнь, хуйцин. пипа развития истории искусства/хуйцин чэнь // Музыкальные исследования. -1996. - № 10. - C. 37-43.