Статья:

МОТИВЫ УЗОРОВ КИТАЙСКОЙ БРОНЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Ян Л., Кокуашвили Н.Б. МОТИВЫ УЗОРОВ КИТАЙСКОЙ БРОНЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВЫ УЗОРОВ КИТАЙСКОЙ БРОНЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Ян Лидун
магистрант Академии Архитектуры и Искусств, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кокуашвили Наталья Борисовна
доцент кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Основной целью данного исследования является анализ применения китайских бронзовых узоров в современном дизайне одежды с целью прояснения их культурной коннотации, художественной ценности и перспективного влияния на современный дизайн одежды. Как сокровище традиционной китайской культуры, бронзовые узоры несут в себе богатые исторические воспоминания и национальные эмоции, а их уникальные художественные стили и методы производства являются ценным культурным наследием для современного дизайна. В данном исследовании исследуется применение, влияние и образцы китайских бронзовых мотивов в современном дизайне одежды, а также всесторонне анализируются характеристики, типы и культурные коннотации китайских бронзовых мотивов. Чтобы выяснить методы применения бронзового декора в современном дизайне одежды и предоставить дизайнерам новые вдохновения и идеи. Благодаря изучению применения бронзового культурного орнамента больше людей узнают художественную ценность и исторические и культурные коннотации бронзового орнамента, а также будут способствовать наследованию и развитию смежных областей.

В данной статье используются различные методы исследования, такие как метод анализа и метод сравнения. При рассмотрении и анализе соответствующей информации становится понятным исторический фон, художественный стиль и процесс производства бронзы. С помощью сравнительного анализа демонстрируется эффект применения и рыночный спрос современного дизайна одежды, основанного на художественных приемах декорирования бронзовых изделий. Эти методы раскрывают потенциал для всестороннего и глубокого изучения применения традиционного китайского бронзового культурного наследия в современном дизайне одежды. С ускоренным процессом глобализации в области дизайна одежды культурные коды ценятся все больше. Как кристаллизация мудрости разных национальностей, традиционные культурные элементы несут в себе глубокое историческое наследие и неповторимое очарование, обеспечивая богатый источник вдохновения для современных дизайнеров. Цель данной статьи — обсудить инновационное применение традиционных культурных элементов в современном дизайне одежды, проанализировать существующие проблемы, прояснить контрмеры развития и содействовать наследованию традиционной культуры и национальных особенностей посредством инновационного развития.

 

Ключевые слова: традиционные культурные элементы; современный дизайн одежды; инновационные приложения.

 

Являясь важной частью традиционной культуры китайской нации, китайские бронзовые узоры несут в себе богатый исторический подтекст и художественное очарование. Эти узоры не только отражают изысканное мастерство древних ремесленников, но и их глубокое понимание природы, общества и Вселенной. В современном дизайне одежды применение традиционных узоров привносит в дизайн глубокое культурное наследие и художественный колорит. Изучение применения китайских бронзовых узоров в современном дизайне одежды имеет большое практическое значение. Наследование и популяризация этого художественного приема помогают людям лучше изучить и продолжить прекрасную традиционную культуру китайской нации, а также укрепить национальную гордость и культурную уверенность. Применение мотивов бронзовых элементов в одежде повышает художественную ценность дизайна, способствуя глубокому слиянию традиционной культуры и современного дизайна, и давая вдохновение и креативные идеи для современного дизайна одежды. Такая интеграция помогает усилить международное влияние китайского дизайна одежды и продемонстрировать уникальное очарование китайской культуры. Являясь важным декоративным элементом в художественном оформлении бронзовых изделий, мотивы несут в себе богатый культурный подтекст и художественную ценность, отражают не только эстетические концепции различных исторических периодов, но и социальный стиль и религиозные убеждения того времени. Ниже приводится сравнение и анализ орнамента как художественного оформления бронзы династии Шан и Саньсиндуй.

Рисунок 1. Геометрические узоры

 

Геометрический орнамент – распространенный вид декора в художественном оформлении бронзы, который основан на геометрических элементах. Точки, линии, поверхности и т. д., образуют простые и яркие узоры путем регулярного или нерегулярного расположения и сочетания. Эти узоры визуально сбалансированы и гармоничны, демонстрируют ощущение статичной красоты. В художественном оформлении бронзы династии Шан и Саньсиндуй геометрические узоры в основном представлены в виде облачных и грозовых узоров, которые широко используются в декорировании поверхности артефактов, придавая им ощущение легкости и оживления.

 

Рисунок 2. Животные узоры

 

Животные мотивы – один из основных видов декора в художественном оформлении бронзы, где в качестве темы используются фигуры животных, как мотивы дракона, феникса, и др. Животные мотивы часто символизируют власть, достоинство и удачу, демонстрируют чувство силы и красоты через плавные линии и яркие формы . В художественном оформлении бронзы династии Шан и Саньсиндуй животные мотивы в основном представлены в виде резьбы, и наделены глубоким культурным подтекстом и художественной ценностью. Мотивы даоти – самые популярные среди бронзовых изделий. Мотивы даоти создавались людьми того времени в соответствии с реальностью вещей, существовавших в тигре, быке, овце и других прототипах, с использованием преувеличенных, деформированных и других приемов, в соответствии с фантазией о таинственном чудовище в их сердцах [4], [2].

 

Рисунок 3. Фигурные узоры

 

Фигурный узор – вид декора в художественном оформлении бронзы, в основе которого лежит тема фигурных изображений, как танцевальный мотив, охотничий и т. п. Эти фигурные узоры отражают социальную жизнь и обычаи прошлого, демонстрируют жизнь и жизненную силу через плавные линии и яркие формы. В художественном оформлении бронзы династии Шан и Саньсиндуй фигурные мотивы представлены в виде рельефа, наделенным культурным кодом.

Культура династий Шан и Чжоу уже была глубокой и богатой, будь-то открытая планировка столицы Инь и Шан, богатое разнообразие надписей на костях оракулов и зрелая технология изготовления иероглифов или высокоразвитая и известная технология выплавки бронзы – все это свидетельствует о том, что династии Шан и Чжоу уже были богаты традиционной культурой и художественной ценностью [1]. Являясь сокровищем древнекитайского искусства, уникальное художественное очарование и культурный подтекст бронзовых узоров делают их применение в современном дизайне одежды художественно ценным. При извлечении элементов узора необходимо выбрать репрезентативные и легко узнаваемые для применения в соответствии с потребностями современного дизайна одежды. Например, узор в виде морды животного, узор в виде облака или грозы и т. д. Эти элементы имеют отличительные особенности, которые могут быть разумно использованы для придания одежде уникальной художественной атмосферы. В процессе проектирования необходимо обращать внимание на пропорции, симметрию и цветовое соответствие узора, чтобы обеспечить его красоту и практичность в практическом применении.

Благодаря прямому цитированию традиционных бронзовых узоров, современный дизайн одежды может продолжить стилевые характеристики древней культуры бронзы в торжественном внешнем виде и загадочном темпераменте. Например, линии и формы, напоминающие силуэты бронзовых изделий, используются в контурном дизайне костюмов, так что костюмы отражают спокойный и торжественный темперамент в общем стиле. При обработке деталей возможно использование некоторых элементов узоров загадочных животных и астрологических символов, для придания костюмам дополнительной оригинальности и привлекательности. Будучи сокровищем древнего искусства, китайская бронза с ее уникальными формами и изысканными орнаментальными украшениями оказала далеко идущее влияние на современный дизайн одежды. В области современного дизайна все больше дизайнеров стали обращать внимание на художественные элементы бронзы и использовать их в своих коллекциях.

Богатая форма узора бронзовых изделий служит ценным источником вдохновения. Дизайнеры могут упрощать, деформировать и реконструировать узоры бронзовых изделий, а затем умело включать их в технологический процесс или художественное оформление современной одежды. Например, животные узоры, как драконы «чи» и свернувшиеся гадюки на бронзовых изделиях, преобразуются в элементы дизайна с плавными линиями и изящными изгибами, при этом одежда приобретает более современную и модную атмосферу, сохранив традиционную суть. Используя абстрактные узоры, например геометрические, в качестве фона или декоративных мотивов для одежды, создается гармоничное сочетание ретро и современности. При подборе колористического решения древняя элегантность и гармоничная красота бронзового цвета имеет большое значение для современного дизайна одежды. Дизайнеры, опираясь на цветовые уровни и соотношения бронзы, могут использовать их в современном дизайне одежды, для создания произведений с культурным кодом в современной эстетике. В локальной части одежды можно использовать сочетание цветов, схожих с оттенками древней бронзы, например, темно-красный и темно-зеленый, чтобы одежда демонстрировала уникальный художественный шарм бронзового наследия, сохраняя при этом общую согласованность. При выборе материала для дизайна одежды современные технологии могут создавать не только требуемый оттенок, но и имитацию текстуры бронзы, усиливая образное решение дизайнера. Формообразование костюма также зависит от выбранных материалов. Например, материалы из натуральных волокон, такие как хлопок и лен, дышат и комфортны, или высококачественные материалы, такие как шелк, жесткий блестящий, транслируют эффект различных стилей одежды. Благодаря разумному подбору материалов и дизайну пошива можно создать одежду с ретро- и современной атмосферой, чтобы ее обладатель мог одновременно наслаждаться красотой и чувствовать очарование традиционной культуры [5], [6]. Уважение к культурным особенностям – краеугольный камень инновационного дизайна. Как сокровище традиционной культуры, китайские бронзовые узоры несут в себе богатый культурный подтекст и региональные особенности. В инновационном дизайне эти особенности должны быть полностью соблюдены и подчеркнуты, избегая простого копирования для сохранения уникальности и культурного кода. Благодаря использованию современных методов дизайна, таких как 3D печать, трехмерный пошив, триплирование (соединение нескольких материалов) и т. д., бронзовый узор сочетается с современными эстетическими концепциями для достижения гармоничного сочетания традиций и современности [3].

 

Список литературы:
1. Ду Гуаньхуа. Исследование раскопок и современного значения культуры Инь Шан // Южное культурное наследие. – 2020. – № 4. – С. 111–114.
2. Каково происхождение народа саньсиндуй? Почему они закопали все национальные сокровища, как только умерла династия Шан? Jan 13, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1821132292006801305&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 12.04.2025).
3. Каковы особенности эстетики бронзы в периоды Весны и Осени и Воюющих государств? Как она может быть применена в современности? 26 декабря 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1819494177908432801&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 12.04.2025).
4. Сунь Сяонань. Применение бронзовых узоров Шан и Чжоу в дизайне мебели. – Чанша: Центрально-южный лесотехнический университет науки и техники, 2011.
5. Традиционные узоры // Традиционная китайская культура – Коллекция бронзовых узоров Обязательно к покупке! 31 июля 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1804935808793372713&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 12.04.2025).
6. Эта хорошо спроектированная "красота", очень нравится! May 29, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzIwMzMzMjUxNg==&mid=2247596649&idx=3&sn=f2957559558240486c208b6644d3d020&chksm=9753ede57cb9b0d556993d34ccf968d06a320bab82acb47798e6eb77b8c65a76fa577799d6d0&scene=27 (дата обращения: 12.04.2025).