Культурное наследие доисторических цивилизаций как важный источник для научных исследований в области развития искусства одежды на территории Молдовы
Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Культурное наследие доисторических цивилизаций как важный источник для научных исследований в области развития искусства одежды на территории Молдовы
THE CULTURAL HERITAGE OF PREHISTORIC CIVILIZATIONS AS AN IMPORTANT SOURCE FOR SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF THE DEVELOPMENT OF CLOTHING ART IN MOLDOVA
Tatiana Bizgu
University lector, Free International University of Moldova, Republic of Moldova, Chisinau
Аннотация. Одними из главных источников информации о зарождении искусства одежды на территории Молдовы являются сохранившиеся с доисторических времен сосуды, фигуры, украшения, наскальная живопись. В статье рассматриваются древние цивилизации, которые оставили важный след необходимый для научных исследований в области становления культуры и искусства на территории Молдовы и соседствующих государств.
Abstract. One of the main sources of information about the origin of the art of clothing in the territory of Moldova are vessels, figures, and rock carvings preserved from prehistoric times. The article discusses ancient civilizations that left an important mark necessary for scientific research in the field of the formation of culture and art in the territory of Moldova and neighboring states.
Ключевые слова: доисторическое искусство; мегалитическая цивилизация; Кукутень-Триполье; статуи-менгиры.
Keywords: prehistoric art; megalithic civilization; Cucuteni-Tripoli; menhir statues.
Эволюция человеческой цивилизации является разносторонним процессом, она не происходит одновременно и параллельно даже в географически близких регионах. В то время как в некоторых регионах преобладала цивилизация палеолита, в других районах уже в течение тысячелетий обрабатывались металлы. Некоторые культурные зоны были изолированы, следуя своей собственной эволюции. Начиная с раннего палеолита, а также в последующих периодах, исследователями были обнаружены следы многочисленных очагов огня. Этот период стал временем появления обожженной керамики. Многие фигуры из обожженной глины не включая сосуды были найдены в период высшего палеолита. Человек этой эпохи чувствовал прямую и постоянную связь с природой, которую он одухотворял, и был убеждён, что может оказать на неё непосредственное влияние, как на всё своё окружение. Мир предстал перед ним как одно целое. Его искусство было реалистическим, оно воспроизводило реальность, напрямую связанную с его практическим опытом. Позже оно стало концептуальным, стилизованным и абстрактным.
В неолите было создано много луков, гарпунов и стрел для лука; позднее множество украшений из рога, кости. Человек начал обрабатывать полудрагоценные камни - агат, бирюзу, корналин, аметист, лазурит и т. д. - которые часто доставлялись с далеких расстояний [4, с. 43].
В эпоху неолита, как и в позднем палеолите, любовь к украшению тела выражалась ношением браслетов и ожерелий из ракушек, небольших медных и позднее золотых украшений. Огромное значение в этот период играет развитие ткачества. Текстиль приобрел орнаментику многих сосудов этого времени. Также упоминаются штампы из обожженной глины, используемые для татуировок и создания оттисков на тканях. Ткани и деревянные предметы предположительно были богато украшены. Мы вынуждены изучать искусство эпохи неолита почти исключительно по произведениям из обожженной глины. Если, с точки зрения инструментов, неолит представляет собой эпоху обработки камня, то в области художественного творчества это, несомненно, эпоха керамики [3, с. 18].
Эпоха древнего неолита на территории нашей страны представлена культурой Криш, которая зародилась на юге, возможно, в Анатолии. Носители культуры Криш распространились на всей территории нашей родины, привезя с собой технологию производства тонкой керамики, а также многообразие форм и украшений. Как правило, бочкообразные или плавных форм сосуды типа Криш украшались простыми линейными надрезами, иногда в виде прямоугольника или зигзага, но они никогда составляли единой декоративной системы. Малые формы были представлены женскими статуэтками, связанными с культом плодородия и зооморфными фигурами [3, с. 19].
Хотелось отметить, что обряды, связанные с идеей плодородия и магией плодовитости, приобрели огромное значение в этот доисторический период, который определяется практикой земледелия, одомашнивания и разведения животных. В эпоху неолита становятся многочисленными женские статуэтки, похожие на те, что были в эпоху верхнего палеолита, но с отчетливыми чертами и некоторыми хорошо выраженными или преувеличенными анатомическими деталями. Они имели ритуальное предназначение, связанное с культом плодородия [4, с. 54].
Статуи менгиров являются характерными окончанию периода неолита и принадлежат к мегалитической цивилизации. Это не объёмные статуи, а в барельефе со слегка подчеркнутыми контурами тела и конечностей, где переданы черты мужских и женских фигур; иногда детали одежды или оружия. С целью придать им «сверхъестественный» вид была применена стилизация и упрощенная техника подачи. В одном из южных регионов Франции (в Лангедоке) насчитывается более пятидесяти женских статуй-менгиров. Наиболее известной является Сен-Сернина высотой 1,20 м. Множество статуй-менгиров можем наблюдать на Корсике, в Лигурии или других регионах Италии; область их распространения доходит до Японии. Из статуй менгиров, найденных на территории Румынии начиная с переходного периода от неолита до бронзового века, лучше всего сохранился менгир, представляющий женщину из Байи (хранится в Музее Истории и Археологии в городе Констанца). После этого в период железного века на территории нашей страны появятся статуи-менгиры, изображающие фигуры воинов [4, с. 63]. Техника исполнения, типология и стилистика скульптуры в Европе приближается к ближневосточной. Она включает керамические формы в виде стилизованных человеческих фигур. На территории Румынии одной из самых известных стала антропоморфная скульптура, названная «Богиня из Видры» [4, с. 64].
Во второй половине V тысячелетия до н.э. в южной части Румынии возникла цивилизация Гумельница. Эта цивилизация была самой социально-экономически развитой в Европе того времени, и ее развитие сопоставимо с цивилизациями Египта и Месопотамии, которые считаются колыбелью цивилизации человечества. Пространство культуры Гумелница охватило всю Мунтению, юг Молдовы, Добружу, восточную Болгарию и достигла Эгейского моря.
Керамика здесь, украшена по-разному, имеет гравированные, тиснёные или окрашенные орнаменты. Преобладающими декоративными мотивами являются геометрически-спиральные. Люди того времени создавали золотые и медные предметы и украшения. Некоторые пластические объекты этой цивилизации являются настоящими произведениями искусства.
К числу самых красивых глиняных статуй с геометрической орнаментацией периода неолита можно отнести статуи из Трушешть и Вадастра. Они являются шедеврами неолитической скульптуры, уникальными в своём роде в мире. К ним относятся статуи «Мыслитель и женщина» из Чернаводэ, где необычайная сила художественной пластики представлена в синтезе реалистического видения и утонченной стилизации.
Период «неолитической революции» проявился в живописи. На раннем этапе фигуры людей или животных изображали на скалах, в укрытиях или у входа в пещеры, как в юго-восточной Испании, так и на берегах Африки. Позже фигуры также начинают изображать на стенах домов. Примером является Çatalhöyük. Во многих храмах и кирпичных домах в этом городе были обнаружены прекрасные предметы из обсидиана, каменные статуи и несколько фрагментов росписи. Однако на керамических сосудах геометрическая орнаментальная роспись встречается чаще в знаменитой керамике Кукутень [4, с. 65].
Рисунок 1. Неолитическая статуэтка (вид спереди и сзади), из периода культуры Кукутень-Триполье [6].
Рисунок 2. Дизайнер Наим Хан, Нью-Йорк - 2014 вдохновлен завораживающими линиями керамики Кукутень-Триполье [6].
Сосуды из Кукутень и красиво украшенные керамические статуэтки (Рис. 1) старше египетских пирамид. Гипнотизирующие линии вызывают интерес у дизайнеров даже после 7000 лет (Рис. 2). Экспонаты, относящимися к периоду Кукутень выставлены во многих музеях Молдовы, Румынии, а также других городов мира.
Цивилизация Кукутень-Триполье, простирающаяся от юго-востока Трансильвании, включая сегодняшнюю территорию Республики Молдова и запад Украины, вплоть до Днепра, разместилась за период своего максимального распространения на площади более 350 000 квадратных километров. Название этой культуре дали открытия, сделанные в 1884 и 1893 годах в Кукутень, Яссах и Триполье, под Киевом на Украине. Период эволюции этой цивилизации составляет около двух тысячелетий, начиная с 4600–4500 до 2750 г. до н.э., то есть в эпоху неолита. Социальный и общественный строй были очень развиты для этого времени. В пространстве Кукутень для выражения культовых эмоций население использовало три специально выбранных цвета. Они перешли из периода позднего палеолита с некоторыми изменениями в своем содержании и форме, а также в способе применения. Этими цветами были охристо-красный, слоновой кости и чёрно-коричневый [2, с. 25]. Позже в период неолита добавились природно-зелёный цвет. В этот период на данном пространстве преобладал Культ Солнца. Цветовые символы изолированные, комбинированные и выраженные в логически продуманных полосах обогатили ритуальную керамику, одежду, декоративное решение жилища, а также религиозные ритуалы. Символы, выраженные при помощи цветных изображений вошли в практику этих древних поселений. Человек одновременно создавал изображения всевышних сил, а также двойственную концепцию жизни через её космическую форму, надземную и подземную. Через цветовые символы, форму и её местоположение, через пространство в котором он развивался, человек стремился к Добру и изгонял Зло, создавал общий духовный климат, специфический карпатскому пространству [1, с. 12].
Антропоморфные глиняные фигуры Куктень-Триполье (на различных этапах развития данной культуры) позволили частично восстановить одежду, причёску и украшения того времени, утвердив тем самым уровень развития цивилизации и его социальные различия [5, с. 34]. Использовавшиеся в исследованной керамике геометрические мотивы представляют собой отправные пункты при помощи которых карпатское пространство вело свой духовный диалог. В то же время символы, созданные в тот период со временем не утратили свой магический смысл, в свою очередь продолжают оставаться неоспоримой ценностью, передающей информацию о жизни наших предков для современного поколения и тем более для будущего.
Это одна из самых впечатляющих доисторических цивилизаций с расписной керамикой, отличающейся художественной утонченностью форм и декора, нанесенного или вырезанного на антропоморфных сосудах и статуях, а также особенной технологии обработки камня и металлов (медь и золото), в том числе и вопросами на многие из которых до сих пор нет ответа ...Живопись эпохи неолита обычно встречается в 5-м и 4-м тысячелетиях до нашей эры. Преобладающими цветами в ней стали красный, коричневый или черный, очень редко использовался желтый или белый. Фигуры изображались без графических контуров. При этом не использовался естественный рельеф скалы, а размер фигур составлял около 15-20 см, что позволило художнику-неолита создавать многофигурные композиции. Мужчины, как правило, были изображены обнаженными, а женщины - с украшениями и в облегающей одежде. Преобладали сцены охоты, боев из лука, магии и танца, или сцены из повседневной жизни. Без сомнения, эти фигуры также имели определенную магическую функцию, но в то же время художник также добивался эстетического эффекта. По сути, функция этого искусства была связана с магической практикой, призванной оказывать своё влияние на животное которое велась охота. Позже, в новых условиях материальной жизни эпохи неолита (и мезолита), человек не был на столько зависим от условий охоты. Таким образом, интерес художника перешел от животного к человеку. Осознание его новой ситуации и его бесспорного превосходства над животным миром, а также относительной независимости от источника естественного существования, предлагаемого охотой, было духовным завоеванием, настолько важным, что это не могло не вызвать глубокое изменение в сознании и, как следствие, в его художественном вдохновении [4, с. 66]. Искусство эпохи неолита принципиально отличается от искусства верхнего палеолита. Это искусство широкого географического распространения; что объясняется тем, что сейчас человек путешествует на большие расстояния, он начал передвигаться по рекам и берегам, обмениваться товарами или различными предметами. (на расстоянии 200 км от моря были найдены украшения из морских раковин). Поразительное сходство между неолитическими картинами в северной Анатолии, картинами в северной Африке и в юго-восточной Испании позволяет нам предполагать, что группы людей в этих областях, находящиеся так далеко друг от друга, вступили в прямой контакт друг с другом, также обмениваясь идеями и опытом. В том числе необходимо отметить, что неолитическое искусство - это искусство движения, жеста, групповой деятельности, грандиозных сцен повседневной жизни, искусство визуального и логического реализма. [4, с. 69].
Искусство доисторической цивилизации предпочитает отказаться от точного внешнего сходства в пользу абстрактной, насыщенной и наводящей на размышления идеи, передаваемой через процесс стилизации, который ведёт к преобладанию декоративной геометрии, выражающейся также в человеческой фигуре, изображаемой в самых разных действиях, индивидуальных или коллективных, которые направлены на то, чтобы подчеркнуть, как физические, так и духовные качества. Это искусство, которое знает, как пожертвовать точностью реальных анатомических контуров, чтобы иметь возможность получать эффекты, основанные на многозначительности ощущений.
Являясь потомками удивительных цивилизаций, можем наблюдать как древние символы, начиная с самых ранних культур, были воспроизведены последующими поколениями в народном творчестве, архитектуре, предметах быта, керамике, коврах, а также в народном костюме. Цвет, орнамент, стилизация, пластика форм в те доисторические времена говорит нам об уровне культуры на территории Молдовы того периода. Культурное наследие вышеперечисленных доисторических цивилизаций продолжает оставаться одним из важнейшим источников для научных исследований в области развития искусства одежды на этой территории.